формирование навыков грамотного письма
статья (русский язык) по теме
формирование навыков грамотного письма (практические советы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gramotnogo_pisma.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков грамотного письма
Каждого учителя волнует эта тема. Ведь учитель призван обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 класса в определенной системе.
С чего же следует начинать?
Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогают осуществить различные звуковые схемы.
Очень часто бывает так, что ребенок знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ребенка видеть и узнавать орфограммы. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
Третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю.
Итак, звуковой анализ, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки грамотного письма. И эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. В период обучения грамоте появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
Вот некоторые приемы, которые я применяю в своей работе, позволяющие не допускать ошибок, быстро их находить и исправлять.
- При обучении грамоте можно сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Они пригодятся для самостоятельного составления звуковых схем к любому заданному слову
- У моих учеников есть «волшебный квадрат» (квадрат со стороной 5см, украшенный аппликацией). Я говорю, что этот квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. таким образом он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
- По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляю другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении словосочетаний жи,ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием ши. По мере изучения новых орфограмм могут быть следующие задания:
Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с разделительным ь знаком; 1 слово с сочетанием ча, и т.д.
- При изучении какой-либо темы, например темы «Глухие и звонкие согласные», я ежедневно даю задание подчеркнуть в конце или середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя таким образом внимание ученика на изучаемых орфограммах.
- Для формирования орфографической зоркости предлагаю такие упражнения. На доске написаны 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки (прикрепляют красные кружки) под изученными орфограммами, а затем записывают предложение в тетрадь.
- Необходимо с 1 класса вести такую работу, как, письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.
- Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
- На уроках провожу разные виды диктантов. Все диктанты небольшие по объему, состоящие из 2-3 предложений.
- Диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребенок замкнется и не станет спрашивать учителя. Учителю нужно напомнить ученику правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желанный результат в этой работе.
- Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
- Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и с непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной.
- Переходя к изучению все новых и новых тем, нельзя забывать и о том, что учащиеся должны повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему. Например, повторяем правописание разделительного твердого и мягкого знаков. В понедельник ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник эти же слова, но без объяснения. Учитель проверяет и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В среду пишут слова, в которых были допущены ошибки, и новые слова. В четверг пишут небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными знаками. Учитель проверяет и выписывает слова с ошибками. Из этих слов составляется новый диктант, который дети пишут в пятницу. Если ученики допускают снова ошибки, значит всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой же темы и ни в коем случае не приступать к другой. Эта система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Эта система работы позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма
Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.
В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....
Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"
Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...
Работа над формирование навыков грамотного письма.
Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать...
Пропись Упражнения для формирования навыков грамотного письма
Пропись предназначена для детей младшего школьного возраста. Она поможет ребенку овладеть навыками грамотного письма, усвоить правила орфографии, выработат автоматизм в их применении....
Статья. Формирование навыков грамотного письма.
На примере наиболее сложной темы (на мой взгляд) "Безударные гласные в корне слова" показала систему работы по формированию навыка грамотного письма....