Рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Зинченко Ольга Владимировна

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass_fgos.docx69.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная  записка

                  Программа разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

           Рабочая  программа разработана на основе сборника программ «Школа России». / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2011, авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В.М. : Просвещение, 2011.

       Программа реализуется посредством следующего методического комплекта

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.  2класс. В 2 ч. Ч.1 / Просвещение, 2012.
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.  2класс. В 2 ч. Ч.2 / Просвещение, 2012
  3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч.1/ Просвещение, 2012.
  4. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч.2/ Просвещение, 2012.
  5. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 2класс. В 2ч./Издательство «Экзамен», 2012
  6. Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. В 2ч. ./Издательство «Экзамен», 2012
  7. Синякова В.А. КИМы Русский язык 2 класс. – М.: ВАКО, 2012

В авторскую программу изменения не внесены.

В течение года ,возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Планируемые сроки освоения рабочей программы по предмету «Русский язык» с 01.09.2012 г. по 25.05.2013г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи: - изучать язык как культурно-исторический процесс; развивать все виды речевой деятельности школьников; развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа; формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;  развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения; формировать языковое мышление детей; изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему; формировать сознательное отношение к языку как к ценности.

В авторскую программу изменения  не внесены.

                                     

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса « Русский язык» во 2 классе отводится 5 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 170 часов, включая 14 контрольных работ.

Из них:

Контрольное списывание - 1

Диктант                              - 4

Словарный диктант           - 4

Тестирование                     - 1

Контрольная работа          - 4  

 

Формы организации учебного процесса: фронтальная  и индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.  

 Результат изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускником начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

                        Личностные результаты  

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты освоения программы 2 класса:

Ученик научится:

называть  по  порядку буквы  русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком, правила переноса слов.

Упражнения  по  чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка,

Ученик получит возможность научиться:

безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;

делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;

писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;

писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча ща, чу — щу, чк, чн, щн;

правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на Конце слов (чертёж, шалаш);

писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;

писать раздельно предлоги со словами;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;

распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;

употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;

писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;

составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;

использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

                                     

    Содержание программы учебного курса

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

                   

                         Содержание программы учебного предмета

Лексика,  фонетика, грамматика, правописание и развитие  речи (170 ч.)

Наша речь. (3 ч).

Виды речи (2 ч)

Виды речевой деятельности человека

Требования к речи

Диалог и монолог (1 ч)

Текст (4 ч).   

Текст (2ч)

Признаки текста: целостность, связность, законченность

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Части текста (2 ч) 

Построение текста: вступление, основная часть, заключение

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Предложение (12 ч).  

Предложение (3 ч) Предложение как единица речи, его назначение признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания

(без терминологии)

Знаки препинания конца предложения. Списывание.

Члены предложения(9ч)

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Упражнение в распознавании главных членов предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Связь слов в предложении.

Развитие речи.

Коллективное составление  

 текста по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

Развитие речи.

Запись составленного текста по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Работа над ошибками.

Проверочная работа

Тест по теме : «Главные члены предложения» 

Слово и его лексическое  значение (20 ч)

Слово и его значение (4 ч)  

Слово как общее название многих однородных предметов.( что такое лексическое значение слова?)

Слово как общее название многих однородных предметов.( что такое лексическое значение слова?)

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов. Работа с толковым и орфографическим словарями.

Синонимы и антонимы (4ч)

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов

(Что такое антонимы?)

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

 Работа со словарями синонимов и антонимов

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Однокоренные слова (4 ч)

Корень слова (первое представление)

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника.

*Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).

Слог. Ударение. Перенос слова (6 ч)

Слог как минимальная произносительная единица.

( Какие бывают слоги?)

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении

Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка).

Контрольная работа №1по теме: «Предложение. Лексическое значение слова. Слог, ударение, перенос слов».

Анализ контрольной работы.

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. П\Р Проверь себя                                                                                              

Слова. Слова, слова…  (18 ч).  

Слово и его значение (4 ч)  

Слово как общее название многих однородных предметов.( что такое лексическое значение слова?)

Слово как общее название многих однородных предметов.( что такое лексическое значение слова?)

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов. Работа с толковым и орфографическим словарями.

Синонимы и антонимы (4ч)

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

 Работа со словарями синонимов и антонимов

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Однокоренные слова (4 ч)

Родственные (однокоренные) слова 

Корень слова (первое представление

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника.

Звуки  и  буквы.(59  ч)

Звуки и буквы (повторение и углубление представлений) (1 ч)

Звуки и их обозначение буквами на письме.

Русский алфавит или Азбука (4 ч)

Алфавит. Словарный диктант №1.

Контрольный диктант

 за I четверть по теме « Слова, слова,слова…»

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Употребление прописной(заглавной) буквы.

Употребление прописной(заглавной) буквы. Проверочная работа по теме: «Русский алфавит, или азбука»

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Гласные звуки (2 ч) (повторение и обобщение представлений)

Гласные звуки и буквы.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч)

Правописание слов с безударным гласным звуком  в корне.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова  

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.  

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Обобщение знаний о правописании слов с безударной гласной проверяемой ударением.

Слова с безударной гласной непроверяемой ударением.

Правописание слов с безударной гласной непроверяемой ударением. Словарный диктант№2

Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слов

Работа над ошибками.

Использование в речи фразеологизмов, как выразительных средств языка.

Безударные гласные в корне слова.

Развитие речи. Коллективное составление сочинения по репродукции картины  «Зима пришла. Детство»

Составление текста из предложений,  с нарушенным порядком повествования.

Согласные звуки. 1 час.

Согласные звуки и буквы

Согласный звук [й] и буква «и краткое (1ч.)» 

Согласный звук [й] и буква Й

Слова с удвоенными согласными (2 ч)

Удвоенные согласные

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьёз».

Твёрдые  и   мягкие согласные  звуки  и  буквы для их обозначения (2 ч)

 Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

Буквы и, е,ё,ю,ь.

Мягкий знак (ь) (3ч)

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Развитие речи .Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Контрольная работа за II четверть по теме: « Гласные и согласные звук

Работа над ошибками

Проект «Пишем письмо». Словарный диктант №3.

Контрольный диктант за II четверть по теме « Гласные и согласные звуки и буквы»

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Проверочная работа по теме: «Согласные звуки и буквы»

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч (4 ч).

Правописание сочетаний  чк, чн, чт, щн, нч

Обобщение знаний о написании изученных орфограмм.  Развитие речи. Работа с текстом.

Проект «Рифма».  

Буквосочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу.

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Проверь себя

Проверочный диктант по теме « Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Развитие речи. Упражнение в правописании слов с изученными буквосочетаниями.

Звонкие и глухие согласные звуки (1 час)

Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласным на конце слова и перед согласными  (14 часов)

Произношение парного по глухости - звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч)

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова.

Проверочный диктант по теме: «Парные  согласные»

Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученной орфограммой.

 Самоконтроль.

Развитие речи. Составление поздравительной открытки.

Разделительный мягкий знак(4ч.)

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Правило написания и переноса слов с разделительным Ь.

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Обобщение знаний о написании слов с разделительным Ь.

 Проверочная  работа « Проверь себя»

                                             Раздел « Части речи»(58ч.)

Части речи (2 ч)

Общее  представление о частях речи

Формирование умений работать с графической информацией.

                                             Имя существительное (19ч)

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи (3 ч).

Общее представление об имени существительном как части речи.

Имя существительное как часть речи.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.с.46

Роль имени существительного в нашей речи.с.47

Одушевлённые  и  неодушевлённые имена существительные (4 ч).

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных   

Собственные и нарицательные имена существительные (5 ч).

Имена существительные собственные и нарицательные 

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

Развитие речи Сочинение по репродукции картины Васнецова « Богатыри»

Заглавная буква в именах существительных. Имена, фамилии, отчества, клички животных.

Заглавная буква в географических названиях

Проверочный диктант по теме: « Собственные и нарицательные имена существительные»

Закрепление пройденного

Число имён существительных (2 ч).

 Работа над ошибками. Изменение существительных по числам

Имена существительные,    употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).

Синтаксическая функция имени существительного в предложении

Обобщение знаний об имени существительном (5 ч).  

Разбор имён существительных как части речи.

Проверочная работа « Проверь себя. Имя существительное»

Работа над ошибками. Обобщение знаний.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопрос

Глагол (13 ч)

Глагол  как  часть  речи  и  употребление в речи 

(общее представление) (4 ч).Общее представление о словах,обозначающих действие

Синтаксическая функция глагола в предложении( чаще всего является сказуемым) с 70-71

Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять  мальчики и девочки по рисункам учебника.

Контрольная работа  №3за III четверть по теме « Имя существительное. Глагол»»

 Работа над ошибками. Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели»

Число глагола (2 ч).

Изменение глагола по числам.

Словарный диктант № 4

Изменение глагола по числам

Правописание частицы не с глаголом (1 ч)

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Глаголы с частицей НЕ.

Контрольный диктант №3 за III четверть по теме «  Глагол»

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Текст-повествование и роль в нём глаголов (З ч).

Понятие о тексте-повествовании.

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту

Роль глаголов в тексте-повествовании. Проверочная работа « Проверь себя. Глагол»

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Повторение  и закрепление изученного.

Имя прилагательное как часть речи: (13ч) значение и употребление в речи.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании.

Употребление в речи имен прилагательных противоположных по значению.

Сравнение как одно из выразительных средств языка

Единственное и множественное число имён прилагательных (2 ч).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч)

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»

Работа над ошибками

Текст – описание и роль в нём имён прилагательных (3ч.)  

Роль имён прилагательных в тексте – описании

Развитие речи. Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Мои достижения . Итоговая комплексная работа. №4

                                                      Местоимение (4ч)

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) (2 ч).

Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Текст-рассуждение

Структура текста-рассуждения.

Развитие речи. Работа с текстом. С.105-106

Проверочная работа по теме: «Местоимение»

Предлоги (6ч)

Анализ работы. Работа над ошибками

Роль предлогов в речи.Предлог как часть речи.

Правописание предлогов с именами существительными.

Развитие речи. Редактирование текста. Восстановление деформированного повествовательного текста

Работа над ошибками. Обобщение знаний о предлоге.

  Проверочная работа « Проверь себя. предлог»

Итоговый контрольный диктант №4

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Проект «В словари – за частями речи!

 Предложение. Главные члены предложения

Предложение. Установление связи слов в предложении.

Слово и его значение.

Проверочная работа Тестирование

Анализ работы. Работа над ошибками.  Повторение по теме: «Части речи.»

Повторение по теме: « Части речи»

Повторение по теме: «Звуки и буквы»

Повторение по теме: «Правила правописания»

Контрольное списывание

Правописание предлогов 

 Правила правописание корней

Правила правописания корней.

Правописание не с глаголами

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

Виды и типы уроков:

  1. комбинированный урок;
  2. открытие новых знаний;
  3. обобщающий урок;
  4. урок закрепления;
  5. нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков;

Формы контроля:

  1. коллективная;
  2. фронтальная;
  3. групповая;
  4. индивидуальная работа;
  5. работа в парах.

Средства контроля 

  1. тесты;
  2. контрольные работы;
  3. диктанты;
  4. зачёты.

                                                         

                                   

                                                  Учебный план

№п\п

                        Название разделов

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Наша речь

3ч.

3ч.

2

Текст

4ч.

3

Предложение

12ч

12ч

4

Слова, слова, слова…

18ч

18ч

5

Звуки и буквы

59ч.

59ч

6

Части речи

58ч

58ч

7

Итоговое повторение

16ч

16ч

170

170

                                   Контрольно – измерительные материалы

                             

№п\п

             Вид работы

                          Тема

1

Контрольная работа №1

Предложение. Лексическое значение слова. Слог, ударение, перенос слов.

2

Словарный диктант №1

Слова с непроверяемым написанием

3

Контрольный диктант №1

Слова, слова, слова…

4

Словарный диктант №2

Слова с непроверяемым написанием

5

Контрольная работа №2

Гласные и согласные звуки

6

Словарный диктант №3

Слова с непроверяемым написанием

7

Контрольный диктант №2

Гласные и согласные звуки и буквы

8

Контрольная работа №3

Имя существительное. Глагол

9

Словарный диктант №4

Слова с непроверяемым написанием

10

Контрольный диктант №3

Глагол

11

Итоговая комплексная работа №4

Итоговая комплексная работа

12

Итоговый контрольный диктант№4

Итоговый контрольный диктант

13

Проверочная работа

Тестирование

14

Контрольное списывание

Контрольное списывание

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

           

Книгопечатная продукция 

Рабочие программы. 1- 4 классы «Русский язык» Горецкий В.Г., Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2011.

Учебники

Канакина В.П. ,Горецкий В.Г . Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.1– М.: Просвещение, 2012

Канакина В.П,Горецкий  В.Г . Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.2– М.: Просвещение, 2012

Рабочие тетради

Канакина В.П.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2012. 

Канакина В.П.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч.2.– М.: Просвещение, 2012. 

Методические пособия

 Канакина В.П., Горецкий Русский язык. Методическое пособие. 2 класс

Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных картинок с соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Технические средства обучения

      Аудиторная доска

      Интерактивная доска

      Компьютер

      Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

      Презентации по русскому языку



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа  составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс...