«Обобщение об имени прилагательном и имени существительном»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок тесно связан с предыдущими уроками данной темы и опирается на приобретенные ранее учащимися знания, умения, навыки. Проблемная формулировка темы позволяет обеспечить исследовательский характер закрепления и усвоения материала. Таким образом, через каждый этап урока можно проследить открытия - увидеть значимость имени прилагательного и имени существительного, как они влияют на речь, как связаны между собой эти части речи, выявить сходства и различия, от этапа к этапу-постоянный прирост знаний, повторение и закрепление активное и развивающее, способствующее разрешению проблемы урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение об имени прилагательном и имени существительном»
Цели:
- сопоставить прилагательное с существительным, выявить сходства и различия данных частей речи;
- развивать умение точно и правильно использовать в речи имена прилагательные и существительные; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, творческую мыслительную деятельность;
- воспитание интереса к русскому языку.
Учебник. Русский язык. 4 класс. Т.Г. Рамзаева – Москва “ Дрофа”,2007г.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
На доске: Вместе – служба, вместе – дружба.
– О каких частях речи это высказывание? Почему?
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:
Существительное с прилагательным
Живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
III. Тема урока.
Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение разделов об имени существительном и имени прилагательном. Сейчас вам предстоит обобщить полученные знания.
Какая тема нашего урока? Какие цели мы перед собой поставим?
Сегодня у нас необычный урок. Это урок - приключение, полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле знаний.
В этом путешествии нам понадобятся: тетради, ручки, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и конечно, хорошее настроение. Готовы!
Мы отправимся с вами в путешествие. А что такое ПУТЕШЕСТВИЕ? (ответы детей)
Отгадайте загадку и вы узнаете, где будет проходить наше путешествие:
Кругом вода – а пить нечего. (море).
А на чем можно путешествовать по морю? Слайд
Как по-другому называется морское путешествие?
- В бортовых журналах запишите дату.
II. Минутка чистописания.
Отправляемся из порта «Чистописание». слайд
- Выделите первый звук в слове МОРЕ.
- Дайте характеристику звуку М (согл., звонкий, непарный, твердый,)
- На море у нас небольшое волнение, как в этих строчках мМм.
- Слушаем внимательно, пишем красиво.
- Прочитайте слова, что вы можете сказать про эти слова: слайд
Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского, приморский.
- А все ли они однокоренные? (морилка – это краситель для дерева, который растворяется в воде)
- Еще какие слова лишние? Почему? (изменилась форма слова)
Море, моряк, морской, морячка, , заморский, мореход, приморский.
На какие 2 группы можно разделить эти слова? Запишите, выделите корень.
Что вы знаете о написании корня в однокоренных словах?
3. Словарная работа
Вперед! Я желаю вам СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ. Так говорят моряки. А что это обозначает? (счастливого пути)
И вот уже море «Словарных слов» слайд
Пут.шествие морск… к.рабль огромн…
вет.р северн… Обл.ко пушист…
К.питан отважн… п.года ветрен…
Вам нужно не только вспомнить словарные слова но и вспомнить написание окончаний имён прилагательных.
Как правильно написать окончания имён прилагательных?
От чего зависит окончание имени прилагательного?
Как ещё можно проверить безударное окончание прилагательного?
Обменялись тетрадями и проверяем. слайд
Оцените свою работу.
4. Орфографическая минутка
Мы приближаемся к двум островам. Как вы думаете, какие они имеют названия?
А между ними пролив ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ
Чтобы его преодолеть, нужно выполнить задание
Парусный корабль легко заскользил по волнам и понесся в открытое море.
Найти и объяснить орфограммы. Разобрать по членам предложения. Назвать словосочетания (прил. + сущ.), определить падеж прилагательных
Как определить падеж прилагательного?
5. Физминутка
А сейчас мы отдохнем на берегу Мертвого моря. 2 слайда
Это море находится между Израилем и Иорданией, оно такое соленое, у него высокая плотность воды, оно держит человека на воде.
Закройте глаза и представьте, что вы покачиваетесь на волнах Мертвого моря и подумайте, каким может быть море. (называют)
Для чего нужны прилагательные?
Чем больше мы знаем прилагательных, тем красивее и разнообразнее наша речь.
Как называются прилагательные схожие по смыслу?
А какие ещё бывают?
Назвать антонимы и показать в действии (большой, высокий, низкий, длинный, больной)
Каких людей называют здоровыми?
Здоровым можно назвать не только человека, который не болеет. Человек, который много читает, старается учиться, правильно поступает, все успевает, занимается и спортом, и танцами, всем интересуется, добрый, честный, умный – его тоже можно назвать здоровым. Здоровый человек красив во всем и телом, и душой, и разумом.
6. Повторение об имени существительном и прилагательном
По курсу ОСТРОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Команда корабля разделится на три команды и на шлюпках отправится к островам, чтобы их исследовать (работа в группах) А почему на 3 команды, ведь островов два?
Рассказать всё, что знаете об имени существительном и прилагательном по плану
- Вопросы для 2 группы:
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
-Что обозначает?
-Как изменяется?
-Роль в предложении.
Вопросы для 2 группы:
Что такое имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Что обозначает?
-Как изменяется?
-Роль в предложении.
3 группа работает по карточкам
2) Проверка готовности групп. Отвечают по очереди
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
А сейчас вопросы для всех
-В чем же различие и сходство между именем существительным и именем прилагательным?
Назовите сходства: Имя существительное и имя прилагательное – это часть речи, изменяются по числам, по падежам.
Назовите различия:
Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом, не изменяется по родам
Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В ед. числе изменяется по родам. В предложении является второстепенным членом, бывает сказуемым.
-С какой частью речи связано имя прилагательное?
7.Закрепление
Найти ошибки
1)Мы уже почти у цели. По курсу ЗЕМЛЯ ЗНАНИЙ.
Но впереди какой-то небольшой островок. Слайд
На нём живут безграмотные пираты. Давайте им поможем, исправим ошибки в тексте.
(по рядам)
2)Проверка
Оцените свою работу.
Ещё раз вспомним, как правильно написать безударные окончания прилагательных?
Как определить число, род, падеж прилагательных?
8. Самостоятельная работа
Вставить окончания прилагательных (записать через запятую только окончания)
У дальн… берега
По быстр… течению
На облачн… небо
Высок… мачта
На огромн… волне
Проверка
Оцените свою работу.
9.Итог урока
Игра "Веришь - не веришь".
- верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА.
- А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по вопросу) - А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, ий, ой? НЕТ. (ая-яя) - А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА.
- А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. (какой, какая, какое)
- А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да.
- А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)
– Что необычного было на уроке?
-Оцените работу своей группы на уроке.
-Оцените работу других групп на уроке. (Объясните свою оценку).
-Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вместе – служба, вместе – дружба. « Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном» ТЕМА
Слушаем внимательно! Пишем красиво!
мМм мММм мМм мММм
Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского, приморский .
Море, моряк, морской, морячка, заморский, мореход, приморский .
морск… пут..шествие огромн… к..рабль сев..рн… вет..р пушист… обл..ко отважн… к..п..тан ветрен… п.года Море «Словарных слов»
Проверка Морск ое пут е шествие огромн ый к о рабль северн ый вет е р пушист ое обл а ко отважн ый к а п и тан ветрен ая п о года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мёртвое море
-Что такое имя существительное? -На какие вопросы отвечает имя существительное? -Что обозначает? -Как изменяется? -Роль в предложении.
Остров «Имя прилагательное» Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает? -Как изменяется? -Роль в предложении.
имя существительное имя прилагательное Часть речи Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? Что? Предмет? Признак предмета по числам по падежам по числам по падежам ______ по родам ( ед. ч. )
Найди ошибки Синие небо и свежие дыхание ветерка манили на прагулку. Как хорошо раннем утром в лису! Из-за далекова леса выкатилось огромные сонце .
Синие небо и свежие дыхание ветерка манили на прагулку. / / / е е о Проверяем
Как хорошо раннем утром в лису! / / и е Проверяем Из-за далекова леса выкатилось огромные со л нце. / го / о
Земля Знаний У дальн… берега По быстр… течению На облачн… небо Высок… мачта На огромн… волне
-его, -ому, -ое, -ая, -ой Проверяем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок русского языка в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...
Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных
Цели урока:1. Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2. Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3. Воспитыв...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс
План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...
Обобщение об именах прилагательных и именах существительных.
На данном уроке обобщаются и и закрепляются знания учащихся об именах прилагательных и существительных....
Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.
Данная презентация является дополнением к конспекту урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...