Тема "Имя прилагательное", 4-й класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Великая Елена Александровна

Урок русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc49.5 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx11.13 КБ
Office presentation icon slaydy_k_uroku.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

                         Урок по русскому языку.

 Тема "Имя прилагательное", 4-й класс

                                         Великая Елена Александровна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27

 

Тип урока: Систематизация знаний.

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Обогащение памяти учащихся разнообразными по лексике именами прилагательными. Развитие речи учащихся.


Наглядность и оборудование:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Слайд-шоу.

Карточки с тестами.

Учебник: Т.Г. Рамзаева, «Русский язык» 2 часть , 4 класс

Ход урока:

I. Организация класса: 
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.

 
II. Сообщение темы и целей: 


- Тема нашего урока: «Обобщение знаний об имени  прилагательном»
- Сегодня мы проверим знания в области имени прилагательного. Будем учиться, правильно говорить и использовать в нашей речи имена прилагательные.

Учитель читает наизусть стихотворение Ф.Тютчева о зиме:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой:
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой-
В нем никто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Уч.: Какое время года описывает поэт?

Д.: Тютчев описывает зиму.

Уч.: Докажите это словами из стихотворения.

Д.: "Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховой", "зимнее солнце", "ослепительной красой".

Уч.: С помощью каких слов автор передает красоту зимней природы?

Д.: Снежная, ослепительная, пуховая.

Уч.: Какие это части речи?

Д.: Это имена прилагательные.

Сегодня на уроке мы будем путешествовать по зимнему лесу.( слайд №1)

III. Повторение раннее изученного.

Минутка чистописания.

-работа в тетрадях с образцами

- письмо соединений ом, ок, ор, он ,оф

Словарно-орфографическая работа (вывод текста с помощью проектора на экран)

Слайд № 2:

П.ссажир, эл.ктр.станция, л.пата, с.рока, з.мляника, к.р.ндаш, ш.ссе, б.бли.тека,

в. гон, г . зета.

-проверка слов в парах.

-Слова, какой части речи мы записали в словарной работе? (Имена существительные)

- Что такое имя существительное?

- Определите род имён существительных (  в словарной работе)

IV. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1. Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных.

- Имена существительные, как вы сказали, обозначают предмет, а слова какой части речи помогают более точно, красочно описать предмет? Какая часть речи может сказать о себе:

        Определяю я предметы,

        Они со мной весьма приметны,

        Я украшаю вашу речь,

        Меня вам надо знать, беречь!

(имена прилагательные)

-Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные? (по родам и числам)

- Как определить род и число имён прилагательных? ( по существительному, с которым оно связано)

СЛАЙД №3:  РАССМАТРИВАНИЕ  ПЕЙЗАЖА ЗИМНЕГО ЛЕСА, СОСТАВЛЕНИЕ И  ЗАПИСЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ОПРЕДЕЛИТЬ РОД И ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

 Так как определить род и число у прилагательного?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные во множественном числе?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные в женском роде, мужском роде, среднем роде?

СЛАЙД №4: опорная схема, разбор.


- Приведите примеры имен прилагательных в среднем роде.

- Составьте предложение с одним из словосочетаний (устные ответы)

 Синтаксический разбор предложения.
- Запишем это предложение и сделаем синтаксический разбор.

   Запись предложения на доске и в тетрадях, синтаксический разбор, составление схемы.

Физминутка ( звучит звукозапись «Голоса леса»)

 


2. Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных. 

Слайд № 5.


- Какие окончания нужно вставить? Почему?
- Сделайте морфологический разбор слова
пушистая.
- Как определить падеж?
 
- В каком падеже употреблено прилагательное
высокой ?
- Какие еще имеют окончания имена прилагательные в этом падеже?

-Подберите к прилагательному высокий слова-синонимы, слово-антоним.
- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?

- В тексте вам встретилось прилагательное тёпленькое. Чем оно отличается от других прилагательных? ( употреблено в уменьшительно-ласкательной форме).

- Приведите примеры таких прилагательных.

-Давайте просклоняем одно из этих прилагательных ( в тетрадях и на доске).

Слайд № 6: опорная схема.

Работа по опорной схеме.

Слайд № 7.
- Определите, какие окончания нужно писать у прилагательных?

Самостоятельная работа: списать текст, выделить окончания прилагательных, определить падеж имён прилагательных.

- Проверка.

3.Работа с учебником.

Упражнение  362,  стр. 43   (Т.Г. Рамзаева, «Русский язык» 2 часть , 4 класс).

Запись текста с комментированием.

V. Самостоятельная работа: тест

Тест

1. Выбери правильный ответ:

Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает  предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена прилагательные:

а) зимовать

б) зимний

в) зимовка

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода.

4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:

а) син..__ (лента);

б) осенн__ (грязь);

в) лёгк..__ (задача).

5. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по:

а) падежам;

б) родам;

в) временам.

ТЕСТ  УЧАЩИЕСЯ СДАЮТ УЧИТЕЛЮ НА ПРОВЕРКУ.

VI. Домашнее задание .

Упражнение 363, стр. 44

VI. ИТОГ  УРОКА.

- С какой частью речи мы работали?
- Какие разборы повторили?
- Что для вас было просто выполнить?
- Что ещё нужно повторить, закрепить?
- Что вам больше всего понравилось ?

        

Слайд № 8.



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

часть речи;

обозначаю признак предмета;

отвечаю на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

изменяюсь по родам;

изменяюсь по числам;

имею связь с существительными;

имею синонимы, антонимы.



Предварительный просмотр:

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направление работы: начальная школа.

Тема урока: «Имя прилагательное»

Характеристика класса: детей в классе- 17 ; уровень развития детей- средний;

Учебник : «Русский язык»   4 класс Рамзаева Т.Г. ; раздел учебника: «Имя прилагательное», в неделю- 5 часов, в год- 170 часов.

Этапы урока:

- Орг.момент

- Сообщение темы и целей  урока,

- Повторение ранее изученного;

- Обобщение знаний об имени прилагательном;

- Самостоятельная работа (тест);

- Домашнее задание;

- Итог урока.

На уроке используется компьютер, проектор, экран.

На уроке используется работа с опорными схемами, синтаксический разбор предложения, упражнения в правописании  безударных окончаний имён прилагательных, повторение слов-антонимов и синонимов, работа с тексом, самостоятельная работа в виде теста, на протяжении всего урока идёт показ слайд- шоу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ

Слайд 2

П.ссажир, эл.ктр.станция, л.пата, с.рока, з.мляника, к.р.ндаш, ш.ссе, б.бли.тека, в. гон, г . зета .

Слайд 4

Изменение имён прилагательных по числам Род Единств. число Множ. число мужской -ой, -ей, -ий большой синий -ые, -ие большие зелёные женский -ая, -яя мудрая зимняя -ые,-ие мудрые зимние средний ое, - ее мудрое зимнее ые, - ие мудрые зимние

Слайд 5

пушист.. ель высок.. сосна хвойн.. лесом зимн.. солнце холодн.. ветром тёпленьк.. гнездо

Слайд 6

Изменение прилагательных по падежам И.п. Тёплый месяц Кудрявая берёза Глубокое озеро Р.п. Тёплого месяца Кудрявой берёзы Глубокого месяца Д.п. Тёплому месяцу Кудрявой берёзе Глубокому озеру В.п. Тёплый месяц Кудрявую берёзу Глубокое озеро Т.п. Тёплым месяцем Кудрявой берёзой Глубоким озером П.п. О тёплом месяце О кудрявой берёзе О глубоком озере

Слайд 7

По дороге зимн.., скучн.. Тройка борз.. бежит, Колокольчик однозвучн.. Утомительно гремит.

Слайд 8

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ часть речи; обозначаю признак предмета; отвечаю на вопросы какой? какая? какое? какие? изменяюсь по родам; изменяюсь по числам; имею связь с существительными; имею синонимы, антонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"

Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...

Урок русского языка "Имя прилагательное" в 4 классе

Совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи....

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное" в 3 классе

Это великолепная компьютерная поддержка к данному уроку...

Имена прилагательные.Закрепление. 4 класс.

Материал- это наглядное пособие для урока. Презентация помогает учителю организовать внимание ребят и развить мотивацию к новому материалу....

Презентация Качественные прилагательные 2-й класс автор Ешмекова И.Г.

Данная презентация, на мой взгляд, является удобным средством отработки и закрепления прилагательных, которые часто встречаются во втором классе в течение учебного года. С этой презентацией удобно раб...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...