Урок русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок сообщения новых знаний по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО МР «Усть-Вымский»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Микунь
Урок русского языка в 3 классе
Тема : «Правописание НЕ с глаголами»
Из опыта работы учителя начальных классов
Бакуриной Н.Л.
МБОУ «СОШ№1» г.Микунь
Цели и задачи урока:
1) Познакомить детей с новой орфограммой — правописание НЕ с глаголами.
2) Обобщить знания детей по части речи глагол.
3) Повторить правописание предлогов и приставок, их отличие.
4) Повторить знакомые части речи.
5) Развивать умения детей анализировать, делать выводы, обобщать.
6) Развивать умение работать самостоятельно.
7) Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям коми-писателей о детях.
Ход урока:
Словарная работа.
- Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. По какой
части, кто догадался? (Глагол)
- Но для этого мы с вами должны подготовиться, а как, это наш секрет.
На доске написаны словарные слова:
Сапо_, со_ нце, в_ гон, вдру_, ст_ лица, ко_ лектив.
- Подчеркните букву, которую поставили и из вставленных букв сложите слово (ГЛАГОЛ).
Это еще раз подтвердило наше предположение о том, что будем работать с этой частью речи.
Блиц-опрос по глаголу.
- Теперь обобщим наши знания о глаголе, проведем блиц-опрос. (К доске вызываются 3
ученика с каждого ряда, которых выбрали дети. Им будут заданы вопросы).
- На партах разложены карточки с вопросами. Эти вопросы задавайте нашим ученикам.
КАРТОЧКА 1.
Выбери правильный ответ:
Глагол — это:
а) часть слова;
б) часть речи;
в)член предложения.
КАРТОЧКА 2.
Глагол — часть речи, которая отвечает на вопросы _________ и обозначает______________
КАРТОЧКА 3.
Найди глаголы:
Кастрюля, пестреет, мокрый, серенький, кричать, гнездо, поговорил, весело,
светит.
КАРТОЧКА 4.
Какие времена есть у глагола?
КАРТОЧКА 5.
Когда и для чего мы используем глагол?
КАРТОЧКА 6.
Как изменяются глаголы?
Кто сможет обобщить все, о чём мы говорили?
Вывод: Глагол — это одна из важнейших частей нашей речи. Употребляя эти глаголы, можно передать любую информацию и узнать о ком или о чём говорят. Глаголы оживляют нашу речь, делают её ясной и понятной.
Словарная работа. Закрепление приставок и предлогов.
Мы продолжим путешествие по волшебной стране Речь, точнее по одной её области — Глагол. Жители — слова, которые живут в этой области, очень разборчивы, любят рассказывать о том, что делают их соседи существительные. Запишем несколько словосочетаний сущ. х глаг.
- Чем отличают приставки от предлогов?
поговорим по душам
сьехали с дороги
побежали по лестнице
зазвучала за стеной.
Сразу обозначаем знакомые орфограммы.
- Какая знакомая орфограмма встретилась в каждом словосочетании?
- Это какая часть речи? (Существительное)
- Что есть у существительных? (Предлоги)
- Почему пишем раздельно?
- А это какая часть речи? (Глагол)
- Делаем какой вывод? ( У глаголов не бывает предлога).
Новый материал.
Какая перед вами книга? (Е. Габова «Варёная сосулька»).
- Кто такая Е. Габова?
- Кто читал эту книгу? Составим предложение.
Иван читал книгу Е. Габовой «Варёная сосулька».
- Кто читал другую книгу к уроку? Составим предложение.
Маша (не) читала книгу Е. Габовой «Варёная сосулька».
- Что общего в этих предложениях?
- Чем они отличаются?
- Почему изменился смысл предложения? (Появилось НЕ).
- Что такое НЕ? К какой части речи относится?
- Какие вы знаете части речи?
- Есть ли среди них НЕ?
- Значит это другая часть речи. Называется — частица. Она придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
Упражнение.
- Я показываю глагол, а вы придаёте ему отрицательное значение.
Говорит
Сверкает
Загорает
Рисует
Считает
Работа с правилом.
Вернёмся к нашим предложениям. Обратите внимание на то, что частицу я заключила в скобочки, как же нужно её писать с глаголами: слитно или раздельно?
- А вот правильно или нет мы думаем, прочитаем в правиле на стр. 100. Прочитайте только 1-ую
часть правила. Делаем вывод.
- Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» всё, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
- Будем ли мы считать это орфограммой?
- Как же будем обозначать? Прочитаем 2-ую часть правила.
-посмотрите, как нужно обозначать эту орфограмму.
НЕ ВИЖУ
НЕ МЕЧТАЮ
- кто внимательно посмотрел, как обозначается орфограмма. Выйти к доске и показать.
Упражнение.
Вернёмся к тем глаголам, к которым мы называли отрицательное значение. Теперь у себя в тетради запишите эти отрицательные значения через запятую. Обозначьте орфограмму.
(Учитель снова показывает карточку со словом, а ученики записывают отрицательное значение).
Проверка.
Самостоятельная работа.
- Найдите в учебнике на стр. 100 Упр. 361, 362. На партах лежат у каждого кружочки. Они обозначают, какое упражнение нужно вам выполнить, посмотрите на доску
ж Упр. 361.
к Упр. 362.
Прочитайте внимательно каждый своё упражнение. Выполните задание, по 4 предложения с каждого упражнения. Приготовимся к проверке.
Проверка.
Итог урока.
- Какое же вы сделали сегодня открытие?
- Что понравилось на уроке? Чему учились?
Дз: Упр.7, стр.106, правило с. 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...
Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола" по УМК "Начальная школа XIX века"...
Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"
Предмет: русский языкКласс: 4Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»Тип урока: ОНЗОсновные цели:Предметные1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным ок...
Методическая разработка урока по русскому языку ( 3 класс) " Правописание частицы не с глаголами"
Формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами...
Урок русского языка 4 класс. Правописание не с глаголами.
Усвоить правило правописания НЕ с глаголами. Научиться применять правило на письме....