Урок русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бакурина Надежда Людвиговна

Урок сообщения новых знаний по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО МР «Усть-Вымский»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Микунь

Урок русского языка в 3 классе

Тема : «Правописание НЕ с глаголами»

Из опыта работы учителя начальных классов

Бакуриной Н.Л.

МБОУ «СОШ№1» г.Микунь

 Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с новой орфограммой — правописание НЕ с глаголами.

2) Обобщить знания детей по части речи глагол.

3) Повторить правописание предлогов и приставок, их отличие.

4) Повторить знакомые части речи.

5) Развивать умения детей анализировать, делать выводы, обобщать.

6) Развивать умение работать самостоятельно.

7) Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям коми-писателей о детях.

Ход урока:

Словарная работа.

- Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. По какой

 части, кто догадался? (Глагол)

- Но для этого мы с вами должны подготовиться, а как, это наш секрет.

На доске написаны словарные слова:

Сапо_, со_ нце, в_ гон, вдру_, ст_ лица, ко_ лектив.

- Подчеркните букву, которую поставили и из вставленных букв сложите слово (ГЛАГОЛ).

 Это еще раз подтвердило наше предположение о том, что будем работать с этой частью речи.

Блиц-опрос по глаголу.

- Теперь обобщим наши знания о глаголе, проведем блиц-опрос. (К доске вызываются 3

ученика с каждого ряда, которых выбрали дети. Им будут заданы вопросы).

- На партах разложены карточки с вопросами. Эти вопросы задавайте нашим ученикам.

КАРТОЧКА 1.

Выбери правильный ответ:

Глагол — это:

а) часть слова;

б) часть речи;

в)член предложения.

КАРТОЧКА 2.

Глагол — часть речи, которая отвечает на вопросы _________ и обозначает______________

КАРТОЧКА 3.

Найди глаголы:

Кастрюля, пестреет, мокрый, серенький, кричать, гнездо, поговорил, весело,

 светит.

                                                                       КАРТОЧКА 4.

Какие времена есть у глагола?

                                                          КАРТОЧКА 5.

Когда и для чего мы используем глагол?

                                                         КАРТОЧКА 6.

Как изменяются глаголы?

Кто сможет обобщить все, о чём мы говорили?

Вывод: Глагол — это одна из важнейших частей нашей речи. Употребляя эти глаголы, можно передать любую информацию и узнать о ком или о чём говорят. Глаголы оживляют нашу речь, делают её ясной и понятной.

Словарная работа. Закрепление приставок и предлогов.

Мы продолжим путешествие по волшебной стране Речь, точнее по одной её области — Глагол. Жители — слова, которые живут в этой области, очень разборчивы, любят рассказывать о том, что делают их соседи существительные. Запишем несколько словосочетаний сущ. х глаг.

- Чем отличают приставки от предлогов?

поговорим по душам

сьехали с дороги

побежали по лестнице

зазвучала  за стеной.

Сразу обозначаем знакомые орфограммы.

- Какая знакомая орфограмма встретилась в каждом словосочетании?
- Это какая часть речи? (Существительное)

- Что есть у существительных? (Предлоги)

- Почему пишем раздельно?

- А это какая часть речи? (Глагол)

- Делаем какой вывод? ( У глаголов не бывает предлога).

Новый материал.

Какая перед вами книга? (Е. Габова «Варёная сосулька»).

- Кто такая Е. Габова?

- Кто читал эту книгу? Составим предложение.

Иван читал книгу Е. Габовой «Варёная сосулька».

- Кто читал другую книгу к уроку? Составим предложение.

Маша (не) читала книгу Е. Габовой «Варёная сосулька».

- Что общего в этих предложениях?

- Чем они отличаются?

- Почему изменился смысл предложения? (Появилось НЕ).

- Что такое НЕ? К какой части речи относится?

- Какие вы знаете части речи?

- Есть ли среди них НЕ?

- Значит это другая часть речи. Называется — частица. Она придаёт отрицательный    смысл слову или всему предложению.

Упражнение.

 - Я показываю глагол, а вы придаёте ему отрицательное значение.

Говорит

Сверкает

 

Загорает  

Рисует

Считает

Работа с правилом.

Вернёмся к нашим предложениям. Обратите внимание на то, что частицу я заключила в скобочки, как же нужно её писать с глаголами: слитно или раздельно?

- А вот правильно или нет мы думаем, прочитаем в правиле на стр. 100. Прочитайте только 1-ую

часть правила. Делаем вывод.

- Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» всё, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

- Будем ли мы считать это орфограммой?

- Как же будем обозначать? Прочитаем 2-ую часть правила.

-посмотрите, как нужно обозначать эту орфограмму.

                                                                       НЕ ВИЖУ

                                                                     НЕ МЕЧТАЮ

- кто внимательно посмотрел, как обозначается орфограмма. Выйти к доске и показать.

Упражнение.

Вернёмся к тем глаголам, к которым мы называли отрицательное значение. Теперь у себя в тетради запишите эти отрицательные значения через запятую. Обозначьте орфограмму.

(Учитель снова показывает карточку со словом, а ученики записывают отрицательное значение).

                                                                                 Проверка.

Самостоятельная работа.

- Найдите в учебнике на стр. 100 Упр. 361, 362. На партах лежат у каждого кружочки. Они обозначают, какое упражнение нужно вам выполнить, посмотрите на доску

            ж        Упр. 361.

           к       Упр. 362.

Прочитайте внимательно каждый своё упражнение. Выполните задание, по 4 предложения с каждого упражнения. Приготовимся к проверке.

                                                                        Проверка.

Итог урока.

- Какое же вы сделали сегодня открытие?

- Что понравилось на уроке? Чему учились?

Дз: Упр.7, стр.106, правило с. 100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола" по УМК "Начальная школа XIX века"...

Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"

Предмет: русский языкКласс: 4Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»Тип урока: ОНЗОсновные цели:Предметные1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным ок...

Урок русского языка 4 класс. Правописание не с глаголами.

Усвоить правило правописания НЕ с  глаголами. Научиться применять правило на письме....