Внеурочная деятельность.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Планирование внеурочной деятельности в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
В комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
- Информационно-содержательные, включающие умения
получить информацию для высказывания, раскрыть тему
и главную мысль в изложении и сочинении. - Структурно-композиционные, предполагающие умения
правильно строить текст: умение выделять части в тексте,
умение связно и последовательно излагать материал, умение
формулировать вводную и заключительную части текста и др. - Умения, связанные с использованием языковых средств,
соответствующих целям высказывания, его типу и стилю. - Умения редактировать текст с целью совершенствования
его содержания, структуры и речевого оформления.
Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчиненности между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приема, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.
Определенная связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана и т. д. Связь между умениями осознается путем сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы текстом. Приемом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над подробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.
Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.
Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых выбираются виды упражнений в связной речи.
Данная программа рассчитана на детей 8 -10 лет.
Цели:
- совершенствовать устные речевые навыки учащихся;
- формирование речевого этикета учащихся;
- формирование у младших школьников письменных речевых умений
(оформление письменной речи в виде изложений, рассказов,
сочинений);
- обучение редактированию всех сторон текста: содержания,
структуры и речевого оформления.
Дети должны усвоить:
♦ последовательность работы над текстом;
♦ определение темы и главной мысли;
♦ выделение слов в предложении, важных для раскрытия;
♦ деление текста на части;
♦ составление плана;
♦ выделение главных частей текста в сжатом и выборочном
изложении;
♦ умение редактировать написанный текст.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема занятия | Словарная работа | Формирование УУД | оборудование |
І ТРИМЕСТР |
- Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста
1-2 | 06.09. 07.09. | Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог» | Гнездо, щебет, птенчик. | Знания о признаках текста. Умение устанавливать последовательность частей в тексте. | Текст напечатан на полосках бумаги. |
3-4 | 13.09. 14.09. | Редактирование текста. | Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
5-6 | 20.09. 21.09. | Восстановление деформированного текста Л.Н.Толстой «Чиж» | Чиж, воля, ни разу не пел. | Умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | Рисунок чижа, текст на полосках бумаги. |
7-8 | 27.09. 28.09. | Восстановление текста с пропущенными словами Г.Скребицкий «Ёлка в лесу» | Лакомились качан | Умение определять и формулировать тему текста,точно употреблять слова в тексте. | Текст на полосках бумаги, рисунок ели. |
9-10 | 04.10 05.10 | Изложение текста по вопросам «Снеговик» | Снежная баба, вместо | Умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь рпедложений в тексте. | Текст на полосках бумаги, иллюстрация снеговика. |
- Выделение из общей работы с текстом ведущих умений
11-12 | 11.10 12.10 | Подробное изложение по рассказу Н.Сладкова «Осенняя ёлочка» | Нарядная, раскину- лась | Умение использо- вать языковые сред ства выразитель- ности. | Иллюстрация осеннего леса. |
13-14 | 18.10 19.10 | Редактирование текста. | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
15-16 | 25.10 26.10 | Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» | Сыплются | Умение проводить наблюдения по заданной теме,выразительно описывать свои наблюдения | Иллюстрация осеннего леса. |
- Отработка умений, связанных со структурой текста
17 | 01.11. | Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке» | Майский жук, колхозники | Умение отличать текст от группы отдельных предложений. | Текст и предложения напечатаны на карточках. |
18-19 | 15.11. 16.11. | Редактирование текста. | Умение определять тему и главную мысль текста. | Памятка «Работа над ошибками» | |
20-21 | 22.11. 23.11. | Свободный диктант по рассказу Э.Шима «Бывшие беспризорники» | Беспризорники Хилый, невдомёк | Умение точно употреблять слова в речи. | Картинки с изображением ромашек, васильков, колокольчи- ков. |
22-23 | 29.11. 30.11. | Сочинение «Снег теперь уже не тот» Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г.Скребицкого «Воришка» | Обрадовались прячется Белка, ручная | Умение отбирать материал по теме. Умение делить текст на части, составлять план. Умениеи формулировать вводную и заключительную части. | Рисунки весны Рисунок белки. |
ІІ ТРИМЕСТР | |||||
24-25 | 06.12. 07.12. | Редактирование текста | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
26-27 | 13.12. 14.12. | Сочинение с заданной структурой текста «Поездка в гости» | Познакомиться Удивительные места | Умение определять тему частей в текста, строить части текста, раскрывать главную мысль. | Памятка, фото удивительных мест. |
28-29 | 20.12. 21.12. | Редактирование текста | Умение раскрывать тему и главную мысль | Памятка «Работа над ошибками» | |
30-31 | 10.01. 11.01. | Выборочное изложение по рассказу Е.Пермяка «Славка» | Умение выбирать отрывок, соответствующий теме, передавать содержание. | Отпечатанный текст. | |
32-33 | 17.01. 18.01. | Редактирование текста. | Умение находить и исправлять ошибки. | Памятка «Работа над ошибками» |
- Ознакомление с текстом типа описания
34-35 | 24.01. 25.01. | Сочинение –описание предмета «Моя любимая игрушка» | Упругий удовольствие | Ознакомление с особенностями описательного текста, умение использовать прилагательные в описательном тексте. | План текста, любимая игрушка. |
36-37 | 31.01. 01.02. | Редактирование текста. | Умение раскрывать тему и главную мысль | Памятка «Работа над ошибками» | |
38-39 | 07.02. 08.02. | Сочинение –описание игрушки в деловом стиле | Деловой стиль | Умение различать деловой и художественный стили речи, отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи. | План описания. Памятка. |
40-41 | 14.02. 15.02. | Редактирование текста | Умение находить стилистические ошибки и недочёты. | Памятка «Работа над ошибками» | |
42-43 | 21.02. 22.02. | Краткое изложение по рассказу Л.Н.Толстого «Птичка» | Именинник закостенел | Умение определять тему и основную мысль текста, сокращать текст. | Отпечатанный текст, изображение чижа. |
ІІІ ТРИМЕСТР | |||||
44-45 | 28.02. 01.03. | Редактирование текста | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» |
5.Ознакомление с текстом типа рассуждения
46-47 | 07.03. 14.03. | Ознакомление с рассуждением, его структурой. Изложение текста типа рассуждения по рассказу Ю.Дмитриева «Вот чудеса-то!» | Текст-рассуждение, чудеса | Умение отличать рассуждение от других типов текста | Отпечатанный текст |
48-49 | 21.03. 22.03. | Редактирование текста | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
50-51 | 04.04. 05.04. | Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | Умение распознавать типы тестов, использовать элементы рассуждения тексте сочинения | ||
52-53 | 11.04. 12.04. | Редактирование текста | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
54-55 | 18.04. 19.04. | Сочинение «Письмо другу» | Знакомство с жанром письма. Умение писать письма. | ||
56-57 | 25.04. 26.04. | Редактирование текста | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
58-59 | 02.05. 03.05. | Итоговое изложение по коллективно составленному плану по рассказу Е.Чарушина «Мишки» | озорники | Умение подготовиться к изложению. | Отпечатанный текст Рисунок мишек. |
60-61 | 10.05. 16.05. | Редактирование текста | Умение исправлять и находить ошибки в тексте. | Памятка «Работа над ошибками» | |
62-63 | 17.05. 23.05. | Проект «Рассказ о слове» | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | ||
64-65 | 30.05. 31.05. | Проект «Рассказ о слове» | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....