Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему

Борина Ольга Вячеславовна

Материал к проведению недели русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_russkogo_yazyka.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

                      НЕДЕЛЯ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

                                              В  

                                   3 «В» КЛАССЕ      

Кл.руководитель: Борина О.В.

         

                                                                 ДЕНЬ  1

                                ФОНЕТИКА

       Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Звуковая сторона нашего языка обладает большой устойчивостью. Так, за  1000 лет в русском языке появилось всего два новых звука:[ф] и [ф,]. Они вошли в русский язык в 14 веке. Трудно себе представить, сколько новых

слов появилось в нашем языке за время, а звуков – всего два.

                                                     ЗАДАНИЕ 1

     Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы  Э:

*Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.

*Вид соревнования в беге.

*Широко распространённая болезнь.

*Команда корабля, самолёта, танка.

*Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.

*Справочное пособие по всем видам знаний.

                                                     ЗАДАНИЕ 2

        Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

   БОК – кок – дог – рок – сок – ток - шок.

   КОЧКА -  дочка – бочка – мочка- ночка – почка – точка .

                                                   ЗАДАНИЕ 3

       Отгадайте  метаграммы.

1.С [п] я в доме, с [в] я в поле,                     2.Конечно, метаграмма эта

    С [м] я в море, с [г] – в футболе,                 Совсем проста и не сложна:

    С [к] вбивают, с [т] взрывают,                      Я с [у] далёкая планета,

    С [д] долину называют.                                 А с [и] – я в Азии страна.

(пол –вол –мол –гол –кол –тол –дол)                              ( Уран – Иран)

                                                ЗАДАНИЕ 4

      Отгадайте загадку. В ней спрятались слова – отгадки, которые можно прочитать слева направо и наоборот. Запишите эти слова.

                                  Я по полену бью, звеня,

                                  Дровами на зиму снабжаю,

                                  Когда ж с конца прочтут  меня,

                                  Я недовольство выражаю.    ( топор – ропот )

   

                                          ДЕНЬ  2

          МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)      

       

                                                   ЗАДАНИЕ 1

Найдите лишние слова в каждой строчке.

  1. Честный, честь, чесночный, чествование.
  2. Седло, седловина, седина, седлать.
  3. Смешной, смешать, смех, смешить.
  4. Левша, левый, лев, налево.
  5. Диво, удивлять, диван, дивный.

                                      ЗАДАНИЕ 2

Исправьте ошибки: выпишите слова, в которых есть приставки.

Отрезать, отцовский, отколоть, отдыхать, обдумать, обувь, обязать, обучить.

                                     ЗАДАНИЕ 3

Допишите слова с беглой гласной в корне.

            Холод - … (хлад), золото - … (злато), город - … (град), хоронить – (хранить), голова – (глава), ворота - … (врата), сторож - … (страж).

                                                 ЗАДАНИЕ 4

Запишите предложение одним сложным словом с соединительной гласной.

  1. Человек, который любит трудиться - ….. ( трудолюбивый человек).
  2. Ферма, на которой разводят птицу - ….  (птицефабрика).
  3. Судно с паровым двигателем - ….  ( пароход).
  4. Человек, который любит принимать гостей - … (гостеприимный человек).
  5. Лекарственное средство против боли - … (болеутоляющее средство).

                                               ЗАДАНИЕ 5

Отгадайте  цепочку слов. Добавляя по одной букве в исходное слово, можно получить слово в другом значении. Запишите всю цепочку.

         Газообразное состояние – место отдыха – театральная принадлежность –  теплица.     ( пар – парк – парик – парник)

                                                   ДЕНЬ  3

                               МОРФОЛОГИЯ

Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.

                                                ЗАДАНИЕ 1

Замените каждый фразеологизм глаголом – синонимом.

   1) Перемывать косточки - …  (сплетничать)

   2) Сбить с толку - …   ( запутывать)

   3) Лететь сломя голову - …  (бежать)

   4) Держать язык за зубами - … (молчать)

   5) Возносить до небес - … ( хвалить)

                                                ЗАДАНИЕ 2

Перед вами список существительных. Разделите эти слова на две группы.

    Брюки,  башмаки,  расспросы,  вопросы,  хлопоты,  грабли,  косы,  вилы, весы,  гири,  посевы,  дебри,  споры,  встречи,  проводы,  шахматы,  игры, щипцы,  заботы,  дверцы.

Ответ:  только мн.ч. : брюки, расспросы, хлопоты, грабли, вилы, дебри, проводы, шахматы, щипцы.

Остальные имена существительные имеют форму ед.ч и мн.ч.

                                              ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте пары словосочетаний. Как называются выделенные слова? К одной или  разным частям речи относятся эти слова?

           Высокие ели – ели кашу.

           Новая  пила пила чай.

          Крепкий жгут жгут солому.

         Дуло ружья -  из окна сильно дуло.

                                             ЗАДАНИЕ 4

Вопросы на смекалку.

  1. Какие три местоимения самые чистые?    (вы – мы – ты )
  2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?  ( я – мы )
  3. Какое местоимение требует чистоты? (мой)
  4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)    

     

             

 

                                            ДЕНЬ 4

                                     ОЛИМПИАДА

        1 вариант                                                 2 вариант

1. Напиши выражение четырьмя буквами:

     Сухая трава                                                        Меховое пальто

 2.Можно ли данные существительные поставить в

       ед.ч                                                                 мн.ч

ножницы и клещи                                          человек и ребёнок

3. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.

Берег, огород, красивый, обед.         Деревня, лошадь, бежать, пруд.

Я, мы, друг, он.                                       Быстрый, скорый, тишина, синий.

Бежать, тормоз, торопиться.              Ночь, дочь, лось, красить.

Синий, белизна, красный, чёрный.   Тополь, дождь, олень, дверной. 

4.Найди и подчеркни лишние пары слов.

робкий – смелый                                     говорить - молчать          

скучный – весёлый                                  ужасный – замечательный

широкий – узкий                                      идти – убогий

глубокий – мелкий                                  любить – ненавидеть

громкий – сильный                                 приятный – отвратительный

маленький – большой                            лакомиться – кушать

хороший – красный                                 грубый – нежный

5. Отгадай загадку – напиши отгадку.

Всегда во рту, а не проглотишь.       Один говорит, двое глядят да двое          

                                                                    слушают.

 

6.Из данных слов составь пословицу и запиши её.

Ученье, неученье, тьма, свет, а.         Спеши, не, язык, дело, торопись.

7.Замени каждый фразеологизм глаголом – синонимом.

Водить за нос - … .                                  Прикусить язык - … .

Рассеиваться как дымка - … .               Унести ноги -  …  .

Надуть губы - … .                                      Задавать стрекача - … .  

               

                                                     ДЕНЬ 5

           

                          ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ОЛИМПИАДЫ.

              ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку

эти задания могут быть использованы для проведения школьного тура олимпиады...

олимпиада по русскому языку

Материал можно использовать для подготовки к олимпиаде или проведению олипиады по русскому языку....

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...