Памятки по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
В начальных классах младшим школьникам на уроках очень хорошо помогают индивидуальные памятки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки
по русскому языку
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома – домик, носы - нос | Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб – зубы – зубной. |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. | Разбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) | Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется:
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно | Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. |
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) |
(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
(лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)
О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Как подготовиться
к письму по памяти
- Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.
- Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
- Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.
- Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.
Как подготовиться к изложению
- Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.
- Найди в тексте опорные слова.
- Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
- Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
- Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
После того как напишешь изложение, не
забудь проверить свою работу.
Как составить текст-повествование
Определи:
- О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?
- О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-
шилось)?
- Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
Как составить текст-описание
- Выдели признаки предмета, который нужно описать.
- Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
- Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.
Как составить текст-рассуждение
- Кратко назови то, что ты будешь доказывать.
- Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»
Как составить план текста
Чтобы составить план текста, нужно:
- Разделить текст на законченные по смыслу части.
- Определить основную мысль каждой части.
- Озаглавить каждую часть текста.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Тема объединяет предложения в тексте.
Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.
Тема и основная мысль связаны между собой.
Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.
Порядок
звуко-буквенного разбора слова
- Сколько в слове слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове.
Порядок разбора слова по составу
- Окончание
Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.
- Корень
Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.
- Приставка
Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.
- Суффикс
Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.
Образец устного разбора
Дошкольник
- Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.
- Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.
- Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
- Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.
Образец письменного разбора
дошкольник
Порядок разбора имени
существительного
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Род. Склонение.
- Падеж. Число.
- Роль в предложении.
Образцы разбора
Солнце освещает землю.
Устный разбор
- Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
- Начальная форма – земля.
- Женского рода, 1-го склонения.
- Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.
Письменный разбор
- Землю – сущ. (что?)
- Н.Ф. – земля
- Ж.р., 1-го скл.
- В вин.п., в ед.ч. 5. Вт.чл.
Как определить падеж существительного
- Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
- По вопросу и предлогу определить падеж.
Над озером кружились чайки.
Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)
Как определить склонение
имени существительного
(в именительном падеже)
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения
Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.
Порядок разбора имени прилагательного
- Часть речи. Что обозначает, на какой
вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Род (в ед.числе), падеж, число.
- Роль в предложении.
Образцы разбора
Цветёт алая гвоздика.
Устный разбор
- Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
- Начальная форма – алый.
- Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.
Письменный разбор
- Алая – прилаг. (какая?)
- Н.Ф. – алый
- В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
- Вт.чл.
Как определить падеж имени прилагательного
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить падеж существительного.
- По падежу существительного определить падеж прилагательного.
В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)
Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.
в небе (каком?) синем – П.п.
Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:
к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);
за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)
Порядок разбора глагола
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
- Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
- Роль в предложении.
Образцы разбора
Дует лёгкий ветерок.
Устный разбор
- Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?
- Начальная форма – дуть, I спряжение.
- Глагол употреблён в настоящем времени, в
3-м лице, в единственном числе.
- В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.
Письменный разбор
- Дует – гл. (что делает?)
- Н.Ф. – дуть, I спр.
- В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
- Сказуемое
Правописание безударных личных окончаний глаголов
- Определить время, лицо и число глагола.
- Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
- Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
I спряжение II спряжение
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ут (-ют) -ат (-ят)
Глаголы-исключения II спряжения
Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Устный разбор
Просьба
В слове просьба 2 слога, ударение падает на первый слог: про'сьба.
Гласные звуки:
первый – ударный [о], обозначен буквой о; второй – безударный [а], обозначен буквой а.
Согласные звуки:
[п] – глухой, твёрдый, обозначен буквой п.
[р] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой р.
[з’] – звонкий, мягкий, обозначен буквой с; мягкость звука обозначена буквой ь.
[б] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой б.
В слове просьба – 6 звуков, 7 букв. Буква ь звука не обозначает
Письменный разбор
Про/сьба – 2 слога
п – [п] – глух., тв.,
р – [р] – звонк., тв.,
о – [о] – гл., ударн.,
с – [з’] – звонк., мягк.,
ь
б – [б] – звонк., тв.,
а – [а] – гл., безударн.
___________________
7б., 6 зв., 2 гл., 4 согл.,
3 тв., 1 мягк..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".
Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....
Это надо знать (памятка по русскому языку)
Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...
Памятки по русскому языку для 2 класса
Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...
Памятки по русскому языку
в памятках подробно описывается работа с орфограммами...
памятки по русскому языку
памятки по русскому языку помогают детям легко выполнить фонетический анализ слова...
памятка по русскому языку
как делать работу над ошибками...