Внеклассное мероприятие "Грамоте учиться - всегда пригодится".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Томилина Ольга Сергеевна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеклассное мероприятие

« Грамоте учиться - всегда пригодится».

30.10.2010

Томилина О. С.


Тема: « Грамоте учиться - всегда пригодится».

(Внеклассное мероприятие)

 Цель: привить любовь к  великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Вступительное слово учителя.

 С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём  учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? ( Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)

    А по  определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар  говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться, и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

                                               РАЗМИНКА                                                    

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади?  ( Буква «ц».)
  2. Как перечислить по  порядку пять дней недели, не называя при  этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто нет).
  4. Что общего у дня и ночи? («ь» знак на конце.)
  5. Что находится между горой и оврагом? ( Буква «и».)
  6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. (« Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)

Путешествие начинается под песню « Голубой вагон».

  1.  Мост через речку
  2.  

 Мост через речку      является фонетический разбор слова «ЗЛИТЬСЯ». Кто сделает его, тот на другом берегу реки, ближе к финишу.

- Какова роль звуков в речи?  

Ответ на него можно найти, прочитав следующие четверостишие:

  1. На брата сердится сестра,

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, малина?»

  1. Две сороки стрекочут, сидя на дубе:

-Скоро ли, старая, бурю встречать?

Не стара я, сестрица, не стара?

  1. Жёлудь сорвался с дуба и сердито пробубнил

-Буду бить вас обеих белобоких

Буду бить белооких.

  1.  Посёлок «Фонема».

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу снежинок,

Сколько  в дожде  дождинок,

Сколько в песке песчинок –

Столько звуков в речи!

   

  1. Вспомните изученные вами скороговорки. Прочтите их, назовите преобладающий в них звук, дайте характеристику.
  2. Работа с загадками.

–Запишите отгадки и скажите, чем отличаются они друг от друга.

А)  С глухим шипящим круглый, как мячик, со звонким, как огонь горячий.

(шар-жар)

Б) С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню в раздолье

(колос – голос)

С глухим – траву она срезает,

Со звонким – все листочки объедает.

(коса – коза)

  1. Привал «У костра»

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.                    

1.Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». («Поспешишь - людей насмешишь».)

2.Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». ( « Век живи - век учись».)

3.Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». ( Тише едешь – дальше будешь.)

4. Малайская: « Кончил шить – оборвал нить». ( Сделал дело - гуляй смело.)

5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». ( Что посеешь то пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.)

6. Таджикская: « Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». ( Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)

7. Каракалпакская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». ( Яблоко от яблони недалеко падает.)

8. Казахская « Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного». ( Не давши слова – крепись, а давши – держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)

9. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». ( Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Меткая слово – что пуля снайпера.)

  1. Деревушка « Алфавит».

Приближаемся к д. Алфавит. Перед деревушкой ворота: с одной стороны ъ, с другой ь – спорят о чем – то и хотят услышать от нас ответы на вопросы; только нам можно войти в город.

-  Что такое алфавит?

-  Каким, другим словом можно назвать алфавит и почему?

-  О чем спорят ъ и ь?

- По деревушке передвигаемся группами. Ваши задания:

Выписать из орфографического словаря  5 существительных, 5 прилагательных, 5 глаголов, 5 местоимений.

  1. Пик « Ударение».

К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

  1. Агент                                           мельком
  2. гусеница                                    мусоропровод
  3. торты                                          вахтер
  4. балуюсь                                     щавель      
  5. комбайнер                                силос
  6. тефтели                                      квартал

  1. « Весёлый привал».
  2. Попробуй отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.

С буквой «А» - жужжу, верчусь,

С «Я» - девчонкой становлюсь.

                                 ( Юла – Юля)

С буквой «У» - на мне сидят,

С буквой «О» - за мной едят.

                                  ( Стул – стол)

С буквой «Б» - я одноногий,

И стою я у дороги.

А без «Б» - ног аж четыре,

И стою в твоей квартире.

                                  ( Столб – стол)

С буквой «Д» - вас в дом пускает,

С буквой «З» - рычит, кусает.

                                   (Дверь – зверь)

С буквой  «В» - я часть рубашки,

А без «В» - я часть Наташки.

                                  (Рукав – рука)

С буквой «Т» - это символ защиты,

А без «Т» - вам в тарелку налиты.

                                  (Щит – щи)

  1. Долина « Орфоэпия».

Задание: написать отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первый пришёл удачно к привалу «Оценка»

  1. Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется ………

  1. Загадка эта нелегка

Пишусь всегда через два к,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …..

  1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с;

Называется …..

  1. Во мне два к, не забывайте

Таким, как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом ……..

  1. Привал «Оценка»

Подведение итогов.

    Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегая к ним, ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

   Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, двусмысленные, эти мудрёные слова.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учиться всегда пригодится"

Игра-соревнование «Учиться всегда пригодится» для учащихся начальных классов. В конспекте представлены  задания- тесты из области русского языкая. чтенияя. математики и окружающего мира. Кла...

Познавательная игра "грамоте учиться- всегда пригодиться"

Интеллектуальная игра для первоклассников  по обучению грамоте(УМК любой0...

Эссе "Учиться всегда пригодится"

Эссе учителя на тему "Учиться всегда пригодится"...

Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"

Содержание  программы: пояснительная записка, тематическое планирование....

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

Программа «Грамоте учиться – всегда пригодится»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разв...