Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему

Давыдова Светлана Владимировна

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 и4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа34.5 КБ
Microsoft Office document icon работа47.5 КБ
Microsoft Office document icon работа44 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

II Вариант.

1.Напишите слово, которое состоит из семи я.

Ключ к выполнению задания:

 Семья.

2. Исправь те в словах ошибки.

Адежда, помидор, ужын, празник, ниделя, вперед, алея, ягада.

Ключ к выполнению задания:

Одежда, помидор, ужин, праздник, неделя, вперед, аллея, ягода.

3. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:

Завидно, камбала, квартал,  дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.

Ключ к выполнению задания:

Завидно, камбала, квартал,  дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.

4.Объясните лексическое значение слова идея.

Ключ к выполнению заданию задания:

Идея   (от греч. )– понятие, представление)- мысль о жизненном явлении. О человеке, предмете,  в котором выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.

5.Обведите кружочком номер предложения с однородными членами предложения.

1)Взлетают, кружатся осенние листья.

2) На лесной опушке берёза раскинула свои ветви.

3)  Травка выглянет на свет и потом заколосится.

Ключ к выполнению задания:

1) Взлетают, кружатся осенние листья.

2) На лесной опушке берёза раскинула свои ветви.

3)  Травка выглянет на свет и потом заколосится.

6. Составьте слово, если в нем:

корень из слова  моряк, окончание из слова зимний, приставка из слова прилететь, суффикс из слова русский.

Ключ к выполнению задания:

Приморский.

7. Выпишите из ряда родственные слова и формы одного и того же слова:

Вода, воды, воде, водяной, подводный, водопровод, водичка.

Ключ к выполнению задания:

Формы одного и того же слова:  вода, воды, воде.

Родственные слова:  водяной, подводный, водопровод, водичка.

8.Объясните антонимическую пару:

Надежда –отчаяние.

Ключ к выполнению задания:

Надежда – ожидание чего-либо желаемого, вера в возможность осуществления.

Отчаяние- состояние крайней безнадежности, упадка духа

9. Продолжите пословицу:

Кошку чем больше  гладишь, ….

Не петь бы рано пташечке,…..

Летела синица море зажигать, моря…..

Ключ к выполнению задания:

Кошку чем больше  гладишь, тем больше хвост дерет.

Не петь бы рано пташечке, не съела б кошечка.

Летела синица море зажигать, моря не зажгла, а шуму наделала.

10. Спишите. Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедините линией.

1. От рук отбился.                                    1. Держать язык за зубами.

2. Во всю Ивановскую.                            2.Своим горбом жить.

3. На чужой шее сидеть.                          3.Держать в ежовых рукавицах.

Ключ к выполнению задания:

 От рук отбился.  -    Держать в ежовых рукавицах.

 Во всю Ивановскую.      -       Держать язык за зубами.

 На чужой шее сидеть.      -     Своим горбом жить.                                                      

11. Какие названия животных не имеют мужского  рода?

Ключ к выполнению задания:

Рысь, норка, куропатка, галка, ворона.

12. Отгадайте загадку. Какие многозначные слова имеются в виду?

В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем назначении

Я- планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

Ключ к выполнению задания:

Линия.



Предварительный просмотр:

4 класс

I вариант.

1.Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем звуков.

Соловей, мальчик, петелька, волчонок, угольки, жучок, рука, лебедь, черепаха, букварь.

Ключ к выполнению задания:

Мальчик, петелька, угольки, лебедь, букварь.

2.Укажите, какими  частями речи являются выделенные слова.

1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2) Снежное покрывало покрывало все поле.

Ключ к выполнению задания:

  1. Посадила мама  в печь ( сущ. )  пироги с капустой печь ( гл.).
  2.  Снежное покрывало  ( сущ) покрывало   ( гл.)  все поле.

3.Замените заимственные слова: пролог, эпилог, ситуация.

Ключ к выполнению задания:

Пролог- вступление, вводная часть.

Эпилог - заключительная часть художественного произведения.

Ситуация-положение, обстановка.

4.Объясните значение слова миф.

Ключ к выполнению задания:

Миф ( от греческого – слово, предание)- сказание, предающее  верования и представления людей в древности о происхождении мира и жизни на Земле, явлениях природы, о богах и сказочных героях.

5. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:

Беспечный, ходатай, черпать, шофер, агентство, баловать, в складчину, главенство, донельзя, драматургия, засучить, заговор, изваяние, облегчать.

Ключ к выполнению задания:

Беспечный, ходатай, черпать, шофер, агентство, баловать, в складчину,

 главенство, донельзя, драматургия, засучить, заговор, изваяние, облегчать.

6.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

Подделка, ссора, воссоединение.

Ключ к выполнению задания:

Подделка, ссора, воссоединение.

7. Найди «лишнее» слово (по типу склонения):

1) Гнездо, ясень, настроение, звезда, пятно, дождь, звук, пение.

2) Погода, успех, удача, змея, машина, квартира, зима, фея.

3) Дорога, везение, колесо, лист, дерево, ключ, родник, дело.

Ключ к выполнению задания:

  1. Звезда
  2. Успех
  3.  Дорога

8. Поставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова.

Е

Л

Ь

Н

И

К

П

О

Р

Т

И

К

Ключ к выполнению задания:

Никель, приток, тропик.

9. Образуйте слова, где первой частью будут:

Теле-

Кино-

Ключ к выполнению задания:

Телеведущий, телепрограмма.

Кинорежиссер, кинопрокат.

10.  В каждой паре  пословиц укажите синонимы:

1) Когда едешь в путь, осторожен будь.- Всякая дорога вдвоём веселей.

2) Глядит, как гусь на зарево.- Смотрит, как кот на сало.

3) Здоровый детина, теленка кулаком убить может.- Сильному человеку работа впрок.

 Ключ к выполнению задания:

  1.  Путь- дорога
  2.  Глядит- смотрит
  3.  Здоровый – сильному.

11. Прочитайте. Исправьте ошибки.

                                 Стройка.

У подезда школы весит обявление. В Воскресене мы поедем на стройку.  Мы ришили  по быват там все классом.

К девяти чесам подехал афтобуз и по  садил группу рибят. Вьесд на плошятку был за крыт.Мы увидили подёмный кран. Крановщик обяснил нам, ка он управляет им. Много интересного узнали мы настройке.

Ключ к выполнению задания:

                                                          Стройка.

         У подъезда школы висит объявление. В воскресенье мы поедем на стройку.

Мы решили побывать там всем классом.

        К девяти часам подъехал автобус  и посадил группу ребят. Въезд на площадку был закрыт.  Мы увидели  подъёмный кран.  Крановщик объяснил нам, как он управляет им.  Много интересного узнали  мы на стройке.

12. Отгадайте задачу – шутку.

Какое слово можно написать тремя одинаковыми буквами?

Ключ к выполнению задания:

Трио – 3О



Предварительный просмотр:

4 класс.

II вариант.

1.Подчекните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Смотреть, крохотный, гром, печальный, тетрадка, вечный, радость, трещотка, мудрый, петелька.

Ключ к выполнению задания:

Смотреть, печальный,  радость, петелька.

 2.Укажите, какими  частями речи являются выделенные слова.

1) Ведро дало течь, и вода стала течь.

2) Кто без кисти  и белил  крыши города белил?

Ключ к выполнению задания:

1) Ведро дало течь   ( сущ.), и вода стала течь  ( гл.).

2) Кто без кисти  и белил ( сущ.) крыши города белил( гл.)?

3.Замените заимственные слова: лозунг, антракт, монумент, конспект русскими.

Ключ к выполнению задания:

Лозунг- призыв.

Монумент- памятник.

Антракт- перерыв между действиями концерта, спектакля.

Конспект – краткое изложение доклада, лекции.

4. Объясните значение слова пейзаж.

 Ключ к выполнению задания:

Пейзаж ( франц.- местность, страна) – картина природы в художественном произведении.

 Изображая пейзаж, писатель выражает свое отношение к природе, раскрывает свою мощь, красоту, характерные черты природы данной местности, области, страны.

5. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:

Арест, агент, прачечная, речной, валовой, деспот, закупорить, засуха, каучук, молодежь, сердечный, скворечник, осведомить, отверженный.

Ключ к выполнению задания:

Арест, агент, прачечная, речной, валовой, деспот, закупорить, засуха, каучук, молодежь, сердечный, скворечник, осведомить, отверженный.

6.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

Рассказ, ссылка, конный.

Ключ к выполнению задания:

Рассказ, ссылка, конный.

7. Найди «лишнее» слово (по типу склонения):

1) Русалка, земля, радость, мечта, улыбка, ящерица, дама, тема.

2) Юноша, тополь, звено, мотылёк, село, носорог, сено, брусок.

3) Остров, загадка, яблоко, век, молоток, собрание, стук, свисток.

Ключ к выполнению задания:

  1. Радость
  2. Юноша
  3. Загадка

8. Впишите в ряды первую букву и последнюю, чтобы получились слова.

А

З

А

А

З

А

А

З

А

А

З

А

А

З

А

А

З

А

Ключ к выполнению задания:

Фазан, базар, казака, сазан, казан.

9.Напишите три- четыре    сложных слова, у которых  вторая часть состояла бы из корней воз, ход, мер, рез.

Ключ к выполнению задания:

электровоз       атомоход       секундомер         камнерез

паровоз            пароход         землемер             ледорез

тепловоз          вездеход        силомер               стеклорез

10.В каждой паре пословиц укажите синонимы:

1) Всякий крючок просит клочок.- В каждой семье свои порядки.

2) Я к нему оком, а он боком.- Сой глаз алмаз.

3) Что испек, то и кушай.- Чем больше ешь, тем больше хочется.

Ключ к выполнению задания:

  1. Всякий- в каждой
  2. Оком- глаз
  3. Кушай- ешь

11.  Прочитайте текст и помогите правильно написать его.

Лото.

В полу было жарко. Мы охали долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тотя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

Ключ к выполнению задания:

                                                             Лето.

В поле было жарко. Мы ехали долго, пока увидели лес и село. Нас ждали в селе. Тетя Лена  и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке. Кувыркались на лугу  в сене. А потом поехали в город.

12.Отгадайте задачу- шутку.

 Есть слово из шести букв, котороё можно написать и одной буквой, поставив  после неё знак препинания. Что это за слово?

Ключ к выполнению задания:

( У.) уточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку

эти задания могут быть использованы для проведения школьного тура олимпиады...

олимпиада по русскому языку

Материал можно использовать для подготовки к олимпиаде или проведению олипиады по русскому языку....

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...