Приветствие
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Ершова Наталья Александровна

Конспект урока речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательной школы №15 п. Березайка»

Конспект урока речевого этикета по теме:

«Приветствие». 2 класс.

Учитель начальных классов:

Ершова Наталья Александровна

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»

2012 год

Информационная карта урока по теме: «Приветствие».

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель урока: обучение мотивационному выбору языковых  и невербальных средств общения в соответствии с ситуацией.

Задачи урока: обучение – выяснить смысл приветствия;

                                               - его составляющие;

                                               - правила приветствия.

 

                            Развитие: - умения оценивать речевую ситуацию;

                                                - логическое мышление;

                                                - познавательного интереса.

                              Воспитание: - культуры общения вообще и приветствия в  

                                                          частности.

                                                                                                         

Методический инструментарий:

форма – фронтальная;

методы –  проблемный  диалог, наглядно - иллюстративный;

средства –  таблички основных составляющих приветствия, карточки с заданиями.

Содержание урока:

1.Организационный момент.

2.Работа по теме урока.

3.Рефлексия.

4.Итог урока.

Результат: - понимать смысл приветствия;

- знать из чего складывается приветствие;

- знать правила приветствия;

- уметь анализировать речевую ситуацию для выбора приветствия.

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.

- Добрый день. Здоров ли ваш скот? Или лучше скажу по- другому: «Я вас вижу».

- Нет, это не то о чём вы подумали. Я вполне здорова. Просто тема урока у нас сегодня такая. И чтобы её понять, нужно понять, что я хотела сказать в начале урока. Кто-нибудь догадался? Сегодня мы будем говорить о приветствиях. Первое произносят при встрече монголы, а второе африканские зулусы. И что здесь изучать? Чего мы можем не знать?

На доске появляются таблички: ПРИВЕТСТВИЕ; СМЫСЛ; СОСТАВЛЯЮЩИЕ; ПРАВИЛА.

2.Работа по теме урока.

  1. - Давайте сначала разберёмся, зачем люди приветствуют друг друга при встрече?/ответы детей/

Сейчас я прочитаю маленький отрывок из рассказа. Поищите в нём ответ на мой вопрос.

«…Я одного деда спросил: «Чего здороваешься? Знаешь меня, что ли?» А он мне: «А зачем мне тебя знать?... Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».

- Конечно, люди приветствуют, чтобы подтвердить  хорошее отношение друг к другу. Например, фраза: «Он перестал со мной здороваться» означает: « Он прервал со мною добрые отношения» Согласны? Именно по этому, не ответить на приветствие – это не уважение к человеку. Так считалось во все времена и у всех народов.

- Со смыслом мы разобрались. Так что же означает поздороваться? /Я вижу тебя. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго./

  1. Что же будем искать дальше? /из чего складывается приветствие/

- Во – первых это…/СЛОВА/

Какие вы знаете слова приветствия?

- Во – вторых…Мы при этом можем кивнуть, подать руку, обнять, приподнять головной убор, «взять под козырёк»./ЖЕСТЫ/

- Конечно, жесты.

- Выразительный, точный жест может украсить нашу речь, а иногда может и заменить высказывание. Жестом, как и словом можно подбодрить человека или обидеть.

- В-третьих: одно и то же высказывание можно по-разному произнести./ИНТОНАЦИЯ/

 - Потренируемся. Произнесите «Здравствуйте»

 - радостно;

 -нежно;

 - удивлённо;

 - раздраженно;

 - огорчённо;

 - равнодушно.

Итак, повторим, из чего складывается приветствие.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Встретились Бяка и Бука. /шагать/

Никто не издал ни звука . /прикрыли руками рот/

Никто не подал и знака. /руки за спиной/

Молчали Бука и Бяка. /повороты головы/

И Бука думал со скукой:/руки на поясе/

«Чего он так смотрит – букой?»

И Бяка думал: «Однако,/качаем головой/

Какой он ужасный бяка…»/сесть/

3)У нас остались ПРАВИЛА.

 - О первом мы уже говорили, когда искали смысл./ВСЕГДА ОТВЕЧАЙ/

 - Нужно подбирать нужные слова. А чтобы верно подобрать, нужно: понимать, КОГДА приветствуешь.

Послушайте стихотворение О. ДРИЗ.

Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день.

Только выйду за ворота,

 Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

 - КОГО приветствуем.

Показываю ряд картинок с изображением различных ситуаций:

 - «Салют!» в адрес пожилого человека;

 - «Привет!» учителю;

 - «Здорово!» девочке.

 - С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ.

Когда используем приветствие: «Хлеб – соль!» /гостю/

А «Бог в помощь!» ? /когда трудятся/

 - ГДЕ.

Если учитель – родственник, то в школе только по имени и отчеству.

Но существуют и жёсткие правила.

1.Приветствуй старших первым.

2.Обращайся на «Вы».

3.Знакомых называй по имени и отчеству.

4.Первым руки не подавай.

3.Рефлексия.

1.Попробуем применить наши знания в конкретных ситуациях.

А) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли тебе здороваться?

Б) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Надо ли здороваться сними?

В) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты увидел свою классную руководительницу. Как ты её поприветствуешь?

Г) Если  ты встречаешься со знакомым несколько раз в день , нужно ли каждый раз приветствовать?

2.Вспомни правила приветствия и исправь ошибки  в карточке.


1)Никогда не  отвечай на приветствие.

2) Не выбирай точные  слова для приветствия.

3)Приветствуя старших:

     - Здоровайся первым.

     - Обращайся на «Ты».

     - Знакомых называй по фамилии.

    -  Первым протяни руку для рукопожатия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приветствие учителей, участников семинара "Предметная неделя в начальных классах"

Данная публикация представляет собой приветственные слова учителям перед семинаром, который посвящён предметным неделям в начальных классах....

Сценарий "Приветствие первоклассников выпускникам"

В нашем лицее есть такая традиция- первоклассники 25 мая идут в классы выпускников с приветственным словом.Всегда это проходит торжественно и трогательно, выпускники вспоминают какими они были  м...

Какие бывают приветствия

Презентация к внеклассному мероприятию...

Литературно-музыкальная разработка "Приветствие директоров школ"

Эту разработку мы использовали на районном семинаре директоров школ....

Многонациональное приветствие

Это интересное стихотворное приветствие можно использовать на классном часе, на родительском собрании...

Знакомство с английским языком. Приветствие. Имя. Урок 1, 2 класс

Урок1 Знакомство с английским языком. Приветствие. ИмяОсновныезадачи:Научить детей приветствовать друг дру­га, знакомиться и прощаться на англий­ском языке с использованием следующих фраз: Hel...

Русский речевой этикет приветствия

Исследовательская работа ученицы...