Тренировочные упражнения и тест по теме "Состав слова".
презентация к уроку по русскому языку по теме

Колбасова Галина Николаевна

Тренировочные упражнения, тест по теме "Состав слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.pptx122.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова Составила учитель начальных классов МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» Колбасова Галина Николаевна.

Слайд 2

Содержание 1. Корень 2. Окончание 3. Приставка 4. Суффикс 5 . Тест 6. Кроссворд

Слайд 3

Корень Корень- это общая часть однокоренных (родственных) слов. В которой заключено одинаковое для всех этих слов значение: трава, травка, травинка, травиночка, травушка, травяной. Упражнение 1. Упражнение 2 Упражнение 3

Слайд 4

Упражнение 1. Спиши ряды слов. Докажи, что все слова в каждом ряду однокоренные. Красный, красненький, краснота . Гриб, грибок, грибник, грибной. Земля, земляной, земляника, землица. Дом, домик, домище, домашний. Поле, полюшко, полевой, полёвка. Корень

Слайд 5

Упражнение 2. Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень. 1.Гора, холм, горный, гористый. 2.Вода, водичка, озеро, водный. 3.Бегун, бег, прыгун, беговой. Корень

Слайд 6

Упражнение 3. Напиши по 3 однокоренных слова к данным словам. Выдели корень. Образец : лес- лесок, лесник, лесной. Сад - …, …, … . Мир - …, …, … . Зима - …, …, … . Дождь - …, …, … . Ягода - …, …, … .

Слайд 7

Окончание. Окончание – это изменяемая часть слова: груша- груши; окно- под окном; жёлтый – жёлтые, горит – горят. Окончание может быть нулевым . Оно обозначается пустым квадратом: дуб , степь . Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении: Самолёт летел над океаном. летел (где? над чем?) над океаном Упражнение 1. Упражнение 2 Упражнение 3

Слайд 8

Упражнение 1. Напиши по образцу, Выдели окончания. Образец: стол - столы. Берёза, астра, поле, обед, волк, змея, роща, дом, весть, пятно. Окончание.

Слайд 9

Упражнение 2. Допиши словосочетания. Выдели во вставленных тобою словах окончания. Смотри образец. Образец: думал (о ком?)о маме. Стояли (под чем?)…, переливались (на чём?)…, позвонил (по чему?)…, писал (в чём?)… . Окончание.

Слайд 10

Упражнение 3. Составь из слов и напиши предложения. При необходимости можешь изменять окончания имён существительных. Выдели эти окончания. 1. из, сварила, земляника, бабушка, варенье. 2. посмотрела, в, Наташа, фильм, прошлое, интересный, воскресенье. 3. папа, мне, компьютер, купил, японский. Окончание.

Слайд 11

Приставка Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов: бежать- забежать, сбежать, убежать; ход – переход; злой – презлой. Упражнение 1 Упражнение 2. Упражнение 3.

Слайд 12

Упражнение 1. Образуй от данных имён существительных однокоренные слова при помощи приставки пере- . Образец: лес – перелесок. Езда, нос, вес, выборы, краска, плавка, плата, пляс, свист, сказ, улица. Приставка

Слайд 13

Упражнение 2. Спиши скороговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Выдели приставки. Дядя Коля дочке Поле Под.рил щеночка колли, Но щенок породы колли Уб.жал от Поли в поле. Приставка

Слайд 14

Лена искала була.ку , А була.ка упала под ла.ку . Под ла.ку зале.ть было лень Искала була.ку весь день Приставка

Слайд 15

Упражнение 3. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Выпиши глаголы с приставками и выдели их. Посадили зёрнышко. Вырастили солнышко Крашеное коромысло Над рекой повисло. Приставка

Слайд 16

Суффикс Суффикс – это часть слова. Стоящая после корня и служащая для образования новых слов: перо – пёрышко, молодой – молоденький , дым - дымный Упражнение 1. Упражнение 2. Упражнение 3. Упражнение 4.

Слайд 17

Упражнение 1. Образуй от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов - ик , - ок . Гвоздь, бант, лес, снег, петух, стол, прут, дым, клок, лёд, букет, ключ.

Слайд 18

Упражнение 2. Запиши в первый столбик слова с суффиксом – чик, во второй столбик – слова с суффиксом – щик . Выдели эти суффиксы. Фонар …, перевод…, стеколь …, гон…, кранов…, налад …, спор…, блин…, груз… . Суффикс

Слайд 19

Упражнение 3. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели суффиксы. Гнёзд… шко , пол… шко , син … ватый , кисл … ватый , берёз… нька , зелён … нький , писат …ль, кот…к. Суффикс

Слайд 20

Упражнение 4. Напиши по образцу. Выдели суффиксы. Образец: Ира- Ирочка, Серёжа – Серёженька Вера, Клара, Саша, Лариса, Володя, Тамара, Юля, Нина, Петя, Рома, Алина, Лида, Жанна, Марта, Юра, Валера, Паша. Суффикс

Слайд 21

Тест по по теме "Состав слова. 1. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: 1.а) чайник б) чайный в) нечаянно г) чай 2.а) легонько б) легковой в) залегать г) облегчать 3.а) дело б) делить в) поделки г) деловой

Слайд 22

2. Закончи правило: Окончание – это… Суффикс – это… часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов; изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении; часть слова, которая является общей для родственных слов; часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 3. Укажи слова, в которых частью корня является на : 1. надежда 2. наломать 3. наземный 4. наружный

Слайд 23

4. Выберите слова с приставками: 1. (за)ночевал 2. (за)спиной 3. (в)лез 4. (с)мылом 5. (по)работал 6. (через)лёд 5. Укажите слова, строение которых соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание 1. крылышко 2. погрузка 3. поход 4. подснежник 5. лесок 6. пригородный Содержание

Слайд 24

о н е р о н а ч н о к о и а к в а т с к е и ь в с у ф ф п р с н о 3 2 4 1 5 1. Изменяемая часть слова 2. Главная часть слова 3. Часть слова без окончания 4. Часть слова между корнем и окончанием 5. Часть слова перед корнем Содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не ...

Тренировочные упражнения по русскому языку . Тема: "Правописание парных согласных в корне слова".

Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: "Парные согласные в корнях слов"...

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. В сравнении с традиционн...

Тренировочные упражнения по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Тренировочные упражнения помогут отработать одну из основных корневых орфограмм  безударную гласную....

Тренировочное упражнение. Деление слов на слоги. Построение графика.

Тренировочное упражнение. Деление слов на слоги. Построение графика....