Рабочая программа русский язык 2 класс
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме

Шевцова Наталья Николаевна

Русский язык. Рамзаева Т.Г. 2 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk._yaz._2_kl.docx111.83 КБ

Предварительный просмотр:

                           

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 1-4 классы» .

Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

   В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

   Познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и  логического мышления учащихся;

  Социокультурная цель -   изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

   Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  4. воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

   

 Структура курса

Учебный предмет «Русский язык» во 2  классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма. Что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У обучающихся 2 класса развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить буквы и звуки в произнесённом и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков  в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные. Обозначать мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, и, я  и мягким знаком, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн  и разделительным ь, с двойными согласными. Вместе с тем второй год обучения создаёт основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.

   Основные содержательные линии

   Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

  1. основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  2. орфография и пунктуация;
  3. развитие речи.

   Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

   Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

   В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

   Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  1. интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  2. познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  3. организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

   При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

   В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Беловской СОШ.

 На изучение русского языка  во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).

  1. ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА

                                                      ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Формирование универсальных учебных действий

  1. Личностные УУД.

 Обучающийся получит возможность для формирования

  1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. Ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  3. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  4. Развития эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  5. Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  6. Установки на здоровый образ жизни;
  1. Регулятивные УУД.

Обучающийся получит возможность научиться

  1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3.  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  5. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия  и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  1. Познавательные УУД.

      Обучающийся  получит возможность научиться

  1. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  3. строить сообщения в устной и письменной форме;
  4. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  1. Коммуникативные УУД.

Обучающийся получит возможность научиться

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:
  5. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  6. задавать вопросы;
  7. контролировать действия партнёра;
  8. использовать речь для регуляции своего действия;
  9. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

В результате работы по теме «Предложение (Наша речь)» дети научатся:

  1. сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
  2. различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
  3. правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
  4. правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
  5. составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
  6. составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
  7. списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
  8. письменно отвечать на вопросы к тексту;
  9. писать под диктовку;
  10. записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
  11. пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Предложение (Наша речь)» дети получат возможность научиться:

  1. понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
  2. составлять предложения, различные по цели высказывания;
  3. устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
  4. выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
  5. устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  6. выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
  7. устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? - Маленький щенок играет шариком;
  8. составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
  9. определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
  10. записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
  11. работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
  12. различать текст-пословицу и текст-загадку;
  13. писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:

  1. слушать, анализировать звучащее слово;
  2. выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
  3. подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
  4. выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
  5. понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в конце слова;   -
  6. понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова), применять эти знания на практике;
  7. понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
  8. использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
  9. анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
  10. различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
  11. выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
  12. обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
  13. безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
  14. различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети получат возможность научиться:

  1. слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
  2. чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
  3. соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
  4. использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

  1. распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
  2. распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  3. использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существитель
    ные, отвечающие на вопрос что?;
  4. характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
  5. определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
  6. распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);

« распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл - Орёл, пушок -Пушок и т.д.);

  1. писать имена собственные по правилам;
  2. характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?;
  3. определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  4. изменять имя прилагательное по числам;
  5. выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
  6. устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  7. различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  8. различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
  9. характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?;
  10. устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
  11. определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  12. изменять глаголы по числам;
  13. писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети получат возможность научиться:

  1. различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?;
  2. изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
  3. объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
  4. различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
  5. использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
  6. понимать значение предлогов в речи.

В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:

  1. подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
  2. выделять корень в однокоренных словах;
  3. различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  4. распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
  5. использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
  6. применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Состав слова» дети получат возможность научиться:

  1. различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
  2. распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
  3. использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности

Первая четверть (45 ч)

Повторяем то, что знаем (6ч).

Функции слова, предложения, текста в речи; слово и слог; слог и звук.

Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Анализируют текст и предложение, составляют предложения и записывают их, правильно оформляя на письме. Устанавливают количество слогов в слове. Различают гласные и согласные звуки. Определяют ударение в слове. Списывают предложения и тексты (выборочное списывание), диктуя себе по слогам. Проверяют написанное (взаимопроверка).

Речь (4ч).


Речь устная и письменная. Тема текста, последовательность предложений в тексте. Знаки в конце предложения.

воробей, лисица, вдруг

Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме. Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря.

Звуки и буквы

(12 ч).

Особенности звуков и букв. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами. Слова с буквой э в начале слова. Речевой этикет. Слова-при- ветствия. Согласный звук [и'] и буква и. Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения и другими грамматическими заданиями. Москва, ягода, карандаш


Различают звук и букву. Звуки произносят. Буквы называют. Различают гласные и согласные звуки. Делают звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Сравнивают и сопоставляют звучание слов. Делят слова на слоги, в том числе и с буквой и. Объясняют особенности гласных и согласных. Характеризуют звуки. Соотносят звук и его качественную характеристику. Списывают слова и предложения. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Записывают предложения и тексты по памяти. Анализируют деформированный текст, записывают его, правильно оформляя предложения на письме. Письменно передают содержание текста, опираясь на вопросы, озаглав ливают этот текст. Составляют пред ложения на аналогичную тему и записывают их.

Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк


(11 ч).

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Написание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Диктант(32 слова) с граммати ческими задани ями. рабочий,сорока, товарищ, капуста, хороший


Распознают мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносят их. Определяют наличие в словах орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Развивают умение правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн. Списывают тексты с данными орфограммами, проверяя написанное по учебнику. Пишут под диктовку слова и тексты. Записывают тексты по памяти. Учатся писать слова из словаря, употребляя их в тексте. Составляют предложения, правильно оформляя их на письме. Составляют тексты по серии картинок, по пословице, сопоставляя их с текстами в учебнике. Озаглавливают текст с помощью пословицы. Отгадывают и записывают загадки, записывают отгадки к ним.

Алфавит (2ч).


Алфавит, функция алфавита в жизни людей. тетрадь


Правильно называют буквы алфавита. Производят звуко-буквенный анализ слова. Развивают умение пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со словарями, при посещении библиотеки и т. д.).

Слово и слог. Перенос слов (5ч).


Слог, количество слогов в слове, правила переноса слов. Контрольное списывание с делением слов на слоги. Диктант с предварительной подготовкой. фамилия, петух, ученик, одежда, дежурный


Сопоставляют количество гласных звуков и количество слогов в слове. Делят слова на слоги, в том числе и для переноса слов. Выделяют ударный слог. Списывают слова и предложения. Пишут тексты по памяти, диктуя себе по слогам. Составляют предложения по схеме.

Предложение и текст (5ч).

Коммуникативная функция предло жения. Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежа щее и сказуемое. Правописание заглавной буквы в начале предло жения, знаки препи нания в конце предложения. Диктант за первую четверть (26 слов) с грамматическими заданиями. собака, быстро.

Сопоставляют слова и предложения. Анализируют деформированное пред ложение. Устанавливают связи слов в предложении. Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме. Находят и подчёркивают в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные пред ложения. Сопоставляют распространён ные и не распространённые предложения. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам.

Вторая четверть (35 ч)

Предложение и текст (5ч).

Текст, признаки текста, смысловое единство предложе ния в тексте, заглавие текста. План текста, типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Изложение зрительно воспринятого текста. ребята, весело, скоро

Сравнивают текст и набор предложений. Анализируют текст: определяют границы предложения, выбирают знак для конца предложения. Воспроизводят текст. Распознают типы текстов (в зависимости от цели высказывания). Соотносят текст и заголовок. Выбирают наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам.

Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме (8ч).


Твердые и мягкие согласные звуки,обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ъ. Словарный диктант с предварительной подготовкой. Выборочный диктант. Изложение текста по вопросам.


пальто, медведь, медведица, учитель, учительница, заяц

Сравнивают и различают твердые и мягкие согласные звуки. Группируют согласные звуки по твердости-мягкости. Характеризуют согласные звуки по мягкости-твердости. Соотносят звучание и написание слов. Объясняют случаи расхождения написания и звучания. Делят слова с ь в середине слова на слоги и переносят их на другую строку. Делают звуко-буквенный анализ слов. Группируют слова по типу орфограмм. Составляют предложения по картинке. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова

и исправляют ошибки (в том числе и с помощью орфографического словаря). Делят текст на части с соблюдением красной строки. Учатся писать изложение повествовательного текста.

Звонкие и глухие согласные звуки

(5ч).


Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные. Способы проверки слов с парными глухими и звонкими соглас ными. Самостоятельная работа. Контрольное списывание сапог, мороз


Различают парные глухие и звонкие согласные. Анализируют звуковой состав слова. Характеризуют согласные звуки по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости, наличия парности звуков по этим признакам. Соотносят звучание и написание слов, объясняют расхождение звучания и написания. Находят слова, требующие проверки (с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце). Обосновывают написание слов («докажи, что в слове глаз на конце пишется буква з»). Сопоставляют буквы в проверочном и проверяемом словах. Группируют слова по месту и по типу орфограммы. Доказывают написание слов, используя орфографический словарь. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм «парные звонкие и глухие согласные». Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах (9ч).


Ударение, ударный слог, обозначение гласных звуков в ударных и безудар ных слогах. Провер ка безударных глас ных. Проверяемые и непроверяемые безу дарные гласные.

Контрольное списывание. Диктант с предварительной подготовкой. Диктант (26 слов). деревня, коньки


Различают ударные и безударные гласные звуки. Находят слова, различающиеся ударением. Соотносят гласные ударные и безударные звуки и их качественную характеристику. Характеризуют гласные звуки. Определяют наличие в слове орфограмм с безударным гласным Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. Обосновывают написание безударного гласного в слове («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Группируют слова по типам орфограмм (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем слов с орфограммами безударных гласных. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки, используя орфографический словарь учебника. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют предложения, выделяя в нём грамматическую основу, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют, восстанавливают и дополняют деформированный текст, в том числе и с опорой на картинку. Озаглавливают тексты. Пишут слуховые диктанты. Записывают по памяти тексты из учебника, диктуя себе по слогам. Составляют ( в том числе и по схеме) и правильно записывают предложения. Составляют рассказ по картинке.

Разделительный ь (8ч).

Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Диктант за вторую четверть (41 слово) с грамматическими заданиями. ветер


Соотносят и сравнивают написание, произношение и значение слов с разделительным ъ и без него. Сопоставляют и различают функцию ь, показателя мягкости, и функцию разделительного ь. Анализируют предложения: находят по схеме главные члены предложения и слова, связанные с ними по смыслу. Задают смысловые вопросы от слова к слову в предложении, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак для конца предложений. Анализируют и восстанавливают деформированный текст. Пишут словарные диктанты, тексты из учебника по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки.

                                     Третья четверть (50 ч)

Двойные согласные


(3ч).

Обозначение долгих согласных звуков двумя одинаковыми буквами. Перенос слов с двойными согласными. суббота, класс, русский язык, берёза


Наблюдают и записывают слова с двойными согласными. Выясняют лексическое значение таких слов с использованием словаря. Определяют в слове наличие орфограмм с двойными согласными. Доказывают написание таких слов, используя орфографический словарь учебника. Делят слова с двойными согласными на слоги для переноса с одной строки на другую. Восстанавливают деформированные предложения. Списывают текст из учебника, дополняя его предложениями. Отгадывают загадки и записывают их и отгадки к ним.

Слово и предложение. Имя существительное (16ч).


Функции слова в предложении и предложения в тексте. Комплексная работа по структуре текста: озаглав ливание, порядок предложений в тексте, связь предложений в тексте. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существи тельные, собственные и нарицательные имена существи тельные. Структура повествовательного текста, связь частей повествовательного текста Изложение текста по вопросам.

Контрольное спи сывание.

Выборочное списывание.

Изложение по вопросам с дополнением текста.

Диктант (34 слова). ворона, пенал, корова, молоко,город

Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам—названиям признаков предметов, словам, обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены, устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Записывают слова и предложения под диктовку. Анализируют и восстанавливают деформированные предложения. Читают в учебнике тексты, анализируют их структуру, средства связи частей текста, озаглавливают тексты. Анализируют деформированный текст, восстанавливают его, правильно оформляя запись предложений. Воспроизводят текст по вопросам и опорным словам. Контролируют правильность записи текста,

находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств. Определяют наличие в слове орфограмм на правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Повторяют правописание слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, чн, чк. Списывают из учебника предложения и тексты, анализируя при этом орфограммы в словах.

Глагол (8ч).


Глагол, его значение, признаки, использование в речи,начальная (неопределенная) форма глагола; употребление глаголов в форме единственного


и множественного числа; формы настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов; неопределенная форма глагола. Структура повествовательного текста. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Ставят вопросы к глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). Составляют предложения, в том числе и по картинкам. Анализируют деформированный текст. Пишут диктанты. Устанавливают последовательность частей текста.

Имя прилагательное (5ч).

Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи; формы единственного и множественного числа; прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы). Контрольное списывание.

Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Ставят вопросы к именам прилагательным в предложении. Подбирают имена прилагательные к именам существительным, соотносят имена прилагательные с именами существительными (составляют словосочетания). Изменяют имена прилагательные по числам. Оценивают целесообразность выбора имен прилагательных для характеристики предмета, в том числе синонимичных и антонимичных прилагательных. Составляют текст-описание, подбирают заголовок к тексту, анализируют созданный текст оценивают работу с текстом. Пишут слуховые диктанты, комментируют орфограммы. Списывают тексты из учебника, находят прилагательное. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте (буквы а, у, и после шипящих, безударный гласный в двусложных словах, парные глухие и звонкие согласные на конце слов, разделительный ь), объясняют написание слов. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки.

Предлог (5ч).


Предлог — служеб ная часть речи, роль предлога в пред ложении, правопи сание предлогов с другими словами.

Проверочная работа. хорошо


Наблюдают за особенностями употребления предлогов в речи. Определяют наличие орфограмм в тексте (раздельное написание предлогов со словами, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений. Выбирают знак препинания в конце предложения. Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Восстанавливают деформированный текст. Составляют текст по аналогии, озаглавливают его. Пишут слуховые диктанты. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения (речевой этикет: слова благодарности).

Родственные (одно-коренные) слова (10ч).


Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов. Диктант за третью четверть (37 слов) с грамматическими заданиями.

Наблюдают за однокоренными словами, вычленяя их признаки (значение и общая часть слова). Выделяют в словах корень. Наблюдают за единообразным написанием корня в родственных словах. Группируют слова по общему корню. Контролируют правильность объединения слов в группу одно-коренных слов. Подбирают родственные слова. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем родственных слов. Объясняют значение слова с помощью простейшего (устного) словообразовательного анализа. Пишут текст по памяти с предварительным языковым анализом. Составляют текст по картинке и по вопросам. Озаглавливают текст.

                                              Четвёртая четверть- 40 часов

Безударные гласные в корне (10ч).

Корень слова, удар ные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. Правописание про вверяемых безудар ных гласных в корне. Способы про верки. Контрольное списывание.

Знакомятся со способом проверки безударных гласных в корне (подбор однокоренных слов) и применяют его в практике письма наряду с изменением формы слова. Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (безударные проверяемые гласные). Доказывают правильность подбора проверочного слова, обосновывают написание слов («докажи, что в корне слова трава пишется буква а»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Записывают текста по памяти, применяя способы проверки безударного гласного в корне. Отгадывают загадки, списывают их, записывают отгадки. Анализируют текст в учебнике, делят его на части.

Парные звонкие и глухие согласные в корне (6ч).

Корень слова, звонкие и глухие согласные звуки в корне слова, буквы для их обозначения. Правописание букв согласных в корне слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Диктант (39 слов) с грам матическими заданиями.

Наблюдают за произношением и написанием парных глухих и звонких согласных в корне слова. Применяют два способа проверки написания парных звонких и глухих согласных (изменение формы слова и подбор однокоренных слов). Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (проверяемые парные глухие и звонкие согласные звуки в корне слова). Доказывают правильность подбора проверочного слова. Обосновывают написание слов («Докажи, что в слове хлебка конце пишется буква б»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Пишут по памяти тексты и загадки, записывают отгадки. Оценивают свое написание диктанта, анализируют допущенные ошибки. Восстанавливают деформированные пред ложения и тексты, определяя границы предложений и правильно оформляя их на письме. Составляют текст по опорным словам. Письменно передают по памяти содержание текста.

Предложение (5ч).

Главные члены предложения: подлежа щее и сказуемое. Связь слов в предложении. лопата

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения. Устанавливают связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находят главные члены и зависимые от них второстепенные члены предложения Составляют схемы предложения. Пишут диктанты, в том числе и с предварительной подготовкой. Выбирают наиболее подходящий заголовок для текста. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинному плану и заданному началу. Анализируют и корректируют созданные тексты.

Повторение в конце учебного года (24ч).


Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Слог, ударные и безударные слоги. Правила переноса слов, в том числе с буквой ь, правило правописания слов с разделительным ь. Алфавит. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Предложения и текст как единицы речи.


Характеризуют звуки. Делят слово на слоги, в том числе и для переноса слов на другую строку. Пользуются алфавитом (в учебных целях). Сопоставляют и сравнивают части речи по значению и роли в предложении. Определяют в словах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; безударные гласные звуки в корне; парные глухие и звонкие согласные в корне). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем изученных орфограмм. Списывают тексты из учебника, определяя в них роль изученных частей речи. Пишут тексты под диктовку и по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Делят текст на части. Воспроизводят текст по вопросам. Составляют текст по картинкам и по плану, а также с опорой на наблюдения и собственный опыт. Озаглавливают текст. Анализируют и редактируют свой текст. Оценивают свой текст.  Находят в тексте смысловые ошибки.

4.    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Предложение (Наша речь) (15 часов)

Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Звуки и буквы (65 часов)

Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, и и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Разделительный мягкий знак.

Части речи (38 часов)

Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.

Состав слова (27 часов)

Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Одноко-ренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.

Связь слов в предложении (13 часов)

Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.

Повторение (12 часов).

5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

дата

                     Тема урока

Тип урока

                       Характеристика деятельности учащегося

Формы контроля

Д/з

п

ф

                                                                                     

                                                                                      Повторение  6ч.

Цель: Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи.

1

(1)

Что мы знаем о тексте и предложении

комбинированный

Формировать умение выделять предложения в устной речи оформлять предложение на письме

Фронтальный опрос

с. 4  упр.4

2

(2)

Предложение и слово

комбинированный

Делить предложения на слова, оформлять предложение на письме

Фронтальный опрос

с.7   упр.8

3

(3)

Слово и слог

комбинированный

Делить слова на слоги, находить ударный слог

Самостоятельная работа

с.9   упр.11

4

(4)

Звуки и буквы, их различия.

комбинированный

Распознавать звук и букву

Фронтальный опрос

с.13   упр.16

5(5)

Звуки и буквы, их различия.

комбинированный

Распознавать звук и букву

Фронтальный опрос

6    

(6)

Р/Р Обучающее изложение      

   

Практического применения

Формировать умение передавать текст его содержание

Самостоятельная работа

с. 17  упр.22

                                                                                                         Речь 4ч.

Цель: Формировать понятия  об устной и письменной речи.

7

(1)

Речь в жизни человека

комбинированный

Уточнение знаний о речи как средстве общения

Фронтальный опрос

с. 21  упр.28

8

(2)

Устная и письменная речь

Комбинированный

Формирование понятия об устной и письменной речи

Самостоятельная работа

с.24   упр.31

9

(3)

Устная и письменная речь

комбинированный

Закрепление понятия об устной и письменной речи

тест

10(4)

Выделение предложений в устной  и письменной  речи

комбинированный

Формирование умение выделять предложение в устной речи

Фронтальный опрос

                                                                                              Звуки и буквы в речи 23ч.

Цели: Формировать умение четко различать буквы и звуки

11

(1)

Звуки и буквы

комбинированный

Формировать умение четко различать буквы и звуки

тест

12

(2)

Гласные звуки Согласные звуки

комбинированный

Производить звуковой анализ слова

Самостоятельная работа

с.27   упр.38

13

(3)

Гласные звуки Согласные звуки

комбинированный

Проверить усвоенный материал

Самостоятельная работа

14

(4)

20

Гласные звуки и буквы, их различия.

комбинированный

Распознавать звук и букву

Фронтальный опрос

с.31   упр.5

15(5)

21

Слова с буквой Э

комбинированный

Развивать умение различать звук (Э) в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой

16

(6)

24

Слова с буквой Э

комбинированный

Формировать умение правильно произносить и писать слова с буквой э,

Фронтальный опрос

с.35   упр.10

17(7)

25

Административная контрольная работа

Практического применения

Развивать умение грамотно ,внимательно и аккуратно писать текст

Самостоятельная работа

18

(8)

26

Согласные звуки и буквы.

Обобщение знаний об особенностях согласных звуков

Самостоятельная работа

комбинированный

Обобщение знаний об особенностях согласных звуков

Самостоятельная работа

с. 41  упр.20

19

(9)

27

Согласные звуки и буквы (продолжение)

комбинированный

Обобщение знаний об особенностях согласных звуков

Фронтальный опрос

20 (10)

28

Буква Й

комбинированный

Различать гласный звук и и согласный звук й.

Самостоятельная работа

С.86, упр.100

21

(11)

1

Контрольный диктант по теме: « Согласные звуки и буквы»

Практического применения

Проверить усвоенный материал

Диктант.

22

(12)

2

Гласные  и согласные звуки и буквы

комбинированный

Закрепление знаний по фонетике

Фронтальный опрос

с.44   упр.24

23

(13)

3

Шипящие согласные Ж,Ш,Ч.Щ.

комбинированный

Формировать  умение распозновать согласные Ж.Ш.Ч.Щ.

тест

с.47   упр.29

24

(14)

4

Сочетание ЖИ ШИ

комбинированный

Обобщить знания  о звуках(Ш) (Ж) как твердых согласных

Самостоятельная работа

с.49   упр.32

25(15)

5

Сочетание ЖИ ШИ в ударных и безударных слогах

комбинированный

Формироть навык правописания слов с сочетаниями ШИ-ЖИ

Проверочная работа

26

(16)

8

Упражнение в написании слов с сочетанием  ЖИ ШИ

комбинированный

Формироть навык правописания слов с сочетаниями ШИ-ЖИ

Фронтальный опрос

с. 52  упр.37

27(17)

9

Устное сочинение по серии картинок. Списывание текста

комбинированный

Развивать умение составлять текст по серии картинок

Самостоятельная работа

С.59, упр.37.

28

(18)

10

Слова с сочетаниями  ча-ща

комбинированный

Навык правописания слов с сочетаниями ча-ща

Самостоятельная работа

С.60, упр59

29

(19)

11

Слова с сочетаниями  ча-ща чу-щу

комбинированный

Навык правописания слов с сочетаниями ча-ща чу-щу

Самостоятельная работа

с.62, упр.60

30(20)

12

Правописание слов с сочетаниями  ча-ща чу-щу

комбинированный

Совершенствовать навык правописания слов с сочетаниями ча-ща чу-щу

Самостоятельная работа

с.64, упр.64

31(21)

15

Слова с сочетаниями ЧК, чн, щн.

комбинированный

Навык правописания слов с сочетаниями ЧК, чн,щн.

Контрольное списывание

С.65, упр.25.

32

(22)

16

Слова с сочетаниями  ЧН ЧК ЧТ

комбинированный

Навык правописания слов с сочетаниями чн ЧК чт

Словарный диктант

С.62, упр54

33

(23)

17

Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями»

комбинированный

Обобщить и проконтролировать знания учащихся о правописании слов с соче-таниями жи .ши.  ча. ща. чу.щу.чк.чн.чт,

Самостоятельная работа

                                                                                                       Алфавит 2ч.

Цели: Ознакомление с алфавитом, его ролью в жизни людей

34

(1)

18

Алфавит, или азбука

комбинированный

Ознакомление с алфавитом ,его ролью в жизни людей

Словарный диктант

с.67, упр.64

35(2)

19

Алфавит, или азбука(продолжение)

комбинированный

Совершенствование умений правильно называть буквы алфавита

Самостоятельная работа

                                                                                       Слог. Слоговая структура слова 5ч

Цели: Уточнение представлений учащихся о слогах как  частях слова

36

(1)

22

Слово и слог

комбинированный

Уточнение представлений учащихся о слогах как  частях слова

Самостоятельная работа

С.71, упр.70

37

(2)

23

Деление слов на слоги

комбинированный

Развивать умение делить слова на слоги

Проверочная работа

С 73, упр.75

38

(3)

24

Перенос слов

комбинированный

Ознакомить учащихся с правилом переноса слов

Словарный диктант

С. 76, упр.79

39

(4)

25

Слова которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине

комбинированный

Ознакомить учащихся с особенностями слов, которые переносить нельзя и с правилами переноса слов с буквой Й в середине

Самостоятельная работа

С.80, упр.86

40(5)

26

Перенос слов (продолжение)

комбинированный

Развивать умение переносить слова  с учетом правил

Самостоятельная работа

С.82, упр.92

                                                                                                    Предложение  5ч.

Цели: Ознакомить учащихся с использованием предложения в речи и его признаками

41

(1)

29

Предложение как единица речи

комбинированный

Ознакомление учащихся с использованием предложения в речи и его признаками

Фронтальный опрос

С.84, упр.94

42

(2)

30

Знаки препинания в конце предложения

комбинированный

Развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи

Самостоятельная работа

С.86, упр.100

43

(3)

31

Главные члены предложения

комбинированный

Уточнить представления учащихся о подлежащем и сказуемом

Проверочная работа

С 89, упр.102

44

(4)

1

Главные члены предложения (продолжение)

комбинированный

Развитие умения распознавать  подлежащее и сказуемое

Самостоятельная работа

45(5)

2

 Итоговый  диктант.

Практического применения

Повторение и закрепление изученного материала, проверка знаний учеников

Диктант

                                                                                                 2 четверть-35ч.

                                                                                                       Текст 5

Цели: Развитие представлений о видах текстов по цели высказывания

46

(1)

12

Общее понятие о тексте

комбинированный

Развитие умений отличать текст от предложений

Словарный диктант

С.95, упр.112

47

(2)

13

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение

комбинированный

Развитие представлений о видах текстов по цели высказывания

Самостоятельная работа

С.97, упр.115

48

(3)

14

р/р   Структурные части текста повествования. Изложение зрительно воспринятого текста

Практического применения

Ознакомление со структурой  текста-повествования

Проверочная работа

С. 99, упр.118

49

(4)

15

Работа над ошибками. Повторение материала по теме  «Предложение и текст»

комбинированный

Развитие умения анализировать свою письменную работу

Самостоятельная работа

50(5)

16

Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану

комбинированный

Развитие умения составлять повествовательный текст из трех частей

Самостоятельная работа

                                                            Обозначение мягкости и твердости  согласных звуков 8ч.

Цель: Ознакомить со способами обозначения мягкости согласных на письме и твердости согласных на письме.

51

(1)

19

Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами

комбинированный

Развивать умения различать мягкие и твердые согласные звуки и правильно произносить их в словах

Словарный диктант

С.103, упр.126

52

(2)

20

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

комбинированный

Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме

Самостоятельная работа

С. 104, упр.128

53

(3)

21

Обозначение мягкости  согласных  звуков в конце и в середине слова

комбинированный

Совершенствовать умения обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова

Словарный диктант

С.106,упр.129

54

(4)

22

Контрольное списывание

Практического применения

Повторение и закрепление изученного материала, проверка знаний учеников

Контрольное списывание

55(5)

23

Обозначение мягкости  согласных  звуков в конце и в середине слова

комбинированный

Совершенствовать умения обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова

Самостоятельная работа

С.108,упр.130

56(6)

26

Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова. Перенос слов с  мягким знаком.

комбинированный

Формирование умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком

Проверочная работа

С,110,упр131

57

(7)

27

Диктант по теме «Навыки мягкости согласных на письме»

Контроль знаний

Учить соотносить словесные и зрительные образы

диктант

С. 101, упр.132

58

(8)

28

Навыки правописания мягкости согласных на письме

комбинированный

Формировать умение работать на ошибками

Проверочная работа

С. 112, упр.142

                                                                Звонкие и глухие согласные звуки 5ч

Цель: Ознакомить со способами различия произношения звонких и глухих согласных.

59

(1)

29

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости глухости, мягкости твердости

комбинированный

Развивать умение различать звонкие и глухие согласные

Проверочная работа

С. 112, упр.142

60(2)

30

Парные звонкие и глухие согласные .особенности проверочных и проверяемых слов

комбинированный

Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные

Словарный диктант

С.114, упр.144

61

3)

3

Способ проверки парных согласных на конце слова

комбинированный

Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова

Проверочная работа

62

(4)

4

Правописание парных согласных на конце слова.

комбинированный

Формировать умения обосновывать написания путем подбора проверочного слова

Самостоятельная работа

С.116, упр.147

63

(5)

5

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова ..Контрольное списывание

комбинированный

Умение подбирать проверочное слово. Развитие орфографической зоркости

Проверочная работа

С. 117, упр. 150

                                                                                                      Ударение 9ч.

Цель: Познакомить с различением ударных и безударных слогов.

64

(1)

6

Ударение. Ударный и безударный слог

комбинированный

Уточнение знаний об особенностях ударного слога и роли ударения в речи

Проверочная работа

С. 115, упр. 152

65(2)

7

Обозначение гласных

звуков

комбинированный

Развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того  же слова

Самостоятельная работа

66

(3)

10

Написание проверяемых гласных в безударных слогах

комбинированный

Формировать умение подбирать проверочные слова

Самостоятельная работа

67

(4)

11

Проверка безударных гласных в корне слова

комбинированный

Формировать умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание

Фронтальный опрос

С.120, упр.155

68

(5)

12

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах

комбинированный

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах

Проверочная работа

С.124, упр.162

69

(6)

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

комбинированный

Формировать умение подбирать проверочные слова и обосновывать их написание

Самостоятельная работа

С.127, упр.167

70(7)

14

Написание слов с безударными гласными

комбинированный

Формировать умение писать слова с безударными гласными. подбирать проверочные слова

Самостоятельная работа

С.129, упр.170

71

(8)

17

Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста.

Практического применения

Развивать умение связанно передавать  текст с учетом особенностей употребления  слов автора

Самостоятельная работа

С.130, упр.172

72(9)

18

Административная контрольная работа

Контроль знаний

Формировать умение работать на ошибками

диктант

                                                                                           Разделительный мягкий знак 8ч.

Цель: Ознакомить с произношением и написанием мягкого знака в словах

73(1)

19

Разделительный мягкий знак

комбинированный

Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак

Фронтальный опрос

С.137, упр.184

74(2)

20

Написание слов с разделительным мягким знаком

комбинированный

Развивать умение различать разделительный мягкий знак в словах

Проверочная работа

С.138, упр.188

75(3)

21

Написание слов с разделительным мягким знаком

комбинированный                                                                                    

Проверка умения писать двухсложные слова с безударными гласными

Фронтальный опрос

С.140. упр.192

76(4)

24

 р/р   Изложение текста по  плану.

Практического применения

С. 142, упр.195.

77

(5)

25

Написание слов с разделительным мягким знаком

комбинированный

Развивать умение  писать разделительный мягкий знак в словах

Проверочная работа

С.142, упр.197

78

(6)

26

Написание слов с разделительным мягким знаком

комбинированный

Развивать умение  писать разделительный мягкий знак в словах

Проверочная работа

С.145, упр.199

79

(7)

27

 Упражнения в написании  слов с разделительным мягким знаком

комбинированный

Формировать навык написания слов с разделительным мягким знаком

Проверочная работа

С.147 , упр.201

80(8)

28

 Итоговый  диктант за вторую четверть

Контроль знаний

Повторение и закрепление изученного материала, проверка знаний учеников

Диктант

                                                                                3 четверть 50 часов

                                                                                Двойные согласные 3ч.

Цель: Ознакомить с написанием  и произношением двойных согласных .

81

(1)

14

Слова с двойными согласными.

Комбинированный

Формировать умение работать на ошибками

Самостоятельная работа

С. 149, упр.205.

82(2)

15

Произношение и написание слов с двойными согласными.

Комбинированный

Практическое закрепление правил произношения и написания слов с двойными согласными.

Фронтальный опрос

С. 157, упр.215

83(3)

16

Произношение и написание слов с двойными согласными.

Комбинированный

Практическое закрепление правил произношения и написания слов с двойными согласными.

Фронтальный опрос

С. 164, упр. 220

                                                                               Слово и предложение.2ч.

Цели: Уточнить представления  о разнообразии слов и предложений, их неразрывной связи.

84(1)

17

Единицы речи и предложения.

Комбинированный

Уточнение представления  о разнообразии слов и предложений, их неразрывной связи.

Фронтальный опрос

Упр.227

85(2)

18

Слово и предложение.

Комбинированный

Формировать представления  о разнообразии слов и предложений, их неразрывной связи.

Самостоятельная работа

                                                                                  Имя существительное.7ч

Цели: Познакомить с  приемом определения имени существительного.

86(1)

21

Понятие существительного.

Комбинированный

Написание и определение существительных.

Фронтальный опрос

Упр.228

87(2)

22

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и ч то?

Комбинированный

Прием определения имени существительного.

Словарный диктант

тетрадь

88(3)

23

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Комбинированный

Прием определения имени существительного.

тест

тетрадь

89(4)

24

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Комбинированный

Практическое применение знаний.

Самостоятельная работа

Упр.234

90(5)

25

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Комбинированный

Практическое применение знаний.

Фронтальный опрос

тетрадь

91(6)

28

Имя существительное.

Комбинированный

Распознавание и написание существительных

Фронтальный опрос

Упр.238

92(7)

29

Имя существительное

Комбинированный

Распознавание и написание существительных

Фронтальный опрос

Упр.239

                                                                                                Заглавная буква 7ч.

Цели: Уточнить представления о существительных, которые пишутся с заглавной буквы.

93(1)

30

Правила написания заглавных букв для имени существительного.

Комбинированный

Уточнение представления о существительных, которые пишутся с заглавной буквы.

Словарный диктант

242

94(2)

31

Правила написания заглавных букв для имени существительного.

Комбинированный

Навык написания заглавной буквы в существительных.

Самостоятельная работа

245

95(3)

1

Большая буква в различных формах существительных.

Комбинированный

Написание заглавной буквы в существительных.

Фронтальный опрос

248

96(4)

4

Изложение по вопросам с дополнением текста.

Практического применения

Развивать умение передавать содержание текста, строить предложения  и точно употреблять слова в речи.

Изложение

тетрадь

97(5)

5

Большая буква в различных формах существительных.

Комбинированный

Написание заглавной буквы в существительных.

Работа над ошибками,тест

98(6)

6

Большая буква в различных формах существительных.

Комбинированный

Написание заглавной буквы в существительных.

Самостоятельная работа

99(7)

7

Диктант по теме «Большая буква в именах существительных»

Контроль знаний

Проверить умение употреблять заглавные буквы.

диктант

                                                                                                   Глагол 8

Цели: Выработка написания и произношения глаголов. Формировать умение  ставить вопросы к глаголу; осознание единственного и множественного числа глагола.

100(1)

8

Практическое ознакомление с понятием глагола.

Комбинированный

Выработка написания и произношения глаголов.

Работа над ошибками

253

101(2)

11

Глагол, его особенности в написании.

Комбинированный

Формировать умение  ставить вопросы к глаголу; осознание единственного и множественного числа глагола.

Фронтальный опрос

257

102(3)

12

Глагол.

Комбинированный

Понятие времен глагола.

Фронтальный опрос

260

103(4)

13

Употребление глаголов в разных временных формах.

Комбинированный

Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в разном времени.

Самостоятельная работа

261

104(5)

14

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Комбинированный

Формировать умение  ставить вопросы к глаголу

Словарный диктант

263

105(6)

15

Урок – игра по теме «Глагол»

Комбинированный

Совершенствование практического применения  грамматических правил.

Фронтальный опрос

264

106(7)

18

Повторительно – обобщающий урок по теме «Глагол»

Комбинированный

Закрепление знаний об обнаружении и правописании глаголов.

Самостоятельная работа

266

107(8)

19

Диктант по теме «Глагол»

Контроль знаний

Проверить умение распознавать, употреблять глагол в речи.

диктант

                                                                                         Имя прилагательное. 5ч.

Цели: Формировать умение  ставить вопросы к прилагательному; осознание единственного и множественного числа глагола.

108 (1)

20

Слова, обозначающие признаки предметов.

Комбинированный

Углубление представления о роли в языке прилагательных.

Работа над ошибками

271

109 (2)

21

Прилагательные.

Комбинированный

Развивать умение характеризовать  предмет с разных сторон.

Самостоятельная работа

276

110 (3)

22

Прилагательные.

Комбинированный

Практические навыки в нахождении, произношении и написании прилагательных.

Фронтальный опрос

279

111 (4)

25

Повторительно – обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Комбинированный

Закрепление полученных знаний, подготовка к контрольной работе.

Словарный диктант

281

112 (5)

26

Изложение по теме «Имя прилагательное»

Практического применения

Развивать умение распознавать и осознанно употреблять прилагательные, существительные и глаголы в речи.

Изложение

                                                                                                       Предлоги 5ч.

Цели: Формировать представления о предлоге, написание предлога с другими словами

113 (1)

27

Предлог.

Комбинированный

Формирование представления о предлоге.

Работа над ошибками

287

 114 (2)

28

Предлог.

Комбинированный

Формирование представления о предлоге.

Самостоятельная работа

115 (3)

1

Раздельное написание предлога с другими словами.

Комбинированный

Формирование раздельного написания предлога с другими словами.

Фронтальный опрос

116 (4)

4

Контрольное списывание по теме «Предлог».

Контроль знаний

Проверить полученные знания по теме «Предлог».

списывание

117  (5)

5

Повторительно – обобщающий урок по теме «Предлог».

Комбинированный

Работа над ошибками

291

                                                               Родственные(однокоренные) слова 10

Цели: Ознакомить с признаками однокоренных слов. Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

118  (1)

6

Общее понятие об однокоренных словах.

Комбинированный

Ознакомить с признаками однокоренных слов.

Словарный диктант

293

119  (2)

7

Признаки однокоренных слов.

Комбинированный

Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

Фронтальный опрос

тетрадь

120  (3)

11

Сочинение по картине И.И.Левитана»Весна. Большая вода»

Практического применения

Сочинение

295

  121 (4)

12

Корень, однокоренные слова.

Комбинированный

Знакомство с признаками родственных слов.

Работа над ошибками

299

122  (5)

13

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Комбинированный

Закрепление  умения находить в слове корень.

Фронтальный опрос

305

123  (6)

14

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Комбинированный

Умение находить  общую часть  слова и писать ее идентично.

Фронтальный опрос

тетрадь

124  (7)

15

 Речевой этикет.

Практического применения

Формировать  умение правильно употреблять в речи слова вежливого общения.

Фронтальный опрос

Списать выд. Слова с. 41

125  (8)

--

Повторительно – обобщающий урок по теме  «Корень слова»

Комбинированный

Умение находить  общую часть  слова и писать ее идентично.

Фронтальный опрос

тетрадь

                                                                                                 Безударные гласные в корне 16ч.

Цели:  Формировать навыки проверки безударных гласных в корне, путем его изменения.

Фронтальный опрос

126(1)

18

Безударные гласные в корне.

Комбинированный

Навыки проверки безударных гласных в корне, путем его изменения.

Самостоятельная работа

127(2)

20

Безударные гласные в корне.

Комбинированный

Навыки проверки безударных гласных в корне, путем его изменения.

Фронтальный опрос

313

128(3)

21

Проверка безударных гласных в корне

Комбинированный

Умение проверять безударные гласные в корне.

Фронтальный опрос

317

129(4)

Проверка безударных гласных в корне

Комбинированный

Умение проверять безударные гласные в корне.

Фронтальный опрос

309

130 (5)    

19

Контрольный диктант по теме «Парные согласные и безударные гласны в корне»

Контроль знаний

Проверить умение писать предлоги, парные согласные и безударные гласные.

Диктант

                                                                                4четверть 50 ч.

131(6)

1

Способы проверки безударных гласных в корне.

Комбинированный

Ознакомить со способами проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов.

Работа над ошибками

313

132(7)

2

Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного проверочного слова.

Комбинированный

Формировать умение подбирать проверочные слова.

Самостоятельная работа

316

133(8)

3

Проверка безударных гласных.

Комбинированный

Формировать умение проверять безударные гласные

Фронтальный опрос

318

134(9)

4

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

Комбинированный

Формировать умение проверять безударные гласные в корне.

Фронтальный опрос

10 слов на непроверяемую безуд. гл.

135(10)

5

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

Комбинированный

Формировать умение проверять безударные гласные в корне.

Фронтальный опрос

136(11)

Проверка парных звонких и глухих согласных  в корне слова.

Комбинированный

Развитие умения  подбирать однокоренные слова.

Самостоятельная работа

321

137(12)

Проверка парных согласных путем подбора однокоренных слов.

Комбинированный

Развитие умения  подбирать однокоренные слова.

Фронтальный опрос

324

138(13)

Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне слова.

Практич. применения

Развитие умения  передавать содержание текста.

Изложение

328

139(14)

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

Комбинированный

Повторить и обобщить  знания о способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.

Работа над ошибками

332

140(15)

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

Комбинированный

Обобщить  знания о способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.

Самостоятельная работа

141(16)

Диктант по теме «Парные согласные и безударные гласные».

Контроль знаний

Проверить умения писать  слова парными согласными и безударными гласными.

Диктант

                                                                                          Главные члены предложении  5ч.

Цели: Формировать  умение находить предложение и оформлять его на письме.

142(1)

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Связь слов в предложении.

Комбинированный

Формировать  умение находить предложение и оформлять его на письме.

Работа над ошибками

335

143(2)

Связь слов в предложении.

Комбинированный

Формировать  умение устанавливать связь слов в предложении.

Проверочная работа

337

144(3)

Сочинение по серии картинок.

Практического применения

Развитие умения  составлять текст по серии картинок.

Сочинение

340

145(4)

Упражнение в установлении связи слов в предложении.

Комбинированный

Развитие умения  находить подлежащее и сказуемое и зависимые от них члены предложения.

Работа над ошибками

342

146(5)

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

Комбинированный

Обобщить знания о предложении и тексте.

Фронтальный опрос

344

                                                                                                   Повторение 24ч.

Цели: Повторить полученные знания.

147(1)

Обобщение знаний об алфавите.

Комбинированный

Повторить порядок букв в русском алфавите; закреплять умение пользоваться алфавитом.

Фронтальный опрос

348

148(2)

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.

Комбинированный

Совершенствовать умения различать звуки и буквы, делить слово на слоги, переносить слова.

Фронтальный опрос

Тетрадь.

149(3)

Правописание слов с разделительным ь.

Комбинированный

Повторить и закрепить  умения правильно употреблять ь разделительный знак.

Фронтальный опрос

карточки

150(4)

Правописание слов с разделительным ь.

Комбинированный

Закрепить  умения правильно употреблять ь разделительный знак.

Фронтальный опрос

350

151(5)

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой Й в середине слова.

Комбинированный

Закрепить  умение правильно переносить слова с буквами ь и й в середине слова

Фронтальный опрос

354

152(6)

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой Й в середине слова.

Комбинированный

Закрепить  умение правильно переносить слова с буквами ь и й в середине слова

Фронтальный опрос

356

153(7)

 Слова с сочетаниями ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Комбинированный

Повторить и закрепить  умения правильно писать слова с буквами и. а, у после шипящих

Фронтальный опрос

359

154(8)

Слова с сочетаниями ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Комбинированный

Закрепить  умения правильно писать слова с буквами и. а, у после шипящих

Фронтальный опрос

364

155(9)

Слова с сочетаниями ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Комбинированный

. Повторить и закрепить  умения правильно писать слова с буквами и. а, у после шипящих

Фронтальный опрос

Упр.365

156(10)

Слова с сочетаниями ЧК,ЧН.

Комбинированный

Повторить и закрепить  умения правильно писать слова с сочетаниями ЧК,ЧН.

Фронтальный опрос

упр. 371

157(11)

Сочинение по серии картинок и готовому плану.

Практического применения

Совершенствовать умения составлять текст с учетом развития действия, озаглавливать  текст и записывать его.

Сочинение

158(12)

Повторение сведений об имени существительном.

Комбинированный

Закрепить умения  распознавать имя существительное.

Работа над ошибками

159(13)

Повторение сведений об имени прилагательном

Комбинированный

Закрепить умения  распознавать  имя прилагательное

Фронтальный опрос

160(14)

Повторение сведений  о глаголе.

Комбинированный

Закрепить умения  распознавать  глагол.

Фронтальный опрос

Упр. 376

161(15)

Изложение текста по вопросам, коллективно подобранным опорным словам.

Практического применения

Развивать умение отличать текст – повествование от текста – описания, озаглавливать текст и передавать его содержание.

Изложение

162(16)

Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова.

Комбинированный

Развитие умения  находить в тексте слова, требующие проверки, подбирать  проверочное слово, соотносить проверочное и проверяемое слово.

Работа над ошибками

163(17)

Контрольное списывание по теме «Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова».

Контроль знаний

Проверить умение аккуратно списывать текст без грамматических ошибок и нарушения правил каллиграфического письма.

Контрольное списывание

164(18)

Правописание орфограмм в корне.

Комбинированный

Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос

165(19)

Правописание орфограмм в корне.

Комбинированный

Закрепление изученного материала.

Словарный диктант

Упр 384

166(20)

Обобщение  знаний по курсу «Русский язык»

Комбинированный

 Обобщить знания полученные за курс  2 класса

Фронтальный опрос

167(21)

Итоговый диктант.

Комбинированный

Проверить знания полученные за курс  2 класса

диктант

168(22)

Правописание слов с сочетаниями ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Комбинированный

Закрепить  умения правильно писать слова с буквами и. а, у после шипящих

тест

169(23)

Правописание слов с ь – показателем мягкости и разделительным ь.

Комбинированный

Развитие орфографической зоркости.

170(24)

Урок – путешествие по океану орфографических знаний.

Комбинированный

Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне

Фронтальный опрос

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Программа обеспечена следующим учебно- методическим комплектом:

  1. Рамзаева Т. Г. Русский язык,учебник 2 класс: 2 части- М.: Дрофа, 2012

  1. Рамзаева Т.Г. Савинкина Л.П. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи.

        2 класс М.:Дрофа, 2012

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Справочник 1 – 4 классы.
  2. Гурова И.В. Тесты к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2 класс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Рабочая программа 1-4 классы.
  4. Дмитриева О.И. Русский язык. Универсальные поурочные разработки. Москва «ВАКО», 2008.
  5. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.

Печатные пособия

   Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.

   Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.

   Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.

   Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.

   Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку,

Учебно-практическое оборудование

   Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

   Материалы: бумага (писчая).

   Модели звукового состава слова. Лента букв.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Аудиомагнитофон.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Оборудование класса

   Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

   Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

   Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...