Рабочая программа русский язык 2 класс
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 1-4 классы» .
Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Учебный предмет «Русский язык» во 2 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма. Что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У обучающихся 2 класса развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить буквы и звуки в произнесённом и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные. Обозначать мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, и, я и мягким знаком, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и разделительным ь, с двойными согласными. Вместе с тем второй год обучения создаёт основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Беловской СОШ.
На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Формирование универсальных учебных действий
- Личностные УУД.
Обучающийся получит возможность для формирования
- Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- Ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- Развития эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- Установки на здоровый образ жизни;
- Регулятивные УУД.
Обучающийся получит возможность научиться
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- Познавательные УУД.
Обучающийся получит возможность научиться
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- Коммуникативные УУД.
Обучающийся получит возможность научиться
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
В результате работы по теме «Предложение (Наша речь)» дети научатся:
- сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
- различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
- правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
- правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
- составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
- составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
- списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
- письменно отвечать на вопросы к тексту;
- писать под диктовку;
- записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
- пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Предложение (Наша речь)» дети получат возможность научиться:
- понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
- составлять предложения, различные по цели высказывания;
- устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
- выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
- устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? - Маленький щенок играет шариком;
- составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
- определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
- записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
- работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
- различать текст-пословицу и текст-загадку;
- писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
- слушать, анализировать звучащее слово;
- выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
- подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
- выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
- понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в конце слова; -
- понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова), применять эти знания на практике;
- понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
- использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
- анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
- различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
- выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
- обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
- безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
- различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети получат возможность научиться:
- слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
- чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
- соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
- использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
- распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существитель
ные, отвечающие на вопрос что?; - характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
- определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
- распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
« распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл - Орёл, пушок -Пушок и т.д.);
- писать имена собственные по правилам;
- характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?;
- определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
- изменять имя прилагательное по числам;
- выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
- устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
- различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
- различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
- характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?;
- устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
- определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
- изменять глаголы по числам;
- писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» дети получат возможность научиться:
- различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?;
- изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
- объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
- различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
- использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
- понимать значение предлогов в речи.
В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:
- подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
- выделять корень в однокоренных словах;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
- использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
- применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Состав слова» дети получат возможность научиться:
- различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
- распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
- использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Первая четверть (45 ч) | ||
Повторяем то, что знаем (6ч). | Функции слова, предложения, текста в речи; слово и слог; слог и звук. | Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Анализируют текст и предложение, составляют предложения и записывают их, правильно оформляя на письме. Устанавливают количество слогов в слове. Различают гласные и согласные звуки. Определяют ударение в слове. Списывают предложения и тексты (выборочное списывание), диктуя себе по слогам. Проверяют написанное (взаимопроверка). |
Речь (4ч). | Речь устная и письменная. Тема текста, последовательность предложений в тексте. Знаки в конце предложения. воробей, лисица, вдруг | Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме. Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря. |
Звуки и буквы (12 ч). | Особенности звуков и букв. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами. Слова с буквой э в начале слова. Речевой этикет. Слова-при- ветствия. Согласный звук [и'] и буква и. Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения и другими грамматическими заданиями. Москва, ягода, карандаш | Различают звук и букву. Звуки произносят. Буквы называют. Различают гласные и согласные звуки. Делают звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Сравнивают и сопоставляют звучание слов. Делят слова на слоги, в том числе и с буквой и. Объясняют особенности гласных и согласных. Характеризуют звуки. Соотносят звук и его качественную характеристику. Списывают слова и предложения. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Записывают предложения и тексты по памяти. Анализируют деформированный текст, записывают его, правильно оформляя предложения на письме. Письменно передают содержание текста, опираясь на вопросы, озаглав ливают этот текст. Составляют пред ложения на аналогичную тему и записывают их. |
Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк
| Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Написание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Диктант(32 слова) с граммати ческими задани ями. рабочий,сорока, товарищ, капуста, хороший | Распознают мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносят их. Определяют наличие в словах орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Развивают умение правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн. Списывают тексты с данными орфограммами, проверяя написанное по учебнику. Пишут под диктовку слова и тексты. Записывают тексты по памяти. Учатся писать слова из словаря, употребляя их в тексте. Составляют предложения, правильно оформляя их на письме. Составляют тексты по серии картинок, по пословице, сопоставляя их с текстами в учебнике. Озаглавливают текст с помощью пословицы. Отгадывают и записывают загадки, записывают отгадки к ним. |
Алфавит (2ч). | Алфавит, функция алфавита в жизни людей. тетрадь | Правильно называют буквы алфавита. Производят звуко-буквенный анализ слова. Развивают умение пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со словарями, при посещении библиотеки и т. д.). |
Слово и слог. Перенос слов (5ч). | Слог, количество слогов в слове, правила переноса слов. Контрольное списывание с делением слов на слоги. Диктант с предварительной подготовкой. фамилия, петух, ученик, одежда, дежурный | Сопоставляют количество гласных звуков и количество слогов в слове. Делят слова на слоги, в том числе и для переноса слов. Выделяют ударный слог. Списывают слова и предложения. Пишут тексты по памяти, диктуя себе по слогам. Составляют предложения по схеме. |
Предложение и текст (5ч). | Коммуникативная функция предло жения. Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежа щее и сказуемое. Правописание заглавной буквы в начале предло жения, знаки препи нания в конце предложения. Диктант за первую четверть (26 слов) с грамматическими заданиями. собака, быстро. | Сопоставляют слова и предложения. Анализируют деформированное пред ложение. Устанавливают связи слов в предложении. Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме. Находят и подчёркивают в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные пред ложения. Сопоставляют распространён ные и не распространённые предложения. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам. |
Вторая четверть (35 ч) | ||
Предложение и текст (5ч). | Текст, признаки текста, смысловое единство предложе ния в тексте, заглавие текста. План текста, типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Изложение зрительно воспринятого текста. ребята, весело, скоро | Сравнивают текст и набор предложений. Анализируют текст: определяют границы предложения, выбирают знак для конца предложения. Воспроизводят текст. Распознают типы текстов (в зависимости от цели высказывания). Соотносят текст и заголовок. Выбирают наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам. |
Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме (8ч). | Твердые и мягкие согласные звуки,обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ъ. Словарный диктант с предварительной подготовкой. Выборочный диктант. Изложение текста по вопросам.
| Сравнивают и различают твердые и мягкие согласные звуки. Группируют согласные звуки по твердости-мягкости. Характеризуют согласные звуки по мягкости-твердости. Соотносят звучание и написание слов. Объясняют случаи расхождения написания и звучания. Делят слова с ь в середине слова на слоги и переносят их на другую строку. Делают звуко-буквенный анализ слов. Группируют слова по типу орфограмм. Составляют предложения по картинке. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки (в том числе и с помощью орфографического словаря). Делят текст на части с соблюдением красной строки. Учатся писать изложение повествовательного текста. |
Звонкие и глухие согласные звуки (5ч). | Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные. Способы проверки слов с парными глухими и звонкими соглас ными. Самостоятельная работа. Контрольное списывание сапог, мороз | Различают парные глухие и звонкие согласные. Анализируют звуковой состав слова. Характеризуют согласные звуки по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости, наличия парности звуков по этим признакам. Соотносят звучание и написание слов, объясняют расхождение звучания и написания. Находят слова, требующие проверки (с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце). Обосновывают написание слов («докажи, что в слове глаз на конце пишется буква з»). Сопоставляют буквы в проверочном и проверяемом словах. Группируют слова по месту и по типу орфограммы. Доказывают написание слов, используя орфографический словарь. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм «парные звонкие и глухие согласные». Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. |
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах (9ч). | Ударение, ударный слог, обозначение гласных звуков в ударных и безудар ных слогах. Провер ка безударных глас ных. Проверяемые и непроверяемые безу дарные гласные. Контрольное списывание. Диктант с предварительной подготовкой. Диктант (26 слов). деревня, коньки | Различают ударные и безударные гласные звуки. Находят слова, различающиеся ударением. Соотносят гласные ударные и безударные звуки и их качественную характеристику. Характеризуют гласные звуки. Определяют наличие в слове орфограмм с безударным гласным Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. Обосновывают написание безударного гласного в слове («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Группируют слова по типам орфограмм (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем слов с орфограммами безударных гласных. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки, используя орфографический словарь учебника. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют предложения, выделяя в нём грамматическую основу, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют, восстанавливают и дополняют деформированный текст, в том числе и с опорой на картинку. Озаглавливают тексты. Пишут слуховые диктанты. Записывают по памяти тексты из учебника, диктуя себе по слогам. Составляют ( в том числе и по схеме) и правильно записывают предложения. Составляют рассказ по картинке. |
Разделительный ь (8ч). | Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Диктант за вторую четверть (41 слово) с грамматическими заданиями. ветер | Соотносят и сравнивают написание, произношение и значение слов с разделительным ъ и без него. Сопоставляют и различают функцию ь, показателя мягкости, и функцию разделительного ь. Анализируют предложения: находят по схеме главные члены предложения и слова, связанные с ними по смыслу. Задают смысловые вопросы от слова к слову в предложении, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак для конца предложений. Анализируют и восстанавливают деформированный текст. Пишут словарные диктанты, тексты из учебника по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. |
Третья четверть (50 ч) | ||
Двойные согласные
| Обозначение долгих согласных звуков двумя одинаковыми буквами. Перенос слов с двойными согласными. суббота, класс, русский язык, берёза | Наблюдают и записывают слова с двойными согласными. Выясняют лексическое значение таких слов с использованием словаря. Определяют в слове наличие орфограмм с двойными согласными. Доказывают написание таких слов, используя орфографический словарь учебника. Делят слова с двойными согласными на слоги для переноса с одной строки на другую. Восстанавливают деформированные предложения. Списывают текст из учебника, дополняя его предложениями. Отгадывают загадки и записывают их и отгадки к ним. |
Слово и предложение. Имя существительное (16ч). | Функции слова в предложении и предложения в тексте. Комплексная работа по структуре текста: озаглав ливание, порядок предложений в тексте, связь предложений в тексте. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существи тельные, собственные и нарицательные имена существи тельные. Структура повествовательного текста, связь частей повествовательного текста Изложение текста по вопросам. Контрольное спи сывание. Выборочное списывание. Изложение по вопросам с дополнением текста. Диктант (34 слова). ворона, пенал, корова, молоко,город | Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам—названиям признаков предметов, словам, обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены, устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Записывают слова и предложения под диктовку. Анализируют и восстанавливают деформированные предложения. Читают в учебнике тексты, анализируют их структуру, средства связи частей текста, озаглавливают тексты. Анализируют деформированный текст, восстанавливают его, правильно оформляя запись предложений. Воспроизводят текст по вопросам и опорным словам. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств. Определяют наличие в слове орфограмм на правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Повторяют правописание слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, чн, чк. Списывают из учебника предложения и тексты, анализируя при этом орфограммы в словах. |
Глагол (8ч). | Глагол, его значение, признаки, использование в речи,начальная (неопределенная) форма глагола; употребление глаголов в форме единственного
| Ставят вопросы к глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). Составляют предложения, в том числе и по картинкам. Анализируют деформированный текст. Пишут диктанты. Устанавливают последовательность частей текста. |
Имя прилагательное (5ч). | Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи; формы единственного и множественного числа; прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы). Контрольное списывание. | Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Ставят вопросы к именам прилагательным в предложении. Подбирают имена прилагательные к именам существительным, соотносят имена прилагательные с именами существительными (составляют словосочетания). Изменяют имена прилагательные по числам. Оценивают целесообразность выбора имен прилагательных для характеристики предмета, в том числе синонимичных и антонимичных прилагательных. Составляют текст-описание, подбирают заголовок к тексту, анализируют созданный текст оценивают работу с текстом. Пишут слуховые диктанты, комментируют орфограммы. Списывают тексты из учебника, находят прилагательное. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте (буквы а, у, и после шипящих, безударный гласный в двусложных словах, парные глухие и звонкие согласные на конце слов, разделительный ь), объясняют написание слов. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. |
Предлог (5ч). | Предлог — служеб ная часть речи, роль предлога в пред ложении, правопи сание предлогов с другими словами. Проверочная работа. хорошо | Наблюдают за особенностями употребления предлогов в речи. Определяют наличие орфограмм в тексте (раздельное написание предлогов со словами, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений. Выбирают знак препинания в конце предложения. Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Восстанавливают деформированный текст. Составляют текст по аналогии, озаглавливают его. Пишут слуховые диктанты. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения (речевой этикет: слова благодарности). |
Родственные (одно-коренные) слова (10ч). | Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов. Диктант за третью четверть (37 слов) с грамматическими заданиями. | Наблюдают за однокоренными словами, вычленяя их признаки (значение и общая часть слова). Выделяют в словах корень. Наблюдают за единообразным написанием корня в родственных словах. Группируют слова по общему корню. Контролируют правильность объединения слов в группу одно-коренных слов. Подбирают родственные слова. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем родственных слов. Объясняют значение слова с помощью простейшего (устного) словообразовательного анализа. Пишут текст по памяти с предварительным языковым анализом. Составляют текст по картинке и по вопросам. Озаглавливают текст. |
Четвёртая четверть- 40 часов | ||
Безударные гласные в корне (10ч). | Корень слова, удар ные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. Правописание про вверяемых безудар ных гласных в корне. Способы про верки. Контрольное списывание. | Знакомятся со способом проверки безударных гласных в корне (подбор однокоренных слов) и применяют его в практике письма наряду с изменением формы слова. Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (безударные проверяемые гласные). Доказывают правильность подбора проверочного слова, обосновывают написание слов («докажи, что в корне слова трава пишется буква а»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Записывают текста по памяти, применяя способы проверки безударного гласного в корне. Отгадывают загадки, списывают их, записывают отгадки. Анализируют текст в учебнике, делят его на части. |
Парные звонкие и глухие согласные в корне (6ч). | Корень слова, звонкие и глухие согласные звуки в корне слова, буквы для их обозначения. Правописание букв согласных в корне слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Диктант (39 слов) с грам матическими заданиями. | Наблюдают за произношением и написанием парных глухих и звонких согласных в корне слова. Применяют два способа проверки написания парных звонких и глухих согласных (изменение формы слова и подбор однокоренных слов). Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (проверяемые парные глухие и звонкие согласные звуки в корне слова). Доказывают правильность подбора проверочного слова. Обосновывают написание слов («Докажи, что в слове хлебка конце пишется буква б»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Пишут по памяти тексты и загадки, записывают отгадки. Оценивают свое написание диктанта, анализируют допущенные ошибки. Восстанавливают деформированные пред ложения и тексты, определяя границы предложений и правильно оформляя их на письме. Составляют текст по опорным словам. Письменно передают по памяти содержание текста. |
Предложение (5ч). | Главные члены предложения: подлежа щее и сказуемое. Связь слов в предложении. лопата | Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения. Устанавливают связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находят главные члены и зависимые от них второстепенные члены предложения Составляют схемы предложения. Пишут диктанты, в том числе и с предварительной подготовкой. Выбирают наиболее подходящий заголовок для текста. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинному плану и заданному началу. Анализируют и корректируют созданные тексты. |
Повторение в конце учебного года (24ч). | Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Слог, ударные и безударные слоги. Правила переноса слов, в том числе с буквой ь, правило правописания слов с разделительным ь. Алфавит. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Предложения и текст как единицы речи. | Характеризуют звуки. Делят слово на слоги, в том числе и для переноса слов на другую строку. Пользуются алфавитом (в учебных целях). Сопоставляют и сравнивают части речи по значению и роли в предложении. Определяют в словах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; безударные гласные звуки в корне; парные глухие и звонкие согласные в корне). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем изученных орфограмм. Списывают тексты из учебника, определяя в них роль изученных частей речи. Пишут тексты под диктовку и по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Делят текст на части. Воспроизводят текст по вопросам. Составляют текст по картинкам и по плану, а также с опорой на наблюдения и собственный опыт. Озаглавливают текст. Анализируют и редактируют свой текст. Оценивают свой текст. Находят в тексте смысловые ошибки. |
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предложение (Наша речь) (15 часов)
Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Звуки и буквы (65 часов)
Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, и и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Разделительный мягкий знак.
Части речи (38 часов)
Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.
Состав слова (27 часов)
Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Одноко-ренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.
Связь слов в предложении (13 часов)
Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.
Повторение (12 часов).
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа обеспечена следующим учебно- методическим комплектом:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык,учебник 2 класс: 2 части- М.: Дрофа, 2012
- Рамзаева Т.Г. Савинкина Л.П. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи.
2 класс М.:Дрофа, 2012
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. Справочник 1 – 4 классы.
- Гурова И.В. Тесты к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2 класс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. Рабочая программа 1-4 классы.
- Дмитриева О.И. Русский язык. Универсальные поурочные разработки. Москва «ВАКО», 2008.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.
Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку,
Учебно-практическое оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Модели звукового состава слова. Лента букв.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Аудиомагнитофон.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку ...
рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович), 2016-17 уч. год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...