Дидактические игры по русскому языку
материал по русскому языку по теме

Королёва Снежанна Викторовна

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did.igry_po_rus.yaz_.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ УРОКОВ

РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Звуки и буквы.

Как появились буквы.

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела.

Наконец без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то умный и серьезный:

«Взяться за работу  никогда не поздно,

Слышим мы повсюду

Много разных звуков,

Но для них покуда

Нет знаков-букв.

Эй, крючки и точки,

Черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!»

Черточки послушались,

Прекратили драки,

Превратились в нужные

Правильные знаки.

                       Измайлов.

Отгадай, кто я.

        Учитель называет элементы букв. Ученики складывают букву и называют ее.

Все равно узнаю.

        В конверте лежат элементы букв. Дети подбирают элементы для заданной буквы.

Будь внимателен.

        Учитель читает стихотворение. Ученики записывают по ходу чтения заглавные буквы.

Что случилось? Что случилось?

С печки «Азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква «м».

«Г» ударилась немножко,

«И» рассыпалась совсем,

Потеряла буква «ю»

Перекладину свою.

Очутилась на полу,

Поломала хвостик «у».

«Эф», бедняжку, так раздуло –

Не прочесть ее никак.

Букву «эр» перевернуло,

Превратило в мягкий знак.

Буква «эс» совсем сомкнулась,

Превратилась в букву «О».

Буква «а», когда очнулась,

Не узнала никого.

Головоломка

. ом, . ом, . ом, . ом   (дом, том, сом, ком)

Что изменилось?

        Учитель составляет слово из букв. Дети читают. Закрывают глаза. Учитель заменяет одну букву. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.

        Бочка – ночка – точка.                      Репка – лепка – кепка.

        Рука – ручка – речка.                   Мышка – мошка – мишка – миска.

Разные буквы – разные значения.

        Среди данных слов найди такие слова, в которых замена одной буквы другой буквой меняет значение слова.

        Рука                         нос

        нож                              врач

        враг                                  река

        дом                                сын

        билет                        дым

        сыр                                балет.

Справа налево.

        Из предлагаемых слов выбери пять слов, которые образуют новые слова, если прочитать их справа налево:

        сон, дом, рот, кот, мел, дог, раб, сыр, чай, ад.

Составь слова.

        Из букв, данных в беспорядке, составьте слова:

бары, цояй, белх, ругаш, лкави, никйча, качаш, цоте, бтан.

У кого больше слов.

        Из букв, входящих в определенное слово, составьте новые слова. Букву можно употреблять столько раз, сколько она встречается в данном слове.

        Колбаса, земляника, лестница.

Вычеркните буквы.

        Вычеркните повторяющиеся буквы – и вы узнаете, какое слово спряталось.

        Н Е Я М И О Я

        Я Е Н С Е И К

        И Я Е В Е И А

Спрячь зайку.

з

а

я

ц

Запиши в столбик нужные слова.

Ребусы.

Зашифрованное слово.

        Слово состоит из начальных букв других слов, которые подскажут рисунки.

  1. Цветок.

        На доске рисунки с изображением следующих предметов: арбуз, собака, телефон, ракета, автобус.

  1. Вид транспорта.

        Телефон, арбуз, кот, самолет, игла.

  1. Домашнее животное.

        Стул, очки, брюки, арбуз, капуста, апельсин.

  1. Поздравление.

        Снежинка, ножницы, очки, вертолет, ы, морковь, гвоздика, облако, дом, очки, медведь.

Ребусы.

Птица                насекомое                домашнее                животное

,Шутка                ,коса                        сок,                ,,рыба        ,,рука

Вопросы-шутки.

  1. Чем кончаются день и ночь?
  2. Что стоит посредине земли?
  3. Чем кончается лето и начинается осень?
  4. Чем кончаются бал и карнавал?

Кто такой звук издает?

        Учитель показывает картинку. Дети произносят звук.

        Картинки: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ.

Согласные в начале слова.

        Сколько согласных букв подряд может быть в начале слова?

             (перо, спутник, стрела, стрекоза, встреча.)

Угадай слово.

                        М.л.к.                                    с.п.г.

Что перепутал художник?

        Художнику дали слова и попросили нарисовать картинки. Вот что получилось.

        Слова                                                 Картинки

        Булка                                                белка

        Горка                                                норка

        Мышка                                                мишка

        Лужи                                                лыжи        

        Ворота                                                ворона.

Каждой согласной свое место.

Р, б, н

. ы . А

. о . я

. е . о

. а . я

Хитрый вопрос.

        Я – в озерах и реках, в воде меня нет.

        Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

Замени букву.

        В предлагаемых словах замени одну гласную другой гласной так, чтобы получилось новое слово.

                                Река-

                                Стул-

                                Билет-

                                Дом-

Добавьте согласную букву.

        К предлагаемым словам добавьте справа гласную букву, чтобы получились новые слова.

                А.     Я.      О.

                        Три

                        Семь

                        Банк

Ребусы.

    тя        ЖДА                

                                        ДЕ

(Витя)                (Надежда)

ША

ТА

(Наташа)

ОА

(оса)

 лка

(вилка)

                

НО

  С

(поднос)

СЛОГИ.

Чудесный мешочек.

        В мешочек лежат разные предметы. Вытащи предмет. Скажи слово по слогам.

Купи игрушку.

        Картинки с изображением игрушек. Возьми ту игрушку, где в слове 1 слог, 2 слога, 3 слога. (Слон, лиса, барабан.)

Кто быстрее.

        На доске написаны три столбика слов. Около каждого слова цифрой обозначить количество слогов.

Зоопарк.

        В зоопарк привезли новые клетки. Узнайте, где какой зверь будет жить?

Картинки: слон, медведь, бегемот.

Алешины слова.

        Алеша красиво написал на доске слова, а дежурная стерла второй слог. Узнайте, какие слова написал Алеша?

        ре                         ре

        ре                        ре

        ре                        ре

Перевертыши.

        Сос – на, чай – ка, вес – на, ка – мыш, бан – ка, ла – ска, ни – тка, ра – но, на – ши, ка – кой.

        Переставь слоги. Запиши новое слово.

Цепочка.

        Учитель говорит слово по слогам. Ученик говорит новое слово, где 1 слог был последним в слове учителя. (окно – ги – ря)

Точка.

        Добавьте к записанному слогу карточку с точкой. Прочитайте новые слова. Ве, кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу, се.

СЛОВА С ГЛАСНЫМИ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Составь слово.

                        ЖИ                                                ШИ

        Подберите нужный слог.

                но-                гру-

                лы-                ер-

                у-                кры-

                чи-                мы-

                лу-                -пы

                -раф                -на

Буква убежала.

Ж.р                        ч.й                        ищ.                        уч.

щ.ка                        ш.на                        лыж.                        Мыш.

ч.шка                        ш.шка                стуч.                        скач.

ч.чело                        ч.йник                малыш.                стриж.

Начинай с буквы Ч.

  1. 2  3  4  5  6  7  8  

ч  ч  ч  ч  ч  ч  ч  ч

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .

   .  .  .  .  .  .  .  .

      .  .  .  .  .  .

  1. У Валюши день рожденья.

    Всех, Валюша, угощай.

    Вот ватрушки. Вот печенье.

    Вот горячий свежий… (чай)

  1. Густой лес. (Чаща).
  2. Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит,

Клювом хватает. (Чайка).

  1. Посуда для питья. (Чашка).
  2. Продолжи ряд: носки, гольфы, …(чулки).
  3. Слово, противоположное слову редко. (Часто).
  4. Друг за другом по тарелке

День и ночь шагают стрелки.

  1. Время: секунда, минута…(час).

 

Подскажи словечко.

  1. Это не звезды, а пушинки, не пушинки, а …(снежинки).
  2. Захотели малыши поточить … (карандаши).
  3. Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся мыши.

  1. Удивляется Ивашка:

«Блюдце есть, а где же чашка?»

  1. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая (туча).

  1. Собирают ребятишки в парке желуди и …(шишки).
  2. За лесом, в болотной глуши

От ветра шуршат (камыши).

  1. Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась … (щука).

  1. Я от досады чуть не плачу – не решается…(задача).
  2. Белокрылые хозяйки, над водой летают …(чайки).
  3. Слоник хоботом, как душем, моет спину, моет …(уши).

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Допиши букву.

                        б                д

                        -                д                -                в

                        п                д                с

        Чтоб меньше было случаев неясных

        И чтоб ответов не было плохих,

        Прислушайтесь к звучанию согласных,

        Чтобы не путать звонких и глухих.

На свое место.

Куда должен причалить парусник?

Парусник

Парово

Совхо

Матро

Заво.                        (З)                (Д)                   (Т)

Назови противоположное слово.

Смелый -                                         высокий –

Неуклюжий -                                 широкий –

Дальний -                                        твердый –

Шершавый -                                тяжелый –

Частый -                                        

Лесенка.

Ду.                                Це.ь

Фла.                                Гря.ь

Обры.                                Гвоз.ь

Сторо.                                Морко.ъ

Расска.                                Скатер.ь

Каранда.                        Но.

Ю.ка                                сне.        

Бу.ка                                заво.

Блу.ка                                сугро.

Варе.ка                        Галсту.

Выста.ка

Незабу.ка

Начни с буквы М.

  1. М . . .
  2. М . . . .
  3. М . . . . . .
  4. М . . . . . . .
  5. М . . . . . .
  6. М . . . .
  7. М . . .

  1. Переход через реку.
  2. Знак вычитания.
  3. Дикий зверь.
  4. Складная кукла.
  5. Овощ.
  6. Сильный холод.
  7. Напиток из ягод.

Начни с буквы Г.

1. г . . . . .                        1. Небольшая птица.

2. г . . . .                                2. Большой населенный пункт.

3. г . . . .                                3. Сигнал автомобиля.

4. г . . .                                4.Сыроежка – это …

5. г . . .                                5. Крупная птица.

6. г . . . .                                6. Земля, перемешенная с водой.

7. г . . . .                                7. Помещение для автомобилей.

8. г . . . . .                        8. Место для посадки овощей.

Загадки.

  1. Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед.)

  1. Шуба бела, всю землю одела. (Снег.)
  2. Если хорошо заточен, все легко он режет очень:

хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоко и масло. (нож)

  1. Мягкие лапки, в лапках царапки. (кошка)
  2. В детский сад с бахчи привезли мячи. Подали к обеду мяч. Сладкий он и как кумач. (арбуз).
  3. Всех кормлю с охотой я , а сама безротая. (ложка)
  4. Идут ко мне унылые – с морщинками и складками. Уходят очень милые – веселые и гладкие. Значит, я надежный друг, электрический …(утюг)
  5. Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (гриб)
  6. Тучка по небу гуляла. Тучка бусы потеряла. Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки. (дождь)
  7. Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном, с вишней сладкою бывает. В печь его сперва сажают. А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят, по кусочку все съедят. (пирог)
  8. Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет. (подушка)
  9. Белый падает горох

Прямо на голову. Ох!

Он сбивает с яблонь цвет.

И полям приносит вред. (град)

  1. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги…

Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал. (карандаш)

  1. Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (мороз)

  1. Меня зовут слепым всегда.

Но это вовсе не беда.

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (крот)

  1. Зелены мы, как трава. Наша песенка: «Ква-ква!» (лягушка).
  2. Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь – можешь брать

И в песочнице играть. (песок)

  1. Мой хвост не отличишь от головы.

Меня в земле найдете вы. (червь.)

УДАРЕНИЕ.

Хитрый вопрос.

Какая буква всегда под ударением?

Поставь ударение.

  1. На березах белых лопаются почки.

В поле показались первые цветочки.

  1. В декабре мороз сердился,

Серый дым над крышей вился.

  1. Отца спросила дочка:

«Не знаю, как прочесть …

есть слово «проволочка»

И «проволочка» есть.

А что такое атлас?

Его приносят в класс.

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Кроссворды.

  1. Какие ягоды собирала девочка?

                . . . . ика

                . . . . ика

                . . . . . ика

             . . . . . ика

           . . . . . . ика

          . . . . . . ика

(Ежевика, черника, брусника, голубика, земляника, костяника.)

  1. Какие слова здесь написаны?

 

     . о . о . .                  1. Домашнее животное.

     . о . о . .                  2. Белая жидкость.

     . о . о . .                 3. Орудие для рыхления земли.

     . о . о . .                  4. сухие стебли ржи, пшеницы.

     . о . о . .                  5. Птица.

  1. Какие слова здесь написаны?

. е . е . .                1. Сорная трава.

. е . е . .                2. Разговор.

. е . е . .                3. Повозка.

. е . е . .                4. Дерево.

. е . е . .                5. Предмет для просеивания муки.

. е . е . .                6. Два братца в воду глядятся.

  1. Впиши слова.

А . . . а                        цветок

. а . а .                        домашнее животное

. . а . .                        растение

. а . а .                         смотр войск

а . . . а                        хищная рыба

Ошибка.

  1. Да, нелегкая диктовка, -

  Почесал затылок Вовка.

  И в тетрадке Королева

  Появилась вдруг «карова».

  Заглянул в тетрадку Миша:

 Все понятно, так напишем.

 А потом проворный Павел

 Букву «о» на «а» исправил.

 А его соседка Мила

 Это сразу уловила.

 А от Милы, дружбы ради,

 Буква «а» попала к Наде.

 Приподнялся с парты Лева,

 Быстро Пете передал.

 И пошла гулять «карова»

 По колонкам и рядам.

                                        Я. Пишумов.

Школьная пословица.

        К соседу к тетрадь заглянешь – ошибку перетянешь.

Лесенка.

Зм. я                                        р.ка

Пл.та                                        к.вер

Зв.зда                                        р.бина

Св.сток                                л.нейка

Хл.пушка                                в.рхушка

Св.тлячок                                п.чтальон

Викторина.

  1. Названия каких времен года имеют безударную гласную?
  2. В названии каких животных встречается проверяемая безударная гласная в корне? (Лиса, свинья, осел, коза.)
  3. В названии каких птиц есть проверяемая безударная гласная в корне? (сова, снегирь, скворец.)

Кроссворды.

С буквой О.

          1 . . . .

  1. . . . . . .
  2. . . . . . . . .
  3. . . . .
  4. . . . .
  5. . . . .
  6. . . . .
  7. . . . . . . . .
  8. . . . . . .
  9. . . . .

С буквой И.

1 . . . . .

2 . . . . . . .

3 . . . .

4 . . . .

5 . . . .

6 . . . .

7 . . . . . . .

8 . . . . .

Начинай с буквы С.

С                С        С        С        С        С        С        С        С

          .                .        .        .        .        .        .        .        .

           .                .        .        .        .        .        .        .        .

          .                .        .        .        .        .        .        .        .

          .                .        .        .        .        .        .        .        .

          .                .        .                                       .        .        .

          .                                                                        .

          .                                                                        .

  1. Комната для еды. (столовая.)
  2. Мастер по дереву. (столяр)
  3. Член семьи. (сестра)
  4. Хвойное дерево. (сосна)
  5. Ночная птица (сова).
  6. Часть комнаты. (стена)
  7. Окно – это рама и …? (стекло)
  8. Домашнее животное (собака)
  9. Частичка снега (снежинка)

Подскажи словечко.

  1. В праздники на улицах

  В руках у детворы

  Горят, переливаются

  Воздушные . . . (шары).

  1. Белка спряталась в дупло.

В нем и сухо, и …(тепло0

  1. Нарядили елку. Бусы в три ряда.

Наверху сияет красная . . .(звезда).

  1. Зимой и летом зелена стоит красавица …(сосна).
  2. Глубока и широка наша быстрая …(река).
  3. Улетел скворец не зря за леса и за …(моря)
  4. Закаляют нас всегда солнце, воздух и …(вода).
  5. На каток ушла с утра моя младшая …(сестра).
  6. Подводной лодке не  страшна океанская …(волна).
  7. Прилетай же, наконец, наш пернатый друг …(скворец).

Загадки.

  1. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

  1. Дуб громадный повалю я,

Говорю не хвастая.

Все, что хочешь, распилю я, острая, зубастая. (пила)

  1. Я как лента голубая

В ясный солнечный денек.

Детвору, резвясь, купаю

И качаю поплавок. (река)

  1. Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (гроза)

  1. Что за кнопочка? Нажал,

     у порога подождал.

          И тебе открыли дверь:

              Заходи, ты гость теперь. (звонок)

  1. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

  1. Между веток новый дом.

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко –

Не пролезет даже кошка. (скворечник)

  1. Вот так звери! Нор не роют,

          но зато плотины строят.

Все они одеты в шубы.

Инструмент не пилы – зубы. (бобры)

  1. Рано утром на кустах

Ты найдешь меня в садах.

Встанет солнышко напиться,

И исчезнет вся водица. (роса)

  1. Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (лиса)

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Вопрос и задача.

  1. в каких именах девочек есть двойная согласная л, м, н? (Инна, Алла, Анна, Римма).
  2. В пустые клетки напиши эти слова: ранний, длинный, осенний, каменный, весенний, утренний, касса, масса, Россия, русский.

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

                

с

с

с

с

с

с

с

с


  1. В пустые клетки запиши слова.

л

л

л

л

л

л

                        

  1. Дорожка, обсаженная деревьями.
  2. Число.
  3. Вид транспорта.

Викторина.

  1. В названии какого дня недели есть двойная согласная?
  2. В каких мерах массы есть двойная согласная?
  3. В каких числах есть двойная согласная?
  4. В каких мерах длины есть двойная согласная?

Словарик Словознайкина.

        Антенна, грамматика, группа, аппликация, террариум, бассейн, ссора.

Подбери еще несколько слов.

Кто больше?

        Кто больше запишет слов с двойной согласной?

 (За определенное время.)

Загадки.

  1. Стоит на крыше всех труб выше. (антенна)
  2. По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нем.

А над крышей дома вожжи,

Он ходить без них не может. (троллейбус)

  1. Во мне два «к», не забывайте.

Таким, как я, всегда бывайте. (аккуратный)

  1. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

И называюсь я - …(хоккей)

  1. Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он

И называется …(перрон)

  1. На большие расстоянья

Мчится он без опозданья.

Пишется в конце два «с»,

Называется …(экспресс)

  1. Плещет теплая волна,

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате. (ванна)

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Веселое правило.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но их пиши в тетрадке.

Мы родственное слово

Должны так подобрать,

Чтоб «эль», «т», «д» и «в»

В них четко услыхать.

Вопрос и задача.

  1. Сколько звуков и сколько букв в данных словах:

        поздний-                                радостный-

        грустный-                                счастливый-

        сердце-                                лестница-

  1. Впиши в клетки слова с непроизносимыми согласными, которые начинаются с буквы С.

С . . . . .

С . . . . .

      С . . . . . . . . .

                (Сердце, солнце, счастливый.)

Подумай и запиши.

        Учитель показывает буквы т, д, в, л.

        Учащиеся должны написать как можно больше слов с данными непроизносимыми согласными.

Загадки.

  1. Деревянная дорога,

Вверх идет отлого.

Что ни шаг, то овраг. (Лестница)

  1. По небу ходит маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей. (Солнце)

  1. То дождь проливной,

То буря ужасная.

 Всем надоела погода …(ненастная).

  1. Для зайчишки самый вкусный,

Самый сочный лист …(капустный).

Веселое правило.

Не интересно, не чудесно,

Не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву «т» писать напрасно.

 

МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ.

Веселое правило.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Задачи и вопросы.

  1. Как можно превратить мел в мелкое место.

                        У г о л – в топливо

        Ш е с т – в число?

  1. В названии каких месяцев пишется Ь?

Заполни клетки.

        Сосчитай. Ответ запиши буквами.

                        3 +2= . . . .

                        5+1= . . . . .

                        8-1= . . . .

                        5+3= . . . . . .

                        4+5= . . . . . .

Ромашка.

На лепестках картинки.

Назови, что нарисовано.

Запиши слова с Ь на конце слова.

Укрась елку.

        Игрушки: гусь, конь, рысь, лось, медведь, морковь, заяц, будильник, сосулька, апельсин, мандарин, конфета.

        Повесить те игрушки, где в написании слова пишется Ь – показатель мягкости.

Сажаем деревья.

        Чтобы посадить дерево, надо назвать слово с мягким знаком.

Фанты.

  1. Часть растения под землей. (Корень)
  2. Часть лестницы, на которую ставим ногу. (Ступенька)
  3. Рабочий, который делает изделия из металла. (Токарь)
  4. Ткань, которой покрывают стол. (Скатерть)
  5. Число больше 6, но меньше 8. (Семь)
  6. Широкая аллея в середине улицы. (Бульвар)

Кроссворды.

П

Л

Ь

П

Л

Ь

К

Л

Ь

П

Л

Ь

П

Л

Ь

Р

Л

Ь

  1. Южное дерево.
  2. Танец.
  3. Мелкая рыбка.
  4. Одежда.
  5. Часть руки.
  6. Дорога для поезда.

Н

Ь

Н

Ь

Н

Ь

Н

Ь

Н

Ь

Н

Ь

  1. Часть суток. (День).
  2. Летний месяц. (Июнь).
  3. Домашнее животное. (Конь).
  4. Дикое животное. (Олень).
  5. Время года. (Осень).
  6. Рыба. (Окунь).

Подскажи словечко.

  1. Я в любую непогоду

Тороплюсь забраться в воду.

Но к обеду я вернусь.

Го – го – го – гогочет …(гусь).

  1. Я по чтению опять получил оценку …(пять).
  2. В этот праздничный весенний день

Расцвела душистая …(сирень).

  1. Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту …(дверь).

  1. Солнышку послушна звонкая капель.

Ожила природа. На дворе …(апрель).

  1. Все играли, а вратарь в это время грыз …(сухарь).
  2. В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий …(лось).
  3. Думаю, известно всем: дней в неделе ровно…(семь).
  4. Ты надел совсем не то.

           Нужна не шуба, а …(пальто).

  1. Тебе – кукла, а мне – мячик.

Ты – девочка, а я - …(мальчик).

  1. Я себе  купила книжку,

А Андрюше – красный шар.

И пошла искать братишку

На Сиреневый …(бульвар).

  1. На столе у тети Анны в вазе красные …(тюльпаны).
  2. Коту Мурзику не лень умываться целый …(день).
  3. От зубастых щук, таясь, стороной проплыл …(карась).
  4. Отложил дела бездельник со среды на …(понедельник).

Загадки.

  1. Целый день купается,

Все не разувается.

У него на ножках

Красные сапожки. (Гусь).

  1. Ежедневно в семь утра от трещит: «Вставать пора!» (Будильник).
  2. Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И покуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь).

  1. Одной ручкой всех встречает, а другой ручкой – провожает. (Дверь).
  2. Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь).

  1. Эта книга непростая, по ней буквы изучают. (Букварь).
  2. Забралась на карниз.

Нос повесила вниз.

На ночь слезы прячет,

А на солнце плачет. (Сосулька).

  1. Ей бродить ничуть не лень

Рядом с нами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Так ее вам не найти.(тень).

  1. Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель).

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

  1. Он и стройный, и красивый.

У него густая грива!

Он копытами «цок-цок»!

Покатай меня, дружок. (Конь).

  1. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

Мягкий знак разделительный.

Будь внимательным.

Будь внимательным, смотри

Без ошибок повтори.

        мя        вя        ля        же        би

        мья   вья        лья        жье        бьи

Один – много.

Улей -                                                 муравей –

Ручей -                                                друг-

Перо -                                                звено-

Сук-                                                крыло-

Брат-                                                лист-

Дерево-                                                колос-

Он. Они. Мы.

Пить

Лить

Шить

Вить

Бить

Лесенка.

У . . .                                                1. Домики для пчел.

В . . . .                                                2. Снежная буря.

П . . . . .                                                3. Женская одежда.

М . . . . . .                                                4. Насекомые – санитары леса.

О . . . . . . .                                                5. Дикое животное жарких стран.

Лесенка.

И . . .                                                1. Мужское имя. (Илья).

Р . . . .                                                2. Огнестрельное оружие. (Ружье).

С . . . . .                                                3. Домашнее животное (Свинья).

В  . . . . . .                                4. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.

Н . . . . . . .                                                5. Плохая погода. (Ненастье).

Начинай с буквы.

  1. Слово, противоположное по значению слову г о р е.
  2. Лежит замарашка

В щетинистой рубашке.

Хвост крендельком,

Нос пятачком.

  1. Отец, мать, дочь, сын – это …
  2. Один – сук, а много - …(сучья).
  3. Спинка, сиденье и ножки четыре.

Нас вы увидите в каждой квартире. (Стулья).

  1. Женское имя. (Софья).
  2. Угадай, какие птицы петь большие мастерицы? (Соловьи)

Подскажи словечко.

  1. Постирайте и погладьте

К школе форменное …(платье).

  1. Мы едем в дальние края,

Прощайте, верные …(друзья).

  1. Съел сластена в воскресенье

Все вишневое …(варенье).

  1. Мы с сестренкою вдвоем

Утром чай горячий …(пьем).

  1. Мама, папа, брат и я –

Вот и вся моя …(пришью).

  1. Сейчас я пуговку свою

Сам крепко-накрепко …(пришью).

  1. На скамейке у ворот Лена горько слезы …(льет).
  2. Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом снега да …(вьюга).

Загадки.

  1. Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок – дырявый,

А крючок – вертлявый. (Свинья).

  1. Зимой молчат,

Весной зажурчат.

Жителей лесных водой напоят. (Ручьи).

  1. Из почек появляются,

Весною распускаются.

Осенью увядают,

 И все опадают. (Листья).

  1. Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости,

К общей детской радости. (Обезьяна).

  1. Стайкой шумной прилетели,

Крошки, зернышки все съели.

Чик – чик! – чирикают в окошко.

Насыпьте нам еще немножко.

  1. Стоят домики рядком.

Может, с ними ты знаком?

Пчелы там живут весь год

И хранят душистый мед. (Ульи).

  1. На лето шубы надевают,

А на зиму снимают. (Деревья).

Твердый разделительный знак.

Превращения слов.

        Подбери подходящее слово с Ъ.

        Сел –

        Ехал –

Лесенка.

        Съел

        Объел

        Объезд

        Подъезд

Занимательные модели.

        . ъ . . .  (съезд, въезд, съели)

        . . . ъ . . .  (подъезд, разъезд)

Слово рассыпалось.

        Л ъ е с                 (съел)

Ежик.

Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съедения неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегодил злого волка.

Образуй слова.                 Кто больше?

Приставки                                        Корни

        С -                                        - езд –

        В –                                        - ел –

        Об -                Ъ                        - ем –

        От -                                        - яв –

        Под -                                        - ех –

        Раз -                                        - ед –

        Суб -                                        - еж –

        Пред -                                -ясн-

                                                - юбил -

                                                - езж -

                                                - един -

                                                - ект -

                                                - яр -

                                                - ят -

Задания.

  1. Постарайтесь составить группу однокоренных слов.
  2. Кто больше составит разных слов с Ъ знаком?
  3. Придумай пять слов и разбери их по составу.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по русскому языку в 1-2 классе

Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка для отработки учебных навыков....

Дидактическая игра по русскому языку "Настоящее и прошедшее время глагола"

Презентация анимированная. Задача учащихся определить куда отправить глагол -  в корзину - глаголы прошедшего времени и вкоробку - глаголы настоящего времени. Лишние слова "улетают"....

Дидактическая игра по русскому языку. 4 класс. Орфография

·      Дидактическая игра по русскому языку для 4 класса "Орфография"  создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». ·...

Дидактические игры по русскому языку

Материал позволяет закрепить изученные темы, возможна работа в парах, в группах....

Дидактические игры по русскому языку

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Предлагаю различные дидактические игры, которые помогут усвоить программу по русскому языку 1 класса...

Дидактическая игра по русскому языку "Волейбол"

Дидактическая игра представлена в форме презентации для интерактивной доски, направлена на обобщение и контроль знаний по русскому языку....