Речевое портфолио "Я - редактор".
творческая работа учащихся по русскому языку (3 класс) по теме

Коноплева Алла Петровна учитель, воспитатель группы продленного дня.

Портфолио по формированию контрольно-оценочной самостоятельности при работе с текстами,  направлено на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами практической работы: умением принимать образовательную задачу, навыками определения учебных операций и их последовательности, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Портфолио « Я – редактор» - рабочая тетрадь, которая позволяет в течение года выявлять уровень овладения основными компонентами учебной деятельности при работе с текстом:

  • понимание учебной задачи;
  • определение последовательности учебных операций;
  • видение разрыва между «знанием и незнанием»;
  • планирование своей деятельности и анализ достигнутых результатов;
  • оценка работы по заданным критериям.

  Предлагаемый комплект портфолио начинается с определения понятий «редактор», «редактировать», «портфолио». Далее даны комментарии и рекомендации учителя для целенаправленного ориентирования ученика на работу и оценивания степени трудности заданий. Уровень сформированности контрольно-оценочных действий диагностируется с помощью карты самооценки. Оценивание степени трудности работы выполняется в цвете.

     Опыт работы показывает, что выполняя то или иное задание, младший школьник не всегда может чётко сформулировать и понять, какие знания в данный момент помогли ему справиться с упражнением практически, а несформированность каких понятий мешает выполнению заданий. Для того, чтобы выявить соотношение между понятием и соответствующим ему практическим действием, каждый новый вид самостоятельных заданий  в портфолио начинается с установки «Я умею… Я знаю…», которая определяет  объём теоретических знаний,  необходимых  для выполнения данного вида упражнений.

    После прочтения установок детям предлагается подумать и зачеркнуть простым карандашом то «Я  знаю…», которое соответствует «Я не знаю». В дальнейшем после выполнения работы учитель сможет проанализировать, действительно ли у ребёнка не сформировано данное умение, или наблюдается несформированность понятия.

с

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-redaktor.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:


Портфолио


ученика  . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

Я - редактор

Самостоятельные работы

Карты самонаблюдений

Портфолио – собрание образцов, работ, фотографий, которые рассказывают об услугах, возможностях человека, специалиста, фирмы.

Редактор – тот кто занимается редактированием (составляет содержание) книги, журнала, газеты и т. п.

Редактировать – исправлять содержание.

Рекомендации по работе с тетрадью:

Ты держишь в руках необычную тетрадь, которая поможет тебе научиться работать с текстом.

Выполняя предложенные задания, ты научишься6

- понимать учебную задачу;

- видеть разрыв между «знанием  и  незнанием»;

- оценивать свою работу по степени трудности.

Для оценки своей работы на уроке используй значки:

Зелёный кружок – с заданием справился успешно, я доволен собой.

Жёлтый кружок – мне было трудно, но я справился.

Красный – задания оказались трудными. Мне нужна помощь!

 

                        Карта самооценки.

задания

   Легко

   Трудно

        Нужна

помощь                  


1.

  1. Я знаю, что такое «текст». Я умею определять тему текста и устанавливать связь между предложениями в тексте.

Прочитай группы предложений. Какая у них общая тема (о чём они)?

  1.    Любой, даже самый маленький сад – это огромная страна. Любой цветок в саду – чей-то дом. Стоит только присмотреться повнимательнее, и обыкновенное покажется таинственным: залопочут лепестки, заворчат жуки и серенаду споёт перламутровая лягушка. Любая жизнь – это сказка, которую можно рассказывать бесконечно.

  1.    Шевельнулся лепесток цветка. В его сладкой пыльце притаилась пушистая пчёлка. Она собирает нежный нектар. Пчела трудится, а цветок дремлет.

  1.    Растения могут быть цветковыми и нецветковыми. Издавна люди выращивают съедобные растения. Плоды содержат семена. Корни всасывают из почвы воду и минеральные соли. Некоторые растения можно рассмотреть только в микроскоп.

  1.    Пчёлы способствуют опылению. Пока пчела на цветке собирает нектар и пыльцу, часть пыльцы прилипает к её ногам и телу. Перелетая на другой цветок, пчела опыляет его. Пчёлы в ульях превращают нектар в мёд.

  1.     Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.                            

        Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

        Лёгкое, воздушное ветерку послушное.

  1. Обведи маркеры возле тех групп предложений, которые  являются текстом.
  2. Определи основную мысль каждого текста и запиши в таблицу (можно использовать «главные» предложения из текста).

  1. Подумай, какую группу предложений можно «распутать» и превратить в текст. Поменяй предложения  этой группы местами и запиши текст.

Что у вас получилось?

С какой группой предложений тебе было работать труднее всего?  Нарисуй возле неё квадратик.

   

  1. 2.
  2. Я умею определять тип текста.

Прочитай  тексты:

По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал.

К. Паустовский

В жизни каждого человека обязательно должна быть собака. Собака спасает его от опасности, скрашивает одиночество или просто побуждает к жизни скрытые силы, - нежные и трепетные, - силы любви ко всему живому.

Ю. Яковлев

 

Есть у меня пёс. Имя у него Бобка, а зовут его Вихляйка.  Он только чуть-чуть побольше  кота. Мордочка у него будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

Е. Чарушин

 1.  Определи тип текста. В правой колонке таблицы поставь соответствующую букву:

П – повествование;

О – описание;

Р – рассуждение.

2.   Озаглавь тексты, постарайся, чтобы по заголовку можно было определить тип текста. 

Обведи  номер  задания,  в  правильном  выполнении   которого, ты сомневаешься.

  1. 3.
  2. Я знаю основные признаки частей речи. Я умею определять тему текста и знаю, как связаны предложения в тексте. Мне нравится сочинять веселые сказки.

Внимательно рассмотри текст сказки Людмилы Петрушевской и прочитай его несколько раз. Что необычного в этой сказке? 

Пуськи бятые

(лингвистическая сказка)

Сяпала  Калуша  по  напушке  и  увозила  бутявку.

И  волит :

- Калушата,  калушаточки!  Бутявка!

Калушата  присяпали  и  бутявку  стрямкали.

И  придудонились.

А  Калуша  волит:

- Оее,  Оее!  Бутявка-то  некузявая!

Калушата  бутявку  вычурили.

Бутявка  вздребезнулась,  сопритюкнулась  и  усякала  с  напушки.

А  Калуша  волит:

- Бутявок  не  трямкают!  Бутявки  дюбые  и  зюмо-зюмо  некузявые.  От  бутявок  дудонятся.

А  бутявка  волит  за  напушкой:

-Калушата  подудонились!  Калушата  подудонились!

Зюмо  некузявые!  Пуськи  бятые!

  1. Выбери одно из двух заданий и выполни его:

А)  Попробуй, не пытаясь перевести каждое отдельное слово, передать своими словами общий смысл сказки.

Б)  Переведи сказку дословно.

  1. Придумай свою историю, используя необычные слова, или целиком на необычном языке. Прочитай свою сказку друзьям. Если они поняли, о чем сказка - ты справился с заданием. МОЛОДЕЦ!

4.

  1. Я умею устанавливать связи между предложениями в тексте.

Прочитай предложения и расположи их так, чтобы получился текст.

Вот и готов легкий круглый домик.

Мышонок отгрыз верхушку у тростника.

Концы он расщепил зубами.

Оторвал лист у самого стебля.

Потоптал крышу передними лапками.

Полоски листьев он положил на крышу своего домика.

Свой клад он перетащил через канавку.

  1. Озаглавь текст.
  2. Запиши текст.

Прочитай текст:

Мышонок пик решил построить домик.  …. выбрал несколько тростинок, влез на них, отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Потом …. принялся за листья.   …. отгрыз ….  у самого стебля. …. упал,  …. слез вниз, поднял передними лапами  …. и протянул сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев …. оттащил наверх и вплел в расщепленные концы тростника. В конце концов, у  .... получился легкий круглый домик.

  1. Вместо точек вставь пропущенные слова.
  2. Составь главную цепочку связей к этому тексту.

Обведи  номер  задания,  в  правильном  выполнении   которого, ты сомневаешься

5.

  1. Я умею редактировать текст: замечаю повторы и могу их устранять.

Прочитай сочинение ученика 3 класса.

             Как я провёл воскресный день.

В воскресенье утром я пошёл в парк. Там я посмотрел

дятла, покормил белку. В парке я встретил друга. Вместе

пошли в школу поиграть в настольный теннис. К вечеру

мы в хорошем настроении пошли домой.

  1. Попробуй найти в сочинении ошибки.
  2. Отредактируй текст, зачёркивая «ошибочные» слова и подписывая сверху возможные слова-замены.

       

Прочитай текст.

1. Во время чтения постарайся заметить недочёты.

                        Снег идёт.

  Я подошёл к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что снежинки танцуют. Танец снежинок был медленный. Но вот подул ветер, снежинки закружились быстрее.

  Жалко, что танец снежинок быстро кончился. Но зато вместо кружащихся снежинок на земле появился белый пушистый ковёр. А сзади, охраняя тишину, темнели деревья.

  1. Запиши отредактированный текст.

  1. 6.
  2. Я умею «оживлять» неживые предметы, чувствовать «настроение» литературного произведения.

Прочитайте сказку Геннадия Цыферова.

          Про чудака лягушонка.

Что такое бабочки? Цветы без запаха.

Утром они расцветают. Вечером они осыпаются.

Однажды я видел на лугу: отцвела голубая бабочка.

Её крылья лежали на траве – их гладил ветер.

Потом пришёл лягушонок и тоже погладил.

Он прошептал:

- Откуда эти голубые лепестки?  Наверное, облетает голубое небо.

Если голубое небо облетит – оно станет розовым.

Если голубое небо облетит - расцветёт солнце.

А пока лягушонок сидит на лугу и гладит голубые лепестки.

  1. Какие у тебя возникли чувства после прочтения сказки? Опиши своё настроение 2-5 словами или предложениями.

2.Подчеркни сочетания слов, которые «оживляют» сказку (они называются олицетворения).

3.Прочитай слова: осинка, ветер, мороз.

Волшебной палочкой «дотронься» до слова, «оживи» предмет.

Например:

Ветер – как? – (ласково) гладит – что? (колосья).

Ветер – где? – (по морю) гуляет.

4.Запиши предложения.

Обведи  номер  задания,  в  правильном  выполнении   которого, ты сомневаешься.

  1. 7.
  2. Я умею редактировать текст.

      Прочитай  тексты.

                 

                                Ёжик и кот.

Ёжик куда-то торопился. Он потешно перебирал

лапками. Вдруг ёжик подметил кота.

 Ёжик попыхтел и подкатил к незнакомцу. Кот захотел

понюхать ёжика, но уколол пятак и отвалил. От страха

кот залез на дерево. Ёжик презрительно хрюкнул

вслед.  А через минуту они дружно лопали хлеб  с

молоком. Это был кошачий ужин.

                           

                       

                 

                      Прогулка в зимний лес.

А снег все шёл и шёл, не переставая.  Наконец

выглянуло солнышко.  Я шёл по лесу долго.  Потом  я

пришёл домой.

1). Найди в текстах ошибки.

2). Исправь  их.

Обведи  номер  задания,  в  правильном  выполнении   которого, ты сомневаешься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие – игра по теме «Графический редактор»

Цель: в игровой форме проверить уровень знаний воспитанников по пройденному материалу.Оборудование: карточки с заданиями, компьютеры.Краткое описание:Воспитанникам необходимо собрать картинку, р...

Итоговое занятие в изучении графического редактора

Заключительное занятие в изучении графического редактора Paintв группах 3 – 5 классов. Цели:Обобщить теоретические знания и практические умения по пройденной теме: “Графический редактор”.Сп...

Графический редактор. Инструменты карандаш, кисть, ластик

Работа на уроках информатики с графическим редактором Paint и его инструментами...

Интегрированный урок окружающий мир, информатика "Художники XIX века. Возможности графического редактора Paint» 4 класс

В  работе представлен интегрированный  урок   по окружающему миру и информатике в 4 классе по ознакомлению с новым материалом. Урок сопровождается электронной презентацией  и ...

Форматирование текста в редакторе Microsoft Office Word 2007 (3-4 класс).

Разработка конспекта занятия с приложениями по информатике для обучающихся 3-4 класса на тему:"Форматирование текста в редакторе Microsoft Office Word 2007 ".Краткое содержание:Тема.Тип занятия.Цель.З...

Технологическая карта урока "Инструменты графического редактора и приёмы рисования в графическом редакторе".

Класс: 3  Предмет: Информатика Программа: Перспективная начальная школаУМК: Информатика:  учебник и рабочая тетрадь для 3 класса : 2 ч. Ч. 2 / А.В.Могилев, В.Н.Могилева, М.С.Цветкова, М...

Презентация к уроку информатики "Инструменты графического редактора и приёмы рисования в графическом редакторе".

Презентация к уроку информатики "Инструменты графического редактора и приёмы рисования в графическом редакторе"....