Работа над словами с непроверяемым написанием в классе ЗПР
статья по русскому языку по теме

В статье представлены наиболее эффективные приемы  работы над словми с непроверяемым написанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovami_s_neproveryaemym_napisaniem.docx99.54 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  над словами с непроверяемым написанием в классе  с ЗПР

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда перед учителем встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия  для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность статьи.

У детей с ЗПР наблюдается бедность словарного запаса, своеобразие лексики. Для них характерны нарушения познавательной  деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы над словами с непроверяемым написанием.

Цель статьи: вскрыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием.

Прежде всего выделяем этапность работы над словарными словами: два этапа: введение нового слова и первичное  его закрепление.

I этап. Введение нового слова.

Предъявление нового слова в виде загадки:

Уродилась я на славу

                        Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

        Меня в них ищи. (капуста)

- описания предмета, который лежит в «волшебном мешке»:         круглое, большое, румяное, красное, сладкое, сочное (яблоко)

- узнай предмет по описанию: крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко (корова), рассматривание предмета на картинке.

Дети сами называют слово, которое будут изучать.

Работа над проговариванием, развитием слуховой,  зрительной,

 образной памяти строится следующим образом:

- дети составляют слово из букв:                 

              п                       у                   е                     х               т

- составляют слово из слогов:         ши          на        ма

- находят в карточке и орфографически проговаривают:  

дерéвня

- вывешиваю карточку с изученным словом:

дети читают это слово орфографически нормальным голосом, шепотом, громко; обозначают ударение; находят буквы, которые требуют проверки.

- Можно проверить данную гласную? (Нельзя.)

И тут нам на помощь приходят шуточные стихи-загадки, рассказы-помощники, которые создают ассоциативную связь, и у словарного слова появляются «приемные родственники». Например, предлагаются такие стихи.        

Трудные учить слова

                Помогает нам игра.

                Петуха назвали «Петя» -

                Петь он любит на рассвете.        

                Лиса – лисица,

                        посмотри

                Очень любит букву … (и)

В процессе работы над словом используется этимология слова:

Лопата – название свое получило на основании сходства предметов, по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово: лопата – лопа – лопать.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, которые помогают запоминать трудное слово.                

Детям дается задание: нарисовать ассоциативную картинку по изученному слову; составить маленький рассказ (3-4- предложения) с изученным словом;

- сделав обоснование о букве, которую нужно запомнить, дети еще раз читают слово орфографически, произносят слово плотно сжав губы, закрыв глаза, пишут носом в воздухе, порадуйтесь слову (произносят с восклицанием), спросите слово (произносят вопросительно), читают орфографически.

Неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ЗПР запомнить слово лучше. В чтении принимает участие «речедвигательный аппарат», включен зрительный и слуховой анализатор.

- слово записывается в тетрадь с обозначением ударения, орфограммы.

I этап. IЭтап первичного закрепления слова.

- подбирают однокоренные слова,

- составляют и записывают с комментированием предложение,

- из небольшого текста на карточке дети находят новое словарное слово, подчеркивают его и выписывают предложение с этим словом.

Такая работа проводится при знакомстве с новым словарным словом.

Упражнения, на закрепление ранее изученных словарных слов  подбираются  во взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и  синтаксиса.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

На закрепление предлагается 7 – 10 слов, с пропущенной буквой. Дети  вставляют

нужную букву, прочитывают все слова орфографически.

Задания к словам:

- запишите слова в алфавитном порядке,

- выпишите слова, в которых ударение падает на 1 слоге; или на 2 слоге; или на 3

слоге,

- выпишите слова, в которых есть мягкие согласные; твердые согласные,

         - выпишите слова в 2 столбика: с глухими согласными на конце, со звонкими

согласными на конце слова,

- доска закрывается, слова записываются по памяти или с комментированием по

цепочке.

- игра «Угадай слово» (на карточке  написан первый слог слова, учащиеся

записывают слово полностью). И наоборот, дается окончание слова, а учащиеся

добавляют начало;

- игра «Найди слова» (записано 3 – 4 слова буквами разной величины, дети должны

эти слова найти): м к м а е ш д л и в а н е с а д с ь

- игра «Расшифруй слово» (очень нравится детям). Замените цифры буквами и

запишите слово: 17,6,15,1,13 (пенал)

- игра «Найди ошибку».

- при  закреплении используются различные ребусы:

                                    

Упражнения для формирования словообразования.

- подоберите родственные слова, укажите при помощи чего они образовались;

- подберите слова к схемам:           ;

- от слов железо, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.

Морфологические упражнения.

- выпишите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия

предмета,

- выпишите слова 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения,

- выпишите слова женского рода, мужского рода, среднего рода,

- составьте словосочетания сущ + прил.:                 воробей, молоко, медведь…

Синтаксические упражнения.

- составьте предложения с данными словами (ветер, капуста, заяц, огород),

- составьте предложения с данными словосочетаниями (детский рисунок, вкусная    

ягода, трусливый заяц),

- замените предложение одним словарным словом (Комната для занятий в школе. –  

класс),

- вставьте в предложение нужное по смыслу слово (По лесу шел … и громко ревел. –

медведь),

- работа с деформированным тестом, в котором есть словарные слова,

- смоделируйте предложение по схеме: Кто?  что делают?  в какие?  во что?

Лексические упражнения.

- выпишите слова из словаря на заданную тему: «Овощи», «Школа»,

- сгруппируйте слова по темам,

- найдите лишнее слово (капуста, помидор, яблоко, огурец),

- подберите к словам синонимы, антонимы,

- ведется работа над многозначностью слова, над переносным значением, над

сравнением.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует

прочному и успешному их запоминанию. Проверка словарных слов проводится 1 раз

в 2 недели и ведется учет ошибок (см. карту)

береза

воробей

ворона

город

девочка

декабрь

деревня

завод

капуста

квартира

класс

комната

коньки

лопата

мороз

Москва

октябрь

пенал

работа

русский

язык

16.09

ошибки

.

1

.

.

.

2

.

.

3

.

2

.

.

1

30.09

ошибки

.

.

.

2

.

1

.

.

.

3

.

Анализ ошибок показывает, что применяемые приемы работы дают положительные

результаты, следовательно являются эффективными.

Литература:

  1. Агафонов В. Неправильные правила (как запоминать словарные слова) – М., 1997.
  2. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка  // Начальная школа  2001  № 3
  3. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе // Библиотека «Первое сентября» - М., 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Виды работы со словами с непроверяемым написанием с детьми с ОВЗ в начальных классах.

Актуальность темы «…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами.»К.п.н. О.Н. Ле...

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....