Русский язык 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Цель:
- Развитие умения различать падежи по совокупности признаков.
Задачи:
- Развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных;
- Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
- Расширять кругозор учащихся;
- Воспитывать интерес к русским традициям.
Оборудование:
- опорные карточки - памятки;
- карточки с заданиями:
- компьютер
Ход урока
1.Организационный момент
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Скажите: “Доброе утро” и с хорошим настроением начнем урок.
2. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадки:
Белая пушинка на руку упала,
Белая пушинка капелькою стала.
(Снежинка) (слайд №2)
На землю упало пуховое одеяло,
Лето пришло - одеяло всё сошло.
(Снег) (Слайд№2)
(О зиме)(слайд№3)
- Назовите главный и любимый зимний праздник? (Новый год)(слайд№4)
- А кто этот главный герой? (Дед Мороз)(слайд№5)
- Он будет нашим гостем на уроке, будет следить за вашей работой, радоваться хорошим ответам, потому что задания к сегодняшнему уроку подготовил вам Д.М. За каждое правильно выполненное задание – снежинка. Итог подведём в конце урока
- Сегодня мы продолжаем работать над темой прошлого урока – правописание падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
3. Работа по теме урока.
Откройте тетради. Запишите число, день недели.( письмо с комментированием)
а) Задание I.(первое задание отД.М)
(слайд №6)- Какого склонения существительные?
снежинка (I скл)
снег (II скл)
- Как определили?
Запишите эти существительные в родительном, дательном, предложном падежах и выделите окончания
I вариант – снежинка;
II вариант – снег.
(для последующей проверки у доски с обратной стороны самостоятельно работают 2 ученика)
На доске запись:
I вариант II вариант
Р.п снега; Р.п снежинки;
Д.п снегу; Д.п снежинке;
П.п о снеге. П.п о снежинке.
Обобщение:
- Объясните написание окончаний (правило)
( подобрать существительное с таким окончанием, на которое падет ударение, например: 1 скл-земля, 2 скл- окно)
4 Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дышим глубже:
Носом – вдох
А выдох – ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте, не спеша.
Как погода – хороша?
5. Работа по теме ( продолжение)
- А кто знает, где живет Дед Мороз?
(Предположительные ответы детей)
- Знакомо ли вам название Великий Устюг, маленький город в Вологодской области? (Слайд №7)
- Великий Устюг – поселок, ничем особым не выделяется из череды других подобных ему. Если бы не одна особенность. Здесь находится резиденция главного новогоднего чародея – Деда Мороза. Именно благодаря этому Великий Устюг приобрел широкую известность. Ежегодно в преддверии новогодних праздников сюда устремляются сотни и даже тысячи детей, желающих увидеть своими глазами дом Деда Мороза, посмотреть, как работает его новогодняя “фабрика”.
б) Задание II. ( второе задание Д.М)
Самостоятельная работа (по карточкам – дифференцированная)
Карточка1 ( 1 уровень)
-Запишите существительные по родам в три столбика.
I ст. – женский род, II ст. – мужской род, III ст – средний род.
Карточка 2 ( 2 уровень)
- Запишите существительные по склонениям в три столбика:
1ст- 1 склонение, 2 ст – 2 склонение, 3 ст -3 склонение
(Слова записаны на слайде № 8))
Карточка 3 (3 уровень)
- Используя « зимние» слова, данные на слайде, составьте и запишите 2-3 предложения о зиме. Подчеркните главные члены предложения.
Лёд, декабрь, метель, рожь, вьюга, январь, снегирь, облако, поземка, снегопад, оттепель, ночь, снег, холод, синица, мороз, зима, утро.
Проверка:
6. Словарная работа.
- Когда говорят об оттепели?( работа со словарем стр. 484)
Оттепель – талая погода (зимой или ранней весной) с таянием снега, льда.( слайд №9)
- Как понимаете слово метель? (Это сильный ветер со снегом.стр.346)
- Какой синоним у слова метель? (Вьюга)(слайд№10)
Работа со словарем
7. Продолжение работы по теме урока.( третье задание Д.М)
- Запишите существительные мороз, метель, вьюга в Р.Д.П. падежах и выделите окончание
(Р.п метели, мороза, вьюги
Д.п метели, морозу, вьюге
П.п о метели, о морозе, о вьюге )
- Объясните правописание окончаний;
- Сделайте вывод: ( -У существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах окончание –И)
-Молодцы!
( слайд№11 ) В Великом Устюге есть на что посмотреть. Великий Устюг – дом, где обитают Дед Мороз и Снегурочка расположен в 11 километрах от самого города, среди действительно чудесной природы соснового бора. Это даже не дом – настоящий терем, произведение искусства опытных зодчих. В резиденции Деда Мороза можно увидеть его кабинет, комнату желаний, комнату мастериц, и, самое интересное, спальню Деда Мороза.
8. Физкультминутка.
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам! ! (гимнастика для глаз) (слайд№12)
9. Продолжение работы по теме
г) Задание III на слайде.( слайд№13) (четвёртое задание от Д.М)
- Составь пословицу и запиши (выполняют по группам)
I – 1 пословицу;
II – 2 пословицу;
III – 3 пословицу.
Снег на п_лях | зиму начинает |
Лето собериха | хле_ в закромах |
Декабрь го_ кончает | з_ма подбериха |
Проверка. Что получилось:
у 1 группы?
у 2 группы?
у 3 группы?
- Какие буквы пропущены. Объяснение написание.
- Подчеркнутые существительные запишите в Р.,Д.,П. падежах. Выделите окончания. Сделайте это на тех же строчках, где изменяли по падежам слово метель.
Обобщение: объясните, почему в Р. падеже у существительных разные окончания.
(Это зависит от склонения)
Сделайте вывод, используя работу в тетрадях.
Молодцы!
Впишите окончания существительных
д) Работа с индивидуальными карточками: ( пятое задание отД.М)
| I | II | III |
Р.п | ? (-И) | ? (-Я, - А) | ? (-И) |
Д.п | ? (-Е) | ? (-Ю, - У) | ? (-И) |
П.п | ? (-Е) | ? (-Е) | ? (-И) |
- В конце декабря Дед Мороз торжественно выезжает из своей резиденции и отправляется в Москву, чтобы зажечь главную новогоднюю елку страны. По пути его шествия везде устраиваются развлекательные мероприятия: танцы, песни, хороводы, катания на лошадях, игра в снежки. Дед Мороз всем приносит радость!
е) Задание творческое
- Мы сегодня подпишем конверты, а письмо Деду Морозу вы напишите дома и в нем раскроете самое заветное желание.
Итак, возьмите конверты, прочтите, что на нем написано.
- Как называют человека, который должен получить письмо? (Получатель)
- Кто у нас будет получателем? (Дед Мороз)
- В каком падеже вы напишите его имя? (В дательном падеже)
- В форме какого падежа вы должны написать свою фамилию и имя?( в форме Р.п)
- Кто такой отправитель? (Подписываем конверты)
Индекс, Россия Великий Устюг Деду Морозу |
10. Обобщение по уроку.
Итог.
- Д М остался доволен вашей работой.
( выставление оценок)
12. Рефлексия
-Понравился ли вам урок?
-Что нового узнали?
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-448359-1401217668.jpg)
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-471876-1429406847.jpg)
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-471876-1429406847.jpg)
Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120527-1349796198.jpg)
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...