Правописание сочетаний ЧК,ЧН. 2класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок получения и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

«Отдел образования»

Аксубаевского муниципального района РТ

Разработан:  Крайновой З. П.

учителем начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Новоаксубаевская НОШ»

Аксубаевского муниципального

 района Республики Татарстан 

2013 год

Тема урока:   Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цели урока: формирование умения распознавать в словах сочетания ЧК, ЧН; правильно их писать.

Основные задачи урока:

  - уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь    обучающихся, их творческие способности.

  - воспитывать самостоятельность, умение работать в парах,  бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок - открытие

 Оборудование: презентация,  листочки с заданиями, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и  оценивания  работы учащихся, картинки: синичка, мудрая бабушка Сова.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Используемые технологии:  системно-деятельностный  (работа в  парах), частично-поисковый метод (работа с информацией);  информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на  компьютере).

Формы работы:        практическая работа

                                     Ход урока

  1. Орг. момент.

Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перемена пролетела,

Снова нам пора за дело!

Так что время не теряем,

Все к работе приступаем.

- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.   Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах.

У. Ребята, посмотрите за окно.  Какое сейчас время года?

(осень)

У. Какие изменения происходят в природе осенью?

Д.(стало холоднее, идёт дождь, небо серое, птицы собираются в стаи и улетают на юг, падают с деревьев листья)

У. Ребята, какое сегодня число?

Д. 12 ноября

У. А к какому времени года относится ноябрь месяц?

Д. Ноябрь – последний месяц осени.

У. В народе говорят, что ноябрь – последний месяц живой воды, месяц первого льда.

 - Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся с вами на прогулку в осенний лес. Гуляя по осеннему лесу, мы будем с вами наблюдать за жизнью  природы. Будем учиться правильно, писать.

 - Входя в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я думаю вы знаете эти правила  /ответы детей/.  

Слайд

1) Не ломать веток.

 2) Не разорять гнёзда.

 3) Не разрушать муравейники.

 4) Не разводить костры.

 У. На прогулке нам понадобится дневник путешественника. Это ваши тетради. В них мы будем записывать свои наблюдения. Запишите дату нашей прогулки.

- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь!

За работу я возьмусь.

2.Минутка чистописания

 У.  Закройте глаза, представьте себе, что  мы в лесу.… Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите?

Д. / шорох листьев под ногами, потрескивание веток, голоса птиц /

Слайд

У. Посмотрите, какие красивые листья! А эти листья особенные! /внимание на доску/

 Почему? / на них буквы  Н, Ч,  Щ, И, К/.

У. Посмотрите, но писать все мы их не будем, а только напишем те, которые выберем.

У. Какие согласные буквы в русском языке из этих всех  написанных, всегда мягкие?   (ч, щ)

У. Какая буква лишняя?

Д. Лишняя буква и, потому что она  гласная.

У.  Правильно! Мы с вами выбрали 4 буквы, их и будем писать на минутке чистописания.

ЧЩКН      НКЧЩ

Сидим красиво, пишем красиво.

У. Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно  составить из этих написанных букв?

Д.  (ЧК, ЧН.)

Слайд 

У.  Как вы думаете, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?

Д./ответы детей/

У. Правильно писать сочетания ЧК, ЧН   в словах.

3.Новая тема

 Тема урока:  ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ  ЧК, ЧН.

(вывесить на доску заголовок)

У. Что вы можете сказать о звуке [ч]?  

Д. Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.

  1. Молодцы.  

У.На следующей строчке напишем сочетания ЧН,ЧК……………………

   - Девочка  играет с куклой.

У. Докажите, что это предложение?

- Что выражает предложение?

Д. Предложение  выражает законченную мысль. Слово ДЕВОЧКА - это словарное слово. Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

- Как пишутся сочетания ЧН,ЧК?

Д. Мягкий знак в сочетаниях  ЧН, ЧК,  не пишется.

4. Работа  с учебником.

У. Ребята,  в лесу  живет мудрая бабушка Сова.  Она хочет,  чтобы вы прочитали сообщение профессора Самоварова.

- Откройте учебник на стр.  78

 - О чём узнали из сообщения?

Д.   Звук  [ч] и звук [щ] - непарные, мягкие. При письме их  мягкость показывать не надо.

(Нахождение слов с изученными орфограммами в предложениях упр.111)

- Молодцы!  Мудрая бабушка Сова вами довольна.

5. Работа над пройденным материалом.

- Вот подул ветер.  Полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.  Прочитайте их.

 Слайд

Печ(?)ка,   печ(?)ник,  соч(?)ный,  удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но

  1. Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

ЧК

точка

ночка

печка

ЧН

точно

срочно

срочно

Проверим.

 ЧК                 ЧН

Печка            печник

удочка           сочный

ночка            точно

точка             срочно  

- Оцените себя сами..

-  Молодцы!

6. ФИЗПАУЗА.

-  На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть.

Лес, в котором растут дубы,  называется дубрава.

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

Мы листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел и покружил,

И на землю опустил.

Посмотрели мы на солнышко,

Посмотрели вниз на травку.

Ах, как красиво!

Я, думаю,  что вы после отдыха, ребята,  можете работать самостоятельно.

7.Самостоятельная работа: упр.110 

У.  Прочитайте задание.

У.  Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите  его!

У. Проведём с этим словом  звукобуквенный  анализ.

8.Работа с карточками в парах.  Стихотворение

У. Смотрите, нам навстречу спешит кто? Отгадав загадку, мы узнаем, кто?

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора!

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Слайд.

Он каждому из вас дает карточки. Прочитайте.

Слайд   

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

У. О ком это стихотворение?

Д.  В стихотворении говорится о синичке, о том что ей станет скоро тяжело искать корм, потому что выпадет снег и мы должны  будем ей помогать и не только ей,  но и всем  остальным птицам зимой.

У.  К чему стихотворение  нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

- Посмотрите на синичку и послушайте её пение (звукозапись).

9. Воспитательный момент.

  1. Скоро выпадет снег,  и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки.

Вы можете сыпать хлебнее крошки, ну,  а синички больше всего любят кусочки сала и семечки.

-   Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

-   Вы можете советоваться друг с другом, помочь  друг другу.

Поменяйтесь тетрадями и  проверьте по образцу, поставьте друг другу оценки

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

 У. Молодцы! С заданием справились хорошо. Зайчик  остался вами доволен.

10. Включение в систему знаний. Повторение.

На доске слова: 

Солнечный,  девочка,  речка, уточка, птичка,  ночька, почка, дочька, ночной, ручька.

- А теперь мы с вами, ребята,  в осеннем  лесу, будем собирать  грибы. Но грибы не простые, а волшебные.

 - Нам нужно будет собрать только правильные грибы. На всех грибах есть слова. Но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, помнить то правило, которое мы с вами выучили  (дети по очереди подходят и  выбирают слова ).

 - Молодцы, ребята! Вы правильно собрали грибы в корзиночку. А почему остальные грибы мы не взяли? (потому что в них сочетания со звуками [ч] и  [щ] написано неправильно)

 11.Тест

 А сейчас мы  попрощаемся осенним лесом и возвратимся  в класс. Закрыли глазки .

- Откройте глаза,  вот мы и в классе.  Подул ветер и на партах у вас приземлились красивые осенние листочки. Их ветер принес сюда. Они не хотят умирать, поэтому дают задания каждому из вас и хотят,  чтобы вы запомнили орфограммы.

      Тест (на листьях)

      1 вариант                                              2 вариант

      а) Изменение слова по образцу:

      коза – козочка                                   гора – горочка

      белка –                                               ветка –

      елка –                                                 сказка –

      б) Напишите ласково имена девочек:

      Зина –                                                Лена –

      Лида –                                                Оля –

      в) Найди и исправь ошибку:

      река – речка                                        туча – тучка

      внук – внучка                                     рука – ручка

      ночь – ночька                                     дочь – дочька

Взаимопроверка (в парах). Оценка

12.  Итог урока. Рефлексия деятельности.

 

У.  Какую проблему урока мы решали?

Д.  Мы учились писать сочетания со звуками [чк] и  [чн].

 У. Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний ЧН,ЧК.

Д.  Сочетания ЧК, ЧН пишется без Ь.

- Оцените своё участие в уроке, используя  условные обозначения:

                     Мне было очень интересно.    

                     Мне было скучно.

                     Я затруднялся, работая в группе

13. Домашнее задание.

- Откроем дневники и запишем задание на дом.

Упр.109

- Спасибо, ребята, вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...