Уважение к матери - первая моральная высота человека (творческая деятельность на уроках русского языка).
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважение к матери - первая моральная высота человека
(творческая деятельность на уроках русского языка).
Автор: Панкратова Н.К.- учитель начальных классов МБОУ СОШ № 85
Содержанием духовно – нравственного развития и воспитания являются жизненные ценности и нормы, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, которые сложились в нашем Отечестве на православной основе, обусловили единство Отечества и преемственности поколений. Одним из традиционных источников нравственности является семья, такие ценности как любовь и верность, помощь и поддержка, равноправие, забота о продолжении рода, здоровье, уважение к родителям. А пятая заповедь гласит и учит нас: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
В семье ребёнок ближе всего к маме (мама - душа родного дома, его свет и тепло). Дети, пока маленькие, просто любят маму. Они привыкли к её заботам, теплу и ласке.
Уважение к матери должно естественно прорасти из любви, из привязанности к ней и также стать чувством. Данную нам природой любовь к матери непременно нужно развивать до уважения, потому что любит свою маму каждый, но не каждый приучен беречь и ценить её. Уважение дорого матери, оно — отклик на её любовь, благодарность за её труды. Но это и для самих детей нужно: не здесь ли зародыш многих и многих качеств, которые затем образуют душевную культуру человека? Умение ценить любовь и сладостное сознание заботы о том, кого любишь. Ответное, благодарное, уважительное чувство к матери воспитывает в детях не только семья, но и общество. Значительную роль в формировании духовно - нравственных ценностей берём на себя мы – педагоги. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Наиболее способствуют этому русский язык. Это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные технологии, приёмы, виды и формы, влияющие на воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства глубокого уважения, сострадания и любви к маме, проходящие под девизом «Подарю улыбку маме». Я вижу как дети «воспевают» всё то доброе и светлое, что связано с нашими мамами, наслаждаются их душевной красотой, восхищаются их нравственными поступками. Хочется поделиться некоторыми из них.
Так при изучении темы «Имя существительное», ребятам было предложено задание - подобрать имена существительные, с которыми ассоциируется слово «мама» и закрепить представления об имени существительном.
Проанализировав выполнение задания, увидели такие результаты: на первом месте – ассоциации, связанные с эмоциями и чувствами (счастье, любовь, радость, доброта и др.); на втором – духовно-нравственные ассоциации (понимание, помощь, поддержка, честность; ангел-хранитель, сердце, родина и др.); на третьем – сравнения с природой (луг, воздух, цветы, море) и на четвёртом месте – эстетические ассоциации (красота, королева, драгоценность, сияние, лучезарная улыбка). Также встречаются трогательные ассоциации с животными (золотая рыбка, голубь и др.), с музыкой (мелодия), сравнения с вселенной или с неотъемлемыми составляющими окружающего мира (облачко, звездочка, солнышко, небо). Мы видим, что все представленные ассоциации носят положительный характер и дают добрые представления о маме. Опираясь на определённый учениками ассоциативный ряд, пришли к мысли о создании толкового словарика по теме «Самый дорогой человек». В ходе этой работы ребята упражнялись в распределении слов в алфавитном порядке, а также развивали умения в толковании слов, красиво и доступно излагать мысли. Хочется представить фрагменты из словарика:
Ангел-хранитель – воплощение красоты, доброты, способная оберегать.
Драгоценность – человек очень важный, очень ценный для окружающих.
Вдохновитель – человек, способный вдохновлять на добрые действия.
Воздух (чистый) – чистота в поступках и действиях.
Звезда – даёт веру в счастливую судьбу, умеет всегда «сиять» независимо от настроения.
Золотая рыбка – умеющая красиво исполнять желания.
Королева – управляет «королевством» - семьёй;
самая лучшая.
Любовь – способность любить всем сердцем.
Родина – происходит от «род», даёт жизнь.
Сердце – умеющая крепко любить.
Сияние – необыкновенная редчайшая красота души.
Удовольствие – чувство радости от общения с мамой.
Честность – необходимое качество добродеятеля.
Упражняясь в подборе выразительных средств языка – характерных эпитетов, сравнений по теме «Самой любимой, дорогой, неповторимой», обучающиеся опирались на личные наблюдения. При выполнении задания можно было наблюдать увлечённость детей и проявления чувств нежности и любви к маме. Ребятам хотелось как можно больше подобрать эпитетов, которые подходят к маме. Вот такой портрет наших мам получился:
нравственные качества - справедливая, добрая, щедрая, доброжелательная, вежливая, надёжная, воспитанная, внимательная, заботливая, трудолюбивая;
проявление чувств - нежная, ласковая,
внешние - красивая, приятная, привлекательная, весёлая, милая, женственная, опрятная, модная;
оценочное суждение - замечательная, хорошая, любимая, любящая, лучшая.
Работа в подборе сравнений вызывает интерес, определённые трудности, но в тоже время восторг от результата совместного труда. Хочется привести некоторые примеры сравнений:
как яркая звездочка на синем небе; словно небесный ангел, который спустился на землю и охраняет меня и желает только добро; точно ангел – хранитель; как нежный, добрый, милый, любящий меня ангел; с цветком, у которого тысяча лепестков, который всю жизнь радует своим цветением.
При работе по теме «Глагол», используя методику незаконченных предложений, ребята упражнялись в подборе глаголов, определяющих действия, совершаемые мамой, с опорой на личные наблюдения (Моя мама что делает?...). Проанализировав деятельность обучающихся, я распределила глаголы по группам с характерными особенностями. Например: глаголы, имеющие:
-чувственные проявления (любит, уважает, сочувствует и т.д.);
-объединяющую роль (сохраняет, созывает и т.д.);
-роль помощи и поддержки (советует, исполняет, защищает и т.д.);
-функциональные обязанности (убирает, кормит, лечит и т.д.);
-проявления интересов мамы (отдыхает, играет, рисует и т.д.)
Подбор слов, определяющих действия мамы, предоставляет детям оценить их многообразие и уже на данном возрастном этапе задуматься о важности и значимости функций, возлагаемых на маму, а также воспитывать ответственность роли матери.
Восхищают глаголы, которые подобрали ученики, определяющие действия, направленные по отношению к маме со стороны ребёнка (Свою маму я хочу что делать? что сделать?...). Думаю, что эти глаголы демонстрируют выстроенную систему взаимоотношений (понимать, дорожить, заботиться, подбодрить, не огорчать, уважать, оберегать), а также возможность прочувствовать (утешить, приласкать, осчастливить, рассмешить).
Эта работа стала продолжением написания мини – сочинения по теме «Солнце материнской любви» с опорой на подобранные глаголы.
Вот что получилось у детей:
«Мама – самый дорогой человек на свете. Она всё делает для своих детей: одевает, кормит, заботится, и самое главное она дарит свою любовь. Мама всегда думает о своём ребёнке. Она всегда придёт на помощь в трудную минуту. А ещё мамочка согреет своей милой улыбкой.»
«Моя мама согревает своим теплом, заботится, когда я болею, сочувствует и лечит. Мама может простить всё, она никогда не обижается на меня. Только мама будет любить меня всегда и в любых обстоятельствах. Она учит меня верности, искренности, совершать добрые дела, учит правилам: уважать старших, не обижать младших. Когда мамочка улыбается, то её глаза освещаются мягким живым сиянием. К своей маме я отношусь с нежностью, вниманием и любовью. Я уважаю её, ценю мамино мнение, понимаю с полуслова. Я люблю помогать, радовать, поздравлять, приятно удивлять мамочку.»
Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу. Хочется, чтобы и вы разделили со мной эти чувства. Предлагаю познакомиться с некоторыми рассказами по теме «Цветок души мамы».
«Моя мама – удивительный человек. Она похожа на цветущую розу, которая с каждым днём становится всё краше и краше. Её любовь и ласка согревает меня каждый день! Она меня научила быть доброй и нежной к людям, учит помогать старшим и слабым. Мама хочет, чтобы в жизни я была справедливым, самостоятельным и трудолюбивым человеком.»
«Моя мама похожа на подснежник, такая же нежная и красивая. Она очень любит весну - время пробуждения природы. Мама научила меня быть вежливой с окружающими людьми. Она хочет, чтобы я выросла доброй, умной и честной.»
«Моя мама похожа на ромашку. Она светлая в своих поступках.»
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка является важным средством формирования у обучающихся качеств доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.
Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учителю поручена высокая духовная миссия: строительство жизни человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-21649-1541876256.jpg)
Виды творческих работ на уроках русского языка
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-283364-1386006610.jpg)
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-543809-1417686100.jpg)
: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».
При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели: развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655246-1439906068.jpg)
Проектная деятельность на уроках русского языка в первом классе.
Урок по русскому языку в 1 классе на закрепление алфавита....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1291560-1605971795.jpg)
Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"
Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...