Уважение к матери - первая моральная высота человека (творческая деятельность на уроках русского языка).
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhenie_k_materi_dolzhno_estestvenno_prorasti_iz_lyubvi.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважение к матери - первая моральная высота человека
(творческая деятельность на уроках русского языка).
Автор: Панкратова Н.К.- учитель начальных классов МБОУ СОШ № 85
Содержанием духовно – нравственного развития и воспитания являются жизненные ценности и нормы, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, которые сложились в нашем Отечестве на православной основе, обусловили единство Отечества и преемственности поколений. Одним из традиционных источников нравственности является семья, такие ценности как любовь и верность, помощь и поддержка, равноправие, забота о продолжении рода, здоровье, уважение к родителям. А пятая заповедь гласит и учит нас: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
В семье ребёнок ближе всего к маме (мама - душа родного дома, его свет и тепло). Дети, пока маленькие, просто любят маму. Они привыкли к её заботам, теплу и ласке.
Уважение к матери должно естественно прорасти из любви, из привязанности к ней и также стать чувством. Данную нам природой любовь к матери непременно нужно развивать до уважения, потому что любит свою маму каждый, но не каждый приучен беречь и ценить её. Уважение дорого матери, оно — отклик на её любовь, благодарность за её труды. Но это и для самих детей нужно: не здесь ли зародыш многих и многих качеств, которые затем образуют душевную культуру человека? Умение ценить любовь и сладостное сознание заботы о том, кого любишь. Ответное, благодарное, уважительное чувство к матери воспитывает в детях не только семья, но и общество. Значительную роль в формировании духовно - нравственных ценностей берём на себя мы – педагоги. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Наиболее способствуют этому русский язык. Это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные технологии, приёмы, виды и формы, влияющие на воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства глубокого уважения, сострадания и любви к маме, проходящие под девизом «Подарю улыбку маме». Я вижу как дети «воспевают» всё то доброе и светлое, что связано с нашими мамами, наслаждаются их душевной красотой, восхищаются их нравственными поступками. Хочется поделиться некоторыми из них.
Так при изучении темы «Имя существительное», ребятам было предложено задание - подобрать имена существительные, с которыми ассоциируется слово «мама» и закрепить представления об имени существительном.
Проанализировав выполнение задания, увидели такие результаты: на первом месте – ассоциации, связанные с эмоциями и чувствами (счастье, любовь, радость, доброта и др.); на втором – духовно-нравственные ассоциации (понимание, помощь, поддержка, честность; ангел-хранитель, сердце, родина и др.); на третьем – сравнения с природой (луг, воздух, цветы, море) и на четвёртом месте – эстетические ассоциации (красота, королева, драгоценность, сияние, лучезарная улыбка). Также встречаются трогательные ассоциации с животными (золотая рыбка, голубь и др.), с музыкой (мелодия), сравнения с вселенной или с неотъемлемыми составляющими окружающего мира (облачко, звездочка, солнышко, небо). Мы видим, что все представленные ассоциации носят положительный характер и дают добрые представления о маме. Опираясь на определённый учениками ассоциативный ряд, пришли к мысли о создании толкового словарика по теме «Самый дорогой человек». В ходе этой работы ребята упражнялись в распределении слов в алфавитном порядке, а также развивали умения в толковании слов, красиво и доступно излагать мысли. Хочется представить фрагменты из словарика:
Ангел-хранитель – воплощение красоты, доброты, способная оберегать.
Драгоценность – человек очень важный, очень ценный для окружающих.
Вдохновитель – человек, способный вдохновлять на добрые действия.
Воздух (чистый) – чистота в поступках и действиях.
Звезда – даёт веру в счастливую судьбу, умеет всегда «сиять» независимо от настроения.
Золотая рыбка – умеющая красиво исполнять желания.
Королева – управляет «королевством» - семьёй;
самая лучшая.
Любовь – способность любить всем сердцем.
Родина – происходит от «род», даёт жизнь.
Сердце – умеющая крепко любить.
Сияние – необыкновенная редчайшая красота души.
Удовольствие – чувство радости от общения с мамой.
Честность – необходимое качество добродеятеля.
Упражняясь в подборе выразительных средств языка – характерных эпитетов, сравнений по теме «Самой любимой, дорогой, неповторимой», обучающиеся опирались на личные наблюдения. При выполнении задания можно было наблюдать увлечённость детей и проявления чувств нежности и любви к маме. Ребятам хотелось как можно больше подобрать эпитетов, которые подходят к маме. Вот такой портрет наших мам получился:
нравственные качества - справедливая, добрая, щедрая, доброжелательная, вежливая, надёжная, воспитанная, внимательная, заботливая, трудолюбивая;
проявление чувств - нежная, ласковая,
внешние - красивая, приятная, привлекательная, весёлая, милая, женственная, опрятная, модная;
оценочное суждение - замечательная, хорошая, любимая, любящая, лучшая.
Работа в подборе сравнений вызывает интерес, определённые трудности, но в тоже время восторг от результата совместного труда. Хочется привести некоторые примеры сравнений:
как яркая звездочка на синем небе; словно небесный ангел, который спустился на землю и охраняет меня и желает только добро; точно ангел – хранитель; как нежный, добрый, милый, любящий меня ангел; с цветком, у которого тысяча лепестков, который всю жизнь радует своим цветением.
При работе по теме «Глагол», используя методику незаконченных предложений, ребята упражнялись в подборе глаголов, определяющих действия, совершаемые мамой, с опорой на личные наблюдения (Моя мама что делает?...). Проанализировав деятельность обучающихся, я распределила глаголы по группам с характерными особенностями. Например: глаголы, имеющие:
-чувственные проявления (любит, уважает, сочувствует и т.д.);
-объединяющую роль (сохраняет, созывает и т.д.);
-роль помощи и поддержки (советует, исполняет, защищает и т.д.);
-функциональные обязанности (убирает, кормит, лечит и т.д.);
-проявления интересов мамы (отдыхает, играет, рисует и т.д.)
Подбор слов, определяющих действия мамы, предоставляет детям оценить их многообразие и уже на данном возрастном этапе задуматься о важности и значимости функций, возлагаемых на маму, а также воспитывать ответственность роли матери.
Восхищают глаголы, которые подобрали ученики, определяющие действия, направленные по отношению к маме со стороны ребёнка (Свою маму я хочу что делать? что сделать?...). Думаю, что эти глаголы демонстрируют выстроенную систему взаимоотношений (понимать, дорожить, заботиться, подбодрить, не огорчать, уважать, оберегать), а также возможность прочувствовать (утешить, приласкать, осчастливить, рассмешить).
Эта работа стала продолжением написания мини – сочинения по теме «Солнце материнской любви» с опорой на подобранные глаголы.
Вот что получилось у детей:
«Мама – самый дорогой человек на свете. Она всё делает для своих детей: одевает, кормит, заботится, и самое главное она дарит свою любовь. Мама всегда думает о своём ребёнке. Она всегда придёт на помощь в трудную минуту. А ещё мамочка согреет своей милой улыбкой.»
«Моя мама согревает своим теплом, заботится, когда я болею, сочувствует и лечит. Мама может простить всё, она никогда не обижается на меня. Только мама будет любить меня всегда и в любых обстоятельствах. Она учит меня верности, искренности, совершать добрые дела, учит правилам: уважать старших, не обижать младших. Когда мамочка улыбается, то её глаза освещаются мягким живым сиянием. К своей маме я отношусь с нежностью, вниманием и любовью. Я уважаю её, ценю мамино мнение, понимаю с полуслова. Я люблю помогать, радовать, поздравлять, приятно удивлять мамочку.»
Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу. Хочется, чтобы и вы разделили со мной эти чувства. Предлагаю познакомиться с некоторыми рассказами по теме «Цветок души мамы».
«Моя мама – удивительный человек. Она похожа на цветущую розу, которая с каждым днём становится всё краше и краше. Её любовь и ласка согревает меня каждый день! Она меня научила быть доброй и нежной к людям, учит помогать старшим и слабым. Мама хочет, чтобы в жизни я была справедливым, самостоятельным и трудолюбивым человеком.»
«Моя мама похожа на подснежник, такая же нежная и красивая. Она очень любит весну - время пробуждения природы. Мама научила меня быть вежливой с окружающими людьми. Она хочет, чтобы я выросла доброй, умной и честной.»
«Моя мама похожа на ромашку. Она светлая в своих поступках.»
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка является важным средством формирования у обучающихся качеств доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.
Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учителю поручена высокая духовная миссия: строительство жизни человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды творческих работ на уроках русского языка
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра....
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».
При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели: развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...
Проектная деятельность на уроках русского языка в первом классе.
Урок по русскому языку в 1 классе на закрепление алфавита....
Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"
Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...