НЕВЕЖА И НЕВЕЖДА
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по внеклассной деятельности во 2 классе
Тема урока «Понятие слов невежа и невежда»
Цель: продолжить работу над развитием устной речи. Строить сообщения в устной речи. Анализировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свое мнение, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование: презентация учителя, карточки с басней А. И. Крылова «Свинья под дубом». Таблички: «Я знаю», «Я могу объяснить», «Я хочу знать»
Толковые словари на парту.
“Читайте больше!” – говорят вам взрослые. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно.
Слайд 1
Посмотрите, чем отличаются слова «невежа» и «невежда» (Во втором слове появилась буква Д)
А кто может объяснить лексическое значение этих слов?
В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи.
Выберите табличку, которая поможет определить ваше состояние в начале урока.
Я хочу знать! | Я могу объяснить! | Я знаю! |
Ребята, послушайте стихотворение А.Л.Барто «Невежа».
Дайте определение первому слову.
Слайд 2- 14
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо.
Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежа.
Слайд 15
У вас на партах лежат карточки. Прочитайте басню.
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было
Что эти желуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Один из учеников читает выразительно басню.
Учитель:
Как описывает Крылов свинью?
Ученики:
Прожорливая, противная, глупая…
Учитель:
Какие слова использованы для ее описания?
Ученики:
Невежда.
Учитель:
Почему она названа «невеждой»? Давайте обратимся к толковому словарю.
«Невежда» - малообразованный человек, неуч.
НЕВЕЖДА – это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный.
Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежда. Приведите примеры.
Слайд 16
Посмотрите на таблички, которые помогали определить ваше состояние в начале урока. Кто теперь может выбрать другую табличку? Докажите.
Итог занятия. Можно ли сказать о сходстве или этих слов? В чем их сходство? В чем различие?
Информация для учителя
Невежа-невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, т. е. знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает.
Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись : невежа-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа- это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в сов. рус. яз. потеряло связь со словами невежа и невежда.