Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Урок по русскому языку, помогающий :
- Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.
- Создать условия для развития мыслительной деятельности.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка
Цель урока:
Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.
Создать условия для развития мыслительной деятельности.
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
карточки с индивидуальными заданиями
карточки для работы в группах
орфографические словари С.И. Ожегова
портрет и выставка книг писателя А.С. Новикова-Прибоя.
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие.
Психологическая установка.
Мы уже многое знаем.
В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучивать.
Мы не боимся ошибаться.
Разминка для пальцев рук.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять план текста, последовательно передавать содержание. А самое главное: “Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая”. (Д.С. Лихачев).
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичное восприятие текста.
Учитель: У каждого из вас на парте есть текст. Прочитайте его внимательно. (Индивидуальная работа).
Выстрела не было.
Пошёл со мной на охоту писатель Новиков-Прибой. Была середина сентября. Всё утро мы с Алексеем Силычем проходили без выстрела.
Шли по ягодникам, мелким лесом. День был солнечный, ласковый, тихий. Кругом стояли березы в золотом наряде. Красноватые осины пылали, как свечи. В таком лесу всё радует глаз, и бродишь, бродишь без устали.
Вдруг крупный черныш взлетел над березами. Я опустил ружьё. Пусть Алексей Силыч ударит по этой сверкающей под солнцем птице.
Силыч изготовился, я ждал грохота и падения птицы: Силыч стрелял отлично. Но выстрела не было.
Потом мой друг объяснил мне: “ Не мог. Такой красавец летит. И голубое небо над ним, и солнце. Дух перехватило”.
Я молча пожал ему руку. (По И. Арамилеву).
Пауза. Дети делятся первыми своими впечатлениями. Проводится работа с непонятными и незнакомыми словами. По мере необходимости дети работают со словарями.
Учитель:
Перечитайте текст и ответьте на вопросы: (Вопросы написаны на доске, дети работают в парах постоянного состава).
Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
Что можно рассказать об охотниках?
Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор?
Как вы считаете, что нужно было брать с собой охотникам в лес? Ответы детей ( фотоаппарат, кинокамеру, фоторужьё).
Обсуждение ответов отдельных пар.
Учитель предлагает повторно прочитать текст и составить план. Дети работают в группах по 4 чел.
Обсуждение заголовков и запись плана изложения ( фронтальная работа).
Всё утро мы бродили без выстрела.
В таком лесу всё радует глаз.
Крупный черныш взлетел над березами.
Выстрела не было.
Я молча пожал ему руку.
Словарно-орфографическая работа. Работа по методике взаимотренажа:
Карточка 1: проходили- ходит, пошёл –вышел, середина –середка, стояли-стой.
Карточка 2: устали-устал, взлетел- взлет, стрелял- стрелы, объяснил- ясно.
Карточка 3: красавец- краше, летит – полёт, прихватило- хватит, золото –позолота.
Карточка 4: сентябрь, ягодник, осина, вдруг, берёза, изготовился.
На доске слова: п…сатель, в наряд…, над берёз…ми, по ягодник…м.
Учитель обращает внимание детей на слова с трудными написаниями: Новиков-Прибой, Алексей Силыч, красноватые, по сверкающей, отлично.
Написание детьми текста изложения (коллективная работа)
Дети используют памятку по методике Ривина.
прочитай пункт плана;
перескажи друг другу;
самостоятельно запиши часть;
проверь друг у друга;
Этап рефлексии.
Прочитать изложения по желанию.
Учитель: Какой вывод вы сегодня для себя сделали? (Природой нужно наслаждаться, любоваться, беречь, охранять и приумножать)
Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?
В какой паре работа была более успешной?
Итог урока.
Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка
1. Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-304023-1380381510.jpg)
Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "
Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации мышления и повышению инт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".
Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".
Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-370395-1387463246.jpg)
«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»
Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Статья посвящена практическим заданиям и упражнениям на уроках русского языка, которые способствуют развитию гибкости мышления в решении вопросов проблемного характера. В статье предложены варианты за...