Программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXl века» 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
Программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXl века» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXl века» 2 класс | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области общеобразовательная школа №3
«Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района
Нефтегорский Самарской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УР директор ГБОУ СОШ№3
уч.нач.классов
Трегубова Н.П.______ Ладяева Г.Ю.________ Загайнов С.А.________
«10» января 2012г. «10» января 2012г. «10»января 2012г.
Программа по русскому языку
УМК «Начальная школа XXl века»
2 класс
2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по русскому языку Л.Е. Журовой, С.В. Иванова.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения Концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений грамотного и безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьников, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, формируем у детей научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое мышление, представляем родной язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (тренинге)
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль.
Работа по развитию речи учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому, программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировка различных текстов.
В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». При этом в рамках урока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование текста позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие понятия и законы не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры; -язык является основным средством познания окружающего мира;- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства; - использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена
общества. Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка —социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели —нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные текс ты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся
сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того,
русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Особенности содержательных линий
В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как ycтроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
В рамках уроков одного блока реализуется тслько одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на yроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», нс не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на yроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготсвить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Структура курса.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и
речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой
единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является
курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают
начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3и 4 классы.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения. У роки блока «Как ус троен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)русского языка. Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного,
безошибочного письма. Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения. Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Место предмета в учебном плане.
В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное— 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В э том случае на изучение русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1»завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа. Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 или 4 часов в неделю. Если объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки. Если в общеобразовательном учреждении ведется обучение на родном (нерусском) языке, а для изучения предмета «Русский язык» используется данная программа и учебники «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), то для освоения материала программы рекомендуется выделить дополнительно 1 или 2 ч из национально-регионального компонента учебного плана.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский
язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством
межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы
формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение(в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского языка;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценки успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;
формировать чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные
Учащиеся научатся:
различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста)
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника ( самостоятельно) или обращаться за помощью ( к учителю, родителям);
соблюдать нормы речевого взаимодействия интерактивном общении;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями в устной и письменной речи в учебных и бытовых ситуациях.
Регулятивные
научатся планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
научатся осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
научатся выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
научатся руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
научатся следовать при выполнении заданий инструкциями учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
научатся осуществлять само- и взаимопроверку, находить и использовать орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам изучения темы;
Познавательные
научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать. Квалифицировать единицы языка;
звук, буква, часть слова, часть речи, члены предложения, члены предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слова, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученных материалов по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание устной и письменной формы;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
научатся владеть диалоговой формой речи;
научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
научатся договариваться и приходить к общему решению;
научатся формулировать собственное мнение и позицию;
научатся задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
научатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
научатся с учётом целой коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию, как ориентир для построения действия;
научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
научатся адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Содержание курса
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
1.1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на
письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных
звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных
звуков.
4 Данная программа написана из расчета 5 ч в неделю на изучение предмета «Русский язык» во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких
уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки.
Если в общеобразовательном учреждении ведется обучение на родном (нерусском) языке, а для изучения предмета «Русский язык» используется данная программа и учебники «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), то для освоения материала программы рекомендуется выделить дополнительно 1 или 2 ч из национально-регионального или школьного компонентов учебного
плана.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия(5ч). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия —глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный,
приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные
слова, определенные программой)8;
-разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
-правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок;
-ек; -ик; -ость;
- правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,
лив;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных
местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при
проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (34 ч)
3.1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (12ч)
V. Резервные уроки (9 ч)
Тематическое планирование по русскому языку
5часов в неделю (85ч.)
№ | Тема урока | Кол-во | Форма контроля |
Раздел 13:Суффиксы-4 ч. |
1 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
2 | Правописание корней и суффиксов в словах. | 1 | Устный опрос. Проверка упражнений в тетради. Самопроверка. |
|
3 | Контрольное списывание №4 по теме «Корень слова, суффикс» | 1 | Контрольное списывание |
|
4 | Работа над ошибками. Правописание корней и суффиксов в словах. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка. |
|
Раздел 14: Приставка. - 6 ч |
5 | Приставка как часть слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
6 | Значение приставок. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
7 | Правописание слов с приставками | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
8 | Различение приставок с буквами «о», «а». | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
9 | Приставки. | 1 | Проверочный диктант |
|
10 | Образование слов. | 1 |
|
|
Раздел 15: Твёрдый знак («Правописание») - 5 ч |
11 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
12 | Правописание слов с ъ и ь знаками | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
13 | Различение разделительных ь и ъ знаков. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
14 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с ъ и ь знаками» | 1 | Контрольный диктант |
|
15 | Работа над ошибками. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
Раздел 16: Основа слова. - 2 ч |
16 | Выделение основы слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
17 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | Практическая работа в парах. Взаимоконтроль |
|
Раздел 17: Приставки и предлоги. - 3 ч |
18 | Различение предлогов и приставок | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
19 | Повторение: состав слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
20 | Повторение: правописание частей слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
Раздел 18: Лексика - 2 ч |
21 | Слово и его значение. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
22 | Слово и его значение.Закрепление. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
Раздел 19: Повторение пройденного.Повторение по разделу «Части слова» - 3 ч |
23 | Повторение по разделу «Части слова» | 1 | Тестирование по разделу |
|
24 | Диктант по теме «Состав слова. Приставки» | 1 | Проверочный диктант |
|
25 | Работа над ошибками. Повторение: правописание частей слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
Раздел 20: Текст. Лексика. Правописание корня слов. - 65 ч |
26 | Текст. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
27 | Текст. Заголовок. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
28 | Как сочетаются слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
29 | Слово в словаре и тексте. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
30 | Повторение правописания частей слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
31 | Один текст – разные заголовки. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
32 | Учимся озаглавливать текст. | 1 | Сочинение |
|
33 | Слово в словаре и в тексте. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
34 | Слова однозначные и многозначные. | 1 | Словарный диктант |
|
35 | Повторение правописания. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Устный опрос. |
|
36 | Учимся озаглавливать повествовательный текст. | 1 | Устный опрос |
|
37 | Текст. Окончание текста. | 1 | Проверка упражнений в тетради. |
|
38 | Многозначные слова. | 1 | Творческая работа в группах |
|
39 | Повторение правописания. Слабая позиция гласных в корне. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
40 | Контрольное списывание по теме « Текст». | 1 | Контрольное списывание |
|
41 | Работа над ошибками. Повторение правописания. | 1 | Проверка упражнений в тетради. |
|
42 | Составление текста. Изложение. | 1 | Изложение |
|
43 | Синонимы. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
44 | Использование слов-синонимов. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
45 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Предупредительный диктант |
|
46 | Начало текста. | 1 | Устный опрос |
|
47 | Начало текста. Творческая работа. | 1 | Мини-сочинение |
|
48 | Использование слов-синонимов | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
49 | Использование слов-синонимов при составлении текста. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
50 | Повторение правописания. Слабая позиция согласных. | 1 | Тестирование |
|
51 | Составление текста по заданной теме. | 1 | Устный опрос |
|
52 | Последовательность предложений в тексте. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
53 | Антонимы. | 1 |
|
|
54 | Диктант №8 по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» | 1 | Контрольный диктант |
|
55 | Работа над ошибками. Повторение правописания корня. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
56 | Предложения в тексте. | 1 | Проверка упражнений в тетради. |
|
57 | Омонимы. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
58 | Слова исконные и заимствованные. | 1 | Доклад по теме |
|
59 | Повторение правописания слов. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
60 | Абзац. | 1 | Устный опрос |
|
61 | Абзац. Деление текста на части. | 1 | Взаимооценивание учащихся |
|
62 | Повторение правописания.Тестирование. | 1 | Тестирование |
|
63 | Повторение правописания. Анализ работы. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
64 | Контрольный диктант по теме «Состав слова, слово и его значение» | 1 | Контрольный диктант |
|
65 | Работа над ошибками. Повторение правописания корня слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
66 | Заимствованные слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
67 | Последовательность абзацев. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
68 | Составление текста (соблюдение абзацев) | 1 | Сочинение |
|
70 | Устаревшие слова. | 1 | Проверка упражнений в тетради. |
|
71 | Составление текста. Развитие речи. | 1 | Устный опрос. |
|
72 | Повторение лексики и состава слова. | 1 | Устный опрос. |
|
73 | План текста. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
74 | Фразеологизм. Фразеологизм и слово. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
75 | Повторение правописания приставок. | 1 | Тестирование. |
|
76 | Контрольное списывание по теме «Текст». | 1 | Контрольное списывание. |
|
77 | Работа над ошибками. Составление текста по плану. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
78 | Использование фразеологизмов. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка. |
|
79 | Использование фразеологизмов в речи. | 1 | Выполнение олимпиадных заданий по развитию речи. |
|
Раздел 21: Повторение пройденного. - 6 ч |
80 | Составление текста по плану. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
81 | Текст-описание. | Составление текста описания по опорным словам. |
82 | Повторение правописания суффиксов. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
83 | Итоговый контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм». | 1 | Контрольный итоговый диктант. |
|
84 | Работа над ошибками. Повторение. Развитие речи. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
85 | Повторение материала. Правила правописания слов. | 1 | Проверка упражнений в тетради. Самопроверка |
|
Требования к знаниям и умениям обучающихся второго класса
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки,
парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с
омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги20;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов21;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком
следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных
местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы дейс твий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка.
Критерии оценок по русскому языку
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2.1. ДИКТАНТ.
Объем диктанта:
1-й класс – 15-17 слов.
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
3-4 четверть – 35-52 слова.
3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.
3-4 четверть – 53-73 слова.
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
2.4. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем: 2-й класс – 8-10 слов. 3-й класс – 10-12 слов. 4-й класс – 12-15 слов. | Отметка "5" – без ошибок. Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление. Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление. Отметка "2" – 3-5 ошибок. |
3. СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае
первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
3.1. ИЗЛОЖЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
3.2. СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
4.ТЕСТ
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Методическое обеспечение курса «Школа XXI века»
1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
2.Кузнецова М. И. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Издательский центр «Вентана-Граф»,
2010.
3. Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». Издательский центр « Вентана-Граф» 2010.
4. Иванов С. В.., Кузнецова М. И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. Издательский центр « Вентана-Граф»,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века" 1-2классы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю....
Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"
Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...
Рабочая программа по русскому языку УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, ра...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс
Предлагается рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс...