Русский язык 3 класс УМК "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Школа России").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.rar | 50.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе «Программы по русскому языку для начальных классов»
На изучение отводится 6 часов в неделю. Всего 208 часов.
Курс обеспечен:
учебником Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» в двух частях, Дрофа, 2009 г. З класс 1-4;
рабочие тетради на печатной основе Л.С.Васильева «Русский язык» в двух частях, 3 класс, 1-4, Саратов, Лицей, 2009 г.;
• рабочие тетради на печатной основе Т.Г.Рамзаева «Проверочные работы» в двух частях, Дрофа, 2009 г. 3 класс .1-4.
Цели и задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой ситуации и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Знания, умения, навыки учащихся 3 класса:
В результате изучения русского языка ученик должен знать/ понимать:
главные и второстепенные члены предложения;
предложения распространенные и нераспространенные;
значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
чередование согласных в слове;
употребление разделительного мягкого и твердого знаков;
различие приставок и предлогов;
лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, прилагательного, глагола;
употребление в речи различных частей речи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
разбора слов по составу,
применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми согласными, с изученными приставками; правописания глаголов с не;
написания слов с непроверяемыми орфограммами;
письма под диктовку текстов с изученными орфограммами.
Количество часов в год – 208 ч
Количество часов в неделю – 6 ч
Количество часов в I четверти – 49 ч
Количество часов во II четверти – 46 ч
Количество часов в III четверти – 60 ч
Количество часов в IV четверти-53 ч
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
№ п/п | Раздел программы 3 класс | Всего часов | Содержание | Контрольные, творческие | Требования к уровню подготовки уч-ся |
1 | Повторение изученного во 2 классе | 26 ч. | Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Мягкие и твердые согласные. Слово как единица речи. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация. | Входной диктант ДИКТАНТ | Знание единых требований, обладание единой базой знаний для дальнейшего изучения русского языка. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм. |
2 | Предложение | 16 ч. | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения. | р/Р-2 | Умение без ошибок списывать несложный текст объемом 70 – 90 слов; обобщать материалы наблюдений; составлять текст по наблюдениям и картинкам с использованием предложений разных видов; устанавливать связь слов в предложении; |
3 | Текст | 7 ч. | Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста. | ДИКТАНТ р\р-1 | Умение определять тему текста, его основную мысль; составлять текст на определенную тему; анализировать текст; озаглавливать текст. |
4 | Состав слова | 17 ч. | Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка – значимая часть слова. Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. | Диктант. р\Р-1 | Знание значимых частей слова; формулировки правила об однокоренных словах. Умение распознавать и подбирать однокоренные слова; выделять корень; последовательно строить свое высказывание; озаглавливать текст; оценивать свое сочинение и сочинение своих товарищей, учитывая правильность содержания, строение текста, точность употребления слов; выделять приставку и суффиксы в слове; разбирать слова по составу. |
5 | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова | 14 ч. | Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Диктант. р\р-1 | Знание формулировки правила о проверке слов с парными согласными в корне слова; о единообразном написании корня в однокоренных словах; о проверке слов с парными согласными в корне. Умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; находить в предложении слова, требующие проверки. Умение определять тему текста, озаглавливать его, последовательно передавать по плану содержание прочитанного; исправлять свой текст. |
6 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | 21 ч. | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Диктант -2. р\р-« |
7 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 3 ч. | Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | . | Умение различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. |
8 | Обобщение правил о правописании корня | 3 ч. | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных. | . | Умение сопоставлять правила о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных. |
9 | Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками | 4ч. | Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов. |
| Знание о приставке как части слова; о ее роли в нашей речи; о своеобразии проверки приставки и корня. Умение выделять в слове приставку; писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять слова с приставками |
10 | Разделительный твердый знак | 5 ч. | Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ. |
| Знание значимых частей слова. Умение анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слов с разделительными мягким и твердым знаками; распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку. |
11 | Части речи | 5 ч. | Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения. Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение сведений о частях речи. | р\р-1 | Умение распознавать части речи и члены предложения; распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимение, предлог по двум призн; разбирать предложение по членам. |
12 | Имя существительное | 21 ч | Имя существительное. Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки имени существительного. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам. | Диктант. р/р-1 | Знание признаков изученных частей речи; о написании с заглавной буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей. Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; различать произношение и написание слов; определять род имен существительных; изменять имена сущ. по числам; правильно писать родовые окончания; склонять сущ. в ед.ч.; распознавать падеж по вопросу и предлогу; распознавать сущ. ж.р. с шипящим звуком на конце. |
13 | Имя прилагательное | 18 ч. | Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и употребление в речи имен прилагательных. | Диктант. р/р-1 . | Знание признаков изученных частей речи. Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; различать произношение и написание слов; определять род имен существительных; изменять имен прил. по родам, числам; правильно писать родовые окончания; правописание родовых окончаний имен прил. |
14 | Глагол | 29 ч. | Глагол. Значение и употребление в речи. Роль глаголов в предложении. Употребление глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. Правописание частице не с глаголами. | Р/р-1 Диктант. | Знание признаков изученных частей речи. Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; изменять глаголы по числам, временам, лицам; определять время глаголов, лицо, род (в пр. вр.); образовывать неопределенную форму глагола |
15 | Повторение в конце учебного года | 21 ч. | Роль слова и предложения в речи. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание приставок. Разделительные ь и ъ. части речи. | Диктант. | Обобщение знаний о роли: слова и предложения; видах предложений; приставок, суффиксов, окончаний; ъ и ь. Знание правописания приставок; частей речи. |
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
буквы ь, ё, ю, я, и как показатель мягкости согласных;
антонимы, синонимы, омонимы
однокоренные слова;
корень, приставка, суффикс, окончание;
имя существительное (определение);
род, число им. сущ., изменение существительных;
некоторые антонимические предлоги;
имя прилагательное (определение),
личные местоимения;
глагол (определение), несовершенный и совершенный вид глагола (по вопросам и некоторым суффиксом)
сочетание числительных (круглые десятки) с существительными;
связь слов в предложении;
вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения;
формулы речевого этикета.
Обучающиеся должны уметь:
списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, разделительный ь и ъ, не с глаголами , окончание 2-лица ед.числа глаголов, обозначение мягкости согласных буквами ь ,е, ё, ю, я );
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, называть гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа пальто, лето
производить разбор слова по составу: подобрать однокоренные слова по схеме – им.сущ., им.прилагательное, глагол; выделить корень, найти окончание, изменяя слово отделить приставку, отметить суффикс)
распознавать части речи; определять род и число существительных, и прилагательных;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
элементарный синтаксический разбор предложения: найти подлежащее и сказуемое, назвать второстепенные члены предложения, указывать вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения;
излагать текст в 60-70 слов по коллективно составленному плану или опорным словам;
писать под диктовку текст из 40-50 слов.
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;
производить разбор слова по составу;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов, в прошедшем времени – род глагола);
изменять имена существительные по числам;
склонять имена существительные в единственном числе с ударными окончаниями;
изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам и в прошедшем времени – по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выписывать словосочетания;
распознавать в словосочетании главное и зависимое слово;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, простое или сложное, распространенное или нераспространенное, выделять главные и второстепенные члены предложения,
устанавливать связь между словами по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложения (1 раз в 2 недели в 60 -75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части и выделять красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинения повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова):
- автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг,
вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, желтый,
животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира,
килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль,
космос, космонавт, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин,
малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овес, овощи, огород, огурец,
однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода,
помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета,
рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сентябрь, сирень,
совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин,
улица, февраль, хоккей, хороший, черный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествовани
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Список литературы
Литература для учащихся:
Основная:
Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2007
Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная:
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
Пособия для учителя:
Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;
Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005
Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 3 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2006.
Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2004.
Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 3 класс. Учебник для начальной школы. – М.: «Грамотей», 2005.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
№ п\п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Информационное сопровождение | Дата проведения |
план | факт |
Повторение- 26 часов | Речь. | 1 | КУ | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебного материала в учебнике. | Учащиеся должны уметь: | ФО ИРД | № 3 |
Предложение. | 1 | КУ, УПЗУ | Закрепление знаний о предложении. | ФО | № 8 правило |
Текст-единица языка и речи. | 1 | КУ УОСЗ | Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. | ФО | №11 |
4,5 | Слова, называющие предметы. | 2 | КУ | Значение и употребление в речи | ИРД | №15 С.11 правило | таблица |
6, 7 | Распознавание слов по вопросам. | 2 | КУ | Значение и употребление в речи | ИРК СР | № 21 № 23 |
8,9 | Имена собственные. Заглавная буква. | 2 | КУ | Употребление прописной буквы в именах собственных | ФО | №27 ПО ПОСОБИЮ | Презентация |
10 11 | Звуки и буквы. Гласные буквы. | 2 | УПКЗУ | Звуки и буквы: гласные и согласные | Уметь отличать звуки от букв | ИРК | № 38 № 40 | таблица |
12 | Слово. Слог. | 1 | УОСЗ | Деление слов на слоги. | Уметь переносить слова | ПР | № 46 |
13 14 | Мягкий знак - показатель мягкости. | 2 | УПЗУ | Мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова | Уметь обозначать мягкость согласного звука в конце слова | ИРК Т | № 49 ПЕРФОКАРТЫ | таблица |
15 | Входная контрольная работа | 1 | УПЗУ | Выявление, в какой степени закрепился навык правописания, умение оформлять предложение | Писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный ь, писать звонкие и глухие согласные, безударные гласные |
16 17 | Сочетания жи, ши, ча, ща, щу. | 2 | УЗИМ | шипящие звуки, сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у; писать сочетания чн, чк без мягкого знака | Уметь писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | ФО | № 53 ПО ПОСОБИЮ | презентация |
18 19 | Разделительный ь. | 2 | УПКЗУ | Разделительный ь. | Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь. | ФО | № 57 ПО ПОСОБИЮ | таблица |
20 21 22 | Звонкие и глухие согласные. | 3 | УПЗУ | Звонкие и глухие согласные. | Уметь правильно писать слова с этими звуками на конце | ФО | № 62 ПО КАРТОЧКАМ | таблица |
23 24 25 | Ударные и безударные гласные. | 3 | КУ | Гласные ударные и безударные. | Уметь распознавать ударные и безударные гласные | ФО | № 68 ПО КАРТОЧКАМ |
26 | Контрольный диктант | 1 | УПЗУ | Выявление, в какой степени закрепился навык правописания, умение оформлять предложение | Писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный ь, писать звонкие и глухие согласные, безударные гласные | КР |
27 | Предложение.Словосочетание-16 часов | Работа над ошибками. Предложение. | 1 | КУ | Развивать орфографическую зоркость | Уметь работать над ошибками | ИРК | С 35 ПРАВИЛО |
28 29 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 2 | УОНМ | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения | Уметь различать предложения по цели высказывания | ФО ИРД | № 77 № 81 | таблица |
30 | Восклицательные предложения. | 1 | УОНМ | Восклицательные предложения | Уметь излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста | ФО | № 83 | Таблица Презентация |
31 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 | УПЗУ | Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). | Развивать умение составлять текст по картинкам с использованием предложений разных видов | ПР | № 89 | картина |
32 33 | Работа над ошибками. Упражнение в правиль ном построе нии предложений и оформлении их на письме. | 2 | КУ | Уточнить знания о предложениях | ИРД ИРК | № 85 ПО КАРТОЧКАМ |
34 35 | Изложение «Путешественница». | 1 | УПЗУ | Формировать умение передавать содержание текста по вопросам | Умение передать содержание текста по коллективно составленному плану | ФО ИРК |
36 37 38 39 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 4 | КУ | Отработка умения уточнять свой текст по содержанию, по структуре, по употреблению слов и их написанию | Отработка умения устанавливать связь слов в предложении | ФО | № 95 ПО КАРТОЧКАМ №97 № 101 | Презентация |
40 41 42 | Словосочетание. | 3 | УОНМ | Предложения и словосочетания. | Развивать навык установления связи слов в предложении | ФО | № 105 № 100 № 107 | таблица |
43 | Текст-7 часов | Текст. Тема текста. | 1 | УОНМ | Текст. Тема текста. | Формировать умения определять тему текста и составлять текст на определённую тему | ПР | № 110 |
44 | Основная мысль текста | 1 | Основная мысль текста | Уметь определять основную мысль текста | № 112 |
45 | Заголовок текста | 1 | Заголовок текста | Уметь озаглавливать текст | № 116 |
46 | Изложение текста по вопросам | 1 | Формировать умение передавать содержание текста по вопросам | Умение передать содержание текста по вопросам |
47 | Работа над ошибками | 1 | Формировать умение передавать содержание текста по вопросам | Умение передать содержание текста по вопросам |
48 | Обобщение. Контрольное списывание №1 | 1 | УЗИМ | Разбор слова по составу | Уметь пользоваться изученными правилами | ИРК | № 115 |
49 | Контрольный диктант за 1 четверть |
50 51 | Состав слова-67 часов | Однокоренные слова. | 2 | УОНМ | Уметь образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; находить в слове букву, требующую проверки. | Формировать умение выделять корень в словах | ИРД ПР | № 120 С. 56 ПРАВИЛО | таблица |
52 | Корень слова. | 1 | УОНМ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения | Уметь распознавать однокоренные слова и выделять корень | ФО | № 124 | таблица |
53 54 | Понятие об окончании. | 2 | УОНМ | Уметь образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов, проверять написание гласной в суффиксах – ик, и –ек | Знать о роли окончания в нашей речи | ФО ИРД | № 134 С.60-61 ПРВИЛА | таблица |
55 | Сочинение по серии картинок. | 1 | УПЗУ | Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). | Уметь последовательно излагать материал | ФО | № 134 |
56 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Проанализировать сочинения, формировать навык грамотного письма | Развитие устной речи | ИРК ИРД | № 143 |
57 58 | Словообразовательная роль приставок и суффиксов в рус. яз. | 2 | УОНМ | Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове | Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове | ИРК | № 148 № 152 С.66-67 ПРАВИЛО | Презентация |
59 | Суффикс – значимая часть слова. | 1 | УОНМ | Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов | Уметь выделять приставку и суффикс в слове | ФО | № 161 | таблица |
60 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | УОНМ | Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности | ИРК ПР | № 172 | таблица |
61 62 63 | Приставка и суффикс. Закрепление. | 3 | УЗИМ | Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности | Уметь разбирать слова по составу | ИРД | № 175 № 181 №№ 183 | таблица |
64 | Контрольный диктант по теме:» Состав слова» | 1 | УПЗУ | Выработка практических навыков грамотного письма | Уметь применять на письме изученные правила | ФО СР |
65 | Работа над ошибками. | 1 | КУ УПКЗУ | Развивать орфографическую зоркость, обобщение изученных правил написания слов | Уметь находить слова на изученные правила | ПР | № 179 |
66 | Закрепление. | 1 | УОСЗ | Т | № 184 |
67 68 | Проверка слов с парными согласными в корне. | 2 | УОНМ | Знать о словах которыми нужно проверять и которые являются проверочными. | Овладение последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами | ФО | № 189 С.84 ПРАВИЛО №193 | таблица |
69 70 | Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. | 2 | УОНМ | Знать как проверяются слова с парными согласными на конце или в середине. Уметь использовать последовательные действия при обозначении согласных звуков буквами. | Умение различать парные звонкие и глухие согласные | ФО | № 196 №200 | таблица |
71 72 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 2 | УЗИМ | Уметь проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | Уметь грамотно писать слова с парными согласными | ФО | ИНД. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ |
73 | Изложение «Слон». | 1 | УПЗУ | Уметь определять тему текста, озаглавливать его, последовательно передавать по плану содержание прочитанного. | Уметь передавать содержание прочитанного по плану | СР |
74 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Уметь находить в предложении слова, требующие проверки, использовать приемы проверки | Уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова | ИРК | ПО КАРТОЧКАМ |
75 76 | Парные согласные в корне. | 2 | УОНМ | Уметь распознавать согласные буквы, требующие проверки, и правильно их проверять. | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | № 213 № 217 | таблица |
77 78 | Упражнение написания слов с глухими и звонкими согласными в слове. | 2 | УЗИМ | Уметь распознавать согласные буквы, требующие проверки, и правильно их проверять. | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | ПО КАРТОЧКАМ | Презентация |
79 | Контрольный диктант | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Уметь применять на письме изученные правила | СР |
80 | Работа над ошибками. | 1 | КУ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне. | Проанализировать типичные ошибки и уметь их исправлять | ПР ИРК | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА |
81 82 | Безударные гласные в корне. | 2 | УОНМ | Уметь проверять написание безударных гласных в корне. | Знать и уметь определять безударные гласные в корне | ИРД | № 232 № 236 | таблица |
83 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | УОНМ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне. | Уметь правильно писать слова с безударными гласными в корне, правильно подбирать проверочные слова | ФО | № 245 | таблица |
84 | Сочинение по картинке «Зимние забавы детей». | 1 | УЗИМ | Уметь передавать свои мысли в письменной речи, оформлять текст на письме. | Совершенствовать умения правильно писать слова с парными звонкими глухими согласными и безударными гласными в корне | ФО СР | № 246 | картина |
85 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов | Совершенствовать умения правильно писать слова с безударными гласными | СР | ПО КАРТОЧКАМ |
86 87 | Упражнение в проверке безударных гласных. | 2 | КУ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне. | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №248 №251 | Презентация |
88 | Отработка умения делить текст на части. | 1 | КУ | Уметь делить текст на части | ФО | ПЕРФОКАРТЫ |
89 | Изложение «Бурундук». | 1 | КУ | Уметь определять тему текста, устанавливать между частями текста и последовательно передавать содержание. | Развивать орфографическую зоркость | ПР | № 260 |
90 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Уметь исправлять ошибки, проверять безударные гласные, глухие и звонкие согласные в корне | Уметь правильно проверять слова и исправлять свои ошибки | ИРК ИРД | №263 |
91 | Восстановительный диктант | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Уметь правильно проверять слова | ИРК |
92 | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | 1 | УОНМ | Уметь исправлять ошибки, проверять безударные гласные, глухие и звонкие согласные в корне. | Уметь подбирать проверочные слова для проверки безударной гласной е | ФО | № 268 | таблица |
93 | Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. |
94 | Правописание слов с двумя безударными в корне. | 1 | УОНМ | Уметь подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №271 | таблица |
95 96 | Безударные гласные в корне. Закрепление. | 2 | УЗИМ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне. | Уметь подбирать проверочные слова | ФО ИРД | № 274 № 277 |
97 | Слова, сходные по звучанию. | 1 | УОНМ | Уметь находить в тексте слова сходные по звучанию. | Познакомить с особенностью проверки слов, сходных по звучанию | ФО ИРК | №281 |
98 99 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 2 | УОНМ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне. | Уметь подбирать проверочные слова | СР ИРД | №284 |
100 | Контрольный диктант | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Уметь разбирать предложения по членам, разбирать слова по составу | СР |
101 | Работа над ошибками. | 1 | КУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Развивать орфографическую зоркость | ФО | №288 |
102 | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | УОНМ | Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов. | Знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне | ФО | № 297 С. 125 ПРАВИЛО | таблица |
103 | Правило проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | УЗИМ | Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов. | Знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне | ФО | №299 | таблица |
104 | Обобщение о правописании корня. Работа над ошибками. | 1 | УОСЗ | Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов. Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне | Уметь определять орфограммы | ФО | №306 |
105 106 107 | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов звонких и непроизносимых согласных. | 3 | УОНМ | Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне | Знать орфограммы и уметь правильно их применять | ФО | №310 №312 №323 | Презентация |
108 | Приставка. | 1 | УОНМ | Знать понятие «приставка». Уметь выделять в слове приставку, осознанно употреблять слова с приставками. | Уметь выделять в слове приставку | ИРК ИРД | №332 с.138-139 ПРАВИЛО | таблица |
109 | Правописание приставок. | 1 | УОНМ | Уметь писать безударные гласные в корне и приставках, находить в слове корень и приставку и правильно проверять их. | Уметь осознанно употреблять слова с приставками | ФО | № 336 ПРАВИЛО |
110 | Изложение с самостоятельным озаглавливанием текста. | 1 | УПЗУ | Уметь делить текст на части, выделять главную мысль, письменно передавать содержание прочитанного рассказа, правильно писать корни и приставки. | Уметь полно передать содержание текста | ИРК Т | №337 |
111 | Упражнение в распознавании предлогов и приставок. Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Уметь различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. | Развивать орфографическую зоркость | ИРД | №346 с.146-148 ПРАВИЛА |
112 | Раздели тельный ъ. | 1 | УОНМ | Знать правило употребления твердого знака. Уметь правильно писать слова с разделительным ъ знаком. | Уметь правильно употреблять разделительный Ъ | СР ИРК | № 353 | таблица |
113 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | УОНМ | Уметь сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками. | Уметь различать Ъ и Ь и правильно писать слова | ФО | №357 | таблица |
114 | Обобщение знаний о правописании разделительного ъ и ь. | 2 | УОСЗ | Уметь сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками. | Уметь распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку | ФО ИРД ИРК | № 351 №350 | Презентация |
116 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | | Уметь находить и исправлять свои ошибки | ФО | ПО КАРТОЧКАМ |
117 | Части речи-73 | Понятие частей речи. | 1 | УОНМ | Знать понятие «части речи» их признаки. Уметь распознавать части речи- имена существительные, имена прилагательные, глаголы, имена числительные. | Уметь различать части речи | ФО | № 371 С.3-4 ПРАВИЛА | таблица |
118 | Местоимение. | 1 | УОНМ | Знать понятие «местоимение». Уметь заменять существительные местоимениями | Уметь отличать местоимения от существительных | ИРК | № 373 ПРАВИЛА | таблица |
119 | Упражнение в распознавании частей речи. | 1 | УОНМ УПЗУ | Уметь распознавать части речи, разбирать предложение по членам, правильно употреблять разные части речи в предложении | Уметь правильно определять части речи | ПР | №380 |
120 | Изменение частей речи по числам. | 1 | УОНМ | правильно употреблять разные части речи в предложении | Уметь изменять части речи по числам | Т | № 385 |
121 | Части речи и их правильное употребление. | 1 | УОНМ | Уметь распознавать части речи, разбирать предложение по членам, правильно употреблять разные части речи в предложении. | Уметь разбирать предложения по членам; правильно употреблять разные части речи в предложении | ИРК | № 338 |
122 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | УОНМ | Знать понятие «существительное». Уметь распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?» | Знать, что такое имя существительное | ИРД | № 392 | таблица |
123 124 | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? | 2 | УОНМ УПЗУ | Знать понятие «существительное». Уметь распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?» | Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | ФО | №396 ПРАВИЛО | таблица |
125 | Род имён существительных. | 1 | УОНМ КУ | Знать о написании с большой буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей; приемы определения рода имен существительных | Знать, как определить род имён существительных | ФО | № 405 ПРАВИЛО | таблица |
126 | Определение рода имен существительных в тексте. | 1 | КУ | Знать, что для определения рода имени существительного, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в единственное число. | Уметь различать род имён существительных | ФО | № 441 ПРВИЛО |
127 128 | Родовые окончания существительных. | 2 | КУ | Знать окончания существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе | Уметь выделять окончания | ФО ИРК | № 420 | Презентация |
129 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | УЗИМ | Изменение существительных по числам | Уметь изменять имена существительные по числам | ИРД СР | № 424 ПРАВИЛО | таблица |
130 | Упражнение в изменении существительных по числам. | 1 | УПЗУ | Изменение существительных по числам | ФО | № 431 |
131 | Склонение существительных. | 1 | УОНМ | Знать понятие «склонение». Уметь склонять имена существительные | Знать, что такое склонение имён существительных | ФО | № 435 ПРВИЛО | таблица |
132 133 | Отработка умения склонять имена существительные. | 2 | УПЗУ | Знать приемы определения падежа. Уметь склонять существительные в единственном числе. | Уметь склонять имена существительные по падежам | ФО | № 438 ПРАВИЛО | Презентация |
134 135 | Упражнение в определение падежа. | 2 | УОСЗ | Знать приемы определения падежа. Уметь склонять существительные в единственном числе. | Уметь определять падеж существительного | ИРК ИРД | №№ 443 ПРАВИЛО № 447 |
136 | Изложение с самостоятельным озаглавливанием текста. | 1 | УПЗУ | Уметь выделять части речи в повествовательном тексте. | Уметь письменно передать текст, используя опорные слова | ФО | ПО КАРТОЧКАМ |
137 | Работа над ошибками. | 1 | КУ УПКЗУ | Уметь находить и объяснять свои ошибки | ФО | № 448 |
138 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 1 | УОНМ | Знать функции мягкого знака. Уметь распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце. | Знать, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь | ИРК ПР | № 454 ПРАВИЛО | таблица |
139 140 | Упражнение в написании слов с шипящими на конце. | 2 | УЗИМ | Знать функции мягкого знака. Уметь распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце. | Уметь правильно писать слова с шипящими на конце | ФО | №457 ПЕРФОКАРТЫ |
141 | Контрольный диктант | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Уметь разбирать предложение по членам предложения и частям речи; разбирать слова по составу; написание существительных с шипящим звуком на конце | ФО ИРК ПР |
142 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Знать лексическое значение имён существительных, определять род, число и падеж | ИРК | № 446 УСТНО |
143 144 | Прилагательное. | 2 | УОНМ | Знать понятие «имя прилагательное». Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное | Знать, с какой целью употребляются в речи имена прилагательные | ФО | № 471 ПРАВИЛО № 476 | таблица |
145 146 | Синонимы, антонимы. | 2 | УОНМ | Знать понятия «синонимы», «антонимы». Уметь правильно употреблять их в речи. | Развивать умение употреблять их в речи | ФО | № 481 № 485 |
147 | Текст – описание. | 1 | УПЗУ | Знать понятие «текст-описание». Уметь составлять текст- описание, распознавать словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного | Учиться составлять текст- описание | ФО | № 489 |
148 | Изменение прилагательных по родам. | 1 | УОНМ КУ | Знать, как изменяются прилагательные по родам. Уметь определять род имен прилагательных. | Развивать умения определять род имён существительных; формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных | ИРД | № 493 ПРАВИЛО | таблица |
149 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | КУ УОСЗ | Уметь определять число имени прилагательного, составлять словосочетания из имен прилагательных и имен существительных | ИРК ПР | № 500 | таблица |
150 | Изменение прилагательных по числам. | 1 | УОНМ | Уметь определять число имени прилагательного, составлять словосочетания из имен прилагательных и имен существительных | Развивать умение изменять имена прилагательные по числам | ИРД СР | № 509 ПРАВИЛО | таблица |
151 | Контрольный диктант | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения | Уметь применять изученные правила | ФО |
152 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Развивать орфографическую зоркость | ИРК | №512 |
153 154 155 | Упражнение в изменении прилагательных по числам и родам. | 3 | УОНМ | Уметь определять число и род имени прилагательного. | Уметь изменять имена прилагательные по числам и родам | ИРД ИРК ПР | №514 №517 № | Презентация |
156 157 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных. Контрольное списыва ние. | 2 | УОНМ КУ | Уметь определять число и род имени прилагательного. | Уметь определять род имён прилагательных | ФО | ПО КАРТОЧКАМ |
158 | Развитие умения правильно писать окончания прилагательных. | 1 | УОНМ | Уметь определять число и род имени прилагательного. | Уметь правильно писать окончания имен прилагательных | ФО | № 510 |
159 | Изложение по вопросам научно-познавательного текста. | 1 | УПЗУ | Уметь выделять части речи в повествовательном тексте | Знать, чем отличается научно-познавательный текст от текста-описания | ФО | №516 |
160 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Уметь видеть и исправлять ошибки | ИРК | № 519 УСТНО |
161 162 | Глагол. | 2 | КУ УОНМ | Знать понятие «глагол» его функции. Уметь распознавать глагол среди других частей речи. | Знать о роли глаголов в нашей речи | ПР | № 524 №527 | таблица |
163 164 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 2 | УОНМ | Уметь употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы, в переносном смысле | Знать, с какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении | СР | № 536 № 541 | таблица |
165 | Текст-рассуждение. | 1 | УПЗУ | Знать понятие «текст-рассуждение». Уметь употреблять в тексте глаголы | Знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы | ИРД | № 545 |
166 | Изменение глаголов по числам. | 1 | УОСЗ | Знать особенности формы числа глаголов. Уметь изменять глаголы по числам | ИРК
| № 550 | таблица |
167 | Определение числа глагола. | 1 | УОНМ | Знать особенности формы числа глаголов. Уметь изменять глаголы по числам | Уметь изменять глаголы по числам и определять число | СР ПР | №553 |
168 | Закрепление темы «Изменение глаголов по числам». | 1 | УОСЗ | Знать особенности формы числа глаголов. Уметь изменять глаголы по числам | Знать, каким членом предложения является глагол | ФО ИРК | №554 | Презентация |
169 170 | Понятие о временных формах глагола. | 2 | УОНМ | Знать понятие «времена глаголов», как изменяются глаголы по временам. Уметь отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу. | Знать, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего врем. | ФО | № 560 ПРАВИЛО № 563 | таблица |
171 | Неопределённая форма глагола. | 1 | УОНМ | Знать понятие «начальная форма». Уметь ставить глаголы в неопределенную форму | Знать вопросы неопределённой формы глаголов | ФО | №567 ПРАВИЛО | таблица |
172 173 | Изменение глагола по временам. | 2 | УЗИМ | Уметь изменять глаголы по временам. | Знать, как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени | ФО | № 575 № 577 |
174 | Изложение «Половодье». | 1 | УПЗУ | Уметь выделять части речи в повествовательном тексте. | Уметь письменно передать текст, используя опорные слова | ИРД | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА |
175 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Уметь видеть и исправлять ошибки | ИРК | №579 |
176 | Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | УОНМ | Уметь изменять глаголы по временам, передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте. | Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов | ФО | С.95 ПРАВИЛО | таблица |
177 178 | Правописание глаголов с приставками. | 2 | УЗИМ | Знать, чем отличаются однокор. глаголы по смыслу с разн. пристав.,и с помощью какой части слова перед. эта разница | ФО | № 581 № 584 |
179 180 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 2 | УПЗУ | Уметь изменять глаголы по временам, передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте. | Знать, как изменяются глаголы прошедшего времени по родам | ИРД | № 585 № 586 | Презентация |
181 182 | Правописание частицы не с глаголами. | 2 | УОНМ | Знать роль частицы не и ее раздельным написанием с глаголами. Уметь употреблять и правильно писать частицу не с глаголами. | Знать, как пишется частица не с глаголами | ИРК ИРД | №593 №596 | таблица |
183 184 | Упражнение в правописании глаголов с частицей не. | 2 | УПЗУ | Знать роль частицы не и ее раздельным написанием с глаголами. Уметь употреблять и правильно писать частицу не с глаголами. | Уметь правильно писать глаголы с частицей не | ФО ИРК | №598 №602 |
185 186 187 | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. | 3 | УОСЗ | Уметь различать в предложении части речи, выделять их и разбирать | Знать части речи, уметь их различать и правильно употреблять в речи | ФО СР | №604 №607 СЛОВАРНЫЕ СЛОВА | Презентация |
188 | Контрольный диктант | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Уметь разбирать предложения по членам, слова - по составу | СР ПР |
189 | Работа над ошибками. | 1 | КУ УПКЗУ | Уметь видеть и исправлять ошибки | СР | №610 УСТНО |
190 | Повторение-21 час | Обобщение знаний о словах, предложениях. | 1 | УОСЗ | Уметь составлять предложения из слов, выделять в предложении главные члены предложения. | Знать, что такое предложение | ФО | № 612 |
191 192 | Повторение различных текстов. | 2 | УПЗУ | Уметь распознавать различные тексты в русском языке, выделять тему текста, называть основную мысль текста , озаглавливать его. | Знать виды текстов и уметь их различать | ФО | № 614 |
193 | Однокоренные слова | 1 | ПО ПОСОБИЮ № 533 | Презентация |
196 195 | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | 2 | КУ УОСЗ | Уметь разбирать слово по составу, образовывать слова с помощью суффиксов, приставок. | Знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образ. новые слова, что такое оконч. и для чего оно служит | ФО | ПО КАПТОЧКАМ №626 |
196 197 | Правописание букв в корнях слов. | 2 | КУ | Уметь проверять написание безударных гласных в корне слова. | Знать три правила, которые учат правильно писать корень слова, знать правописание приставок | ФО | №ПО ПОСОБИЮ № 638 |
198 199 | Правописание слов с приставками, с разделительным и мягким знаками. | 2 | КУ | Уметь разбирать слово по составу, образовывать слова с помощью суффиксов, приставок. | Знать, в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь | ФО | № 643 № 647 |
200 201 | Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. | 2 | УПЗУ | Уметь проверять написание безударных гласных в корне слова | Уметь различать орфограммы, знать, как проверить написание непроизн. соглас. в корне слова | ИРД ИРК | №653 №655 |
202 | Итоговый контрольный диктант «В степи». | 1 | УПЗУ | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения. | Находить в тексте слова с безударными гласными, проверять их; находить слова с приставками и выделять их; разбир. предлож. по членам | ФО |
203 | Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ |
| Уметь видеть и исправлять ошибки | ФО | №667 |
204 205 206 | Повторение частей речи. | 3 | КУ | Уметь различать в предложении части речи, выделять их и разбирать | Знать, что общего у имени существительного, прилагательного, глагола и чем они различаются | ФО | №668 №674 № 667 |
207-208 | Резерв | 2 |
Список литературы
Литература для учащихся:
Основная:
Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2007
Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная:
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
Пособия для учителя:
Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;
Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005
Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Приложение
I четверть.
Диктант.
/Проводится после изучения стр. 3-34, часть 1/
Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово.)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание:
Записать цифрой, сколько слов в 1-ом предложении.
Слова русский, листья разделить для переноса.
Итоговый диктант за четверть.
/Проводится после изучения стр. 45-81./
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Осенний ветер срывает с деревьев последнюю листву.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березку. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Скоро метель и вьюга будут царствовать в лесу. Так незаметно подкрадывается зима. (61 слово)
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматическое задание:
Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
Разобрать по составу слова: осенний, саду.
Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольное списывание.
Принцесса на горошине.
У ворот стояла принцесса. На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. До нитки промокли платье и туфельки.
Старая королева проводила гостью в спальню. Она положила ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она положила маленькую горошину.
Ночью принцесса совсем не спала. Да, это была самая настоящая принцесса.
Развитие речи.
/ Изложения и сочинения должны быть написаны и сданы./
Изложения – у.90, у. 180; сочинение – у.135.
II четверть.
Диктант.
/Проводится после изучения стр.82-98./
Зимний денек.
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дубки, дома и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают пальто, шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка.
Скоро прилетят зимние гости. Кормушка для них готова. (50 слов)
Грамматическое задание:
Во втором предложении подчеркни главные члены.
Выпиши 4 слова с парными согласными в корне, подбери проверочные слова.
Диктант.
/Проводится после изучения стр. 99-124./
Оляпка.
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые шапки. С берез и осин
давно опали листья. Только на дубах еще держится листва. Тишина.
Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (62 слова.)
Грамматическое задание:
Выполнить разбор 10 предложения ( дать характеристику, подчеркнуть основу предложения, указать части речи, выписать словосочетания).
Разобрать по составу слова осинка, переход.
Выписать из текста 2 слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова.
Итоговый диктант за четверть.
/Проводится после изучения стр. 124-134./
Жизнь в лесу.
Стоит чудесный зимний день.
По узкой тропке быстро скользят мои лыжи. Вековые ели и сосны покрылись серебристым инеем. Вот поляну пересекли заячьи следы. Это шустрые беляки прибегали к реке и лакомились веточками ив.
Вот шумно взлетел глухарь. Он поднял крыльями снежный столб. В сильные морозы глухари ныряют в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом!
( 60 слов)
Слова для справок: лакомились.
Грамматическое задание:
В третьем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.
Разобрать слова по составу: серебристым, беляки.
Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне.
Подобрать проверочное слово, написать эти слова.
Контрольное списывание.
Медвежата.
Медвежата родились в январе. В марте они вылезли из берлоги. Кругом еще лежал мягкий снег. Лапы промокли. Липкий снег пугал их.
Но шло время. Медвежата росли. Наступило лето. Мать-медведица вывела их на поляну, накормила ягодками, угостила сладким медком. Медвежата чувствовали себя превосходно. Медведица радовалась за своих детей и хотела поскорее научить медвежат всем премудростям лесной жизни. ( 58 слов.)
Развитие речи.
Изложения – у.206, у.324, у.340, у.366; сочинения- у.212, у.221.
III четверть.
Диктант.
/ Проводится после изучения стр. 135-155; стр. 1-46, 2 часть./
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. ( 63 слова.)
Грамматическое задание:
8-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи, дать
характеристику.
Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.
Разобрать слова по составу: рыбка, тишина, лесную.
Итоговый диктант за четверть.
/ Проводится после изучения стр. 47-62./
Охраняем природу.
Мы подъезжали к селу Находка. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали ученики нашей школы. Весной мы осматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной, подкармливаем слабые деревца.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны. В воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. А любители больших букетов этого не понимают. (65 слов)
Слова для справок: устанавливаем.
Грамматическое задание:
Выполнить синтаксический разбор шестого предложения.
Выполнить фонетический разбор слова слабые.
Подобрать антонимы к прилагательным:
- узкий ручей - …
- старательный ученик - …
- трусливый мальчик - …
- высокий куст - …
Контрольное списывание.
Родина моя.
Мы остановились на ночлег, на берегу тихого озера. Бледная луна освещала лесную озерную гладь. Стояла звенящая тишь. Вот прошмыгнула маленькая мышь и пропала. Какая глушь кругом!
Шло время. Заметно похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать за происходящим вокруг. Лес жил своей ночной жизнью.
Вскоре прорвался первый луч солнца. И вот уже вся окрестность залита солнцем. Стрелой промчался стриж. За кормом полетел для птенцов.
Мы подошли поближе к озеру. По воде важно плыли чудесные белоснежные лебеди. (78 слов.)
Развитие речи.
Изложения – у.372, у. 449; сочинения – у.386, у.419.
IV четверть.
Диктант.
/ Проводится после стр. 62-108./
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю.
А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. ( 78 слов.)
Грамматическое задание:
Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.
Разобрать слова по составу: засветило, утренний, местечко.
Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
Итоговый диктант.
/Проводится после изучения стр. 109-139./
Весной.
У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На
деревьях набухают почки. На подъемах пробивается травка. Белые стволы берез наливаются сладким соком. Саша и Глеб смастерили и повесили скворечники. Около них с радостным лаем носилась собака Туман.
Всюду чувствуется радостное волнение. Природа отмечает праздник тепла и света.(71 слово)
Грамматическое задание:
Выписать из текста по три слова: с безударным проверяемым гласным в корне слова, с парной согласной в корне, написать проверочные слова.
Подчеркни в тексте слава с непроизносимыми согласными.
Выполни синтаксический разбор предложения:
Весеннее солнце горячими лучами согревает землю.
Определить падежи имен существительных в 9 предложении.
Контрольное списывание.
Гималайский медведь.
В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы. Он быстро забирается на деревья. Зверь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Наломает медведь ветвей черемухи и обсасывает черные вязкие ягоды.
Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок… Через некоторое время из пустого внутри ствола медведь вылезает. (72 слова.)
Развитие речи.
Изложения – у.555, у.578, у.609; сочинение – у.597.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...