Русский язык 3 класс УМК "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Пуличева Елена Викторовна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК  "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.rar50.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе требований  Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе «Программы по русскому языку для начальных классов»

На изучение отводится 6 часов в неделю. Всего 208 часов.

Курс обеспечен:

учебником Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» в двух частях, Дрофа, 2009 г. З класс 1-4;

рабочие тетради на печатной основе Л.С.Васильева «Русский язык» в двух частях, 3 класс, 1-4, Саратов, Лицей, 2009 г.;

•        рабочие тетради на печатной основе Т.Г.Рамзаева «Проверочные работы» в двух частях, Дрофа, 2009 г. 3 класс .1-4.

Цели и задачи:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой ситуации и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями

правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Знания, умения, навыки учащихся 3 класса:

В результате изучения русского языка ученик должен знать/ понимать:

главные и второстепенные члены предложения;

предложения распространенные и нераспространенные;

значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

чередование согласных в слове;

употребление разделительного мягкого и твердого знаков;

различие приставок и предлогов;

лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, прилагательного, глагола;

употребление в речи различных частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

разбора слов по составу,

применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми согласными, с изученными приставками; правописания глаголов с не;

написания слов с непроверяемыми орфограммами;

письма под диктовку текстов с изученными орфограммами.

Количество часов в год – 208 ч

Количество часов в неделю – 6 ч

Количество часов в I четверти – 49 ч

Количество часов во II четверти – 46 ч

Количество часов в III четверти – 60 ч

          Количество часов в IV четверти-53 ч

                                                                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

№ п/п

Раздел программы

3 класс

Всего

часов


Содержание

Контрольные,

творческие

Требования к уровню

подготовки уч-ся


1


Повторение изученного во 2 классе


 26 ч.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных.  Мягкие и твердые согласные. Слово  как единица речи. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.

Входной диктант

ДИКТАНТ

Знание единых требований, обладание единой базой знаний для дальнейшего изучения русского языка. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.


2


Предложение


16 ч.

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

р/Р-2

Умение без ошибок списывать несложный текст объемом  70 – 90 слов; обобщать материалы наблюдений; составлять текст по наблюдениям и картинкам с использованием предложений разных видов; устанавливать связь слов в предложении;


3


Текст


7 ч.


Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста.



ДИКТАНТ


р\р-1

Умение определять тему текста, его основную мысль; составлять текст на определенную тему; анализировать текст; озаглавливать текст.


4


Состав слова


17 ч.


Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка – значимая часть слова. Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.


Диктант.

 р\Р-1

Знание значимых частей слова; формулировки правила об однокоренных словах. Умение распознавать и подбирать однокоренные слова; выделять корень; последовательно строить свое высказывание; озаглавливать текст; оценивать свое сочинение и сочинение своих товарищей, учитывая правильность содержания, строение текста, точность употребления слов; выделять приставку и суффиксы в слове; разбирать слова по составу.


5


Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова


14 ч.


Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.


  Диктант.


р\р-1

Знание формулировки правила о проверке слов с парными согласными в корне слова; о единообразном написании корня в однокоренных словах; о проверке слов с парными согласными в корне. Умение  проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; находить в предложении слова, требующие проверки. Умение   определять тему текста, озаглавливать его, последовательно передавать по плану содержание прочитанного; исправлять свой текст.


6


Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне


21 ч.


Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.


 

Диктант -2.


р\р-«


7


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



3 ч.

Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

.

Умение различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

8

Обобщение правил о правописании корня


3 ч.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.

 .

Умение сопоставлять правила о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.

9

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками



4ч.

Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов.


 

Знание о приставке как части слова; о ее роли в нашей речи; о своеобразии проверки приставки и корня. Умение выделять в слове приставку; писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять слова с приставками

10

Разделительный твердый знак


5 ч.

Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ.


 

Знание значимых частей слова. Умение анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слов с разделительными мягким и твердым знаками; распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку.

11

Части речи

5 ч.

Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения. Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение сведений о частях речи.






р\р-1

Умение распознавать части речи и члены предложения; распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимение, предлог  по двум призн; разбирать предложение по членам.

12

Имя существительное

21 ч

Имя существительное. Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки  имени существительного. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам.

 


Диктант.



р/р-1

Знание признаков изученных частей речи; о написании с заглавной буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей. Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; различать произношение и написание слов; определять род имен существительных; изменять имена сущ. по числам; правильно писать родовые окончания; склонять сущ. в ед.ч.; распознавать падеж по вопросу и предлогу; распознавать сущ. ж.р. с шипящим звуком на конце.


13


Имя прилагательное


18 ч.


Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак  предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и употребление в речи имен прилагательных.


 Диктант.

р/р-1 .

Знание признаков изученных частей речи. Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; различать произношение и написание слов; определять род имен существительных; изменять имен прил. по родам, числам; правильно писать родовые окончания; правописание родовых окончаний имен прил.

14

Глагол

29 ч.

Глагол. Значение и употребление в речи. Роль  глаголов в предложении. Употребление глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. Правописание частице не с глаголами.


Р/р-1


Диктант.

Знание признаков изученных частей речи. Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; изменять глаголы по числам, временам, лицам; определять время глаголов, лицо, род (в пр. вр.); образовывать неопределенную форму глагола


15


Повторение в конце учебного года


21 ч.


Роль слова и предложения в речи. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание приставок. Разделительные ь и ъ. части речи.


Диктант.


Обобщение знаний о роли: слова и предложения; видах предложений; приставок, суффиксов, окончаний; ъ и ь. Знание  правописания приставок; частей речи.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

 Обучающиеся должны знать:

буквы ь, ё, ю, я, и как показатель мягкости согласных;

антонимы, синонимы, омонимы

однокоренные слова;

корень, приставка, суффикс, окончание;

имя существительное (определение);

род, число им. сущ., изменение существительных;

некоторые антонимические предлоги;

имя прилагательное (определение),

личные местоимения;

глагол (определение), несовершенный и совершенный вид глагола (по вопросам и некоторым суффиксом)

сочетание числительных (круглые десятки) с существительными;

связь слов в предложении;

вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения;

формулы речевого этикета.

Обучающиеся должны уметь:

списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, разделительный ь и ъ, не  с глаголами , окончание 2-лица ед.числа глаголов, обозначение мягкости согласных буквами  ь ,е, ё, ю, я ); 

производить фонетический разбор: делить слова на слоги, называть гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги,  определять согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа пальто, лето

производить разбор слова по составу: подобрать однокоренные слова по схеме – им.сущ., им.прилагательное, глагол; выделить корень, найти окончание, изменяя слово отделить приставку, отметить суффикс)

распознавать части речи; определять род и число существительных, и прилагательных;

устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

элементарный синтаксический разбор предложения: найти подлежащее и сказуемое, назвать второстепенные члены предложения, указывать вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения;

излагать текст в 60-70 слов по коллективно составленному плану или опорным словам;

писать под диктовку текст из 40-50 слов.

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст   (55 -65 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;

 производить разбор слова по составу;

 подбирать однокоренные слова разных частей речи;

 распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов, в прошедшем времени – род глагола);

 изменять имена существительные по числам;

 склонять имена существительные в единственном числе с ударными окончаниями;

 изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и  числом существительного;

 изменять глагол по временам и в прошедшем времени – по родам;

 распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

 устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выписывать словосочетания;

 распознавать в словосочетании главное и зависимое слово;

 производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, простое или сложное, распространенное или нераспространенное, выделять главные и второстепенные члены предложения,

 устанавливать связь между словами по вопросам;

 интонационно правильно произносить предложения;

 писать изложения (1 раз в 2 недели в 60 -75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану;

 определять тему и основную мысль текста;

 делить текст на части и выделять красную строку;

 устанавливать связь между частями текста;

 устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

 озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

 распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

 писать (после предварительной подготовки) сочинения повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

 составлять устный ответ-рассуждение.

Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова):

- автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг,

  вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, желтый,

  животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира,

  килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль,

  космос, космонавт, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин,

  малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овес, овощи, огород, огурец,

  однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода,

  помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета,

  рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сентябрь, сирень,

  совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин,

  улица, февраль, хоккей, хороший, черный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;

отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествовани

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Список литературы

Литература для учащихся:

Основная:

Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2007

Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная:

Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005

Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2004

Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005

 

Пособия для учителя:

Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»

Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;

Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004

Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005

Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004

Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 3 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2006.

Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2004.

Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 3 класс. Учебник для начальной школы. – М.: «Грамотей», 2005.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА


п\п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Информационное сопровождение

Дата проведения

план

факт

Повторение- 26 часов

Речь.

1

КУ

Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебного материала в учебнике.

Учащиеся должны уметь:
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слов;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

ФО

ИРД

№ 3

Предложение.

1

КУ, УПЗУ

Закрепление знаний о предложении.

ФО

№ 8

правило




Текст-единица языка и речи.

1

КУ

УОСЗ

Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста.

ФО

№11

4,5

Слова, называющие предметы.

2

КУ

 Значение и употребление в речи

ИРД

№15

С.11 правило

таблица

6, 7

Распознавание слов по вопросам.

2

КУ

 Значение и употребление в речи

ИРК

СР

№ 21

№ 23

8,9

Имена собственные. Заглавная буква.

2

КУ

Употребление прописной буквы в именах собственных

ФО

№27

ПО ПОСОБИЮ

Презентация

10

11

Звуки и буквы. Гласные буквы.

2

УПКЗУ

Звуки и буквы: гласные и согласные

Уметь отличать звуки от букв

ИРК

№ 38

№ 40

таблица

12

Слово. Слог.

1

УОСЗ

Деление слов на слоги.

Уметь переносить слова

ПР

№ 46

13

14

Мягкий знак - показатель мягкости.

2

УПЗУ

Мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова

Уметь обозначать мягкость согласного звука в конце слова

ИРК Т

№ 49

ПЕРФОКАРТЫ

таблица

15

Входная контрольная работа

1

УПЗУ

Выявление, в какой степени закрепился навык правописания, умение оформлять предложение

Писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный ь, писать звонкие и глухие согласные, безударные гласные

16

17

Сочетания жи,  ши, ча, ща, щу.

2

УЗИМ

шипящие звуки, сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у; писать сочетания чн, чк без мягкого знака

Уметь писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн

ФО

№ 53

ПО ПОСОБИЮ

презентация

18

19

Разделительный ь.

2

УПКЗУ

Разделительный ь.

Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь.

ФО

№ 57

ПО ПОСОБИЮ

таблица

20

21

22

Звонкие и глухие согласные.

3

УПЗУ

Звонкие и глухие согласные.

Уметь правильно писать слова с этими звуками на конце

ФО

№ 62

ПО КАРТОЧКАМ

таблица

23

24

25

Ударные и безударные гласные.

3

КУ

Гласные ударные и безударные.

Уметь распознавать ударные и безударные гласные

ФО

№ 68

ПО КАРТОЧКАМ

26

Контрольный диктант

1

УПЗУ

Выявление, в какой степени закрепился навык правописания, умение оформлять предложение

Писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный ь, писать звонкие и глухие согласные, безударные гласные

КР

27

Предложение.Словосочетание-16 часов

Работа над ошибками. Предложение.

1

КУ

Развивать орфографическую зоркость

Уметь работать над ошибками

ИРК

С 35 ПРАВИЛО

28

29

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

2

УОНМ

 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Уметь различать предложения по цели высказывания

ФО ИРД

№ 77

№ 81

таблица

30

Восклицательные предложения.

1

УОНМ

Восклицательные предложения

Уметь излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста

ФО

№ 83

Таблица

Презентация

31

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

1

УПЗУ

Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Развивать умение составлять текст по картинкам с использованием предложений разных видов

ПР

№ 89

картина

32

33

Работа над ошибками. Упражнение в правиль ном построе нии  предложений и оформлении их на письме.

2

КУ

Уточнить знания о предложениях

ИРД

ИРК

№ 85 ПО КАРТОЧКАМ

34

35

Изложение «Путешественница».

1

УПЗУ

Формировать умение передавать содержание текста по вопросам

Умение передать содержание текста по коллективно составленному плану

ФО

ИРК

36

37

38

39

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.

4

КУ

Отработка умения уточнять свой текст по содержанию, по структуре, по употреблению слов и их написанию

Отработка умения устанавливать связь слов в предложении

ФО

№ 95

ПО КАРТОЧКАМ

№97

№ 101

Презентация

40

41

42

Словосочетание.

3

УОНМ

Предложения и словосочетания.

Развивать навык установления связи слов в предложении

ФО

№ 105

№ 100

№ 107

таблица

43

Текст-7 часов

Текст. Тема текста.

1

УОНМ

Текст. Тема текста.

Формировать умения  определять тему текста и составлять текст на определённую тему

ПР

№ 110

44

Основная мысль текста

1

Основная мысль текста

Уметь определять основную мысль текста

№ 112

45

Заголовок текста

1

Заголовок текста

Уметь озаглавливать текст

№ 116

46

Изложение текста по вопросам

1

Формировать умение передавать содержание текста по вопросам

Умение передать содержание текста по вопросам

47

Работа над ошибками

1

Формировать умение передавать содержание текста по вопросам

Умение передать содержание текста по вопросам

48

Обобщение. Контрольное списывание №1

1

УЗИМ

Разбор слова по составу

Уметь пользоваться изученными правилами

ИРК

№ 115

49

Контрольный диктант за 1 четверть

50

51

Состав слова-67 часов

Однокоренные слова.

2

УОНМ

Уметь образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; находить в слове букву, требующую проверки.

Формировать умение выделять корень в словах

ИРД

ПР

№ 120

С. 56 ПРАВИЛО

таблица

52

Корень слова.

1

УОНМ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения

Уметь распознавать однокоренные слова и выделять корень

ФО

№ 124

таблица

53

54

Понятие об окончании.

2

УОНМ

Уметь образовывать однокоренные слова  с помощью суффиксов, проверять написание гласной в суффиксах – ик, и –ек

Знать о роли окончания в нашей речи

ФО

ИРД

№ 134

С.60-61 ПРВИЛА

таблица

55

Сочинение по серии картинок.

1

УПЗУ

Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Уметь последовательно излагать материал

ФО

№ 134

56

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Проанализировать сочинения, формировать навык грамотного письма

Развитие устной речи

ИРК

ИРД

№ 143

57

58

Словообразовательная роль приставок и суффиксов в рус. яз.

2

УОНМ

Формировать умение выделять приставку и суффикс  в слове

Формировать умение выделять приставку и суффикс  в слове

ИРК

№ 148

№ 152

С.66-67 ПРАВИЛО

Презентация

59

Суффикс – значимая часть слова.

1

УОНМ

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов

Уметь выделять приставку и суффикс в слове

ФО

№ 161

таблица

60

Приставка – значимая часть слова.

1

УОНМ

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности

ИРК

ПР

№ 172

таблица

61

62

63

Приставка и суффикс. Закрепление.

3

УЗИМ

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности

Уметь разбирать слова по составу

ИРД

№ 175

№ 181

№№ 183

таблица

64

Контрольный диктант  по теме:» Состав слова»

1

УПЗУ

Выработка практических навыков грамотного письма

Уметь применять на письме изученные правила

ФО

СР

65

Работа над ошибками.

1

КУ

УПКЗУ

Развивать орфографическую зоркость, обобщение изученных правил написания слов

Уметь находить слова на изученные правила

ПР

№ 179

66

Закрепление.

1

УОСЗ

Т

№ 184

67

68

Проверка слов с парными согласными в корне.

2

УОНМ

 Знать о словах которыми нужно проверять и которые являются проверочными.

Овладение последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами

ФО

№ 189

 С.84 ПРАВИЛО

№193

таблица

69

70

Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова.

2

УОНМ

Знать как проверяются слова с парными согласными на конце или в середине. Уметь использовать последовательные действия при обозначении согласных звуков буквами.

Умение различать парные звонкие и глухие согласные

ФО

№ 196

№200

таблица

71

72

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

2

УЗИМ

Уметь проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

Уметь грамотно писать слова с парными согласными

ФО

ИНД. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

73

Изложение «Слон».

1

УПЗУ

Уметь определять тему текста, озаглавливать его, последовательно передавать по плану содержание прочитанного.

Уметь передавать содержание прочитанного по плану

СР

74

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Уметь находить в предложении слова, требующие проверки, использовать  приемы проверки

Уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова

ИРК

 ПО КАРТОЧКАМ

75

76

Парные согласные в корне.

2

УОНМ

Уметь распознавать согласные буквы, требующие проверки, и правильно их проверять.

Уметь подбирать проверочные слова

ФО

№ 213

№ 217

таблица

77

78

Упражнение написания слов с глухими и звонкими согласными в слове.

2

УЗИМ

Уметь распознавать согласные буквы, требующие проверки, и правильно их проверять.

Уметь подбирать проверочные слова

ФО

ПО КАРТОЧКАМ

Презентация

79

Контрольный диктант

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Уметь применять на письме изученные правила

СР

80

Работа над ошибками.

1

КУ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки. Уметь проверять написание безударных гласных в корне.

Проанализировать типичные ошибки и уметь их исправлять

ПР

ИРК

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

81

82

Безударные гласные в корне.

2

УОНМ

Уметь проверять написание безударных гласных в корне.

Знать и уметь определять безударные гласные в корне

ИРД

№ 232

№ 236

таблица

83

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

УОНМ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки.  Уметь проверять написание безударных гласных в корне.

Уметь правильно писать слова с безударными гласными в корне, правильно подбирать проверочные слова

ФО

№ 245

таблица

84

Сочинение по картинке «Зимние забавы детей».

1

УЗИМ

Уметь передавать свои мысли в письменной речи, оформлять текст на письме.

Совершенствовать умения правильно писать слова с парными звонкими глухими согласными и безударными гласными в корне

ФО СР

№ 246

картина

85

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов

Совершенствовать умения правильно писать слова с безударными гласными

СР

ПО КАРТОЧКАМ

86

87

Упражнение в проверке безударных гласных.

2

КУ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки.  Уметь проверять написание безударных гласных в корне.

Уметь подбирать проверочные слова

ФО

№248

№251

Презентация

88

Отработка умения делить текст на части.

1

КУ

Уметь делить текст на части

ФО

ПЕРФОКАРТЫ

89

Изложение «Бурундук».

1

КУ

Уметь определять тему текста, устанавливать между частями текста и последовательно передавать содержание.

Развивать орфографическую зоркость

ПР

№ 260

90

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Уметь исправлять ошибки, проверять безударные гласные, глухие и звонкие согласные в корне

Уметь правильно проверять слова и исправлять свои ошибки

ИРК

ИРД

№263

91

Восстановительный диктант

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Уметь правильно проверять слова

ИРК

92

Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

1

УОНМ

Уметь исправлять ошибки, проверять безударные гласные, глухие и звонкие согласные в корне.

Уметь подбирать проверочные слова для проверки безударной гласной е

ФО

№ 268

таблица

93

Контрольный диктант за 1 полугодие

1

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

94

Правописание слов с двумя безударными в корне.

1

УОНМ

Уметь подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте.

Уметь подбирать проверочные слова

ФО

№271  

таблица

95

96

Безударные гласные в корне. Закрепление.

2

УЗИМ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки.  Уметь проверять написание безударных гласных в корне.

Уметь подбирать проверочные слова

ФО

ИРД

№ 274

№ 277

97

Слова, сходные по звучанию.

1

УОНМ

Уметь находить в тексте слова сходные по звучанию.

Познакомить с  особенностью проверки слов, сходных по звучанию

ФО

ИРК

№281

98

99

Правописание слов с безударными гласными в корне.

2

УОНМ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки.  Уметь проверять написание безударных гласных в корне.

Уметь подбирать проверочные слова

СР

ИРД

№284

100

Контрольный диктант

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Уметь разбирать предложения по членам, разбирать слова по составу

СР

101

Работа над ошибками.

1

КУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Развивать орфографическую зоркость

ФО

№288

102

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

УОНМ

Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов.  

Знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

ФО


 297

С. 125 ПРАВИЛО

таблица

103

Правило проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

УЗИМ

Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов.  

Знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

ФО

№299

таблица

104

Обобщение о правописании корня.

 Работа над ошибками.

1

УОСЗ

Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов.  

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки.  Уметь проверять написание безударных гласных в корне

Уметь определять орфограммы

ФО

№306

105

106

107

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, Уметь проверять написание слов с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов звонких и непроизносимых согласных.

3

УОНМ

Знать особенности проверочных и проверяемых слов, способы проверки.  Уметь проверять написание безударных гласных в корне

Знать орфограммы и уметь правильно их применять

ФО

№310

№312

№323

Презентация

108

Приставка.

1

УОНМ

Знать понятие «приставка». Уметь выделять в слове приставку, осознанно употреблять слова с приставками.

Уметь выделять в слове приставку

ИРК

ИРД

№332 с.138-139 ПРАВИЛО

таблица

109

Правописание приставок.

1

УОНМ

Уметь писать безударные гласные в корне и приставках, находить в слове корень и приставку и правильно проверять их.

Уметь осознанно употреблять слова с приставками

ФО

№ 336

ПРАВИЛО

110

Изложение с самостоятельным озаглавливанием  текста.

1

УПЗУ

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль, письменно передавать содержание прочитанного рассказа, правильно писать корни и приставки.

Уметь полно передать содержание текста

ИРК

Т

№337

111

Упражнение в распознавании предлогов и приставок.

 Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Уметь различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Развивать орфографическую зоркость

ИРД

№346 с.146-148 ПРАВИЛА

112

Раздели тельный ъ.

1

УОНМ

Знать правило употребления твердого знака. Уметь правильно писать слова с разделительным ъ знаком.

Уметь правильно употреблять разделительный Ъ

СР

ИРК

№ 353

таблица

113

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

УОНМ

Уметь сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками.

Уметь различать Ъ и Ь и правильно писать слова

ФО

№357

таблица

114

Обобщение знаний о правописании разделительного ъ и ь.

2

УОСЗ

Уметь сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками.

Уметь распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку

ФО

ИРД

ИРК

№ 351

№350

Презентация

116

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

 

Уметь находить и исправлять свои ошибки

ФО

ПО КАРТОЧКАМ

117

Части речи-73

Понятие частей речи.

1

УОНМ

Знать понятие «части речи» их признаки. Уметь распознавать части речи- имена существительные, имена прилагательные, глаголы, имена числительные.

Уметь различать части речи

ФО

№ 371

С.3-4 ПРАВИЛА

таблица

118

Местоимение.

1

УОНМ

Знать понятие «местоимение». Уметь заменять существительные местоимениями

Уметь отличать местоимения от существительных

ИРК

№ 373 ПРАВИЛА

таблица

119

Упражнение в распознавании частей речи.

1

УОНМ

УПЗУ

Уметь  распознавать части речи, разбирать предложение по членам, правильно употреблять разные части речи в предложении

Уметь правильно определять части речи

ПР

 №380

120

Изменение частей речи по числам.

1

УОНМ

правильно употреблять разные части речи в предложении

Уметь изменять части речи по числам

Т

№ 385

121

Части речи и их правильное употребление.

1

УОНМ

Уметь  распознавать части речи, разбирать предложение по членам, правильно употреблять разные части речи в предложении.

Уметь разбирать предложения по членам; правильно употреблять разные части речи в предложении

ИРК

№ 338

122

Имя существительное и его роль в речи.

1

УОНМ

Знать понятие

«существительное». Уметь распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»

Знать, что такое имя существительное

ИРД

№ 392

таблица

123

124

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?

2

УОНМ

УПЗУ

Знать понятие

«существительное». Уметь распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»

Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

ФО

№396

ПРАВИЛО

таблица

125

 Род имён существительных.

1

УОНМ

КУ

Знать о написании с большой буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей;  приемы определения рода имен существительных

Знать, как определить род имён существительных

ФО

№ 405 ПРАВИЛО

таблица

126

Определение рода имен существительных в тексте.

1

КУ

Знать, что для определения рода имени существительного, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в единственное число.

Уметь различать род имён существительных

ФО

№ 441 ПРВИЛО

127

128

 Родовые окончания существительных.

2

КУ

Знать окончания существительных мужского, женского и среднего рода  в единственном числе

Уметь выделять окончания

ФО

ИРК

№ 420

Презентация

129

Изменение имён существительных по числам.

1

УЗИМ

Изменение существительных  по числам

Уметь изменять имена существительные по числам

ИРД

СР

№ 424 ПРАВИЛО

таблица

130

Упражнение в изменении существительных по числам.

1

УПЗУ

Изменение существительных  по числам

ФО

№ 431

131

Склонение существительных.

1

УОНМ

Знать понятие «склонение». Уметь склонять имена существительные

Знать, что такое склонение имён существительных

ФО

№ 435

 ПРВИЛО

таблица

132

133

Отработка умения склонять имена существительные.

2

УПЗУ

Знать приемы определения падежа. Уметь склонять существительные в единственном числе.

Уметь склонять имена существительные по падежам

ФО

№ 438 ПРАВИЛО

Презентация

134

135

Упражнение в определение падежа.

2

УОСЗ

Знать приемы определения падежа. Уметь склонять существительные в единственном числе.

Уметь определять падеж существительного

ИРК

ИРД

№№ 443 ПРАВИЛО


№ 447

136

 Изложение с самостоятельным озаглавливанием текста.

1

УПЗУ

Уметь выделять части речи в повествовательном тексте.

Уметь письменно передать текст, используя опорные слова

ФО

 ПО КАРТОЧКАМ

137

Работа над ошибками.

1

КУ

УПКЗУ

Уметь находить и объяснять свои ошибки

ФО

№ 448

138

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

1

УОНМ

Знать функции мягкого знака. Уметь распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце.

Знать, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь

ИРК

ПР

№ 454

ПРАВИЛО

таблица

139

140

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

2

УЗИМ

Знать функции мягкого знака. Уметь распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце.

Уметь правильно писать слова с шипящими на конце

ФО

№457

ПЕРФОКАРТЫ

141

Контрольный диктант

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Уметь разбирать предложение по членам предложения и частям речи; разбирать слова по составу; написание существительных с шипящим звуком на конце

ФО

ИРК

ПР

142

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Знать лексическое значение имён существительных, определять род, число и падеж

ИРК

№ 446 УСТНО

143

144

Прилагательное.

2

УОНМ

Знать понятие «имя прилагательное». Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Знать, с какой целью употребляются в речи имена прилагательные

ФО

№ 471 ПРАВИЛО

№ 476

таблица

145

146

Синонимы, антонимы.

2

УОНМ

Знать понятия «синонимы», «антонимы». Уметь правильно употреблять их в речи.

Развивать умение употреблять их в речи

ФО

№ 481

№ 485

147

Текст – описание.

1

УПЗУ

Знать понятие «текст-описание». Уметь составлять текст- описание, распознавать словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного

Учиться составлять текст- описание

ФО

№ 489

148

Изменение прилагательных по родам.

1

УОНМ

КУ

Знать,  как изменяются прилагательные по родам. Уметь определять род имен прилагательных.

Развивать умения определять род имён существительных; формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных

ИРД

№ 493 ПРАВИЛО

таблица

149

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

КУ

УОСЗ

Уметь определять число имени прилагательного, составлять словосочетания из имен прилагательных и имен существительных

ИРК

ПР

№ 500

таблица

150

Изменение прилагательных по числам.

1

УОНМ

Уметь определять число имени прилагательного, составлять словосочетания из имен прилагательных и имен существительных

Развивать умение изменять  имена прилагательные по числам

ИРД

СР

№ 509

ПРАВИЛО

таблица

151

Контрольный диктант

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения

Уметь применять изученные правила

ФО

152

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Развивать орфографическую зоркость

ИРК

№512

153

154

155

Упражнение в изменении прилагательных по числам и родам.

3

УОНМ

Уметь определять число  и род имени прилагательного.

Уметь изменять имена прилагательные по числам и родам

ИРД

ИРК

ПР

№514

№517

Презентация

156

157

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных. Контрольное списыва ние.

2

УОНМ

КУ

Уметь определять число  и род имени прилагательного.

Уметь определять род имён прилагательных

ФО

 ПО КАРТОЧКАМ

158

Развитие умения правильно писать окончания прилагательных.

1

УОНМ

Уметь определять число  и род имени прилагательного.

Уметь правильно писать окончания имен прилагательных

ФО

№ 510

159

Изложение по вопросам научно-познавательного текста.

1

УПЗУ

Уметь выделять части речи в повествовательном тексте

Знать, чем отличается научно-познавательный текст от текста-описания

ФО

№516

160

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Уметь видеть и исправлять ошибки

ИРК

№ 519 УСТНО

161

162

Глагол.

2

КУ

УОНМ

Знать понятие «глагол» его функции.  Уметь распознавать глагол среди других частей речи.

Знать о роли глаголов в нашей речи

ПР

№ 524

№527

таблица

163

164

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

2

УОНМ

Уметь употреблять в  речи близкие и противоположные по смыслу глаголы, в переносном смысле

Знать, с какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении

СР

№ 536

№ 541

таблица

165

Текст-рассуждение.

1

УПЗУ

Знать понятие «текст-рассуждение». Уметь употреблять в тексте глаголы

Знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы

ИРД

№ 545

166

Изменение глаголов по числам.

1

УОСЗ

Знать особенности формы числа глаголов. Уметь изменять глаголы  по числам

ИРК

 

№ 550

таблица

167

Определение числа глагола.

1

УОНМ

Знать особенности формы числа глаголов. Уметь изменять глаголы  по числам

Уметь изменять глаголы по числам и определять число

СР

ПР

 №553

168

Закрепление темы «Изменение глаголов по числам».

1

УОСЗ

Знать особенности формы числа глаголов. Уметь изменять глаголы  по числам

Знать, каким членом предложения является глагол

ФО

ИРК

№554

Презентация

169

170

Понятие о временных формах глагола.

2

УОНМ

Знать понятие «времена глаголов», как изменяются глаголы по временам. Уметь отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу.

Знать, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего врем.

ФО

№ 560 ПРАВИЛО

№ 563

таблица

171

Неопределённая форма глагола.

1

УОНМ

Знать понятие «начальная форма». Уметь ставить глаголы в неопределенную форму

Знать вопросы неопределённой формы глаголов

ФО

№567 ПРАВИЛО

таблица

172

173

Изменение глагола по временам.

2

УЗИМ

Уметь изменять глаголы по временам.

Знать,  как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени

ФО

№ 575

№ 577

174

Изложение «Половодье».

1

УПЗУ

Уметь выделять части речи в повествовательном тексте.

Уметь письменно передать текст, используя опорные слова

ИРД

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

175

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

Уметь видеть и исправлять ошибки

ИРК

№579

176

Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени.

1

УОНМ

Уметь изменять глаголы по временам, передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте.

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов

ФО

С.95 ПРАВИЛО

таблица

177

178

Правописание глаголов с приставками.

2

УЗИМ

Знать, чем отличаются однокор. глаголы по смыслу с разн. пристав.,и с помощью какой части слова перед. эта разница

ФО

№ 581

№ 584

179

180

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

2

УПЗУ

Уметь изменять глаголы по временам, передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте.

Знать, как изменяются глаголы прошедшего времени по родам

ИРД

№ 585

№ 586

Презентация

181

182

Правописание частицы не с глаголами.

2

УОНМ

Знать роль частицы не и ее раздельным написанием с глаголами. Уметь употреблять и правильно писать частицу не с глаголами.

Знать, как пишется частица не с глаголами

ИРК

ИРД

№593

№596

таблица

183

184

Упражнение в правописании глаголов с частицей не.

2

УПЗУ

Знать роль частицы не и ее раздельным написанием с глаголами. Уметь употреблять и правильно писать частицу не с глаголами.

Уметь правильно писать глаголы с частицей не

ФО

ИРК

№598

№602

185

186

187

Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи.

3

УОСЗ

Уметь различать в предложении части речи, выделять их и разбирать

Знать части речи, уметь их различать и правильно употреблять в речи

ФО

СР

№604

№607

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Презентация

188

Контрольный диктант

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Уметь разбирать предложения по членам, слова - по составу

СР

ПР

189

Работа над ошибками.

1

КУ

УПКЗУ

Уметь видеть и исправлять ошибки

СР

№610 УСТНО

190

Повторение-21 час

Обобщение знаний о словах, предложениях.

1

УОСЗ

Уметь составлять предложения из слов, выделять в предложении главные члены предложения.

Знать, что такое предложение

ФО

№ 612

191

192

Повторение различных текстов.

2

УПЗУ

Уметь распознавать различные тексты в русском языке, выделять тему текста, называть основную мысль текста , озаглавливать его.

Знать виды текстов и уметь их различать

ФО

№ 614

193

Однокоренные слова

1

ПО ПОСОБИЮ

№ 533

Презентация

196


195

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

2

КУ

УОСЗ

Уметь разбирать слово по составу, образовывать слова с помощью суффиксов, приставок.

Знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образ. новые слова, что такое оконч. и для чего оно служит

ФО

 ПО КАПТОЧКАМ

№626

196

197

Правописание букв в корнях слов.

2

КУ

 Уметь проверять написание безударных гласных в корне слова.

Знать три правила, которые учат правильно писать корень слова, знать правописание приставок

ФО

№ПО ПОСОБИЮ

№ 638

198

199

Правописание слов с приставками, с разделительным и мягким знаками.

2

КУ

Уметь разбирать слово по составу, образовывать слова с помощью суффиксов, приставок.

Знать, в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь

ФО

№ 643

№ 647

200

201

Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

2

УПЗУ

  Уметь проверять написание безударных гласных в корне слова

Уметь различать орфограммы, знать, как проверить написание непроизн. соглас. в корне слова

ИРД

ИРК

№653

№655

202

Итоговый контрольный диктант   «В степи».

1

УПЗУ

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Находить в тексте слова с безударными гласными, проверять их; находить слова с приставками и выделять их; разбир. предлож. по членам

ФО

203

Работа над ошибками.

1

УПКЗУ

 

Уметь видеть и исправлять ошибки

ФО

№667

204

205

206

Повторение частей речи.

3

КУ

 Уметь различать в предложении части речи, выделять их и разбирать

Знать, что общего у имени существительного, прилагательного, глагола и чем они различаются

ФО

№668


№674

№ 667

207-208

Резерв

2

Список литературы

Литература для учащихся:

Основная:

Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2007

Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная:

Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005

Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2004

Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005

 

Пособия для учителя:

Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»

Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;

Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004

Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005

Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004

Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

Приложение

I четверть.

Диктант.

/Проводится после изучения стр. 3-34, часть 1/

Осенью.

      Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово.)

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание:

Записать цифрой, сколько слов в 1-ом предложении.

 Слова русский, листья разделить для переноса.

Итоговый диктант за четверть.

/Проводится после изучения стр. 45-81./

Прощание с осенью.

     В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Осенний ветер срывает с деревьев последнюю листву.

     Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березку. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

     Скоро метель и вьюга будут царствовать в лесу. Так незаметно подкрадывается зима. (61 слово)

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Разобрать по составу слова: осенний, саду.

Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольное списывание.

Принцесса на горошине.

     У ворот стояла принцесса. На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. До нитки промокли платье и туфельки.

      Старая королева проводила гостью в спальню. Она положила ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она положила маленькую горошину.

       Ночью принцесса совсем не спала. Да, это была самая настоящая принцесса.

Развитие речи.

/ Изложения и сочинения должны быть написаны и сданы./

Изложения – у.90, у. 180; сочинение – у.135.

II четверть.

        

                                                                                                            Диктант.

/Проводится после изучения стр.82-98./

Зимний денек.

     Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дубки, дома и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают пальто, шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка.

      Скоро прилетят зимние гости. Кормушка для них готова. (50 слов)

Грамматическое задание:

Во втором предложении подчеркни главные члены.

Выпиши 4 слова с парными согласными в корне, подбери проверочные слова.

Диктант.

/Проводится после изучения стр. 99-124./

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые шапки. С берез и осин

давно опали листья. Только на дубах еще держится листва. Тишина.

       Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (62 слова.)

Грамматическое задание:

Выполнить разбор 10 предложения ( дать характеристику, подчеркнуть основу предложения, указать части речи, выписать словосочетания).

Разобрать по составу слова осинка, переход.

Выписать из текста 2 слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова.

Итоговый диктант за четверть.

/Проводится после изучения стр. 124-134./

Жизнь в лесу.

     Стоит чудесный зимний день.

     По узкой тропке быстро скользят мои лыжи. Вековые ели и сосны покрылись серебристым инеем. Вот поляну пересекли заячьи следы. Это шустрые беляки прибегали к реке и лакомились веточками ив.

     Вот шумно взлетел глухарь. Он поднял крыльями снежный столб. В сильные морозы глухари ныряют в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом!

( 60 слов)

Слова для справок: лакомились.

Грамматическое задание:

В третьем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.

Разобрать слова по составу: серебристым, беляки.

Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне.

Подобрать проверочное слово, написать эти слова.

Контрольное списывание.

Медвежата.

      Медвежата родились в январе. В марте они вылезли из берлоги. Кругом еще лежал мягкий снег. Лапы промокли. Липкий снег пугал их.

      Но шло время. Медвежата росли. Наступило лето. Мать-медведица вывела их на поляну, накормила ягодками, угостила сладким медком. Медвежата чувствовали себя превосходно. Медведица радовалась за своих детей и хотела поскорее научить медвежат всем премудростям лесной жизни. ( 58 слов.)

Развитие речи.

Изложения – у.206, у.324, у.340, у.366; сочинения- у.212, у.221.

III четверть.

Диктант.

/ Проводится после изучения стр. 135-155; стр. 1-46, 2 часть./

      Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

       Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. ( 63 слова.)

Грамматическое задание:

8-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи, дать

характеристику.

Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.

Разобрать слова по составу: рыбка, тишина, лесную.

Итоговый диктант за четверть.

/ Проводится после изучения стр. 47-62./

Охраняем природу.

    Мы подъезжали к селу Находка. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали ученики нашей школы. Весной мы осматриваем  все саженцы. Ранки смазываем глиной, подкармливаем слабые деревца.

      Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны. В воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. А любители больших букетов этого не понимают. (65 слов)

Слова для справок: устанавливаем.

Грамматическое задание:

Выполнить синтаксический разбор шестого предложения.

Выполнить фонетический разбор слова слабые.

Подобрать антонимы к прилагательным:

- узкий ручей - …  

- старательный ученик - …

- трусливый мальчик - …

- высокий куст - …

Контрольное списывание.

Родина моя.

     Мы остановились на ночлег, на берегу тихого озера. Бледная луна освещала лесную озерную гладь. Стояла звенящая тишь. Вот прошмыгнула маленькая мышь и пропала. Какая глушь кругом!

      Шло время. Заметно похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать за происходящим вокруг. Лес жил своей ночной жизнью.

       Вскоре прорвался первый луч солнца. И вот уже вся окрестность залита солнцем. Стрелой промчался стриж. За кормом полетел для птенцов.

       Мы подошли поближе к озеру. По воде важно плыли чудесные белоснежные лебеди. (78 слов.)

Развитие речи.

Изложения – у.372, у. 449; сочинения – у.386, у.419.

IV четверть.

Диктант.

/ Проводится после стр. 62-108./

Весеннее утро.

  Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю.

А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

       Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. ( 78 слов.)

Грамматическое задание:

Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

Разобрать слова по составу: засветило, утренний, местечко.

Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Итоговый диктант.

/Проводится после изучения стр. 109-139./

Весной.

     У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На

деревьях набухают почки. На подъемах пробивается травка. Белые стволы берез наливаются сладким соком. Саша и Глеб смастерили и повесили скворечники. Около них с радостным лаем носилась собака Туман.

     Всюду чувствуется радостное волнение. Природа отмечает праздник тепла и света.(71 слово)

Грамматическое задание:

Выписать из текста по три слова: с безударным проверяемым гласным в корне слова, с парной согласной в корне, написать проверочные слова.

Подчеркни в тексте слава с непроизносимыми согласными.

Выполни синтаксический разбор предложения:

Весеннее солнце горячими лучами согревает землю.

Определить падежи имен существительных в 9 предложении.

Контрольное списывание.

Гималайский медведь.

    В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы. Он быстро забирается на деревья. Зверь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Наломает медведь ветвей черемухи и обсасывает черные вязкие ягоды.

    Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок… Через некоторое время из пустого внутри ствола медведь вылезает. (72 слова.)

        

        Развитие речи.

Изложения – у.555, у.578, у.609; сочинение – у.597.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...