Методика работы над сочинением (на основе собственного опыта)
материал по русскому языку на тему
Данная работа содержит презентацию по теме:"Методика работы над сочинением (на основе собственного опыта)" с пояснениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_sochineniem.zip | 992.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над сочинением
(на основе собственного опыта)
Сафарова Ирина Адамовна
учитель начальных классов
Вступление:
Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных проблем. И – как всегда в школе – все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени.
У меня кое-что получается. Вот почему я и решила сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать.
Слайд 2
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Описание картины – самая трудная форма сочинения.
Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:
во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, знать репродукции известных картин и т.п.;
во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта; уметь видеть передний план, понимать композицию картины
в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.
Слайд 3 Этапы работы
Предварительная работа
Подготовка материала к сочинению
Написание сочинения
Анализ сочинений и работа над ошибками
- О некоторых этапах мы сегодня поговорим поподробнее.
Слайд 4
1 этап - Предварительная работа
непосредственные наблюдения за окружающим миром;
посещения музеев, выставок;
уроки изобразительного искусства по теме картины;
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка;
Слайд 5 - 8
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка;
КАРТОЧКИ
Слайд 9
II этап - подготовка материала к написанию сочинения
рассказ о художнике и истории создания картины;
беседа по картине;
словарно-стилистическая работа по теме урока;
составление плана сочинения;
составление устного высказывания по картине
Слайд 10
беседа по картине;
Пейзаж - это
Слайд 11 – 12
беседа по картине с музыкой иди без неё по усмотрению учителя
- Главная задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание
а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?
Вывод учителем: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
Слайд -13
Композиция - это
Слайд -14 Элементы композиции
Слайд 15
Словарно-стилистическая работа по теме урока
небо река деревья трава поле деревушка | голубое, с белыми облаками, чистое неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, красивые сухая, жёлтая, бурая широкое, раздольное, как бархатный мягкий коврик маленькая, дальняя |
Слайд 16
Словарно-стилистическая работа по теме урока
Подберите синонимы к словам:
художник - автор, живописец, пейзажист, мастер кисти,
создает - пишет,
картина - полотно, репродукция
жёлтый – золотистый, лимонный, лучистый, солнечный.
Слайд 17
Словарно-стилистическая работа по теме урока
«ФРАЗЫ - ПОМОЩНИКИ»
При написании текста сочинения могут быть использованы слова и сочетания слов со значением места:
слева от … виднеется;
прямо перед нами изображены …;
на переднем плане художник пишет…;
задний план занимает …;
вдалеке видим …
Слайд 18
Словарно-стилистическая работа по теме урока
Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до или после изображённого временного отрезка. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени. Н:
… ещё не успел сорвать…
ещё не случилось, но уже …
лишь только отшумела …
будут…
вот – вот появятся…
Таким образом, урок строится по следующей схеме:
1. Краткая вступительная беседа.
2. Самостоятельное рассматривание картины.
3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.
4. Составление плана сочинения.
5. Устный рассказ по картине.
6. Сочинение.
Написание первого варианта сочинения.
Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.
Используемые источники:
Литература:
1. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разоаботки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009 г., 352 с. (В помощь школьному учителю)
2. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)
3.Интернет ресурсы:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Levitan_Zolotaya_Osen.jpg «Золотая осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО Л.В. Занкова...
Методика работы над сочинением в начальных классах
Методика работы над сочинением в начальных классах, и примерный конспект урока...
Методика работы над сочинениями в начальных классах
Много видов творческих работ можно провести по развитию речи учащихся. Но наибольшее внимание в своей работе по речевому развитию школьников я уделяю в работе над сочинениями. Еще в первые годы ...
Методика работы над сочинением
В этой работе помещено теоритическое обснование методики работы над сочинением начальных классах....
Методика работы над сочинением
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учител...
"Методика работы над сочинением в начальной школе"
Представлена методика работы над сочинением в 1,2,3,4 классах. Имеется краткая памятка работы над сочинением. Рассмотрены все виды сочинений в начальной школе....
"Методика работы над сочинением в начальной школе"
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли ...