Памятка к работе над ошибками.
материал (русский язык, 4 класс) по теме
Сколько бессонных ночей проводит учитель за проверкой тетрадей! И как порой бывает досадно, когда ученик, допуская из урока в урок одну и ту же ошибку, даже не обращает внимание на поправки, сделанные учителем в тетради.
Как же быть? Гораздо эффективнее не исправлять ошибки в детских работах, а дать возможность учащемуся самому найти ошибку, исправить её и затем отработать данную орфограмму.
Вот памятка к работе над ошибками, которой я пользуюсь уже много лет. По-моему, это очень удобно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_k_rabote_nad_oshibkami.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснительная записка.
Сколько бессонных ночей проводит учитель за проверкой тетрадей! И как порой бывает досадно, когда ученик, допуская из урока в урок одну и ту же ошибку, даже не обращает внимание на поправки, сделанные учителем в тетради.
Как же быть? Гораздо эффективнее не исправлять ошибки в детских работах, а дать возможность учащемуся самому найти ошибку, исправить её и затем отработать данную орфограмму.
Для этого учителю предлагается указывать на полях строки, на которой было допущено неверное написание слова или неверная постановка знаков препинания, шифр, соответствующий неусвоенной орфограмме. При этом учащийся выполнение домашнего задания начинает с работы над ошибками (Р.Н.О.), где прорабатывает свои ошибки по образцу, приведённому в данной памятке.
Приведём пример работы.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит моросз увянувшее поле, 2-2
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Р.Н.О.
2-2) мороз - морозы
Памятка к работе над ошибками.Шифр | Орфограмма | Работа над ошибками | Например |
1-1 | Безударная непроверяемая гласная в корне слова. | Выпиши слово, поставь знак ударения, выдели корень. Подбери 2-3 родственных слова или составь 1 предложение с этим словом. | 1-1) газета, газетный, газетёнка Ты прочитал сегодня газету? |
1-2 | Проверяемая безударная гласная в корне слова. | Выпиши слово, выдели корень, поставь знак ударения. Подбери проверочное слово. |
1-2) садовник – сад, садик |
1-3 | Безударная гласная в приставке. | Выпиши слово, выдели приставку, подбери 2-3 слова с такой приставкой. | 1-3) заморозил, забег, заехал, заговорил |
1-4 | Безударная гласная в суффиксе. | Выпиши слово, выдели суффикс, подбери 2-3 слова с таким суффиксом. | 1-4) сладенький, маленький, Юленька, Андрюшенька |
1-5 | Безударная гласная в окончании. | Выпиши слово, выдели в нём окончание, определи часть речи. У имени существительного определи склонение и падеж. |
(в реке ) в кастрюле (П.п.) трамвай - II скл. е в трамвае (П.п.) тетрадь - III скл. и в тетради (П.п.) |
У глагола определи спряжение. |
ет читает | ||
К прилагательному поставь вопрос и определи окончание. | 1-5) в платье (каком?) ом пёстром ем | ||
2-2 | Парная согласная в корне слова. | Выпиши слово. Выдели корень. Подбери такое проверочное слово, в котором за согласным следует гласный. | 2-2) сладкий - сладенький |
2-3 | Парная согласная в приставке. | Выпиши слово, выдели приставку, подбери 2-3 слова с такой приставкой. | 2-3) подкрался, подтащил, подпрыгнул, подтолкнул |
2-4 | Парная согласная в суффиксе. | Выпиши слово. Выдели суффикс. Подбери такое проверочное слово, в котором за согласным следует гласный. | 2-4) зайчик - зайчики |
У глагола в инфинитиве выдели ТЬ, подбери 2-3 глагола в инфинитиве. | 2-4) говорить, согреть, подумать, прыгать | ||
2-5 | Парная согласная в окончании. | Выпиши слово, выдели окончание. Подбери 2-3 слова с таким окончанием. | 2-5) автобусов , кило- граммов , столов , носков |
3-1 | Удвоенная согласная в корне слова. | Выпиши слово, выдели корень. Подбери 2-3 родственных слова или составь 1 предложение с этим словом. | 3-1) троллейбус, троллейбусный, троллейбусик К остановке подъехал долгожданный троллейбус. |
3-3 | Удвоенная согласная на стыке приставки и корня. | Выпиши слово, выдели корень и приставку. Подбери ещё 2-3 слова с той же орфограммой. | 3-3) рассказал, рассмеялся, рассыпал, оттащил |
3-4 | Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса. | Выпиши слово, выдели корень и суффикс. Подбери ещё 2-3 слова с той же орфограммой. | 3-4) длинный, осенний, ранний, туманный |
3-6 | Удвоенная согласная в суффиксе. | Выпиши слово, выдели корень и суффикс. Подбери ещё 2-3 слова с той же морфемой. | 3-6) утренний, медленно, огненный |
4-1 | Непроверяемая непроизносимая согласная в корне слова. | Выпиши слово, выдели корень. Подбери 2-3 родственных слова или составь 1 предложение с этим словом. | 4-1) праздник, праздничный, праздновать Я долго любовался осенним лесом, очарованный его праздничным убранством. |
4-2 | Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова. | Выпиши слово, выдели корень. Подбери к нему такое проверочное слово, в котором проверяемый звук произносится чётко (или отсутствует). | 4-2) поздно – опоздал прекрасный - красота |
4-4 | Проверяемая непроизносимая согласная в суффиксе. | Выпиши слово, выдели корень и суффикс. Подбери такое проверочное слово, в котором проверяемый звук произносится чётко. | 4-4) горестный – горести |
5-3 | Правописание приставки – предлога. | Выпиши слово, определи часть речи. Докажи, что перед тобой предлог (или приставка). | 5-3) не_ слышит – НЕ с глаголом |
5-3) подбежал – глагол 5-3) за_ рекой – за ШИРОКОЙ рекой | |||
6-0 | Постановка знаков препинания. | Запиши предложение. Выдели грамматическую основу и однородные члены предложения. Составь схему предложения. | 6-0) В лесу, за домом, в парке стояла глухая тишина, и лишь кряхтение ёлочек нарушало безжизненность ночи. [о,о и о = ], и [ = ]. |
7-1 | Разделительные знаки (ь или ъ). | Выпиши слово, выдели в нём морфемы. Подбери 2-3 слова с той же орфограммой. | 7-1) льют, бьёт, соловьи, листья |
7-1) объём, подъёмный , объявил, съедобный | |||
7-2 | Ь – показатель мягкости. | Выпиши слово. Подбери 2-3 слова с той же орфограммой. | 7-2) банька, ельник, пальто, тальк |
7-3 | Ь – грамматический показатель. | Выпиши слово. Определи часть речи. Докажи необходимость написания (или отсутствие) Ь. |
дочь – сущ., III скл. из-за туч – сущ., I скл. |
7-3) беречь – гл., инф. (что делать?) обижаться - гл., инф. (что делать?) обижается – гл., наст. вр. (что делает?) обидится - гл., буд. вр. (что сделает?) думаешь – гл., II лицо | |||
7-4 | ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, ЩН, НЩ без ь. | Выпиши слово. Подбери 2-3 слова с таким же сочетанием. | 7-4) скучно, речной, вечный, личный |
7-5 | СТ без ь. | Выпиши слово. Подбери 2-3 слова с таким же сочетанием. | 7-5) листик, известия, нести, ластик |
8-1 | Гласные после шипящих. | Выпиши слово. Подбери 2-3 слова с таким же сочетанием. | 8-1) чудо, кричу, чугун, ночует |
8-2 | Гласные после ц. | Выпиши слово. Подбери 2-3 слова с той же орфограммой. | 8-2) цирк, коллекция, милиция, администрация |
8-2) птицы , синицы , косицы , спицы | |||
8-3 | Соединительная гласная. | Выпиши слово. Выдели корни. Убедись, что их соединяет гласная О (или Е). Подбери 2-3 слова с той же орфограммой. | 8-3) пыл(е)сос, снег(о)пад, Замоскв(о)речье, след(о)пыт |
9-1 | Перенос. | Выпиши слово. Подчеркни все буквы, обозначающие гласные звуки. Раздели слово на слоги. Разбей слово для переноса по слогам (помни, что одна буква не переносится и не остаётся на строчке, что перенос не начинается с Ь,Ъ,Й). |
чай-ник, ель-ник, го-во-рить, из-мо-розь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как работать над ошибками"
У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...
Памятка для работы над ошибками. Русский язык
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....
Памятка для работы над ошибками. Математика
Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....
Памятка "Как работать над ошибками"
рекомендации для родителей...
Памятка по работе над ошибками по русскому языку
Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....
памятка в работе над ошибками , 4 класс.
Просто , понятнои легко исправить ошибку, объяснить правописание....
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...