Урок обучение грамоте (письмо) по УМК "ПНШ" Тема: "Правописание ЧА - ЩА"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предмет: обучение грамоте (письмо) по УМК «ПНШ».
Тема: «Правописание ЧА-ЩА».
Класс:1 класс
Учебно-методическое обеспечение:
1). Лободина М.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.
2) Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
Время реализации занятия: 40 минут.
Цель урока: применение усваиваемых званий или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.
Задачи урока: Образовательные: формирование навыков письма слов с сочетаниями ча-ща; вырабатывать навыки грамотногописьма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме.
Развивающие: развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать желание работать вместе, оказывать помощь другу, оценивать собственное поведение и окружающих.
Тип урока: урок формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Оборудование: стволы двух деревьев с сочетаниями чи и ши; рисунки для сказки: озеро, солнце, тучка, волны; буквы ч, щ, я, а; элементы печатных букв; части слов для создания «Чудо-дерева»; карточки для работы в парах; набор схем слов (индивидуальные и демонстрационный); шкала успеха.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
I. Организационный момент. | 1 минута |
II.Постановка цели урока. | 6 минут |
III. Актуализация знаний. | 10 минут |
IV. Динамическая пауза. | 1 минута |
V. Объяснение нового материала. | 10 минут |
VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | 10 минут |
VII. Подведение итогов (рефлекция деятельности). | 2 минуты |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obuchenie_gramote_pismo.doc | 80.5 КБ |
prezentaciya_boroday_n._g..pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Бородай Нина Григорьевна
Полное название образовательного учреждения: бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 25» г.Омск Омская область
Предмет: обучение грамоте (письмо) по УМК «ПНШ».
Тема: «Правописание ЧА-ЩА».
Класс:1 класс
Учебно-методическое обеспечение:
1). Лободина М.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.
2) Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
Время реализации занятия: 40 минут.
Цель урока: применение усваиваемых званий или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.
Задачи урока: Образовательные: формирование навыков письма слов с сочетаниями ча-ща; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме.
Развивающие: развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать желание работать вместе, оказывать помощь другу, оценивать собственное поведение и окружающих.
Тип урока: урок формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Форма урока:
- урок-соревнование;
Оборудование: стволы двух деревьев с сочетаниями чи и ши; рисунки для сказки: озеро, солнце, тучка, волны; буквы ч, щ, я, а; элементы печатных букв; части слов для создания «Чудо-дерева»; карточки для работы в парах; набор схем слов (индивидуальные и демонстрационный); шкала успеха.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
I. Организационный момент. | 1 минута |
II. Постановка цели урока. | 6 минут |
III. Актуализация знаний. | 10 минут |
IV. Динамическая пауза. | 1 минута |
V. Объяснение нового материала. | 10 минут |
VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | 10 минут |
VII. Подведение итогов (рефлекция деятельности). | 2 минуты |
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат этапа |
I. Организационный момент. II. Постановка цели урока. III. Актуализация знаний. IV. Динамическая пауза. V. Объяснение нового материала. VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. VII. Подведение итогов (рефлекция деятельности). | Организовать направленное внимание на начало урока Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Повторить о буквах алфавита, закрепить умение конструировать буквы, красиво писать, правило письма сочетаний ЖИ, ШИ. Смена вида деятельности. Сформировать представление о написании ЧА, ЩА Сформировать навыки использования правила. Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | 1. Чтение стихотворения. Говорю первую строку стихотворения. - Долгожданный дан звонок – Урок проведем в форме соревнования «Кто первый?» Между собой соревнуются мальчики и девочки. 2. Проверка готовности. Провожу проверку готовности. 3. Встреча со сквозными героями (Маша, Миша). Организовываю встречу с Машей и Мишей. ШИ ШИ ШИ ШИ ШИ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ 4. Составление плана действий. Знакомит с делами и под его руководством составляется план работы. - ответы на вопросы - чистописание - запись слов с ЖИ,ШИ - сказка про буквы Ч, Щ, А, Я - составление ответов с опорой на слова и их запись - подведение итогов - физкультминутка - решение орфографических задач 5. Конструирование печатных букв. Ч Ж Щ Ш Наблюдает за работой. 6. Ответы на вопросы. Задает вопросы. - Назовите буквы. - Назовите звуки. - Какие это звуки? - Назовите общие признаки (согласные, шипящие). - Назовите отличительные признаки: 7. Чистописание. Делает показ письменных заглавных и строчных букв на доске, сочетаний ЖИ, ШИ Ж Ш Ч Щ ж ш ч щ ЖИ ШИ 8. Создание «Чудо-дерева». Организовать работу в больших группах животноестрижижилищеэтажилыжиживётлужижительжирафычижижиржильцыежиШуршат на дереве листы Шуршат осенние кусты Шуршит камыш И дождь шуршит. А ты садись и не шурши, И всё красиво напиши. 9. Самодиктант (10 слов). Наблюдает. 10. Работа со словами с буквами Ч, Щ. Организовывает работу в парах. Ч . сы, ч . йник, ч . й, рощ . , щ . вель, пищ . . 11. Сказка про буквы Ч, Щ, А, Я. Рассказывает сказку наглядно демонстрируя. «Был жаркий летний день. Согласные буквы Ч и Щ пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! И вдруг откуда не возьмись, набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали лёгкие волны по озеру. Они накрыли Ч и Щ. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква У. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроит их с головой. Но к счастью, их крик услышала гласная А. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ч, другую - Щ и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ч и Щ дружат только с А. Помните об этом ребята!» 12. Работа над составлением предложений. Читает вопросы 1. У кого клюв острый? 2. Где растёт щавель? 3. Какая туча плыла по небу? 4. Где скрылась рысь? - Составьте схему 3 предложения. Записать. - Назовите слово с изученным сочетанием (туча). - Составить звуковую, звуко-буквенную модель. Шкала успеха Всё получилось Мы лучше Чего-то не хватает
Не всё получилось
Плохо работал | Проговаривают пять строчек стихотворения: Начинается урок! Каждый день- всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим, И без дела не сидим! Дети показывают тетради, пеналы. Дети анализируют увиденное на доске и называют, что они знают, умеют, а чему научатся на данном уроке. Ч Щ Я а ? Дети составляют план работы. Дети по данным элементам догадываются какие буквы представлены и правильность своих догадок доказывают путём конструирования букв. Отвечают на вопросы с опорой на схемы. [Ж Ш Ч Щ] согласные шипящие [Ж Ш] твёрдые [Ч Щ] мягкие [Ж] звонкий [Ч Щ Ш] глухие Пишут по образцу ( на доске, в тетради) Участвуют в игре –создании «Чудо-дерева» малышигрушишилокарандашиширинамышишиповникландышиширокийкамышишипитершишитьДва ученика диктуют. Взаимопроверяют. Читают слова Выписывают буквы. Проверяют. Делают вывод. Слушают сказку. Составляют предложения ответы, используя слова второго столбика. Острый, у клюв, грача. Щавель, в растёт, огороде. Плыла, по, тёмная, туча, небу. Рысь, в, леса, чаще, скрылась Составляют, записывают. Плыла по небу тёмная туча. Называют. Составляют. Высказываются о личном вкладе. | - осознать свою ответственность за общее дело (личностные: самоопределение) - формировать и удерживать учебную задачу ( регулятивные: целеполагание) - выбирать действие в соответствии с поставленной задачей ( регулятивные: планирование) - предвидеть возможности получения результата (регулятивные: прогнозирование) - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (регулятивные: коррекция) - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативные: управление коммуникацией) - договариваться о распределении функций в совместной деятельности (коммуникативные: планирование учебного сотрудничества). - формировать собственное мнение и позицию ( коммуникативные: взаимодействие) - подведение под правило (познавательные: логические). - поиск и выделение информации из различных источников в разных формах (текст) (познавательные: информационные). - построение суждения (познавательные: логические). - использовать знаково-символические средства (познавательные: знаково-символические). - создавать и преобразовывать модели (познавательные: знаково-символические). - формировать рефлексивные умения |
Список использованной литературы:
1. Лободина Н.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.
2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
3. Начальная школа [журнал]. М.: Начальная школа и образование, 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ши жи ши жи ши жи ши жи ши жи Иллюстративный материал для определения темы урока.
Карточки с названиями действий Ответы на вопросы Чистописание Запись слов с жи , ши Сказка про буквы Ч, Щ, Я, А? Составление ответов с опорой на слова и их запись Подведение итогов Физкультминутка Решение орфографических задач
Элементы букв
Составление букв
Составление букв
[ Ж Ш Ч Щ ] [ Щ Ж ] [ Ч Щ ] [ Ж ] [ Ч Щ Ш ] Схемы для ответов
“ Чудо-дерево ”
Карточки со словами с сочетаниями ча , ща для парный работы Ч.сы , ч.йник , ч.й , рощ., щ.вель , пищ ..
Отгадай пословицу. Человек рождён (для труда). Труд человека кормит, (а лень портит). Без труда (не проживёшь). Какие труды – (такие и плоды)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"
Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...
Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"
Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией. Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...
Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест....
Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо букв П п»
Конспект урока по новым ФГОС...
Презентация к уроку обучения грамоте (письмо) по теме "Письмо строчной буквы".
Презентация к уроку обучения грамоте(письмо) в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы ю" УМК Планета Знаний....