Упражнения для развития связной речи.
материал по русскому языку на тему
Задания, которые я использую на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_2.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития связной речи.
1.Что было сначала, что потом?
На доске записан текст с нарушенным порядком предложений, а на карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложения так, что получился рассказ, отражающий последовательность событий.
Грибы.
Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов. У меня большой белый гриб.
Рыбалка.
Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.
2. Придумай рассказ, зная начало и конец.
а) Пошли дети в лес ……. А медведя с тех пор никто больше не видел.
б) Купила мама Пете машинку ……. Молодец Петя! Не пожалел для друга игрушку.
3. Закончи рассказ.
Лиза была в классе самая маленькая. Ребятишки часто потешались над ней, а некоторые и обижали. Больше всего она боялась Вовку Чуркина, он всегда дразнил ее, дергал за косички, а один раз даже толкнул в грязь. Вот однажды пошла Лиза гулять, а навстречу ей Вовка. ……..
Что было дальше?
4. Закончи сказку.
Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение.
В некотором царстве, в тридесятом государстве, жили были король с королевой. У них росла красавица – дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды ………
Что было дальше?
5. Придумай сказку о том, как:
а) заяц спас лису;
б) оглох дед Мороз;
в) заговорил пес Шарик;
6. Поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
Прогулка.
Там протекал чистый ручеек. Всем было весело. Осенью наш класс ходил на прогулку в лес. День был теплый и солнечный. Мы вышли к оврагу. Деревья стояли в золотом уборе.
Пришла зима.
Замерзли реки, пруд за деревней. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки. Дует холодный ветер.
7. Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
8. Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся
Предлагается упражнение, включающее в себя текст изложения, анализ текста, словарную работу....
Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.
Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....
Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.
В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую деятельнос...
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся...
Игры и упражнения для развития связной речи
Игры и упражнения для развития связной речи- Распространи предложение – детям предлагается продолжить и закончить предложение, опираясь на наводящие вопросы: Куда, зачем?- «Если бы&h...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Игры и упражнения на развитие связной речи в старшей группе
Дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта...