УМК "Планета знаний". Рабочая программа.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа - 4 класс.
УМК "Планета знаний".
Русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._rus.yazyk_4_klass.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его
и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать
свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
— дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности
средств русского языка, свойствах родного слова;
— обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из
области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
— сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
— развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи,
способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
— способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для
формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены
специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. даются исторические
справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной
строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове,
пословицах, фразеологизмах. При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь иноязычной лексики,
в основном английской, сленга, что засоряет родной язык. Такой подход дает учителю возможность развивать в детях чувство сопричастности к сохранению самобытности и чистоты языка
русского народа.
В последнее десятилетие в начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи
в узком смысле понимается овладение детьми совокупностью речевых умении, обеспечивающих
готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. При этом языковые знания и умения составляют для учащихся фундамент, на котором происходит освоение речевых умений, то есть, в широком смысле, создаются условия для свободного владения родным
языком. Наиболее перспективным подходом, при котором интегрируются языковые и речевые умения, устанавливается взаимообусловленность изучения грамматических сведений о языке как базового ресурса и освоения форм выражения смысла с параллельным включением изученных средств языка в речевые формулы для выражения своих мыслей и чувств, является коммуникативный. Этот подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной (диалоговой), письменной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно - речевых умений. Коммуникативная ориентация курса разрабатывается на основе требований Госстандарта и положений Концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор доктор педагогических наук А. Ю. Купалова). Приведем некоторые положения этой концепции.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в курсе русского языка и
выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других
функций языка и речи: познавательной, регулятивной, целостно - ориентированной, эстетической этикетной. При этом задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств для решения
той или иной речевой задачи. Таким образом, линия знакомства с устройством родного языка
очень тесно переплетается с упражнениями по использованию системы языка в речи.
Актуальными также становятся следующие принципы организации содержания курса:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка
и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использования языковых средств. В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса, который выстраивается как элементарный систематический курс (в соответствия с рекомендациями Концепции содержания непрерывного образования — см. в журн.: Начальная школа. 2000 №4, С. 12). Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка -
к речи.
Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является
использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, овладевают навыками порождения текста. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и средств его реализации. Опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и прочее); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуация (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход; развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятия речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как горю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и прочее).
Памятуя о постулате, что языку научить нельзя, ему можно только научиться, автор уделяет серьезное внимание формированию мотива изучения языка в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Перечислим некоторые из них.
Для создания мотивов высказываний задаются речевые ситуации типа:
— обсуждение образцов детского словотворчества и понимания детьми выражений русского языка;
— оценка правильности (неправильности) высказываний героев упражнений, объяснение им причин непонимания, ошибок и прочее;
— рассказы, описания, адресованные вымышленным героям (Дед Мороз: «Детки дорогие!
Да я не знаю, что такое лето»);
— обмен мнениями по поводу смысла пословиц, формул речевого этикета;
— объяснения, почему собеседники не поняли друг друга, почему один из них обиделся и т. п.;
— оценка точности рисунка к тексту, к выражению («Почему художник так изобразил...»);
— речевое поведение в воображаемой ситуации («Представь себе...»);
— отзывы о любимых мультфильмах, прочитанных книгах, временах года;
— призыв помочь зимующим птицам;
— необходимость поздравить, написать письмо, подписать конверт и др.
Часто мотивом к высказыванию служат читаемые тексты, точнее, мнения персонажей или самих авторов. В то же время мотивом к восприятию (слушанию, чтению) текстов часто служат рубрики «Это интересно...», «Знаете ли вы?..», указание на то, о чем можно узнать из текста, с каким мнением автора познакомиться, проверить свои предположения (прогнозы) по содержанию и т. п.
Специальные задания мотивационного характера даются и к учебному языковому материалу. Например, обращение к слогозвуковому анализу слова происходит в целях выяснения, почему трудно произносить скороговорку типа «У Кондрата куртка коротковата». дети помогают персонажам учебника решать языковые задачи, объяснять причины неверного решения; играя, группируют слова по разным основаниям, ищут опоры и помощи при обобщении материала в таблицах, схемах.
При реализации курса деятельностный подход приобретает характер коммуникативно-деятельностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативным). В таких упражнениях моделируются речевые ситуации — совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию.
Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.
Немаловажную роль при реализации содержания курса играют принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Так, широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать слово и его «работу» В предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности. Термин «словесность» используется в данном случае в трактовке В. И. Даля: «Словесность, словесные науки, — все то, что относится;
к изучению здравого суждения, правильного и изящного его выражения».
В силу языкового и речевого содержания курса в программе выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Изменяется системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики — с осмысления номинативной функции - слова называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т. п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли главных структурных частей (в слове — корня, в словосочетании — главного слова, в предложении — главных членов, в тексте — главной смысловой части, главной мысли), затем — на роли частей, имеющих значения «второй степени» (приставки, суффикса, окончания — в слове, зависимых слов — в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста).
Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал:
— для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных;
— для наблюдения над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.). Через осмысление слова, с помощью которого создается художественно-эстетический образ, ребенка можно вести к пониманию идеи произведения (текста). У маленького читателя развиваются коммуникативные мотивы обращения к тексту любого типа (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем), читательские ориентации и способы действия, соответствующие этим мотивам и целям.
Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании (продуцировании и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
В содержании коммуникативно-направленного курса русского языка явственно проступает воспитательный потенциал предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса.
В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения // Учительская газета. 2004 №3 (27 янв.) Начальная школа: журн. 2004. №9), начинается с раздела «Речевое общение», где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию — совершенствованию техники письма разборчивости, скорости). средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел «Язык как средство общения», в котором указывается, какие сведения по речи и системе язык необходимы, носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком то есть речевого развития.
Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализ Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей корня, приставки, суффикса, окончания также рассматривается с позиций значения — так как из значений морфем складывается
лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном логическом уровнях с введением термина «орфограмма». Представления о предложении
и тексте углубляются через призму «работы» слов в них как частей речи.
В 3, 4 классах ядром курса становится изучение предложения. текста. Сначала при изучении всех единиц языка внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей
(корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), затем — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы. окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр., которые помогают конкретизировать значение слова, распространять, развертывать мысль. Путь изучения всех языковых
средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи — наиболее эффективен
для их осознанного отбора детьми при решении речевых задач.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При создании рабочей программы частично были использованы материалы программы
коммуникативно-ориентированного начального курса русского языка, апробированного в школах России (Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс) : программа / авт. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы
(1—4): сб. Ч. 1. М. : Просвещение, 2001), планирование было составлено с учетом Закона Республики Татарстан «О языках народов РТ» от 11 октября 2004 года, под №52 ЗРТ, действующего до 2013 г.
Программа рассчитана:
количество часов в год — 136;
количество часов в неделю — 4;
количество часов в I четверти — 36;
количество часов во II четверти — 28;
количество часов в III четверти — 40;
количество часов в IV четверти — 32.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
— отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста;
— названия и отличительные признаки: а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) частей речи (включая личные местоимения); в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
— правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных,
имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака
после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, занятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
должны уметь:
— практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
— производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков
препинания;
— различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и
выбирать нужную букву для обозначения звуков;
— грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
— обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
— уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
— владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
— овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление) в ситуациях повседневного и учебного общения.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика учебной деятельности | Планируемый результат | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 |
1 | Вспоминаем качества русской речи | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование толковых словарей русского языка | Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка | Фронтальный опрос | Звукопись, громкость, ритмичность, образность |
| |
2 | Вспоминаем качества русской речи | 1 | Комбинированный | Роль языка в жизни человека. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения | Знать, что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги. Уметь сочинять свою "рекламу"; записывать стихотворение по памяти; составлять и записывать предложения; различать слова "стрЕлки" - "стрелкИ", "бЕлки - белкИ"; задавать вопросы к словам | Работа в парах | Омографы |
| |
3 | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | 1 | Комбинированный | Произносительные нормы и правила письма | Уметь определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне; пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи | Фронтальный опрос |
|
| |
4 | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | 1 | Комбинированный | Произносительные нормы и правила письма | Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы | Работа в парах | Синонимы |
| |
5 | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | 1 | Комбинированный | Произносительные нормы и правила письма; работа со словообразовательным словарем | Иметь представление о словах - синонимах; о наличии в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро-ра, оло-ла, ере-ре, оло-ле | Самостоятельная работа |
|
| |
6 | Обобщение по теме "Обобщаемся устно и письменно" | 1 | Обобщение знаний | Произносительные нормы и правила письма | Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизн. согласными в корне; определять род и число им. Прил; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы | Фронтальный опрос |
|
| |
7 | Входной диктант "В лесу" | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
| |
8 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на закрепление изученных правил | Уметь выполнять работу над ошибками | Фронтальный опрос |
|
| |
9 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение | 1 | Комбинированный | Предложения по цели высказывания | Знать, что интонация - звуковое средство языка. Уметь на слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений; находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предл. | Работа в парах |
|
| |
10 | Уточняем смысл высказывания | 1 | Комбинированный | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью (описание, повествование, рассуждение) | Знать, что логическое ударение - это выделение голосом слова в речи для подчеркивания его смысловой значимости. Уметь отвечать на вопросы; ставить в тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы "Пословица - всем помощница" | Фронтальный опрос | Нераспространенные предложения |
| |
11 | Уточняем смысл высказывания | 1 | Комбинированный | Овладение орфоэпическими нормами и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) | Знать о том, что в устной речи в предложении смысловые части отделяются друг от друга смысловой паузой, а на письме - знаком тире или запятой и союзом а, но при противопоставлении. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении; объяснять значение пословицы "Пословица - всем помощница" | Работа в парах | Смысловая пауза. Тире |
| |
12 | Выделяем этикетные слова и фразы | 1 | Комбинированный | Этикетные слова и фразы | Знать понятия "этикет", "речевой этикет". Уметь выделять этикетные слова и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания; выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение); определять основную мысль текста; составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям | Фронтальный опрос |
|
| |
13 | Употребляем знаки препинания | 1 | Комбинированный | Знаки препинания в конце предложения | Уметь писать под диктовку; объяснять пословицу "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"; работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов | Работа в парах |
|
| |
14 | Обобщение по теме "В устной речи интонация, а в письменной пунктуация" | 3 | Обобщение знаний | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения | Уметь правильно произносить слова; записывать словарные слова, вставляя пропущенные буквы; работать с текстом; находить и объяснять изученные орфограммы; писать по памяти, под диктовку | Практическая работа. Взаимоконтроль | Нахождение окончания и основы слова |
| |
15 | Диктант по теме "В устной речи интонация, а в письменной пунктуация" | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
| |
16 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Правописание изученных орфограмм | Уметь выполнять работу над ошибками | Практическая работа |
|
| |
17 | Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне | 1 | Комбинированный | Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, слов с двойными согласными | Знать правило написания парных и непроизносимых согласных в корне. Уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи. | Работа в группах |
|
| |
18 | Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи | 1 | Комбинированный | Правописание словарных слов и удвоенных согласных. Образование глаголов с различными приставками | Знать правило написания приставок. Уметь образовывать слова с данными приставками; правильно писать гласные и согласные в приставках | Фронтальный опрос |
|
| |
19 | Употребление мягкого и твердого знаков | 1 | Комбинированный | Употребление мягкого и твердого знаков | Знать, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак - в корне. Уметь определять род имен существительных; правильно писать слова с твердым и мягким знаками; делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы | Фронтальный опрос |
|
| |
20 | Употребление гласных в родовых окончаниях | 1 | Контрольный | Употребление гласных в родовых окончаниях | Уметь вставлять гласные в родовые окончания имен прилагательных; находить ударные и безударные окончания; определять род имен прилагательных | Фронтальный опрос |
|
| |
21 | Употребление знаков препинания | 1 | Комбинированный | Знаки препинания в конце предложения | Уметь расставлять знаки препинания в тексте; подчеркивать и объяснять изученные орфограммы | Фронтальный опрос |
|
| |
22 | Мастерская слова. Свободный диктант "Деревья в осеннем лесу" | 1 | Контрольный | Отличие письменной речи от устной | Уметь письменно пересказывать текст; определять количесвто смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора | Письменное изложение |
|
| |
23 | Мастерская слова. Пишем поздравления | 1 | Комбинированный | Изложение текста поздравлений | Уметь составлять текст поздравления; анализировать тексты-поздравления сверстников | Фронтальный опрос |
|
| |
24 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Комбинированный | Главные и второстепенные члены предложения | Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица - подлежащего. Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами | Практическая работа | Синтаксис, синтаксические конструкции |
| |
34 | Части речи и члены предложения | 1 | Комбинированный | Части речи и члены предложения | Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; определять части речи; озаглавливать текст | Самостоятельная работа по образцу |
|
| |
35 | Формы изменения и правописания глаголов. Неопределенная форма глаголов | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола | Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма. Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами | Фронтальный опрос |
|
| |
36 | Времена глаголов. Глаголы в прошедшем времени | 1 | Комбинированный | Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени | Знать, что глаголы изменяются по временам. Уметь образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени; выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л-; составлять схему предложения | Работа в парах |
|
| |
37 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Комбинированный | Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени | Знать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола "быть" и неопределенной формы. Уметь определять разницу в значениях форм глаголов настоящего и будущего времени; образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых ходят два слова, одно из которых - неопределенная форма глагола | Работа с текстом в парах |
|
| |
38 | Спряжение глаголов. I и II спряжения | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола | Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; сравнивать написание безударных и ударных личных окончаний глаголов; правильно употреблять глаголы "класть" и "положить" | Практическая работа | Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I и II спряжения) |
| |
39-40 | Спряжение глаголов. I и II спряжения | 2 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола | Уметь правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений в формах будущего времени; делить глаголы на группы по типу спряжения; выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа; объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте | Самостоятельная работа | Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I и II спряжения) |
| |
41-43 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 3 | Комбинированный | Мягкий знак после шипящих в глаголах | Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Уметь определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц; указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением | Работа в парах. Фронтальный опрос | Чередование согласных в корне. Повелительная форма глагола. Омофоры |
| |
44-47 | Правописание безударных личных окончаний | 4 | Комбинированный | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы "решать", "решить"; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени; писать под диктовку пословицы, объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения; правильно писать личные окончания глаголов; составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; составлять и записывать словосочетания, называющие действия и орудия этих действий; выделять личные окончания глаголов | Практическая работа |
|
| |
48 | Правописание безударнмх личных окончаний | 1 | Комбинирован ный | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы; указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами; спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочньие слова | Самостоятель ная работа |
|
| |
49 | Правописание безударнмх личных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Знать глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов; выделять приставки в глаголах; допи- сьивать предложения; спрягать глаголы «гнать», «видеть»; выделять личные окончания; выполнять словообразовательный разбор слов | Практическая работа |
|
| |
50 | Правописание безударнмх личных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь подбирать глаголы-синонимы; находить чередование согласных в корне (ч//г//ж, ч//к); изменять по лицам глаголы «жечь», «течь»; записывать предложения, употребляя в нужном лице глаголы из скобок; объяснять фразеологизмы и пословицы; выделять безударные личные окончания глаголов; подбирать проверочные слова; производить синтаксический разбор; образовывать глаголы с данными приставками | Взаимоконтроль |
|
| |
51 | Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) | 1 | Комбинированный | Части речи. Члены предложения | Уметь изменять глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; подчеркивать главные члены предложения; указывать спряжение глагола; находить возвратные глаголы | Фронтальный опрос |
|
| |
52 | Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях | 1 | Комбинированный | Части речи. Члены предложения. Виды предложений | Уметь определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу; выделять в тексте вежливые (этикетные) слова | Фронтальный опрос |
|
| |
53 | Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях | 1 | Комбинированный | Части речи. Члены предложения | Уметь производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения | Работа в парах |
|
| |
54-55 | Обобщение по теме "Анализируем и строим предложения | 2 | Обобщение знаний | Практическое овладение диалогической и монологической речью | Уметь списывать текст; записывать стихотворение по памяти; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения | Практическая работа |
|
| |
56 | Диктант по теме "Анализируем и строим предложения" | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
| |
57 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на изученные орфограммы | Уметь выполнять работу над ошибками | Практическая работа |
|
| |
59-60 | Школа грамотея. Учимся правилыно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени | 2 | Комбинированный | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени; записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правилыно писать личные окончания глаголов | Взаимопроверка. Практическая работа |
|
| |
61 | Мастерская слова. составление текста "На опушке леса" | 1 | Контрольный | Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки | Письменное изложение (35 минут) | Создание небольшого текстак (сочинения) |
| |
62 | Мастерская слова. Рассказы о русской природе | 1 | Комбинированный | Анализ и редактирование изложения | Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки | Фронтальный опрос |
|
| |
63 | Предложения с однородными членами | 1 | Комбинированный | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов "и", "да", "также". Уметь различать простые и сложные предложения; находить главные члены предложения | Фронтальный опрос |
|
| |
64 | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | Комбинированный | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | Иметь представление о распространенных предложениях. Уметь писать текст по памяти; составлять предложения с однородными членами по схеме; правильно произносить слова; подбирать проверочные слова; составлять схему предложения с однородными членами | Работа в парах | Распространенные предложения |
|
|
65 | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | Комбинированный | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | Знать правила постановки занятых при однородных членах предложения. Уметь объяснять постановку занятых в предложении; писать текст по памяти; подбирать проверочные слова; объяснять изученные орфограммы | Практическая работа | Противительные союзы |
|
|
66 | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | Комбинированный | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые | Знать, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену. Уметь сравнивать предложения по составу; объяснять постановку занятых в предложении с однородными членами | Фронтальный опрос |
|
|
|
67 | Однородные второстепенные члены предложения | 1 | Комбинированный | Однородные второстепенные члены предложения | Уметь писать по памяти; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения | Работа в парах |
|
|
|
68 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Комбинированный | Знаки препинания при однородных членах предложения | Знать, что изучает раздел языка «Пунктуация». Уметь работать по памятке; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; подчеркивать главные члены предложения; составлять небольшой текст для диктанта; выделять личные окончания глаголов | Практическая работа |
|
|
|
69 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Комбинированный | Знаки препинания при однородных членах предложения | Уметь писать текст под диктовку; составлять схему предложения; писать пословицы по памяти; объяснять расстановку занятых при однородных членах предложения | Фронтальный опрос |
|
|
|
70 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Комбинированный | Знаки препинания при однородных членах предложения | Уметь письменно отвечать, употребляя где нужно однородные члены | Работа в парах |
|
|
|
71 | Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) | 1 | Контрольный | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) | Знать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению. | Фронтальный опрос |
|
|
|
72 | Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) | 1 | Комбинированный | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения | Уметь определять тип предложения по цели высказывания; объяснять название текста; редактировать предложенный текст; заменять повторы в тексте синонимичными словами, местоимениями, однородными членами предложения | Фронтальный опрос |
|
|
|
73 | Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли» | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений по развитию речи | Уметь выписывать предложения с однородными членами; составлять схему предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания | Работа в парах |
|
|
|
74 | по теме «Развертываем, распространяем мысли» | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
|
|
75 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Повторение изученного материала | Уметь выполнять работу над ошибками | Практическая работа |
|
|
|
76 | Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | Знаки препинания при однородных членах предложения | Уметь расставлять занятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; записывать предложения в логической последовательности, расставляя знаки препинания; строить схему предложения | Работа в парах |
|
|
|
77 | Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения | 2 | Комбинированный | Знаки препинания при однородных членах предложения | Уметь расставлять занятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; строить схему предложения; вставлять пропущенные буквы | Практическая работа |
|
|
|
78 | Мастерская слова. Изложение «Переправа» | 1 | Контрольный | Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста; отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение | Письменное изложение (35 минут) |
|
|
|
79 | Анализ и редактирование изложения | 1 | Комбинированный | Анализ и редактирование изложения | Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки | Фронтальный опрос |
|
|
|
80 | Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”» | 1 | Обобщение знаний | Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения | Знать знаки препинания в русском языке. Иметь представление о том, что система правил о постановке знаков препинания называется пунктуацией. Уметь составлять статью для детской энциклопедии «Тайна русских слов»; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, какие разделы (рубрики) могут быть в сборнике; какие статьи об истории русских слов, особенностях их употребления в современной устной и письменной речи могут быть интересны и полезны для сверстников; выбирать наиболее интересный раздел и определять, какую статью можно приготовить для сборника; продумывать, как строить предложения, чтобы описать интересные языковые явления, заинтересовать читателей; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя) | Работа в парах |
|
|
|
81 | Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”» | 1 | Обобщение знаний | Практическая работа |
|
|
| ||
82-84 | Используем средства языка при общении. Проект "Словарик речевого этикета" | 3 | Обобщение знаний | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) | Уметь составлять статью для проекта «Словарик речевого этикета»; подбирать устойчивые фразы; подбирать единомышленников -составителей, избирать редакторов; определять, на какие темы (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, поздравление, пожелание) будут подобраны слова и устойчивые фразы в словарике; разобраться, как составляется словарная статья; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя) | Работа в парах |
|
|
|
85 | Вспоминаем части речи | 1 | Комбинированный | Части речи | Знать изученные части речи. Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно». | Работа в парах |
|
|
|
86 | Связь слов в предложениях | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложениях | Уметь устанавливать связь слов в предложении; выписывать из текста пары слов, которые сочетаются между собой в форме множественного числа; распространять предложения; указывать части речи и члены предложения; составлять предложения из данных слов | Фронтальный опрос |
|
|
|
87 | Изменение частей речи по числам и родам | 1 | Комбинированный | Изменение частей речи по числам и родам | Знать, что по числам изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | Работа в парах |
|
|
|
88 | Изменение частей речи по числам и родам | 1 | Комбинированный | Изменение частей речи по числам и родам | Знать, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, а имена прилагательные и глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Уметь вставлять пропущенные окончания; указывать части речи; определять род | Самостоятельная работа по образцу |
|
|
|
89 | Имеют ли личные местоимения значения рода и числа? | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Знать личные местоимения, что значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа. Уметь указывать род у местоимений 3-го лица; определять члены предложения; изменять местоимения по числам | Практическая работа |
|
|
|
90 | Имеют ли личные местоимения значения рода и числа? | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Уметь редактировать текст; определять число и род местоимений | Работа в группах | Склонение личных местоимений |
|
|
91 | Спряжение и склонение | 1 | Комбинированный | Спряжение и склонение | Уметь обобщать сведения о глаголе по плану; делить на группы; составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа; объяснять изученные орфограммы | Фронтальный опрос |
|
|
|
92 | Спряжение и склонение | 1 | Комбинированный | Спряжение и склонение | Уметь заканчивать мысли, выраженные в предложении; указывать спряжение глагола; спрягать глаголы; оформлять правильно текст при списывании; указывать члены предложения | Работа в парах |
|
|
|
93 | Спряжение и склонение | 1 | Комбинированный | Спряжение и склонение | Знать, что глаголы спрягаются, существительные — склоняются; что именительный падеж является начальной формой склоняемых частей речи (имен существительных, имен прилагательных, местоимений, числительных). Уметь определять падеж имен существительных; составлять предложения с существительными в данном падеже; записывать словосочетания | Фронтальный опрос |
|
|
|
94-95 | Спряжение и склонение | 1 | Комбинированный | Спряжение и склонение | Знать термин «склоняемые». Уметь склонять имена существительные и мена прилагательные; определять главное и зависимое слово в словосочетании; писать по памяти; подбирать проверочные слова; отвечать на , вопрос «Который час?» | Практическая работа. Самостоятельная работа по таблице |
|
|
|
96 | Склонение личных местоимений | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Знать, что местоимение в роли подлежащего всегда употребляется в форме именительного падежа. Уметь выполнять синтаксический разбор прёдложений; указывать число местоимений; склонять личные местоимения; сопоставлять формы «они» - «их» | Фронтальный опрос | Склонение личных местоимений |
|
|
97 | Склонение личных местоимений | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Уметь определять формы падежей личных местоимений по предлогам; выделять в тексте предлоги; записывать предложения, вставляя местоимения по смыслу; составлять предложения, правильно употребив местоимения | Работа в парах |
|
|
|
98 | Склонение личных местоимений | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Знать склоняемые части речи. Уметь расставлять знаки препинания; вставлять пропущенные буквы; записывать предложения, употребляя местоимения в нужном падеже; выполнять синтаксический разбор предложения; определять падеж существительных и местоимений | Фронтальный опрос |
|
|
|
99 | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения | 1 | Комбинированный | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Знать, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания. Уметь определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания | Работа в парах |
|
|
|
100 | Правописание безударных гласных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения | 1 | Комбинированный | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Знать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь дополнять таблицу "Родовые окончания имен существительных"; записывать словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании; записывать имена существительные в нужном падеже | Практическая работа |
|
|
|
101-102 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 2 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь выполнять разбор слова по составу; проверять написание слов с изученными орфограммами; склонять существительные единственного числа; выделять окончание; ставить в словах знак ударения; указывать склонение; составлять словосочетания; записывая зависимые слова в творительном падеже; объяснять написание собственных слов; давать этимологическую справку слову "странный"; составлять предложения с существительными в предложном падеже | Самопроверка по образцу. Фронтальный опрос |
|
|
|
104 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь выделять окончания имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже; подчеркивать орфограммы в корнях; подбирать проверочные слова; правильно писать слова с сочетанием чк | Самостоятельная работа по образцу |
|
|
|
105 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окончаниях пишется е. Уметь употреблять слова "туфля", "автомобиль", "председатель" в формах Д.п., П.п., Т.п., указывать главные и зависимые слова в словосочетании; выделять окончания имен существительных; объяснять изученные орфограммы; указывать падеж и склонение имен существительных; решать орфографическую задачу | Практическая работа |
|
|
|
106 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь правильно писать и определять безударные падежные окончания имен существительных; объяснять смысл пословиц; записывать формы слов с предлогами | Фронтальный опрос |
|
|
|
107 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь записывать текст, употребляя слова в нужном падеже; выделять корни в однокоренных словах; образовывать формы творительного и предложного падежей; писать под диктовку, по памяти; расставлять запятые | Работа в парах |
|
|
|
108 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь сопоставлять падежные окончания имен существительных во множественном числе с окончаниями склонения этих существительных в единственном числе; сопоставлять значения слов; объяснять изученные орфограммы | Фронтальный опрос |
|
|
|
109 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь расшифровывать и дополнять схему; составлять словосочетания по образцу; рассказывать с опорой на таблицу о правописании безударных падежных окончаний имен существительных; указывать род, падеж и склонение имен существительных | Работа в парах |
|
|
|
111 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь дополнять схему; указывать число, падеж имен существительных; подбирать проверочные слова; объяснять пословицы | Взаимопроверка |
|
|
|
112 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных | Уметь склонять существительные в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквы; подбирать синонимы к слову "доблесть"; расшифровывать сложносокращенные слова и записывать словосочетания | Самостоятельная работа по образцу |
|
|
|
114 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | Уметь употреблять прилагательные в словосочетаниях в нужном падеже; указывать род и падеж склоняемых частей речи; объяснять устойчивые сочетания; выделять окончания; составлять предложения, используя данные словосочетания | Фронтальный опрос |
|
|
|
115 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | Уметь выделять окончания прилагательных; подчеркивать безударные окончания имен прилагательных; находить "лишнее" прилагательное; указывать падеж склоняемых частей речи | Работа в парах |
|
|
|
116 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | Уметь составлять словосочетания с данными словами; объяснять смысл пословиц; подбирать заголовок к данному тексту; писать по памяти; объяснять изученные орфограммы | Практическая работа |
|
|
|
117 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | Знать варианты окончаний имен прилагательных в форме именительного падежа мужского рода (-ой, -ый). Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст | Фронтальная проверка |
|
|
|
118-121 | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | 4 | Комбинированный | Правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных | Уметь правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных | Самостоятельная работа по образцу |
|
|
|
122-124 | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | 3 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений | Фронтальный опрос | Склонение личных местоимений |
|
|
125 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 1 | Комбинированный | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Знать, какие части речи склоняются. Уметь называть падежные формы склоняемых частей речи; использовать таблицу в качестве справочного материала при выборе "конкурирующих" гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных; записывать слова в два столбика (с безударными гласными в корне и с безударными гласными в окончании); объяснять название текста; составлять предложения из набора слов; редактировать текст с речевыми и орфографическими недочетами | Работа в парах |
|
|
|
126 | Обобщение по теме "Формы частей речи, или Как изменяются разные части речи" | 1 | Обобщение знаний | Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; указывать склонение и падеж имен существительных; выделять безударные падежные окончания; подбирать синонимы; определять значение слова "больно (горячи)" | Практическая работа |
|
|
|
127 | Обобщение по теме "Формы частей речи, или Как изменяются разные части речи" | 1 | Обобщение знаний | Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст; писать под диктовку | Самостоятельная работа |
|
|
|
128 | Диктант по теме "Формы частей речи, или Как изменяются разные части речи" | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
|
|
129 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений по изученному материалу | Уметь выполнять работу над ошибками | Практическая работа |
|
|
|
130-131 | Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а | 2 | Комбинированный | Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Уметь выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных, прилагательных; записывать текст, вставляя недостающие буквы | Работа в парах |
|
|
|
132 | Мастерская слова. Изложение "Таинственный ночной гость" | 1 | Контрольный | Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь письменно пересказывать текст; определять тему текста; тип текста; делить текст на смысловые части; формулировать основную мысль текста; анализировать предложенные заголовки; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план; письменно пересказывать текст | Письменное изложение (35 минут) | Создание небольшого текста (сочинения) |
|
|
133 | Анализ и редактирование изложения | 1 | Комбинированный | Анализ и редактирование изложения | Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки | Фронтальный опрос |
|
|
|
136 | Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств | 1 | Комбинированный | Части речи | Знать роль каждой части речи в предложении. Уметь описывать ситуации, изображенные на рисунке; указывать части речи в предложении; подчеркивать главные члены предложения; составлять предложения из набора слов; графически (стрелками) показывать смысловую связь слов в предложении; указывать падежи склоняемых частей речи; находить изученные орфограммы; составлять предложения по предложенным схемам. Иметь представление о том, какие части речи составляют словосочетания-подлежащее | Работа в парах | Числительные |
|
|
137 | Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств | 2 | Комбинированный | Части речи | Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных. Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения; составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста | Практическая работа | Полные и краткие имена прилагательные |
|
|
138 | Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств | 1 | Комбинированный | Части речи | Уметь редактировать предложения; записывать предложения, используя формы глаголов "рисовать", "писать", "изображать"; анализировать |
|
|
|
|
139 | Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств | 1 | Комбинированный | Части речи | Иметь представление о том, что у действия тоже могут быть признаки (образ, время, место, направление, причина, цель, условие действий). Уметь записывать текст, разбивая его на предложения; расставлять знаки препинания; вставлять пропущенные буквы; выделять части речи и подчеркивать члены предложения; выписывать словосочетания; задавать в слово- сочетании вопрос от главного слова; писать по памяти; различать употребление слов «опять» и «обратно» | Фронтальный опрос |
|
|
|
140 | Изменение и правописание частей речи | 1 | Комбинированный | Изменение и правописание частей речи | Знать, как изменяются слова разных частей речи. Уметь дописывать предложения; указывать формы (падеж, лицо) частей речи, использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные - антонимы в тексте и указывать их род и падеж | Работа в парах |
|
|
|
141 | Изменение и правописание частей речи | 1 | Комбинированный | Изменение и правописание частей речи | Уметь объяснять употребление мягкого знака; указывать части речи; определять лицо, число глаголов; производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания в предложении; составлять инструкцию по изготовлению из бумаги нарисованной игрушки | Фронтальный опрос |
|
|
|
142 | Изменение и правописание частей речи | 1 | Комбинированный | Изменение и правописание частей речи | Уметь записывать слова в указанной последовательности (слова, имеющие корень и окончание; слова, имеющие корень, суффикс, окончание); вставлять недостающие буквы; указывать части речи; составлять словосочетания по схемам прил. +сущ., гл. +сущ.; приводить примеры, в каких частях слова безударные гласные можно проверять ударными; составлять таблицу о проверке парных согласных; пользоваться толковым словарем; составлять цепочку родственных слов; различать собственные и нарицательные имена существительные; объяснять выражение «Пахло сеном в ночах июня» | Практическая работа |
|
|
|
143 | Служебные части речи | 1 | Комбинированный | Части речи. Предлоги, союзы. Их роль в речи | Знать, для чего используются предлоги, союзы, частицы. | Самостоятельная работа |
|
|
|
144 | Служебные части речи | 1 | Комбинированный | Предлоги, союзы. Их роль в речи | Уметь собирать пословицы; находить в тексте изученные орфограммы | Фронтальный опрос | Частицы |
|
|
145 | Распространяем предложения | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве). Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов; употреблять мягкий знак на письме | Фронтальный опрос |
|
|
|
146 | Распространяем предложения | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Уметь производить синтаксический предложений; записывать словосочетания, дописывая нужные окончания; указывать падежи над склоняемыми частями речи, а над глаголами - их формы; составлять 2-3 предложения, используя данные словосочетания; указывать известные члены предложения и части речи; писать по памяти | Самостоятельная работа |
|
|
|
147 | Строим тексты, связывая части и предложения | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Иметь представление о частях текста (вступление, развитие, событие, заключение). Уметь называть разновидности текстов повествовательного типа речи (кулинарный, наблюдение, рассказ о событии); определять тему текста; озаглавливать текст; определять количество частей в тексте; письменно пересказывать текст | Практическая работа |
|
|
|
148 | Строим тексты, связывая части и предложения | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Уметь составлять рассказ по рисункам; анализировать текст-описание картины; письменно воспроизводить описание картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели" | Работа в парах |
|
|
|
149 | Строим тексты, связывая части и предложения | 1 | Комбинированный | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Уметь наблюдать, с помощью каких слов осуществляется смысловая связь между частями текста и предложениями; записывать текст, подчеркивая выделенные слова; определять тип текста; писать по памяти | Фронтальный опрос |
|
|
|
150-151 | Строим тексты, связывая части и предложения | 2 | Комбинированный | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Уметь определять, какие типы речи сочетаются в отзыве мальчика; приводить примеры из текста; списывать части текста, в которых дается информация, почерпнутая автором из книги; строить и озаглавливать тексты, связывая части и предложения; делить текст на части | Фронтальный опрос |
|
|
|
Работа в парах |
|
|
| ||||||
152 | Язык мой - друг мой | 1 | Комбинированный | Слово и его значение | Уметь находить в тексте слова-антонимы; писать по памяти; записывать основную часть текста; подчеркивать в тексте сравнения и слова, употребленные в переносном значении; определять тему и основную мысль стихотворения | Практическая работа |
|
|
|
153 | Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте» | 1 | Обобщение знаний | Части речи. Члены предложения | Уметь списывать безошибочно; подчеркивать строки, в которых выражена основная мысль; указывать части речи | Работа в группах по образцу |
|
|
|
155 | Диктант по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте» | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
|
|
156 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на изученные орфограммы | Уметь выполнять работу над ошибками | Практическая работа |
|
|
|
157-158 | Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е | 2 | Комбинированный | Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | Уметь правильно выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных; указывать части речи | Работа в парах |
|
|
|
159 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста (75-80 слов) | Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант (35 минут) |
|
|
|
163 | Язык мой друг мой. Проект "Сборник русских пословиц "Пословица - всем делам помощница" | 1 | Обобщение знаний | Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной форме несложных текстов; овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения | Иметь представление об истории праздника дня славянской культуры и письменности. Уметь объяснять выражение "Красна речь пословицей"; приводить примеры пословиц о языке; объяснять, почему русский язык надо беречь; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, чем будет отличаться справочник от известных сборников пословиц; определять, по каким темам можно распределить материал сборника; выбирать интересную для работы рубрику, направление работы; наблюдать над речью героев литературных произведений, окружающих людей; отбирать интересные примеры для сборника; распределять роли (редактора, составителя справочника, авторов статей по толкованию пословиц, рассказов по пословицам, художников, составителей макета, изготовителей) | Фронтальный опрос |
|
|
|
165 | Язык мой друг мой. Проект "Сборник русских пословиц "Пословица - всем делам помощница" | 1 | Обобщение знаний | Работа в парах. Проверочная работа |
|
|
| ||
166 | Язык мой — друг мой. Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”» | 1 | Обобщение знаний | Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной форме несложных текстов; овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения | Уметь называть книги, которые помогли узнать много нового и интересного о мире; составлять список любимых книг; обсуждать, кому будут адресованы ваши советы о чтении книг; определять, о какой прочитанной книге вы можете рассказать и почему именно ее хотите посоветовать прочитать другому; определять, как будете строить свой текст, чтобы заинтересовать других читателей; выбирать рисунки и иллюстрации; распределять роли (редактор-составитель, автор текстов о книгах, иллюстраторы, составитель макета, изготовитель) | Практическая работа |
|
|
|
167 | Язык мой — друг мой. Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”» | 1 | Обобщение знаний | Работа в парах |
|
|
| ||
170 | Обобщение по теме "Синтаксис" | 1 | Обобщение знаний | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения | Уметь подбирать проверочные слова; указывать члены предложения; составлять словосочетания; работать с деформированным текстом; различать слова, словосочетания и предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | Работа в парах | Различение и употребление в речи простых и сложных предложений |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...