Урок-путешествие "Антонимы"
материал по русскому языку по теме
Урок - путешествие "Антонимы", русский язык 2 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_2.pptx | 1.68 МБ |
k_uroku_antonim.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страна слов
Словарная работа г.рой за.тра м.чта р.бята клас . герой завтра мечта ребята класс
Озеро Многозначных слов
Равнина
слова бежать лететь мчаться мрак, тьма сумерки потёмки ребята дети малыши скорый быстрый торопливый 2 1 3 4
Равнина Синонимов
Лес Антонимов
Предварительный просмотр:
Учитель: Панькина Ирина Витальевна
Класс: 2 класс
Предмет: Русский язык
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова,
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- расширить лексический запас учащихся;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие:
- развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в парах; самопроверка, сваимопроверка;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Начальная школа XXIвека»
Используемое оборудование: Наглядные пособия: карта Страны Слов. ПК, презентация.
Краткое описание:
Урок-путешествие по теме «Антонимы» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»).
Ход урока:
- Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся в Страну Слов. У меня есть карта этой страны, но на ней нет всех названий станций. Поэтому нам самим придётся их дописывать. И это, ребята, замечательно, потому что мы сможем почувствовать себя не только путешественниками, но и исследователями. А поедем мы в Страну Слов на волшебном поезде. Волшебный он от того, что топливом для него служат ваши знания.
- Словарная работа
Для того, чтобы поезд тронулся, вам нужно правильно вставить буквы в слова, написанные на его вагонах. Слова: г.рой, за.тра, м.чта, р.бята, кла..
- Актуализация прежних знаний.
- Молодцы, ребята, вы правильно вставили буквы и мы отправляемся в путь.
1 станция. Озеро (Многозначных слов)
- И вот мы с вами в волшебной Стране Слов. Первое, что встречается нам на пути – это озеро. А как оно называется, вы сможете узнать, выполнив задания. Я буду читать вам лексическое значение слов, а вы отгадывать их.
1. Кушанье из сваренной крупы.(манная, гречневая, овсяная)
2. Приспособление для запирания и отпирания замка.
3. Что-то беспорядочное, путаница, часто говорят, что это в голове.
4. Знак в начале нотной строки.
- Какие слова у нас получились? (каша, ключ)
-Почему лексических значений я прочитала вам четыре, а слов получилось два? Как называются такие слова? (это многозначные слова).
- Правильно, ребята. Это многозначные слова. И озеро носит такое же название – озеро Многозначных слов.
Поехали дальше
2 станция. Равнина (Синонимов)
- Миновали мы с вами озеро Многозначных Слов и выехали на равнину. Посмотрите, Слова здесь живут в домиках. Подумайте, почему Слова заселились в домики именно так? Что это за слова, как они называются?
1 дом: бежать, лететь, мчаться
2 дом: мрак, тьма, темнота, сумерки, потёмки
3 дом: скорый, быстрый, торопливый
4 дом: дети, ребята, детвора, малыши
- Какие слова мы называем синонимами? (близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос). Для чего нам нужны синонимы?
- Нам нужно заправить наш волшебный поезд, потребуются ваши знания. Какие ещё слова мы можем поселить в 4 домик? Подберите синонимы к слову «дети».
Физминутка.
- Знакомство с новым материалом.
3 станция. Лес (Антонимов)
- Перед нами лес. Жители этого леса очень интересные – они живут парами.
- Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать о них?
(На доске изображения весёлого и грустного лица, большого и маленького человека, бегущего и стоящего человечка, день-ночь).
- Запишите в тетрадь получившиеся пары слов.
Весёлый – грустный, бежит - стоит, большой - маленький, день-ночь.
- Определите, на какие вопросы отвечают слова в первой паре. Надпишите части речи. Одинаковые ли они?
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (оно противоположное)
(Та же работа проводится с остальными парами слов)
- Ребята, слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие противоположное значение, называются антонимами. И лес, который находится в Стране Слов, носит такое же название.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
- На какое слово похоже слово «антоним»? (синоним)
- Чем? (конец слова «оним»)
- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный), то и получится антоним.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
А теперь мы поработаем с учебником. Открывайте с. 60. Рассмотрите картинки, сравни их. Начни слева направо. Запиши слова парами. Что объединяет эти слова? (Они противоположные по значению). Каждая группа получает задание.
Выполняются задания в тетради.
1 группа - уч. с. 61, упр.2
2 группа – уч. с. 61, упр. 3
После выполнения задания поменяйтесь тетрадями, сделайте проверку выполненной работы.
Объяснение дом. задания: уч. с. 61, упр. 4
- Итак, ребята, наше путешествие по Стране Слов подходит к концу. Мы сегодня с вами дали название безымянному лесу, озеру, равнине.
5. Итог урока. Рефлексия.
Продолжите предложения
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились.
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:… .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:… .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:… .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты:… .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:… .(конец)
Думай медленно, работай быстро.
Не дорого начало, похвален конец.
6. Домашнее задание. Страница 61 №4
- Урок окончен. Все свободны!
Дополнительное задание.
Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.
(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа, весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)