"Сибиряки за родину сражались"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе (развитие речи) Письмо солдату ВОВ. Работа в группах. Урок построен на краеведческом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_poymennaya_sosh.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МКОУ Пойменная СОШ

                                              Тогучинского района

                                             Новосибирской области  

         «Сибиряки за Родину сражались»

            урок развития речи в 3 классе

           Учитель начальных классов Шпак Елена Юрьевна

           1 квалификационная категория

                                                          2012г

УМК « Школа России»

 Предмет: русский язык 3 класс

                                                  Тема урока:  «Сибиряки за Родину сражались»

                                                  Тип урока: развитие речи.

                                                  Форма урока: работа в группах.

Цель: развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи в ходе работы с языковым материалом.

Задачи:

  1. Формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне,
  2. Расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала.
  3. Формирование интереса к учению через групповые формы работы.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине – России.

Оборудование:

Компьютерная презентация; с песнями военных лет, карта России, карточки со словами, рисунок реки

                                          Ход урока.

  1. Орг. момент.

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.  Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните  и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

- Сегодня на уроке мы поплывем по реке – памяти, по реке – истории нашей Родины. Начнем мы урок с удивительного слова  «Родина»

  1. Введение в тему.  Актуализация знаний.

Ученица читает стихотворение.

                  Утром солнышко встает,

                  Всех на улицу зовет.

                  Выхожу из дома я, -

                  Здравствуй, улица моя!

                  Я пою – и в вышине

                  Подпевают птицы мне.

                  Травы шепчут мне в пути:

                  Ты скорей, дружок, расти.

                  Отвечаю травам я,

                  Отвечаю ветрам я,

                  Отвечаю солнцу я, -

                  Здравствуй, Родина моя!

- Как вы понимаете слово Родина? ( свободные высказывания детей)

Родина, родной край, родная сторона, родная страна. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина!

- Давайте прочитаем толкование этого слова в словаре.

- С чего начинается родина?

Аудиозапись – 1 куплет песни « С чего начинается Родина»

- Прочитайте предложения.(1слайд)

1. Россия – наша Родина.

2. Я люблю  свою деревню,  свою малую родину.

К реке – памяти прикрепляется слово « Родина»

- Назовите нашу большую Родину? (Россия)

- Назовите малую родину? ( Пойменное, Вассино, Кадниха, Марай, …

- Перед нами висит карта России. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.

- В какой части нашей большой Родины,  находится наша малая родина?

 ( Сибирь)

- Назовите имена собственные.

  1. Открытие новых знаний.

Работая в группах, запишите несколько предложений с этими словами.

Группы зачитывают предложения. Листы прикрепляют к доске.

- Мы уже сказали, что нашей малой родиной можно назвать наш край Сибирь. Посмотрите, она занимает большую часть России. Произнесите в полголоса слово Сибирь. Как вы думаете, какая она?

- Какие должны быть люди этого края?

У каждой группы есть карточка, где зашифрованы слова, каждой букве соответствует порядковый номер в алфавите. Разгадав их, мы поймем основную мысль нашего урока.

   с

       и

     б

    и

   р

  Я

   к

   и

   19

     10

      2

   10

   18

  33

    12

   10

 

   с

    р

   а

   ж

   а

   л

   И

   с

  ь

  19

  18

   1

   8

   1

   13

   10

   19

30

   з

    а

   р

  о

  д

  И

  н

  у

   9

    1

   18

  16

  5

  10

  15

  21

- Какие предложения  можно собрать из этих слов?

Сибиряки за Родину сражались.

- Почему я предлагаю этот вариант? Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Аудиозапись песни « Священная война»

Слайд 3

- О какой страшной дате пойдет речь? (  Дату прикрепляем на реку – памяти).

- Почему я назвала её страшной?

Ученик: Впереди четыре года войны – страшной, жестокой войны. Она унесет миллионы людских жизней: жены потеряют мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей останутся сиротами.

            Слайд 4.

Стихотворение подполковника В.Н Шевчука, участника войны.

                    В Сибири не было войны.

                    Но на полях под Сталинградом

                    Лежат сибирские сыны,

                    Как и в болотах  Ленинграда.

                    В Сибири не было …  войны.

- В Сибири не было войны, но воины – сибиряки принимали участие во всех битвах за Родину. Вспомним места сражений.

                    Было много страшных битв,

                    В которых враг проклятый был разбит.

                    Великое сраженье под Москвой,

                    В котором мы врагу сказали грозно: «Стой»!

                   

                    Конечно нужно вспомнить Сталинград,

                    И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград…

На реке – памяти размещаются названия самых жестоких сражений.

- Из нашей области ушло на войну почти 650000 человек, пало в боях 150000. Из нашего района на войну ушло 15000 человек, не вернулось домой 12500, из наших деревень не вернулось 336 человек. Светлая им память!

Числа размещаем на реке – памяти.

Ученик:                   Миллионы из вас до победной весны не дожили,

                                  За победу цена такова, что немеют уста

                                  Вы живые и мертвые, честно

                                  Отчизне служили,

                                  Перед матерью – Родиной совесть навеки чиста.

                                  Слава вам храбрые,

                                  Слава, бесстрашные!

                                  Вечную славу поет вам народ.

Особое место  в жизни каждого из нас занимают родственники. Вся жизнь людей старшего поколения связана с жизнью нашей страны. В годы войны дедушки и прадедушки защищали от врагов нашу Отчизну. В тылу работали женщины и дети. Старшее поколение уходит. Все меньше и меньше остается очевидцев тех событий. Вспомним тех, кто приближал Победу!

 Ответы детей, клеим на реку – памяти.

- Какими качествами должны обладать эти люди?

( смелый, выносливый, бесстрашный,  отважный…)

- Подберите к прилагательным однокоренные существительные. Составьте предложение о воине – солдате.

  1.  Самостоятельная работа учащихся.

Слайд 5.

Звучит песня « В землянке»

 - Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма. Их писали сидя в окопах, землянках солдаты своим родным.

- Как вы думаете, о чем они могли писать?

- Ждали писем солдаты. А хотели бы они получить письмо от своих потомков, узнать, как будут жить их внуки и правнуки?

Давайте напишем письма из будущего в прошлое. Скажем спасибо за мирное небо над головами. Все что видите на доске, все имена, даты, названия, слова, вы можете использовать в своем письме.

Аудиозапись песни «Журавли» (очень тихо)

Готовые письма сворачиваем треугольниками, прикрепляем к реке – памяти.

  1. Итог урока.

- Посмотрите на реку – памяти. Мы с вами создали большой проект, но не хватает одной даты. Какой? (9 мая 1945г) Об этом мы поговорим на другом уроке.

Приложение:

  1. Список литературы используемой при подготовке урока.
  1. « Знай и люби свой край» ( из опыта работы) Новосибирск НИПКиПРО 2009г  автор- составитель З.В. Бродовских
  2. « Практика» пособие для учителя, приложение к журналу «Начальная школа»  №4 – 2009г, №10 – 2009г
  3.  « Педагогическое творчество» №1 -2006г,№1 – 2001г

  1. Сообщения детей.
  1. Городецкий Федор Евдокимович

Родился в 1915 году в селе Марай. Сейчас ему 94 года. В 1941 году его призвали в армию и отправили в Подмосковье. Он участник Московской битвы. В 1942 году он был ранен, лечился в госпитале, а потом его отправили домой. Федор Евдокимович награжден орденом «Отечественной войны 1 степени». ( Янченко Алена 3 класс)

  1. Соковчук Сергей Селиверствович.

          Я хочу рассказать о завхозе нашей школы Соковчуке Сергее             Селиверствовиче. Он участвовал в Сталинградской битве, был связистом.

          Однажды кончился кабель, а связь батальону необходима. Вместе с  напарником – связистом и пятью автоматчиками поползли в тыл к немцам и украли у них катушку с кабелем. За это их наградили медалями « За Отвагу»

        День Победы 9 мая Сергей Селиверствович встретил в Чехословакии.

                                  ( Гришина Ангелина 3 класс)

  1. Охотин Павел Петрович

      Мой прадедушка Охотин Павел Петрович 1918г рождения прошел весь   фронт. Освобождал Украину от фашистских захватчиков. Освобождал Чехословакию. Домой вернулся в 1946 году. Имел множество ранений. Было сильное ранение в голову.  Умер в 1954 году после операции на голове

                                             (Липина Яна 3 класс)

  1. Тимофеев Алексей Петрович.

Мой дедушка 1923 г рождения жил в Вассино. В 1941 году добровольцем идет на фронт.

В 1941 году получил медаль «За Отвагу».

 За бой, в котором мой дедушка заменил убитого пулеметчика, был вручен орден « Красной звезды». Это было в 1944 году. Орден он получил уже в госпитале.

После госпиталя  был направлен в Заполярье. Он ходил в разведку. Однажды взвод был окружен со всех сторон. Бойцы пошли на пролом. За это был награжден медалью

« За боевые заслуги», « За оборону Заполярья». В 1945 году вернулся домой.  Работал в совхозе.       ( Тимофеев Ваня 3 класс)

  1. Гришанков Василий Леонтьевич.

Мой прадедушка  родился в селе Кадниха. В 16 с половиной лет его призвали на фронт. Это было в 1944 году. Его отправили на Дальний Восток в погранвойска.

Мой прадедушка участвовал в войне с Японией. За участие в  войне награжден орденом « Отечественной войны 2 степени», медалью « За боевые заслуги», « За победу над Японией», « За победу над Германией».

                                          ( Стадникова Валерия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие в 3 классе на тему "Они сражались за Родину"

Данное мероприятие подходит для проведения в 3 классе перед праздником "День победы"...

Они сражались за Родину

В канун празднования 67 годовщины Великой победы над фашистскими захватчиками, в нашем классе был проведён урок мужества. Ребята с гордостью рассказывали про своих предков, воевавших за освобождение н...

Они сражались за Родину.

Классный час о подвиге братьев Степановых....

Классный час "Они сражались за Родину"

Классный час "Они сражались за Родину"...

Классный час «Они сражались за Родину» - Тувинские добровольцы»

Материал для проведения классного часа об участниках героях Великой Отечественной войны - тувинских добровольцах....

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Они сражались за Родину!"

Это мероприятие посвящается ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям, пережившим войну и блокаду Ленинграда, всем тем, кто завоевал Победу! Данный материал поможет в изучении исто...