"Сибиряки за родину сражались"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе (развитие речи) Письмо солдату ВОВ. Работа в группах. Урок построен на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_poymennaya_sosh.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Пойменная СОШ
Тогучинского района
Новосибирской области
«Сибиряки за Родину сражались»
урок развития речи в 3 классе
Учитель начальных классов Шпак Елена Юрьевна
1 квалификационная категория
2012г
УМК « Школа России»
Предмет: русский язык 3 класс
Тема урока: «Сибиряки за Родину сражались»
Тип урока: развитие речи.
Форма урока: работа в группах.
Цель: развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи в ходе работы с языковым материалом.
Задачи:
- Формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне,
- Расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала.
- Формирование интереса к учению через групповые формы работы.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине – России.
Оборудование:
Компьютерная презентация; с песнями военных лет, карта России, карточки со словами, рисунок реки
Ход урока.
- Орг. момент.
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
- Сегодня на уроке мы поплывем по реке – памяти, по реке – истории нашей Родины. Начнем мы урок с удивительного слова «Родина»
- Введение в тему. Актуализация знаний.
Ученица читает стихотворение.
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
- Как вы понимаете слово Родина? ( свободные высказывания детей)
Родина, родной край, родная сторона, родная страна. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина!
- Давайте прочитаем толкование этого слова в словаре.
- С чего начинается родина?
Аудиозапись – 1 куплет песни « С чего начинается Родина»
- Прочитайте предложения.(1слайд)
1. Россия – наша Родина.
2. Я люблю свою деревню, свою малую родину.
К реке – памяти прикрепляется слово « Родина»
- Назовите нашу большую Родину? (Россия)
- Назовите малую родину? ( Пойменное, Вассино, Кадниха, Марай, …
- Перед нами висит карта России. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
- В какой части нашей большой Родины, находится наша малая родина?
( Сибирь)
- Назовите имена собственные.
- Открытие новых знаний.
Работая в группах, запишите несколько предложений с этими словами.
Группы зачитывают предложения. Листы прикрепляют к доске.
- Мы уже сказали, что нашей малой родиной можно назвать наш край Сибирь. Посмотрите, она занимает большую часть России. Произнесите в полголоса слово Сибирь. Как вы думаете, какая она?
- Какие должны быть люди этого края?
У каждой группы есть карточка, где зашифрованы слова, каждой букве соответствует порядковый номер в алфавите. Разгадав их, мы поймем основную мысль нашего урока.
с | и | б | и | р | Я | к | и |
19 | 10 | 2 | 10 | 18 | 33 | 12 | 10 |
с | р | а | ж | а | л | И | с | ь |
19 | 18 | 1 | 8 | 1 | 13 | 10 | 19 | 30 |
з | а | р | о | д | И | н | у | |
9 | 1 | 18 | 16 | 5 | 10 | 15 | 21 |
- Какие предложения можно собрать из этих слов?
Сибиряки за Родину сражались.
- Почему я предлагаю этот вариант? Какие слова написаны с большой буквы? Почему?
Аудиозапись песни « Священная война»
Слайд 3
- О какой страшной дате пойдет речь? ( Дату прикрепляем на реку – памяти).
- Почему я назвала её страшной?
Ученик: Впереди четыре года войны – страшной, жестокой войны. Она унесет миллионы людских жизней: жены потеряют мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей останутся сиротами.
Слайд 4.
Стихотворение подполковника В.Н Шевчука, участника войны.
В Сибири не было войны.
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны,
Как и в болотах Ленинграда.
В Сибири не было … войны.
- В Сибири не было войны, но воины – сибиряки принимали участие во всех битвах за Родину. Вспомним места сражений.
Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно: «Стой»!
Конечно нужно вспомнить Сталинград,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград…
На реке – памяти размещаются названия самых жестоких сражений.
- Из нашей области ушло на войну почти 650000 человек, пало в боях 150000. Из нашего района на войну ушло 15000 человек, не вернулось домой 12500, из наших деревень не вернулось 336 человек. Светлая им память!
Числа размещаем на реке – памяти.
Ученик: Миллионы из вас до победной весны не дожили,
За победу цена такова, что немеют уста
Вы живые и мертвые, честно
Отчизне служили,
Перед матерью – Родиной совесть навеки чиста.
Слава вам храбрые,
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Особое место в жизни каждого из нас занимают родственники. Вся жизнь людей старшего поколения связана с жизнью нашей страны. В годы войны дедушки и прадедушки защищали от врагов нашу Отчизну. В тылу работали женщины и дети. Старшее поколение уходит. Все меньше и меньше остается очевидцев тех событий. Вспомним тех, кто приближал Победу!
Ответы детей, клеим на реку – памяти.
- Какими качествами должны обладать эти люди?
( смелый, выносливый, бесстрашный, отважный…)
- Подберите к прилагательным однокоренные существительные. Составьте предложение о воине – солдате.
- Самостоятельная работа учащихся.
Слайд 5.
Звучит песня « В землянке»
- Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма. Их писали сидя в окопах, землянках солдаты своим родным.
- Как вы думаете, о чем они могли писать?
- Ждали писем солдаты. А хотели бы они получить письмо от своих потомков, узнать, как будут жить их внуки и правнуки?
Давайте напишем письма из будущего в прошлое. Скажем спасибо за мирное небо над головами. Все что видите на доске, все имена, даты, названия, слова, вы можете использовать в своем письме.
Аудиозапись песни «Журавли» (очень тихо)
Готовые письма сворачиваем треугольниками, прикрепляем к реке – памяти.
- Итог урока.
- Посмотрите на реку – памяти. Мы с вами создали большой проект, но не хватает одной даты. Какой? (9 мая 1945г) Об этом мы поговорим на другом уроке.
Приложение:
- Список литературы используемой при подготовке урока.
- « Знай и люби свой край» ( из опыта работы) Новосибирск НИПКиПРО 2009г автор- составитель З.В. Бродовских
- « Практика» пособие для учителя, приложение к журналу «Начальная школа» №4 – 2009г, №10 – 2009г
- « Педагогическое творчество» №1 -2006г,№1 – 2001г
- Сообщения детей.
- Городецкий Федор Евдокимович
Родился в 1915 году в селе Марай. Сейчас ему 94 года. В 1941 году его призвали в армию и отправили в Подмосковье. Он участник Московской битвы. В 1942 году он был ранен, лечился в госпитале, а потом его отправили домой. Федор Евдокимович награжден орденом «Отечественной войны 1 степени». ( Янченко Алена 3 класс)
- Соковчук Сергей Селиверствович.
Я хочу рассказать о завхозе нашей школы Соковчуке Сергее Селиверствовиче. Он участвовал в Сталинградской битве, был связистом.
Однажды кончился кабель, а связь батальону необходима. Вместе с напарником – связистом и пятью автоматчиками поползли в тыл к немцам и украли у них катушку с кабелем. За это их наградили медалями « За Отвагу»
День Победы 9 мая Сергей Селиверствович встретил в Чехословакии.
( Гришина Ангелина 3 класс)
- Охотин Павел Петрович
Мой прадедушка Охотин Павел Петрович 1918г рождения прошел весь фронт. Освобождал Украину от фашистских захватчиков. Освобождал Чехословакию. Домой вернулся в 1946 году. Имел множество ранений. Было сильное ранение в голову. Умер в 1954 году после операции на голове
(Липина Яна 3 класс)
- Тимофеев Алексей Петрович.
Мой дедушка 1923 г рождения жил в Вассино. В 1941 году добровольцем идет на фронт.
В 1941 году получил медаль «За Отвагу».
За бой, в котором мой дедушка заменил убитого пулеметчика, был вручен орден « Красной звезды». Это было в 1944 году. Орден он получил уже в госпитале.
После госпиталя был направлен в Заполярье. Он ходил в разведку. Однажды взвод был окружен со всех сторон. Бойцы пошли на пролом. За это был награжден медалью
« За боевые заслуги», « За оборону Заполярья». В 1945 году вернулся домой. Работал в совхозе. ( Тимофеев Ваня 3 класс)
- Гришанков Василий Леонтьевич.
Мой прадедушка родился в селе Кадниха. В 16 с половиной лет его призвали на фронт. Это было в 1944 году. Его отправили на Дальний Восток в погранвойска.
Мой прадедушка участвовал в войне с Японией. За участие в войне награжден орденом « Отечественной войны 2 степени», медалью « За боевые заслуги», « За победу над Японией», « За победу над Германией».
( Стадникова Валерия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие в 3 классе на тему "Они сражались за Родину"
Данное мероприятие подходит для проведения в 3 классе перед праздником "День победы"...
Они сражались за Родину
В канун празднования 67 годовщины Великой победы над фашистскими захватчиками, в нашем классе был проведён урок мужества. Ребята с гордостью рассказывали про своих предков, воевавших за освобождение н...
Они сражались за Родину.
Классный час о подвиге братьев Степановых....
Классный час "Они сражались за Родину"
Классный час "Они сражались за Родину"...
Классный час «Они сражались за Родину» - Тувинские добровольцы»
Материал для проведения классного часа об участниках героях Великой Отечественной войны - тувинских добровольцах....
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Они сражались за Родину!"
Это мероприятие посвящается ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям, пережившим войну и блокаду Ленинграда, всем тем, кто завоевал Победу! Данный материал поможет в изучении исто...