"Обобщение знаний об именах прилагательных. Играем с Капитошкой"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе. Дети обобщают знания об именах прилагательных вместе с героем мультфильма Капитошкой. В презентацию включены музыкальные файлы и отрывок из мультфильтфильма.
Ссылка для скачивания презентации -
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.rar | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об именах прилагательных" (3-й класс)
Цели:
Образовательные -
❧ Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже),
❧ совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
❧ закрепление знаний о синонимах, антонимах имен прилагательных.
Развивающие -
❧ развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
❧ развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся;
❧ совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
Воспитывающие-
❧ умение работать коллективно и самостоятельно;
❧ воспитывать интерес к предмету;
Оборудование:
❧ компьютер, проектор, зкран;
❧ карточки для творческой работы;
❧ дифференцированные карточки;
Ход урока
I. Организационный момент.
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок.
II Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами поговорим об очень интересной части речи. Догадайтесь сами о чём пойдёт речь.
Что это?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
- Правильно! На нашем уроке речь пойдет об имени прилагательном. Мы повторим, всё, что знаем об этой части речи.
- Урок у нас с вами будет не совсем обычный. Я хочу познакомить вас с моим любимым героем из очень доброго мультфильма. Интересно узнать, кто он?
Тогда отправляемся в загадочный лес.
Слайд 2
Посмотрите как тут чудесно, красиво. Сейчас вы раскроите мою тайну. Но для этого вы должны ответить на вопросы.
( По щелчку мыши на слайде появляется вопрос. После того как дети отвечают, то вновь щёлкаем мышью и дети увидят отдельные части героя. Вопрос исчезает, а новый появится автоматически.)
- Что называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.)
- С какой частью речи согласуется? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным.)
- Как изменяется имя прилагательное? (Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе и по родам.)
- Каким членом предложения является? (Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом.)
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Употребляя прилагательные, мы делаем свою речь яркой, красивой, эмоциональной, выразительной.)
- Кто будет играть сегодня с нами на уроке? (Капитошка.) Правильно. Это Капитошка. Как вы можете его описать? Используйте имена прилагательные в своём ответе.
Капитошка весёлый, улыбчивый, смешной, озорной, радостный, разноцветный, искрящийся, лёгкий, невесомый.
III Минута чистописания
Слайд 3
-Пропишите буквы и буквосочетания. Охарактеризуйте звук, который обозначается буквой к.
Напишите предложение красиво, аккуратно и без ошибок.
Какие части речи встретились в этом предложении? (Имена существительные и имена прилагательные.)
Дети задают вопросы к словам и определяют части речи.
-С какой частью речи связано имя прилагательное? Задайте к нему вопрос от имени существительного.
IV Словарная работа
- А откуда появился наш гость? Как вы думаете? (Капитошка появился из тучки.) Как же это происходит?
- Вода с поверхности земли испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины. Она поднимается высоко в небо в виде невидимого пара.
Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
Капитошка захватил для вас игру, которая называется «Тучкины штучки».
Слайд 4-18
Тучки в этой игре не простые. Они умеют улыбаться, если вы правильно напишите слово, а могут и плакать и пускать молнии, если ошибётесь. А чтобы всё прошло без грозы и сильного дождя, будем правильно подбирать проверочные слова. Какое буквосочетание нужно будет вставить, на него и жмём, а переход на следующий слайд при нажатии на Капитошку. Итак начинаем.
Один ученик садится за компьютер, а остальные записывают слова в тетрадь. Проверочные слова проговариваются устно.
Радостный, известный, вкусный, прелестный, прекрасный, грустный, устный, интересный, окрестный, ужасный, честный, тростниковый, опасный, чудесный.
- К какой части речи относятся записанные вами слова? ( Это имена прилагательные.)
- Как вы догадались? (Они отвечают на вопрос - какой?)
- Какое правило вы повторили в этом словарном диктанте? (Правописание непроизносимой согласной в корне слова.)
V Обобщение и систематизация знаний.
Очень замечательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
- Чтобы было не скучно, позовём играть друга Капитошки. Но почему-то он не открывает нам дверь? Сердится на что-то.
Слайд 19
Н экране появляется задание: найдите на картинке предметы и подберите к ним признаки
- Ребята выполним это устно. Кто больше увидит здесь предметоа и подберёт подходящие к ни признаки. Например,
что? картинка, картинка какая? яркая.
Дети находят имена существительные и подбирают к ним прилагательные.
Дверь какая? деревянная, закрытая, старая, коричневая, прочная.
Окно какое? маленькое, чистое, прозрачное, открытое.
Дом какой? приземистый, землистый, незаметный.
Слайд 20
- По-моему дверь приоткрылась. Здесь, оказывается, живёт Волчонок, друг Капитошки. Но он, действительно, сердитый. Интересно, почему?
2. Имя прилагательное связано с именем существительным.
- А я, кажется, знаю.
Слайд 21
- Волчонок, писал слова на карточках, в приоткрытую дверь ворвался сквозняк и карточки перепутались. Поможем Волчонку собрать словосочетания из карточек. Поиграем в игру «Путаница».
Слайд использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de.
Дети по очереди подходят к компьютеру, нажимают на карточку с именем существительным и перетаскивают её на свободное поле, нажимают второй раз и она встаёт на выбранное место. Выбирают карточку с именем прилагательным, нажимают на неё, подводят её к имени существительному и щёлкают мышью второй раз. Т.о. образуются словосочетания, которые дети записывают в тетради выделяя окончания у прилагательных.
Капитошка смешной, волк сердитый, небо ясное, капель весенняя, ручей звонкий,
улыбка добрая, солнце тёплое, цветы первые.
- В чём ещё раз мы убедились, играя в эту игру? (Имена прилагательные связаны с именами существительными.)
- Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. Существительное может “гулять” без прилагательного (Например: Капитошка, Волчонок, тучка.). А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные.
- А прилагательные могут «гулять» без существительных? (Нет)
- В именах прилагательных вы выделяли окончания. Повторим, какие окончания у прилагательных м.р., ж. р., ср. р. и во мн. ч.
Слайд 22
3. Письмо с комментированием.
Слайд 23
- Вот мы и развеселили злого волка. Составим из слов предложение и запишем его в тетрадь с комментированием.
Слайд использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de.
В небе светит яркое солнышко.
- Подчеркните главные члены предложения, к второстепенным членам поставьте стрелочку с вопросом. Обозначьте части речи. Почему у прилагательного такое окончание? Каким членом предложения является имя прилагательное?
VI Физкультминутка
Слайд 24
Дети под музыку вместе с учителем выполняют танцевальные движения.
VII Продолжение работы по теме урока
4. Родовые окончания имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам.
Дифференцированная работа.
Перед сильными учениками карточка. Задание: определи род имен существительных и заполни пропуски в окончаниях имен прилагательных.
Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных и выделите их.
Определите род имен прилагательных.
Звонк... голос, летн... одежда, син… колокольчики, полезн... пища, вишнёв... варенье, чист... озеро, высохш... камыш, лёгк… облака, свеж... мясо, мягк... кресло, глубок... овраг, син… лента, остр… ножик, зимн… пальто, тяжёл… тучи.
Некоторые дети выполняют более лёгкое задание: Определите род имен существительных и прилагательных.
Определите род и число имен существительных и прилагательных.
Маленький мальчик, нижняя полка, глубокое озеро, свежие булочки, больная собака, колючий кустарник, домашнее задание, весенние дожди, дремучий лес, шелковое платье, зимнее утро, тёплые деньки.
Слабые учащиеся работают с учителем.
Слайд 25
- Посмотрите, как развеселился Волчонок. Он нашёл в книге интересную игру «Найди ошибки». Поиграем. Но для этого сначала вспомним, чтобы грамотно написать окончание прилагательного, нужно:
- найти существительное, с которым оно связано;
- определить род существительного;
- вспомнить окончания прилагательного в этом роде.
Белый ландыш
Зимняя пальто
Чистая воздух
Яркое радуга
Ранняя весна
Красивая лес
Ласковая солнышко
Весеннее половодье
Высокие горы
Небесное лазурь
Дети находят словосочетание с ошибкой, записывают его в тетради правильно, выделяют окончание, определяют род.
По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же роде, что и имена существительные, связанные с ними, а также и в том же числе.
Слайд 26
-Игра продолжается. Только теперь словосочетания стоят либо в ед. числе, либо во множественном. Начинаем искать ошибки и исправлять их.
Веселый друзья
Темные аллеи
Старая крепость
Хорошее дела
Умные лицо
Синяя цветы
Шумное ручьи
Сверкающая роса
Высокая липа
Зеленый поляны
- Вы хорошо поработали. А теперь послушайте сказку.
Слайд 27
Прилагательное появилось в стране русского языка удивительно несамостоятельными. Не было у них собственных рода, числа, падежа. И решили они пойти к Существительным.
-Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать. Мы так все приукрасим, что глаз не отвести!
Понравились Прилагательные Существительным. Взяли их к себе, а заодно и формы свои прилагательным отдали.
Так и живут прилагательные с существительными до сих пор и во всем с ними согласуются. Вместе служба, - вместе – дружба.
5. Закрепление знаний о синонимах, антонимах имен прилагательных
- Какие весёлые гости сегодня у нас на уроке. Сколько игр приготовили для нас. И чудесный лес таит в себе много загадочного и полезного.
Слайд 28
Посмотрите, мы оказались на солнечной лужайке. И наши друзья уже здесь. Прочитайте словосочетания, всё ли здесь соответствует действительности? (Нет.) Как вы думаете, что задумали друзья? Как надо поступить, чтобы всё исправить? (Надо подобрать антоним к прилагательным.)
- Что называется антонимами? Правильно. Устно подберём к прилагательным антонимы и исправим положение.
После того как дети назовут антонимы, по щелчку мыши появятся правильные ответы. Дети могут хором их прочитать и убедиться, в том, что они называли их правильно.
Солнышко холодное - тёплое
Облака тяжёлые - лёгкие
Волк злой – добрый
Капитошка грустный – весёлый
Ромашка чёрная – белая
Бабочка тусклая – яркая
- Молодцы! Вы справились, и теперь полянка наша стала ещё прекрасней. Но куда же исчезли Капитошка и Волчонок?
Слайд 29-34
- Так вот они у лесного пруда. По-моему они поменяли правила игры. Теперь надо подобрать к именам прилагательным не антонимы, а синонимы. Что называется синонимами? В пруду плавают несколько слов, не ошибитесь, не путайте синонимы и антонимы. Будьте внимательны. Играем.
Игра составлена с помощью триггеров. По щечку мыши появляется сначала название игры. Второй щелчок – появляется словосочетание. Если слово найдено правильно, то при нажатии на него оно поменяет цвет и автоматически появится рядом со словосочетанием, а если слово не то, то оно проявится волной. Переход на следующий слайд происходит при нажатии на Капитошку. Далее достаточно одного нажатия, чтобы появлялись словосочетания.
Глубокий пруд - бездонный
Чистая вода - прозрачная
Маленькая капелька - крошечная
Ясное небо - безоблачное
Верный друг - надёжный
Радостное настроение – игривое
6. Творческая работа.
Наша встреча с весёлыми друзьями подходит к концу. Играя мы повторили всё, что выучили про имя прилагательное. Я, думаю, что вам было весело играть с Капитошкой и Волчонком. пора с ними прощаться.
Слайд 35
- Да! Так развеселились, что опять что-то натворили. Капитошка уронил капельку в книгу и размыл некоторые слова. Давайте перепишем этот рассказ, который придумал Волчонок. Добавьте вместо точек свои имена прилагательные.
Стояла … погода. Дул … ветерок. Пригревало … солнышко. По небу плыли … облака. В … травке зазвенели … колокольчики. …. капелька росы заблестела на …. ромашке.
Всем детям раздаётся карточка с текстом, где они вставляют пропущенные имена прилагательные. После выполнения работы 2-3 ученика читают свой рассказ.
- Спасибо вам, ребята, вы помирили друзей. На прощание Капитошка хотел бы задать вам несколько вопросов.
VIII Рефлексия.
Слайд 36
- Капитошка хотел бы задать вам свои вопросы.
❧ У меня сегодня получалось:
❧ Мне было сложно:
❧ Я бы хотел:
❧ Моё настроение:
Теперь Капитошка отправляется домой, на облачко, а нам он дарит сою песенку. Послушайте её.
Слайд 37
Клип «Капитошка»
IX Домашнее задание.
Слайд 38
Составить рассказ о своём друге, используя имена прилагательные в разных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок русского языка в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....
Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных
Цели урока:1. Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2. Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3. Воспитыв...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс
План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...
Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.
Данная презентация является дополнением к конспекту урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...
Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России
Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...
технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...