Наши пернатые друзья
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_okruzhayushchego_mira.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира
Во 2 классе
Тема: Обобщающий урок по русскому языку о частях речи и обобщение знаний учащихся о пернатых друзьях по окружающему миру.
Цель:
- Уточнение представлений учащихся о частях речи;
- Расширение знаний о возникновении слов;
- Продолжение знакомства с этническим наследием русского народа;
- Обобщение знаний о птицах.
Ход урока
1.
Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.
- Ребята, сегодня мы проводим урок окружающего мира и урок русского языка как один большой урок. На нем мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где обобщим все, что знаем о частях речи. А в помощь с собой возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
2.
- А сейчас мы откроем тетради. Первое испытание, которое мы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям, орфографическая разминка, к которой ребята подготовили загадки.
Дети загадывают загадки, все остальные записывают отгадки в тетрадь. Ставят ударение и выделяют безударную гласную.
- «Птичка – невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок» (воробей)
- «Днем спит, ночью летает, прохожих пугает» (сова)
- «Окраской – сероватая, повадкой вороватая,
Крикунья хриповатая – известная персона. Кто она?» (ворона)
- «Вертится, стрекочет, весь день хлопочет» (сорока)
- «На шесте – дворец, во дворце – певец.
Кто же это?» (скворец)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударными гласными в корне слова проверяемые ударением и слова с безударными гласными в корне слова непроверяемые ударением.)
- Прочитайте слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
- То же самое со второй группой слов.
- На какой вопрос отвечают все эти слова? (На вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.)
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленные предметы? (На вопрос что?)
- Показываю картинку по теме, дети находят слова, отвечающие на вопрос что?
- Ребята, что вы можете сказать о словах, которые отвечают на вопрос кто? что?
- К какой части речи они относятся? (Имя существительное.)
- Как изменяются имена существительные? (По числам)
- Сейчас мы все вместе проверим, как вы записали слова. Я буду их читать орфоэпически в единственном числе, а вы прочитайте орфографически во множественном числе.
3.
- Молодцы! Вы удачно справились с первым испытанием, а теперь мы переходим ко второму.
- Какие еще части речи вы знаете? (Имя прилагательное, глагол.)
- На этом этапе путешествия, вы будете говорить о прилагательных, а нашими помощниками будут русские народные пословицы.
Дети читают пословицы, а в тетрадях записывают только словосочетания.
- «Белый лебедь, серому гусю не товарищ».
- «Драчливый петух, жирен не бывает».
- «Маленькая галка, а рот большой».
- «Мокрая курица, а тоже петушится».
- «Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел».
- Что можно сказать о словах: белый, серый и т.д. (Это прилагательные.) Они отвечают на вопрос какой? какая? какое?, обозначают признак предмета.
- Как изменяются прилагательные? (По числам.)
- В каком числе записаны словосочетания? (В единственном.)
- Прочитайте их во множественном числе.
4.
- Наше путешествие продолжается. Этот отрезок пути мы будем шагать под девизом «Нет, не зря вас так назвали». Ребята, вы сейчас узнаете откуда произошли названия некоторых птиц. Оказывается, многие слова, названия предметов в русском языке возникли из звукоподражания. Вот, например, слово... А какое, вы мне сами скажите.
1. Внимание! Эту птицу чехи называют – кукача, болгары – куковица, немцы – кукук, французы – куку, румыны – кук, испанцы – куко, итальянцы – куколо, а русские - ......(кукушка)
- Почему эту птицу мы так назвали? (Звучит аудиозапись.)
Дети записывают в тетрадь: кукушка (что делает?) кукует.
- О какой части речи мы еще не говорили? (О глаголе.)
- Докажите. (Это слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Как изменяются глаголы? (По числам.)
2.Многие птицы получили название за свое оперение.
Кто-то из детей читает заранее выученное стихотворение Е.Ильина.
«Не подумай, будто спичка Загорелась под кустом, - Это птичка – невеличка Под кустом трясет хвостом | Перья огненного цвета Солнце ярко озарит – Сразу кажется, что это Горихвостки хвост горит». |
- Да, действительно, у горихвостки очень интересный хвост: он красного цвета и все время подрагивает, будто горит.
Дети записывают дальше: Хвост у горихвостки (Что делает?) горит.
3. Важным для выбора птичьего имени послужило время отлета или прилета птиц.
Пишут под диктовку: Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму.
- Найдите однокоренные слова.
- Докажите.
- Поставьте ударение, выделите корень.
- Какое слово перед записью нужно проверять и почему?
- Какое слово проверочное? Почему?
- Разберите предложение по членам.
4.Подвожу итог этому этапу путешествия.
-Ну вот оказывается
Не зря все так назвали, -
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми.
5.
- Мы с вами уже прошагали большую часть пути, устали, пора сделать остановку.
Дети слушают в аудиозаписи пение соловья.
6.
- Подготовка детей к составлению рассказа о соловье.
- Что вы знаете про соловья?
Кто-то читает и рассказывает, заранее приготовленный текст.
«Эта птица крупнее воробья, с невзрачным оперением. Соловей поселяется обычно у рек, болот, в молодых рощах, больших садах и парках. Гнездиться на земле среди корней и кустарников или в густой траве. Начинает петь вскоре после кукования кукушки. Поют только самцы по вечерам и ночью, пока самка высиживает птенцов. Едят соловьи вредных насекомых.
- Составление рассказа про соловья по вопросам (устно 2-3 человека).
- Это кто?
- Какой он?
- Где живет?
- Что делает?
- Как?
- Чем питается?
Запись рассказа под диктовку с комментарием.
Соловей.
Эта птица чуть больше воробья. Она живет в кустах. Соловей прекрасно поет на вечерней и утренней заре. Питаются соловьи вредными насекомыми.
-В последнем предложении найдите изученные части речи.
7.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Пернатых друзей». Давайте все вместе подведем итог:
- Что мы сегодня делали на уроке? (Мы обобщали все, что знаем о частях речи.)
- Кто нам в этом помог? (Наши пернатые друзья.)
- Что нового вы узнали о птицах?
-Наше путешествие окончено, а на прощание птицы благодарят вас, ребята, за хорошую работу на уроке, гостей за то, что пришли к нам, своим волшебным пением. (Звучит аудиозапись с голосами птиц.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
наши пернатые друзья в зимнее время
занятие о зимующих птицах...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
4 класс. Наши пернатые друзья
Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Викторина представлена презентацией....
Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»
Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...
Конкурс «Наши пернатые друзья»
А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарянки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Международный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные ...