Олимпиада 3-4 классы
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме
Материал для подготовки к олимпиаде (карточки с олимпиадным заданием)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_olimpiade__po_rus.yaz_3-4_klass.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к олимпиаде (1)
1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову – погибнуть).
Развесить уши – _______________________
Пускать пыль в глаза – __________________
Рвать на себе волосы – _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг — враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было …, ___________
По утрам забываю свои …, _________________
В белый день забываю огни,
По … забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________
Готовимся к олимпиаде (1)
4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет,
___________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… ____________________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________________
Кто хочет много знать… ___________________________________________
Корень ученья горек… _____________________________________________
Готовимся к олимпиаде (2)
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», – слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика — иголка
Ракета — ___________________
Каприз — ___________________
Мольба — ___________________
Каратист — __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________
Готовимся к олимпиаде (2)
5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает –
________________ уплетает.
6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. _____________________________________
Разведчики взяли языка. ____________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! __________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
_____________________________________________________________
2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________
Готовимся к олимпиаде (4)
1. Какие слова так произносятся?
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Готовимся к олимпиаде (4)
7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
мороз -_____________________________________________________________________
8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса
9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
_____________________________________________________________________________
10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
11. Поставьте слова в множественное число:
Человек — Лист (бумаги) —
Лист (дерева) —
Зуб (волка) — Зуб (пилы) —
Готовимся к олимпиаде (5)
1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, кр…сивее, р…мень, к…л…метр, к…мбайнё
2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________
5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________
Готовимся к олимпиаде (5)
6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.
8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л
Готовимся к олимпиаде (6)
1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье
2."Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________
3. Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ – ТОК И СИЛА –
КВОЛ И ЗАОК – КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ –
4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим…рять друзей зал…зать раны
Разв…вается флаг отв...рить дверь
Зап…вать в хоре ув…дать издали
Готовимся к олимпиаде (6)
1.Подбери синонимы:
страж -………….. грядущее - ………………
кладезь - ……………. вопиять - ……………….
врата - ……………. зерцало - ……………….
2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая …………. острый……
чёрный……………. золотая………..
колючий ……………. ночная…………
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________
4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиады 3-4 классы
В работе с одарёнными детьми вам поможет подборка олимпиадных заданий...
Подготовка к олимпиаде 3-4 класс.
Задания взяты на официальном сайте www.cambridgeesol.org/exams/...
Материал к олимпиаде в 1 классе 1 тур.
Материалы к олимпиаде по математике, русскому языку, окружающему миру....
Материал к олимпиаде в 1 классе 2 тур
Задания к олимпиаде в 1 лассе 2 тур по математике, русскому языку, окружающему миру....
Интегрированная олимпиада для 2 класса
Олимпиада включает в себя задания по математике,русскому языку и литературному чтению....
Олимпиады для начальных классов
Олимпиадные задания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру во 2 - 4 классах....
олимпиады в 4 классе по русскому языку
олимпиада по русскому языку...