Урок русского языка:"Суд над Предлогом"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Нургазина  Зияда Жубаткановна

Коненчным  результатом, которым  я  добивалась    при   проведении  этого  урока  было  показать  на  примере  какова  роль  предлога  в  тексте. В  ходе  урока  я  на  примере  инсценировки судебного  процесса  показала  ход  его  ведения, полномочия  судебно- исполнительных  органов  во  время  суда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud__nad__predlogom.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  в  4  казахском  классе.

Учитель: Нургазина  Зияда  Жубаткановна.

ВКО  Урджарский  район

с.Маканчи   ГУ сш им. Найманбая

Суд  над  Предлогом.

Тема  урока: Предлоги. Повторение.

Лексическая тема: «Как  на  свете жить  ?»

Цель урока:  способствовать  развитию  умения  распознавать  предлоги  в        

                      тексте; отрабатывать  навыки  правильного  использования    

                      предлогов  в  предложении; показать  ребятам  ход  судебного  

                      процесса  и  ознакомить  с  полномочиями  судебных  и   судеб-

                      но-исполнительных  органов;

                      развивать  умение  выделять  предлоги  в  предложении,  само-

                      стоятельно  составлять  предложения, развивать  память, внима-

                      ние, устную  и  письменную  речь;

                      воспитывать  законопослушных  граждан,  умение  защищать  

                      свои  права, быть  внимательным  по  отношению  к  другим  

                      людям.

Материалы и оборудование: текст  рассказа  на  плёнке, кластеры, учебник,  

                      название  участников  процесса  на  бейджиках (судья, прокурор,  

                      адвокат,  обвиняемый), карточки  для  индивидуальной  работы,

                       игрушечный компьютер,  сотовый  телефон,  деревянный  моло-    

                      ток,  шляпа  судьи, тетради, трибуна  для  выступления  свидете-

                      лей,  сигнальные  карточки, 5 вопросов  с  вариантами  ответов.

Ход  урока:

  1. Организационный   момент.
  2. Сообщение  темы  и  цели  урока:  Сегодня  у  нас  на  уроке  повторе-ние  по  теме… а  тему  угадайте  сами. Посмотрите  на  эти  рисунки. Кто  на  них  изображен?( Девушка  сидит  на   ковре. Юноша  с девуш-кой  копают  арык. Бабушка с  дедушкой  смотрят  на  восход  солнца).

С  помощью,  каких  слов  мы  уточнили, где  именно  происходят дей-ствия  людей?  Конечно  же,  с  помощью  предлогов. А  я  его  пригла-сила  в  гости,  но  он  почему- то  он  задерживается.  Попробуем  на-чать  без  него.  Посмотрите  на   доску,  на  ней  записаны  пословицы.

  1. Работа  с  пословицами: Прочитайте  пословицы:

ДОБРЫЙ  ЧЕЛОВЕК  СКОРЕЕ  ДЕЛО  СДЕЛАЕТ.

ДОБРОЕ   СЛОВО  И  КОШКЕ  ПРИЯТНО.

ДЕЛАТЬ  ДОБРО  СПЕШИТЕ.

Чему  учат  нас  эти  пословицы?

  1. Минутка   чистописания. Записываем   в  тетради   число  и  классная  работа. Спишите   пословицы  к  себе  в  тетрадь  красиво  и  аккуратно.

Что  вы  заметили  при  записи  пословиц?  Верно.  Ни  в  одной  из  них  нет  предлога.  Что  же  случилось  с  нашим  гостем?

  1. Проверка  знаний:  Прежде  чем  продолжить  работу,  мы  должны  вспомнить  то, что  мы  знаем  о  предлогах. Поднимаем  сигнальные  карточки.
  1. Предлог  -  это…    А.Часть  речи.   Б. Часть  слова.  
  2. Предлог- это…       А. Самостоятельная  часть.  Б. Служебная  часть.
  3. В  предложении  предлог  служит  для…                                                     А. Связи  слов.    Б. Связи  слогов.
  4. Предлог   со  словами  пишется…     А. Слитно.     Б. Раздельно.
  5. Предлоги  ….    А. Изменяются.    Б. Не  изменяются.

Проведём   итоги  теста,  сравним  ответы:  1-а, 2 -б, 3-б, 4-а, 5-б.

  1. Проблемная  ситуация.  ( Звонок  на   сотовый   телефон).

Уч. Да, Слушаю  внимательно. (Говорит  адвокат).

-Какой  ещё  адвокат?  Откуда  вы  звоните? ( Из  зала  суда).

-Из  суда? (Да,  судят  вашего  гостя - Предлога).

-  Предлога  судят?  За  что? (  За  самовольную  отлучку  с  места  работы).

-Хорошо,  сейчас  хорошо  мы  приедем.

        Уч.- Ребята  мне  позвонили,  сказали,  что  Предлог  собираются судить,          

            а  за  что не  понятно.  Бежим  к  нему  на  помощь. (Заходим  за  

          ширму и  выходим  все  переодетые).

  1. Инсценировка:  «Суд  над  Предлогом».

Секретарь  суда:  Прошу  всех  встать.  Суд  идёт!

Судья: Уважаемые   господа! Сегодня  в  суде  мы  разбираем  дело  о    самовольном  отлучении  Предлога  с  места  работы. Устанавливаем   личность  подсудимого.

Обвиняемый   - Предлог.

Место  рождение  -  Морфология.

Ближайшие  родственники -  Союзы, Междометия.

Место  работы  -  Синтаксис.

Характер  - не  общителен,  со  словами  пишется  раздельно,  не  изменяется.

Профессия -  связной  между  словами  в  предложении.

Род  занятия -  синтаксическая  связь  со  словами, а  именно – с  сущес-твительным, прилагательным, числительным, местоимением, имеет  влияние  на  их  окончания, а  также  замечен  в  связи  с  глаголом.

Судья: Предлог  обвиняется  свидетелями  в  должностном  преступле-нии  против  Текста. По  его  вине  потерпевший  Текст  «Как  на  свете  жить?»   находится  в  бессмысленном  состоянии. Разобраться  в  дан-ном  деле  помогут  секретарь  суда, прокурор, адвокат. Все ли  свиде-тели  по  данному  делу  находятся  в зале  суда?

Секретарь  суда: Да, все  свидетели  по  делу  находятся  в  зале  суда.

Судья: Подсудимый,  вы  имеете  право  на  адвоката,  можете  отвечать  на  заданный  вопрос  или  отказаться  давать  показания, т.к. они могут  свидетельствовать  против  вас. Прокурор, введите  нас  в  курс  дела.

Прокурор?  Уважаемый  суд!  Сегодня  мы  разбираем  дело  предлога  о  самовольном  отлучении  его   с места  работы, из  текста «Как  жить  на  свете?» Этим  он  поверг  другие  части  речи  в  замешательство, и  по  его  вине  из  текста  исчез  смысл   и  связка  предложений. Все  эти  страдания  были  вынуждены  перенести  другие  части  речи  из-за  са-мовольном  отлучении  Предлога   с места  работы. Суд  прошу  разо-браться  в  показаниях  свидетелей, а  также  экспертизы  и  вынести  справедливое  решение.

Судья: Подсудимый,  встаньте. Представьтесь.

Предлог: Я – Предлог. Являюсь   служебной  частью  речи, не  имею  морфологических  признаков, не  изменяюсь  и  со  словами  пишусь  раздельно.

Судья: Вы  признаете  себя  в  инкриминируемом  Вам  должностном  преступлении?

Предлог: Не  может  этого  быть, я  всегда  являюсь  на  место  своей  работы. Виновным  себя  не  признаю.

Прокурор: Но  свидетели  утверждают, что  вас  не  было  на  рабочем   месте.

Предлог: Между  мной  и  свидетелями  возникла  перебранка, они  по-сягали  на  мою  честь  и  достоинство, обзывали  меня  слугой  и  ни-чтожеством  и  что  от  меня  ничего  не  зависит.  И  после  этого  обви-нения  в  мой  адрес  я  потерял  сознание  и  находился    обморочном  состоянии.

Прокурор: Вы  утверждаете, что  покинули  место  работы  в  состо-янии  аффекта  и  были  в  обмороке.

Адвокат: Я  протестую. Мой  подзащитный  не  давал  такого  утверж-дения.

Судья: Протест  принимается. Адвокат, что  вы  скажете  в  защиту  своего  подзащитного?

Адвокат: Я  бы  хотел  выслушать  свидетелей.

Судья: Представьтесь, свидетелей – Имя  Существительное.

Секретарь  суда:  Вызывается  свидетель - Имя  Существительное.

Судья: Представьтесь, свидетель.

Имя  Существительное:  Я -  Имя  Существительное. Обещаю  говорить  правду  и  только  правду. Я – самостоятельное  часть  речи, имею  уни-кальный  кластер.  Прошу  с  ним  ознакомиться.

Имя  Существительное.

  1. Самостоятельная  часть  речи.
  2. В  предложении  является  подлежащим, дополнением, обстоятельством.
  3. Обозначает  предмет.
  4. Изменяется  по  числам, падежам.
  5. Отвечает  на  вопросы  Кто? Что?
  6. Бывает  собственные  и  нарицательные.
  7. Бывает  муж. р., жен. р, сред. р.
  8. Бывает  одушевлённые  и  неодушевлённые.

            Адвокат:  Можно  ознакомиться?  Протест! Это  к  делу  не  относится.

            Судья: Имя  Существительное  перейдёмте  к  событиям, относящимся            

             к  делу.

Имя  Существительное: Вы  все  должны  быть  мне  благодарны, так как  все  предметы  вокруг  нас  называются  мною. Я имею  три  рода: мужской, женский, средний,  могу  изменяться  по  падежам  и  числам.

Адвокат:  Протестую. Это  к  делу  не  относится.

Судья: Задавайте  вопросы.

Прокурор: На  следствии  вы  утверждали, что  предлог  скрылся  с  текста.

Имя  Существительное: Да, его  не  было  в  тексте.

Прокурор:  Расскажите  события, которые  происходили  накануне.

Имя  Существительное: Мы  с  Именем  Прилагательным  и  глаголом  разговаривали  о  предлоге, он  был  рядом, а  потом  вдруг  исчез.

Прокурор: Вы  утверждаете, что  по  его  вине  исчез  смысл  текста.

Имя  Существительное: Да  господин  прокурор.

Судья: Адвокат, у  Вас  есть  вопросы  к  этому  свидетелю?

Адвокат:  Да. Вы  утверждаете, что  предлог  не  вышел  на  работу  самовольно.

Имя  Существительное: Да.

Адвокат: Мой  подзащитный  утверждает, что  именно  вы  в  сговоре  с  другими  частями  речи    довели  его  до  обморочного  состояния.

Имя  Существительное: Подлая  клевета! Мы  говорили, что  он всего-то  служебная  часть  речи  и  обязан  служить  по  законам русского  синтаксиса.

Адвокат: у  меня  нет  вопросов  к  этому  свидетелю.

Судья: Вызовите  свидетеля - Имя  Прилагательное.  

Секретарь  суда:  Вызывается  свидетель  Имя  Прилагательное.

Судья: Представьтесь, свидетель. Помните,  что  в  суде и  вы должны  говорить  правду  и  только  правду.

Имя  Прилагательное:  Я – самостоятельная  часть  речи,  обозначаю признак  предмете, объём, размер, цвет  и  отвечаю  на  вопросы  Ка-кой? Какая? Какое? Какие? По  своей  природе  я  вынужден  во  всем  соглашаться  с  именем  Существительным.

Прокурор:  Свидетель  на  следствии вы  утверждали, что  видели, как  предлог  покинул  место  работы, чем  подверг вашу  жизнь  опасности.

Имя  Прилагательное: А  Существительное  утверждает  это  обвинение?

Прокурор: Свидетель, вопрос был  задан  вам, не  уклоняйтесь  от  ответа.

Имя  Прилагательное:  Да, утверждаю. Этот  слуга  не  явился  на  место  работы  и  из-за  него  был  потерян  смысл  текста.

Адвокат: Я  протестую  оскорблений.

Судья: Протест  принимается. Нельзя  в  зале  суда  никого  оскорблять.

Прокурор: Я  вас  правильно  понял, вы  были  свидетелем, предлог  не  явился  на  место  работы?

Адвокат: У  меня  есть  вопросы  к  этому  свидетелю.

Судья:  Можете  задавать  вопросы  этому  свидетелю.

Адвокат: у  меня  возник  вопрос. Вы  только  что  утверждали,  что  во  всем  должны  соглашаться  с  Именем  Существительным, правильно?

Имя  Прилагательное: Да.

Адвокат:  Так  вы   видели, что  предлог  не  пришёл  на  место  своей работы?

Имя  Прилагательное: Нет,  не  видел.

Адвокат:  Значит,  не  видели?

Имя  Прилагательное:  он  вообще-то  маленький, что  его  нахождение  в  тексте  малозаметное. Нет, не  видел.

Адвокат: У  меня  больше  нет  вопросов  к  этому  свидетелю.

Судья: Садитесь. Вызовите  свидетеля  - Глагол.

Секретарь  суда:  Вызывается  свидетель  Глагол.

Глагол: Уважаемый  суд! Обещаю  говорить правду  и  только  правду. Я  Глагол, основная  часть  речи. Вокруг  меня  постоянно  крутятся  Имена  Существительные, Прилагательные  и  местоимения  и  все  они  в сущности  от  меня  зависят.

Прокурор:  Вы являетесь  свидетелем. Что  предлог  не  явился  на  место  работы.

Глагол: дорогой  суд! Я  с  полной  уверенностью  могу  сказать, что  Предлог  был  на  месте  работы, а  потом  упал  в  обморок.

Прокурор: Но  на  следствии  вы  утверждали  обратное.

Глагол: Я  вообще- то  имею  три  лица  и  в  то  время, наверное, был  в другом  лице и  поэтому  дал  не  те  показания.

Адвокат:  Значит,  мой  подзащитный  был  в  тексте?

Глагол: Да, я  могу  это  утверждать.

Адвокат: у  меня  больше  нет  вопросов. У  меня  есть  ходатайство. Я   вызвал  независимых  экспертов, пусть  они  проведут  независимое    изучение  текста.

Судья:  Вызываются  эксперты.

Эксперты: обещаем  проверить   место  преступление  беспристрастно.

Судья: Секретарь  суда, предоставьте  нам  текст.

Эксперты: Предлог  был  текст, так как  окончания  у  существитель-ного  и  прилагательного  изменены.

Судья:  Спасибо экспертам  за  вашу  работу. Перейдём   к  прениям.

Секретарь суда: Суд  удаляется  на  совещание. Встать.

Секретарь  суда: Встать,  суд  идёт!

Судья:  Выслушав  всех  свидетелей  и  экспертов, суд  вынес  приго-вор.  Так, как  в  суде  выяснилось, что Предлог  не  покидал  рабочего  места, я  снимаю  с  него  обвинения.

Суд  окончен.

9.Работа  над  текстом: «Как  на  свете  жить?»

Учащиеся  читают  текст.  По  смыслу  догадываются, как  по  смыслу  предлог  нужен  в  том  или  ином  предложении. Текст,  написанный  на  пленке, вывешивают  на  доску  и  вписывают  нужный  предлог.

10.Хоровое  чтение: Ребята  хором  читают  текст  после  «возвращения  предлога  в  текст».

11. Работа  по  содержанию  текста:

  1. О чём  текст?
  2. Что  случилось  с  отцом  девочки?
  3. Где  он  лежал?
  4. Где  теперь  её  отец?
  5. Как  ребята  отреагировали  на  новость, рассказанную  Таней?
  6. Почему  она  заплакала?
  7. Можем  ли  мы  осуждать  этих  ребят?  Почему?

А  что  значит,  вот  это  изречение: «Человеком  быть  трудно  -  стать  человеком  большая  работа»?

12. Воспитательный  момент: Запомните  ребята, что  людьми  мы  должны  оставаться  в  любой  ситуации. А  как  бы  вы  поступили  на  месте  ребят?

13.  Игра  «Поймай  предлог». При   зачитывании  стихотворения  «предлоги»  учащиеся  должны  отреагировать  хлопком.

Из  леса, к  лугу, на  поляне,

У  кустика, с  тропинки, в  яму,

От  речки, около  дороги-

Пиши  отдельно  все  предлоги.

14. Индивидуальная  работа  по  карточкам: Карточки   раздаются  всем  учащимся, задание  у  всех  одно  -  встать  вместо  точек  нужные  предлоги.

Просить   …  помощи

Пить   …   чашки

Уехать   …   города

Прыгать   …  вышки

Вложить  …  вышки

Отпрыгнуть   …   собаки

Строить   …  кубиков

Зайти   …   товарищу

Принести   …   магазина

Лежал   …   столом.

 15. Итог  урока:  Какой  частью  речи  является  предлог?  Какое  влияние  он  имеет  на   самостоятельные  части  речи, а  как  надо  его  писать  со  словами?

16. Оценивание.