Урок русского языка:"Суд над Предлогом"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Коненчным результатом, которым я добивалась при проведении этого урока было показать на примере какова роль предлога в тексте. В ходе урока я на примере инсценировки судебного процесса показала ход его ведения, полномочия судебно- исполнительных органов во время суда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud__nad__predlogom.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 казахском классе.
Учитель: Нургазина Зияда Жубаткановна.
ВКО Урджарский район
с.Маканчи ГУ сш им. Найманбая
Суд над Предлогом.
Тема урока: Предлоги. Повторение.
Лексическая тема: «Как на свете жить ?»
Цель урока: способствовать развитию умения распознавать предлоги в
тексте; отрабатывать навыки правильного использования
предлогов в предложении; показать ребятам ход судебного
процесса и ознакомить с полномочиями судебных и судеб-
но-исполнительных органов;
развивать умение выделять предлоги в предложении, само-
стоятельно составлять предложения, развивать память, внима-
ние, устную и письменную речь;
воспитывать законопослушных граждан, умение защищать
свои права, быть внимательным по отношению к другим
людям.
Материалы и оборудование: текст рассказа на плёнке, кластеры, учебник,
название участников процесса на бейджиках (судья, прокурор,
адвокат, обвиняемый), карточки для индивидуальной работы,
игрушечный компьютер, сотовый телефон, деревянный моло-
ток, шляпа судьи, тетради, трибуна для выступления свидете-
лей, сигнальные карточки, 5 вопросов с вариантами ответов.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока: Сегодня у нас на уроке повторе-ние по теме… а тему угадайте сами. Посмотрите на эти рисунки. Кто на них изображен?( Девушка сидит на ковре. Юноша с девуш-кой копают арык. Бабушка с дедушкой смотрят на восход солнца).
С помощью, каких слов мы уточнили, где именно происходят дей-ствия людей? Конечно же, с помощью предлогов. А я его пригла-сила в гости, но он почему- то он задерживается. Попробуем на-чать без него. Посмотрите на доску, на ней записаны пословицы.
- Работа с пословицами: Прочитайте пословицы:
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК СКОРЕЕ ДЕЛО СДЕЛАЕТ.
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО.
ДЕЛАТЬ ДОБРО СПЕШИТЕ.
Чему учат нас эти пословицы?
- Минутка чистописания. Записываем в тетради число и классная работа. Спишите пословицы к себе в тетрадь красиво и аккуратно.
Что вы заметили при записи пословиц? Верно. Ни в одной из них нет предлога. Что же случилось с нашим гостем?
- Проверка знаний: Прежде чем продолжить работу, мы должны вспомнить то, что мы знаем о предлогах. Поднимаем сигнальные карточки.
- Предлог - это… А.Часть речи. Б. Часть слова.
- Предлог- это… А. Самостоятельная часть. Б. Служебная часть.
- В предложении предлог служит для… А. Связи слов. Б. Связи слогов.
- Предлог со словами пишется… А. Слитно. Б. Раздельно.
- Предлоги …. А. Изменяются. Б. Не изменяются.
Проведём итоги теста, сравним ответы: 1-а, 2 -б, 3-б, 4-а, 5-б.
- Проблемная ситуация. ( Звонок на сотовый телефон).
Уч. Да, Слушаю внимательно. (Говорит адвокат).
-Какой ещё адвокат? Откуда вы звоните? ( Из зала суда).
-Из суда? (Да, судят вашего гостя - Предлога).
- Предлога судят? За что? ( За самовольную отлучку с места работы).
-Хорошо, сейчас хорошо мы приедем.
Уч.- Ребята мне позвонили, сказали, что Предлог собираются судить,
а за что не понятно. Бежим к нему на помощь. (Заходим за
ширму и выходим все переодетые).
- Инсценировка: «Суд над Предлогом».
Секретарь суда: Прошу всех встать. Суд идёт!
Судья: Уважаемые господа! Сегодня в суде мы разбираем дело о самовольном отлучении Предлога с места работы. Устанавливаем личность подсудимого.
Обвиняемый - Предлог.
Место рождение - Морфология.
Ближайшие родственники - Союзы, Междометия.
Место работы - Синтаксис.
Характер - не общителен, со словами пишется раздельно, не изменяется.
Профессия - связной между словами в предложении.
Род занятия - синтаксическая связь со словами, а именно – с сущес-твительным, прилагательным, числительным, местоимением, имеет влияние на их окончания, а также замечен в связи с глаголом.
Судья: Предлог обвиняется свидетелями в должностном преступле-нии против Текста. По его вине потерпевший Текст «Как на свете жить?» находится в бессмысленном состоянии. Разобраться в дан-ном деле помогут секретарь суда, прокурор, адвокат. Все ли свиде-тели по данному делу находятся в зале суда?
Секретарь суда: Да, все свидетели по делу находятся в зале суда.
Судья: Подсудимый, вы имеете право на адвоката, можете отвечать на заданный вопрос или отказаться давать показания, т.к. они могут свидетельствовать против вас. Прокурор, введите нас в курс дела.
Прокурор? Уважаемый суд! Сегодня мы разбираем дело предлога о самовольном отлучении его с места работы, из текста «Как жить на свете?» Этим он поверг другие части речи в замешательство, и по его вине из текста исчез смысл и связка предложений. Все эти страдания были вынуждены перенести другие части речи из-за са-мовольном отлучении Предлога с места работы. Суд прошу разо-браться в показаниях свидетелей, а также экспертизы и вынести справедливое решение.
Судья: Подсудимый, встаньте. Представьтесь.
Предлог: Я – Предлог. Являюсь служебной частью речи, не имею морфологических признаков, не изменяюсь и со словами пишусь раздельно.
Судья: Вы признаете себя в инкриминируемом Вам должностном преступлении?
Предлог: Не может этого быть, я всегда являюсь на место своей работы. Виновным себя не признаю.
Прокурор: Но свидетели утверждают, что вас не было на рабочем месте.
Предлог: Между мной и свидетелями возникла перебранка, они по-сягали на мою честь и достоинство, обзывали меня слугой и ни-чтожеством и что от меня ничего не зависит. И после этого обви-нения в мой адрес я потерял сознание и находился обморочном состоянии.
Прокурор: Вы утверждаете, что покинули место работы в состо-янии аффекта и были в обмороке.
Адвокат: Я протестую. Мой подзащитный не давал такого утверж-дения.
Судья: Протест принимается. Адвокат, что вы скажете в защиту своего подзащитного?
Адвокат: Я бы хотел выслушать свидетелей.
Судья: Представьтесь, свидетелей – Имя Существительное.
Секретарь суда: Вызывается свидетель - Имя Существительное.
Судья: Представьтесь, свидетель.
Имя Существительное: Я - Имя Существительное. Обещаю говорить правду и только правду. Я – самостоятельное часть речи, имею уни-кальный кластер. Прошу с ним ознакомиться.
Имя Существительное.
- Самостоятельная часть речи.
- В предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством.
- Обозначает предмет.
- Изменяется по числам, падежам.
- Отвечает на вопросы Кто? Что?
- Бывает собственные и нарицательные.
- Бывает муж. р., жен. р, сред. р.
- Бывает одушевлённые и неодушевлённые.
Адвокат: Можно ознакомиться? Протест! Это к делу не относится.
Судья: Имя Существительное перейдёмте к событиям, относящимся
к делу.
Имя Существительное: Вы все должны быть мне благодарны, так как все предметы вокруг нас называются мною. Я имею три рода: мужской, женский, средний, могу изменяться по падежам и числам.
Адвокат: Протестую. Это к делу не относится.
Судья: Задавайте вопросы.
Прокурор: На следствии вы утверждали, что предлог скрылся с текста.
Имя Существительное: Да, его не было в тексте.
Прокурор: Расскажите события, которые происходили накануне.
Имя Существительное: Мы с Именем Прилагательным и глаголом разговаривали о предлоге, он был рядом, а потом вдруг исчез.
Прокурор: Вы утверждаете, что по его вине исчез смысл текста.
Имя Существительное: Да господин прокурор.
Судья: Адвокат, у Вас есть вопросы к этому свидетелю?
Адвокат: Да. Вы утверждаете, что предлог не вышел на работу самовольно.
Имя Существительное: Да.
Адвокат: Мой подзащитный утверждает, что именно вы в сговоре с другими частями речи довели его до обморочного состояния.
Имя Существительное: Подлая клевета! Мы говорили, что он всего-то служебная часть речи и обязан служить по законам русского синтаксиса.
Адвокат: у меня нет вопросов к этому свидетелю.
Судья: Вызовите свидетеля - Имя Прилагательное.
Секретарь суда: Вызывается свидетель Имя Прилагательное.
Судья: Представьтесь, свидетель. Помните, что в суде и вы должны говорить правду и только правду.
Имя Прилагательное: Я – самостоятельная часть речи, обозначаю признак предмете, объём, размер, цвет и отвечаю на вопросы Ка-кой? Какая? Какое? Какие? По своей природе я вынужден во всем соглашаться с именем Существительным.
Прокурор: Свидетель на следствии вы утверждали, что видели, как предлог покинул место работы, чем подверг вашу жизнь опасности.
Имя Прилагательное: А Существительное утверждает это обвинение?
Прокурор: Свидетель, вопрос был задан вам, не уклоняйтесь от ответа.
Имя Прилагательное: Да, утверждаю. Этот слуга не явился на место работы и из-за него был потерян смысл текста.
Адвокат: Я протестую оскорблений.
Судья: Протест принимается. Нельзя в зале суда никого оскорблять.
Прокурор: Я вас правильно понял, вы были свидетелем, предлог не явился на место работы?
Адвокат: У меня есть вопросы к этому свидетелю.
Судья: Можете задавать вопросы этому свидетелю.
Адвокат: у меня возник вопрос. Вы только что утверждали, что во всем должны соглашаться с Именем Существительным, правильно?
Имя Прилагательное: Да.
Адвокат: Так вы видели, что предлог не пришёл на место своей работы?
Имя Прилагательное: Нет, не видел.
Адвокат: Значит, не видели?
Имя Прилагательное: он вообще-то маленький, что его нахождение в тексте малозаметное. Нет, не видел.
Адвокат: У меня больше нет вопросов к этому свидетелю.
Судья: Садитесь. Вызовите свидетеля - Глагол.
Секретарь суда: Вызывается свидетель Глагол.
Глагол: Уважаемый суд! Обещаю говорить правду и только правду. Я Глагол, основная часть речи. Вокруг меня постоянно крутятся Имена Существительные, Прилагательные и местоимения и все они в сущности от меня зависят.
Прокурор: Вы являетесь свидетелем. Что предлог не явился на место работы.
Глагол: дорогой суд! Я с полной уверенностью могу сказать, что Предлог был на месте работы, а потом упал в обморок.
Прокурор: Но на следствии вы утверждали обратное.
Глагол: Я вообще- то имею три лица и в то время, наверное, был в другом лице и поэтому дал не те показания.
Адвокат: Значит, мой подзащитный был в тексте?
Глагол: Да, я могу это утверждать.
Адвокат: у меня больше нет вопросов. У меня есть ходатайство. Я вызвал независимых экспертов, пусть они проведут независимое изучение текста.
Судья: Вызываются эксперты.
Эксперты: обещаем проверить место преступление беспристрастно.
Судья: Секретарь суда, предоставьте нам текст.
Эксперты: Предлог был текст, так как окончания у существитель-ного и прилагательного изменены.
Судья: Спасибо экспертам за вашу работу. Перейдём к прениям.
Секретарь суда: Суд удаляется на совещание. Встать.
Секретарь суда: Встать, суд идёт!
Судья: Выслушав всех свидетелей и экспертов, суд вынес приго-вор. Так, как в суде выяснилось, что Предлог не покидал рабочего места, я снимаю с него обвинения.
Суд окончен.
9.Работа над текстом: «Как на свете жить?»
Учащиеся читают текст. По смыслу догадываются, как по смыслу предлог нужен в том или ином предложении. Текст, написанный на пленке, вывешивают на доску и вписывают нужный предлог.
10.Хоровое чтение: Ребята хором читают текст после «возвращения предлога в текст».
11. Работа по содержанию текста:
- О чём текст?
- Что случилось с отцом девочки?
- Где он лежал?
- Где теперь её отец?
- Как ребята отреагировали на новость, рассказанную Таней?
- Почему она заплакала?
- Можем ли мы осуждать этих ребят? Почему?
А что значит, вот это изречение: «Человеком быть трудно - стать человеком большая работа»?
12. Воспитательный момент: Запомните ребята, что людьми мы должны оставаться в любой ситуации. А как бы вы поступили на месте ребят?
13. Игра «Поймай предлог». При зачитывании стихотворения «предлоги» учащиеся должны отреагировать хлопком.
Из леса, к лугу, на поляне,
У кустика, с тропинки, в яму,
От речки, около дороги-
Пиши отдельно все предлоги.
14. Индивидуальная работа по карточкам: Карточки раздаются всем учащимся, задание у всех одно - встать вместо точек нужные предлоги.
Просить … помощи
Пить … чашки
Уехать … города
Прыгать … вышки
Вложить … вышки
Отпрыгнуть … собаки
Строить … кубиков
Зайти … товарищу
Принести … магазина
Лежал … столом.
15. Итог урока: Какой частью речи является предлог? Какое влияние он имеет на самостоятельные части речи, а как надо его писать со словами?
16. Оценивание.