запоминалки
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
шпаргалки
«СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? ФИ!»
|
В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка, соответственно, не «присутствующие» здесь согласные – звонкие. |
*«СЪЕШЬ ЖЕ ЕЩЁ ЭТИХ МЯГКИХ ФРАНЦУЗСКИХ БУЛОК, ДА ВЫПЕЙ ЧАЮ». Вариант: «В ЧАЩАХ ЮГА ЖИЛ БЫ ЦИТРУС, ДА, НО - ФАЛЬШИВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР»[1] |
В этой фразе собраны все буквы русского языка. Вариант: Здесь не хватает буквы «Ё» и «Ъ»[2] |
«Нет чулОК, но носкОВ!»
|
Чтобы избежать распространенной ошибки при употреблении этих слов в родительном падеже (неправильно говорить: «чулков – носок»), есть легкая «запоминалка»: |
Нет есть «Не клади лук в суп, положи чеснок!» |
Типичной ошибки[3] можно избежать, если запомнить, что в повелительном наклонении глагол «класть» не любит приставку (кроме «складывай!)», а глагол «ложить» наоборот, в литературной речи употребляется с приставкой (положи,уложи, приложи, сложи!)
|
*«Иван Родил Девчонку, Велел ТащитьПелёнку». *Варианты: - Иван Родионович, Дайте Вашу ТрубочкуПокурить.
|
«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов этой фразы:
|
- «Цыган на цЫпочках – цЫплёнок цЫц! -«ЦЫган на цЫпочках подошел к цЫпленкуи цЫкнул цЫц!» - «ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану». |
«Запоминалка» тех слов (исключений из правила), в которых в корне слова пишется«Ы» после «Ц». |
«Гнать, держать, бежать, обидеть, *Вариант: Гнать, держать, смотреть и видеть, Ко второму же спряженью |
«Запоминалка» исключения: - четыре глагола на ать (аться): гнать, держать, дышать, слышать - и семь глаголов на еть (еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть - имеют окончания II спряжения.
|
*сталакТиты ( «Т» = ↓ ) сталагМиты («М» = ↑ )
сталакТиты - поТолок |
Всем известно, что минеральные наросты, свисающие в виде сосулек со сводов пещер, называются сталактитами; те же, что поднимаются, словно колонны снизу вверх — сталагмиты, но многие постоянно путают эти слова. «Запоминалка»: - буква «Т» «похожа» на сосульку ножкой приросшей к потолку ↓ = «сталакТиты» - буква «М» «похожа» на 2 конуса (столба), растущих вверх ↑= сталагМиты. Вариант: Возможно, кому-то будет проще запомнить, что в словах «талакТиты и поТолок» есть буква «Т». |
БеСиК
Вариант[4]:
КГБ
|
Название российского флага. Помогает запомнить флаг не только по цветам, но и их расположению: читать по первым буквам названий цветов флага сверху вниз:<БЕлый – СИний – Красный. Вариант: «Неудобный» вариант, во-первых, потому, что здесь обратная последовательность цветов, а во-вторых, принято называть «синий» (хотя официально он – «лазоревый»), а в этой аббревиатуре цвета: К - расный Г - олубой Б - елый |
«Каждый Охотник Желает Знать, Где СидитФазан».
*Вариант: «Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь». |
Расположение цветов радуги (цветовой спектр) по первым буквам слов этой фразы: К-аждый – красный О-хотник – оранжевый Ж-елает - желтый З-нать – зелёный Г-де – голубой С-идит – синий Ф-азан – фиолетовый.
|
«Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». |
Биссектриса ж. - Прямая линия, проходящая через вершину угла и делящая его пополам (в математике).
|
«Пифагоровы штаны на все стороны равны».
|
«Запоминалка» теоремы Пифагора: «Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов». Прим. Вообще "пифагоровыми штанами" окрестили, напоминавшую по виду штаны, графическую конструкцию, получавшуюся на чертеже Евклида при весьма сложном доказательстве им теоремы Пифагора. |
π = 3,1415926… 1) * Вариант:
«Это я знаю и помню прекрасно» 2) * Вариант: «Если очень постараться, |
1) Вариант: В этой «волшебной» фразе достаточно подсчитать число букв в каждом слове: «Это(3) я(1) знаю(4) и(1) помню(5) прекрасно(9)»
2) Вариант: Просто «стишок-запоминалка», который позволяет запомнить больше знаков после запятой, что пригодится для более точных вычислений. |
*Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней! |
«Стишок-запоминалка» о том, что лакмусовая бумажка изменяет цвет на «красный» под воздействием кислот и на «синий» под воздействием щелочей. |
√2 = 1,4142135624 *«Я - Маня, я - дура, но я вот нашла корень из двух».
| В этой «волшебной» фразе достаточно подсчитать число букв в каждом слове: «Я(1) Маня(4), я(1) дура(4), но(2) я(1) вот(3) нашла (5) корень(6) из(2) двух(4)». Прим. Грубовато, но хорошо запоминается (не в обиду Маням).
|
Умножение чисел от 1 до 10 на 9.
|
Прим. В 3-м классе, когда изучали таблицу умножения, я всю четверть проболела, поэтому с таблицей умножения у меня и по сей день проблемы, и я придумала для себя эту «шпаргалку», которой до сих пор пользуюсь. Число, которое умножаешь, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. 8 х 9 то же самое, что и 80 – 8 = 72 5 х 9 = 50 – 5; 4 х 9 = 40 – 4; 2 х 9 = 20 – 2 и т.д. |
Умножение на 11. |
В нашем детстве калькуляторов не было. Кто-то меня научил, как в уме умножать на 11. Например: умножаем число «12» , для этого между 1 и 2 ставим число равное их сумме (1+2 =3), получается - 132. - 14 х 11 равно 1(1+4)4 = 154; - 18 х 11 равно 1(1+8=9)8 = 198; - 22 х 11 равно 2 (2+2=4)2 = 242 и т.д. |
*Если сумма цифр многозначного числа делится на 3, то это число тоже можно разделить на 3 без остатка.
(это же применимо и к делению на 9) |
Многозначное число будет делиться на 3 без остатка, если сумма его цифр Складываем: 6+5+4 = 15; Значит, 654 можно разделить на 3 без остатка (654: 3 = 218). |
*«Это негодяи отнимают кошелёк у бабуси, а математики – вычитают!» | Вот такую «шутливую» присказку иногда используют учителя математики, что бы приучить школьников использовать термин«вычитать» вместо более привычного«отнимать». |
*«СТИШКИ-ЗАПОМИНАЛКИ» по русскому языку. | |
«И ужаСНо, и опаСНо Всем извесТно, как прелесТно Вариант: «Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо» |
О непроизносимой согласной «Т» в корне слова. Вариант: В этой фразе собраны все 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
|
«Кто в глаголах пишет «ЦА» — | Грубовато, но очень помогает тем, кто мучаеТСЯ при написании глаголов. |
«Кое, то, либо, нибудь – чёрточку не забудь!» | О дефисе в местоимениях: «кое – какой», «что – либо», «где – нибудь», «когда – то»… и т.п. |
«ЗвонИт звонарь, |
Во избежание распространенной ошибки: “звОнит”. |
«Одевать (кого?) Надежду |
Во избежание распространенной ошибки: «Сынок, “одень” шапку»! |
«Долго ели тОрты - | Распространенная ошибка: “тортЫ”. |
«Срубили ель, сорвали щавЕль». | Распространенная ошибка: “щАвель”. |
«Фёкла красная, как свЁкла!» | Распространенная ошибка: “свеклА”. |
«На полке сметана, творОг, молоко. Вариант:«Купи-ка творОг |
Распространенная ошибка: “твОрог”.
|
«С утра перепалки |
Распространенная ошибка: “брелки”.
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьные запоминалки.
Не все дети могут запомнить порядок планет на небосклоне, название цветов радуги, в этом им помогут запоминалки....
Стишки - запоминалки. Фигуры. Площадь.
Стишки-запоминалки...
Памятки -запоминалки(русский язык)
Как показывает опыт,стихотворная форма помогает школьникам запоминать основные лингвистические термины и орфографические правила.Памятками можно пользоватьсясо 2 класса....
Запоминалки - Правила русского языка в рифмах
Безударные гласные Если буква гласная вызвала сомнение - Ты ее немедленно ставь под ударение! Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира,...
Использование ассоциативного метода запоминания словарных слов. Карточки - запоминалки
«Сегодня мы пишем словарный диктант». Как часто эта фраза заставляет ученика поволноваться. А всё потому, что дети школьного возраста делают много ошибок при написании словарных слов и в итоге показыв...
Запоминалки по русскому языку
Правила в стихотворной форме на уроки русского языка...
Стихи запоминалки
Стихи запоминалки по русскому языку. Для запоминания правил и орфограмм....