Изложение "Сосулька"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Разработка урока- изложение по теме: "Сосулька" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_-_itog_1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1 .Организационный момент.

Начинаем урок с проверки готовности. Всё ли необходимое у вас лежит на парте? (дети проверяют готовность к уроку)

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение. Вы должны как можно подробнее и точнее передать содержание текста и записать его, точно употребляя слова, выражения, которые использовал автор. Для чего мы ещё пишем изложения? (Узнать что-то новое, интересное, учиться правильно передавать содержание текстов, правильно строить предложения.)

Откройте тетради, запишите число, изложение.

3. Актуализация знаний по теме.

Отгадайте загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Кто это?  (Медведь)

Какие медведи обитают на территории нашего края? (Бурые медведи) -  учитель на доску вывешивает иллюстрацию бурого медведя.

Но кроме бурых медведей существуют и …. (Белые медведи)  - иллюстрация.

Где живут белые медведи? (На Крайнем Севере)  -  иллюстрация

Медведи живут в дикой природе, их принято в народе называть – косолапый мишка. Но эти косолапые мишки зачастую великолепные артисты.  -  иллюстрация

 Где можно увидеть этих артистов? (В цирке.)

А ещё  - в театре, где  главные артисты – животные. Такой театр есть в Москве. Кто знает как он называется? ( Уголок  дедушки Дурова)  -иллюстрация

"Уголок дедушки Дурова", главные герои которого — животные, отпраздновал  столетний юбилей. За долгую жизнь в нем поменялось многое, но неизменным остается отношение к четвероногим артистам – подготовка номеров без хлыста и палки.
"Уголок" был основан 8 января 1912 года талантливым циркачом и дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Он разработал "мягкий" метод дрессировки, построенный на выработке условных рефлексов путем поощрения: животное получало лакомство за сделанный трюк. "Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна", — подчеркивал Дуров.
В спектаклях "Уголка дедушки Дурова" играют самые разные животные, в естественных условиях часто враждующие, но удивительным образом находящие общий язык в стенах театра. Так, на сцену одновременно выходят собаки и кошки или лисы и куры, медведи и олени. "Заслуженные артисты" театра — слоны, морской лев и бегемот.  – иллюстрация

4. Знакомство с содержанием текста.

Перед вами лежат текст. Прочитаем.  – учитель читает текст

Сосулька.

( По А.Дуровой.)

   На берегу Северного океана лётчики нашли мёртвую медведицу. В снегу скулил белый медвежонок. Сгущённое молоко пришлось по вкусу малышу.

   Лётчики привезли находку в Уголок Дурова. Назвали медвежонка Сосулькой. Его обучал Александр Яковлевич. Ученик занимался охотно. Все его полюбили.

   Сосулька заболел. Учитель взял больного к себе домой. Медвежонка навещала собака  Кара.

   Однажды ночью Сосулька залез на окно и повалил горшок с цветами. Все обрадовались. Значит, Сосулька выздоровел.

5.  Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста.

Почему текст называется «Сосулька»?  ( В тексте идёт речь о медвежонке, которого звали Сосулька.)

Как по-другому можно было озаглавить  текст?  Почему? (Медвежонок, так как автор рассказывает о медвежонке.)

Какие чувства у вас вызвало прочитанное?   (Сочувствие, радость, переживание.)

Где жил медвежонок?  (На Севере)

Что с ним случилось? ( У него умерла мама.)

Что потом произошло? ( Медвежонка нашли лётчики и привезли в Уголок Дурова.)

А как вы думаете, для чего мишку привезли именно туда? (В Уголке Дурова любят животных, обучают их.)

Чему будут учить? ( Цирковым трюкам)

Что ещё произошло? (Медвежонок заболел и вскоре выздоровел.)

Определите тему текста. ( Медвежонок Сосулька)

Какая основная мысль?  ( Лётчики спасли и привезли медвежонка в Уголок Дурова)

Определите стиль текста.  (Текст относится к художественному стилю.  Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. )

6.  Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.

К какому типу текста относится прочитанное? ( Это текст - повествования)

Почему? Объясните. ( Идёт рассказ о событиях, которые произошли с медвежонком.)

Прочитайте текст. На сколько частей можно разделить текст?  ( на 4 части. Первая часть – начало, вторая часть –основная, развитие событий, третья часть – кульминация, а четвёртая – развязка.)

Для чего построен так текст? (Для того, чтобы выделить этапы происходящего.)

Совершенно верно, то есть нам показано что происходит сначала, потом и в конце.

Прочитайте первую часть. Определите тему  этой части. ( Нашли медвежонка.)

Где происходят события? ( На берегу Северного океана.)

Что случилось? ( Лётчики нашли мёртвую медведицу и маленького медвежонка.)

Что сделали лётчики? ( Они спасли медвежонка.)

Подумайте, как можно озаглавить часть? ( На берегу океана.)

Прочитайте вторую часть. Определите тему этой части. ( Лётчики привезли медвежонка в Уголок Дурова.)

Почему они сделали именно это? ( потому что  Уголок Дурова – это театр, где все актёры – звери, и их любят, заботятся и дрессируют.)

Как в тексте называют Александра Яковлевича? ( Учитель.)

Почему именно так? (Он учит, дрессирует зверей.)

Чему он по вашему мог научить медвежонка? ( Выполнять команды, трюки, слушать людей.)

Нравились ли медвежонку занятия? Докажи. ( Да, нравились. Автор говорит, что ученик занимался охотно.)

Как назвали медвежонка? Почему? ( Медвежонка назвали Сосулька, потому что он был белого света, маленький, любил молоко.)

Как можно озаглавить часть? (В Уголке Дурова.)

Прочитайте третью часть. Определите тему части. (Медвежонок заболел.)

Что произошло дальше? (Дуров забрал Сосульку к себе домой.)

Озаглавьте эту часть. (Сосулька заболел.)

Прочитайте последнюю часть. Определите тему четвёртой части.(Сосулька выздоровел.)

Как вы думаете, кто ему помог? (Учитель, врачи и собака Кара.)

Чем помогла собака? (Она навещала медвежонка.)

Как вы узнали, что Сосулька выздоровел? (Начал шалить.)

Докажите. ( Однажды ночью Сосулька залез на окно и повалил горшок с цветами.)

Озаглавьте последнюю часть. ( Сосулька выздоровел.)

План записан на доске.

План.

  1. На берегу Северного океана.
  2. В Уголке Дурова.
  3. Сосулька заболел.
  4. Медвежонок выздоровел.

7. Языковой анализ текста.

1) Наблюдение за временным планом текста.

Какие глаголы использовал автор? Перечислите опорные  слова – глаголы. ( Нашли, скулил, пришлось, привезли, назвали, обучал, занимался, полюбили, залез, повалил, обрадовались, выздоровел.)

Определите время этих глаголов.(Прошедшее время.)

Как вы думаете, почему в тексте использовались глаголы именно прошедшего времени?

 ( Описывалось событие, которое было.)

Можно ли утверждать, что в тексте соблюдается единый временной план? ( да, можно, используются  все глаголы прошедшего времени.)

Какими словами автор заменяет в тексте слово «медвежонок»?  (Малыш, находка, Сосулька, ученик, больной.)

Для чего это сделано? ( Для того, чтобы не было повторов.)

2) Определение способов и средств связи предложений в тексте.

Какой тип связи предложений используется в данном тексте? (Автор использует цепную связь, где каждое последующее предложение, как бы цепляется за предыдущее, с помощью  слов.)

Найдите в тесте эти слова. ( медведица, медвежонок, малыш, находка, медвежонок, его, ученик, Сосулька.)

3) Анализ орфографии и пунктуации.

Для того, чтобы грамотно записать текст, вспомним правописание некоторых основных орфограмм.

На доске записаны слова из текста в три столбика, разбиты на группы.

Северный                         ок..ан                                на б..регу

Уголок Дурова                м..дведица                        в сн..гу

Сосулька                        м..локо                        прив..зли

Александр Яковлевич        уч..ник                                заб..лел

Кара                                с..бака                                с цв..тами

По какому принципу данные слова разделены на группы? Подумайте.( слова в первом столбике – это имена собственные, всегда пишутся с заглавной буквы. Во втором столбике – слова с непроверяемой безударной гласной. Написание этих слов надо запомнить. В третьем столбике слова с проверяемой безударной гласной, проверяемой ударением.)

Вспомним ,как проверить безударную гласную?