СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
статья по русскому языку по теме

В ходе своей работы я использовала различные методы и упражнения на развитие мелкой моторики рук,у детей появляется самостоятельность и уверенность в выполнении работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istomina_podgotovka_ruki_k_pismu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа по совершенствованию мелкой

моторики рук как средство повышения эффективности подготовки  к школьному обучению

Истомина О.С.,

воспитатель МБДОУ детский сад №62 «Золотой улей»,

город Старый Оскол Белгородской области

Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. По статистике проблемы, связанные с письмом, встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс.

Формирование навыка письма – действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов.

Ребёнку трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно: и тетрадь должна быть в правильном положении, и ручку не нужно слишком сжимать и давить. У ребенка главная цель – написать букву (или слово), но контролировать все приёмы одновременно ему непросто. Трудности в распределении внимания при письме продолжаются в течение длительного времени, пока некоторые приёмы не станут автоматизированными.

Для того, чтобы обучение письму проходило успешно, помимо других важных задач, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

С целью развития у дошкольников мелкой моторики, я организовала у себя в группе кружок «АБВГДЕйка», занятия которого проходят один раз в неделю во вторую половину дня. В кружке занимаются дети, которые испытывают затруднения при выполнении действий,  требующих напряжения мышц кистей рук.

В ходе кружковой работе я  использую упражнения, направленные на развитие точных и достаточно сильных движений пальцев, активизирующие работу мышц кисти. Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках. Использую раскрашивание, рисование (попутно отмечу,  что фломастеры не рекомендуются – их использование предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, контурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов,  мозаики – трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики, которые я использую в работе с детьми.

Также в своей кружковой работе я использую метод Е.Н. Потаповой. Она предлагает оригинальный способ развития тонкой моторики рук. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Я решила немного усовершенствовать технологию Потаповой Е.Н., для чего я сама изготовила из бархатной бумаги буквы и наклеила их на лист картона. Гласные я сделала красного цвета, а согласные – синего. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы, а на подсознательном уровне у него откладывается зрительно воспринятый образ цвета буквы, что позднее поможет при формировании понятий о гласных и согласных буквах.

Готовя ребенка к школе, я провожу еще и такие задания: детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например: написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии; положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку; нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.; нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку; определить правую и левую стороны предмета (взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги); определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Кроме того, не следует забывать о том, что тонкая моторика тесно связана с уровнем общего физического развития ребёнка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом. Для этого мы выходим на улицу, где пробегаем сквозь обруч, вращаем обруч, прокатываем и бросаем мяч в кольцо, по мишени, набрасываем кольца, сбиваем кегли.

Особенное внимание во время кружковой работы я уделяю детям, у которых недостаточно развита речь, ведь доказано, что уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи, и, значит, будут полезны для подготовки ребёнка к обучению грамоте, в частности, письму.

Преодолевать трудности письма у детей нашей группы  (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) мы начинаем задолго до поступления в школу. Эта работа действительно ставит ребенка на более высокую ступень – ступень осознания себя будущим первоклассником. Такая развивающая подготовка поможет учителю и ученику быстрее наладить контакт. Ребенку будет легче адаптироваться к школьной жизни.

В результате проводимой кружковой работы по подготовке руки к письму у детей повышается уровень мотивации к учебной деятельности, совершенствуется умелость обращения с карандашом и ручкой. Благодаря систематическим упражнениям на развитие мелкой моторики рука становится сильнее, “послушнее”. Дети активнее, самостоятельнее, охотнее выполняют задания.

В заключение следует отметить, что в кружковой  работе используются наряду с уже апробированными методиками овладения графическими навыками и собственные разработанные упражнения. Об эффективности проведенных занятий свидетельствуют следующие результаты:

У детей, с которыми проводились, кружковые  занятия по подготовке руки к письму отмечается:

  1. Свободное владение техникой движения руки, совершенствуется мышечный тонус кисти рук, развивается координация и тактильная чувствительность.
  2. Улучшается освоение сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
  3. Проявляются способности к саморегуляции своей деятельности.

Поскольку в ходе своей работы я убедилась в том, что развитие мелкой моторики в рамках кружковой работы (т.е. с малой подгруппой детей) является эффективным средством подготовки руки к письму и имеет большое значение при подготовке дошкольников к дальнейшему обучению в школе, то я считаю необходимым продолжать работу в данном направлении и находить новые пути совершенствования образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Воробьева, Т. 50 уроков для подготовки руки к письму. / Т. Воробьева. – Литера, 2006. – 80 с.
  2. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму. Опыт работы практического педагога / Е.В. Новикова. - ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 39 с.
  3. Хархан, Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // Логопед. – 2004. – № 5. – С. 12 – 17.
  4. Сочеванова, Е.А. Подготовка руки дошкольника к письму. Игры и упражнения. / Е.А. Сочеванова. – Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 20 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...

Средства повышения эффективности процесса обучения английскому языку

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения английскому языку....

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...