Имя числительное
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Урок может использоваться по любой программе для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя школа № 318 с углубленным изучением итальянского языка Санкт-Петербурга
Панорама открытых уроков.
Урок русского языка 4 класс
Тема: Имя числительное
Х О Д У Р О К А
- Постановка целей и задач урока.
- Сегодня у нас урок занимательной грамматики, и поэтому нашим девизом станет фраза, указанная на маршрутном листе. Приготовьтесь прочитать ее хором:
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
- Чтобы учиться хорошо, мы будем двигаться по маршрутному листу; задачи урока определены в пунктах 2 и 3.
-Прочитайте, что для нас станет главным.
- Чтобы учиться было весело и интересно, урок начнем с разгадывания ребусов.
ПО 2 Л | С 3 Ж | 100 Л |
-Запишите слова-отгадки на рабочем столе. Кто разгадал все слова? Два слова? Проверяем.(подвал, стриж, стол)
-Как вам удалось разгадать ребусы? Что вы сделали для разгадки ребусов?
На доске 2 ДВА
3 ТРИ
100 СТО
( мы заменили цифру (число) словом)
-Приведите примеры слов, называющих числа.
- Кто может сформулировать тему урока?
На доске ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
2. Работа по теме урока.
- Имена числительные образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками и рядом особенностей, о которых мы будем узнавать постепенно на нескольких уроках.
По частоте использования в речи числительные занимают всего восьмое место. Вспомните, где чаще всего встречаются числительные? (загадки, пословицы, поговорки, урок математики). Приведите примеры.
- Как записываются слова – числа на уроке математики? А как можно записать число на уроке русского языка?
На доске ЦИФРА - СЛОВО
-Это одна из особенностей имени числительного. Что еще мы знаем об имени числительном? На маршрутном листе и на доске у нас пустая схема, нам надо заполнить ее. Начнем узнавать новое?
3. Работа по пункту 2 маршрутного листа
Чтение текста по ролям.
- Определите жанр текста (считалка)
- Многие считалки начинаются со слова «Раз». Какому числу оно соответсвует? (один)
-Подчеркните имена числительные. Какие слова подчеркнули?
4. Работа по пункту 3 маршрутного листа
А) -Подумайте, какой вопрос можно задать к числительным «два», «три», « четыре»? Этот вопрос часто звучит на уроке математики. Запишем вопрос в схему (одновременно заполняем схемы в маршрутном листе и на доске)
- Задайте вопрос к числительным «пятый», «шестой», «седьмой». ( заполнение схемы)
-Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов при счете: один, два,…-продолжите. Повторите, что обозначают такие числительные? (количество предметов при счете) – запись в схему
Б) – Вспомним урок физкультуры.Выходят мальчики. Звучит команда: «По порядку рассчитайсь!»
-Первый, второй, третий…
- Кто может продолжить счет по порядку дальше? Как сказать, что обозначают такие числительные?(порядок при счете)
-А как можно назвать такие числительные?
-Обобщим по схеме то, что мы узнали о числительных.
5. Работа по 5 пункту маршрутного листа.
- Проверим, как вы поняли разряды числительных.
а) чтение отрывка
в) выполнение задания с устным комментированием
- Каким днем названо воскресенье?
- Слово «последний» к какой части речи относится? А каким числительным его можно заменить?
-Попробуйте зарифмовать строчку. (И седьмой день – вписываем, определяем разряд числительного)
6. Физминутка
7. Самостоятельная работа по карточкам.
а) запись
в) проверка
8. Обобщение
-Наш урок подходит к концу. Мы многое узнали об имени числительном. А что былобы, если бы имена числительные исчезли из нашей речи? Представьте это.
- Чтобы знания о числительных остались в нашей памяти, давайте еще раз повторим по схеме, что же это за часть речи – имя числительное.
- Оцените свое состояние на уроке (комфортность, интерес) и раскрасьте рисунок (рефлексия)
Задания на карточках
- Вспомни(догадайся по смыслу), какие числительные пропущены
- Запиши, подчеркни числительные
- Объясни, когда так говорят. (задание можно обсудить в паре)
….. раз примерь, ….. раз отрежь. Знать, как свои ….. пальцев. Идти на все …… стороны.
Наговорить с ….. короба.
- Попробуй правильно составить словосочетания.
- Запиши, подчеркни числительные.
Пять, пятеро ( сестер); четыре, четверо (дом); два, двое (ребята); шесть, шестеро (апельсинов)
- Подумай, какие числительные живут в скороговорках.
- Запиши, подчеркни числительные.
Сидели, свистели ……. свиристелей.
Прилетали к ним утки по …… раза в сутки
(если тебе трудно выполнить задание, вспомни счет от 1 до 10)
Маршрутный лист
Девиз урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
- Отгадываю ребусы.
- Наблюдаю и думаю:
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – шли домой.
Вслед за ними плелся пятый.
Впереди бежал шестой.
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
-Где вы, где вы?
-Не пищи! Мы тут рядом – поищи!
3. Делаю выводы, заполняю схему:
Имена числительные
Отвечают на вопросы
…………………………… …………………………………………………………
Обозначают
………………………….. ………………………………
………………………….. …………………………….
Называются
……………………………. ………………………………
- Я умею ( подчеркните количественные числительные синим цветом, порядковые – зеленым)
Вот неделя. В ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник…
И последний – воскресенье-
……………………………………………….
Назначаем для веселья.
(М. Погарский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя числительное. Обшее значение.
Познакомить с именем числительным как частью речи....
Простые и составные числительные
Ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное»....
Слитное и раздельное написание числительных
Познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных....
Правописание мягкого знака в числительных
Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов....
Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков
Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....
Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"
На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....
Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".
Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся с именем числительным, с обычаями празднован...