Предметная викторина по русскому языку "В царстве грамматики" (для учащихся 3-4 классов)
олимпиадные задания (русский язык, 3 класс) по теме
Школьная жизнь для учащихся начинается Днём знаний, а заканчивается прощальным балом выпускников. И на протяжении этого времени подрастающий человек учится писать, читать, переходя от простого к более сложному, постигает премудрости наук.
Рамки урока ограничивают учителя во времени, поэтому внеклассные мероприятия позволяют углубить материал по предмету. В этом помогает проведение предметных недель, которые должны помочь ребятам закрепить свои успехи, постичь новое, познавательное и интересное по предмету. Викторина – одна из любимых форм внеклассной работы младших школьников.
Викторина «В мире грамматики» предлагает углублённый материал в занимательной форме, поэтому вызывает активный интерес у школьников, игровая форма позволяет всем учащимся реализовать свои возможности и достичь желаемого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya__viktorina__po__russkomu__yazyku.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная викторина по русскому языку
« В мире грамматики»
Цель:
- создать положительную мотивацию к изучению русского языка, научить детей видеть результаты коллективной деятельности,
- научить грамотно и правильно писать, обогатив их речь;
- показать учащимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир грамоты;
- помочь увидеть «волшебство знакомых слов».
Форма проведения: соревнование
Оформление и оборудование: Мероприятие проводится в школьном зале. В зале оформлена выставка газет, выпущенных каждым классом к неделе русского языка. Высказывания великих людей о красоте и богатстве русского языка. Стулья и столы расположены так, чтобы была создана живая непринуждённая обстановка. На столах всё необходимое для работы: ручки, карандаши, листочки для записей. Все присутствующие разделены на группы, участники каждой команды имеют свои эмблемы.
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык!
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
Дети делятся на 2 команды, выбирается свой капитан. У каждой команды свой стол, где лежат листы бумаги, карандаши, фломастеры. Члены жюри – учащиеся старших классов. Роль ведущего принадлежит учителю.
Учитель: Ребята, сегодня завершая неделю русского языка, мы проведём с вами викторину «Юные грамотеи». Вы должны будете показать не только свои знания русского языка, но и свою эрудицию, смекалку, сообразительность.
- Вы готовы начать игру?
Конкурс №1. (5б.)
Конечно вы читали и знаете много русских народных сказок, знакомы с достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить. Запишите сначала одно под другим сказочные чудеса:
(конёк-горбунок, чудо-зеркальце, ковёр-самолёт, золотой петушок, сани-самокаты, перо жар-птицы, сапоги-скороходы, Садко с гуслями на дне морском и др.)
А теперь запишите современные приборы:
(телевизор, радиолокатор, аэросани, космическая ракета, воздушный лайнер, водолаз в скафандре, компас и др.)
Тот, кто сделает, это первым, будет победителем конкурса.
Конкурс №2.
Сейчас я продиктую вам слово, состоящее из четырёх букв. Мы его запишем в строку, далеко отставляя одну букву от другой. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С О В А
Сокол Облако Вилка Арфа
Сито Окно Вата Арка
Сосна Огород Волк Арбуз
Старик Орех Ворот Анкета
Сарай Окунь Венок Алмаз
Конкурс №3.
А сейчас я предлагаю всем подобрать как можно больше слов, в которых есть буквы О:
Сначала вы вспоминаете слова, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога и затем 4.
1 2 3 4
Пол Король Золото Околоток
Мост Колос Молоток Водопровод
Ток Мороз Осколок Молокозавод
Рот Остров Молоко Водоворот
Соль Огонь Толокно Коловорот
Конкурс №4.
Вы наверное слышали про слова-анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например, весна – навес, масло - смола. Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые слова:
Лето (тело), атлас (салат), маяк (ямка), каприз (приказ), лопата (оплата), водопад (подвода), кукла (кулак), колесо (оселок), комар (корма)
Победителем становится тот, кто первым справится с задачей или подберёт больше новых слов.
Конкурс №5.
Есть удивительные слова, которые как бы их не читали, слева направо или справа налево, они будут означать одно и то же. Например: ПОТОП, ЗАКАЗ. Попробуйте придумать как можно больше таких слов.
(Алла, наган, Анна, боб, тут, как, око, топот, шалаш, дед, казак, довод, радар)
- А есть даже целые предложения:
А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Конкурс №6.
А сейчас мы проведём конкурс логогрифов – это загадка, в которой слово меняет своё первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв. Чтобы отгадать слово, надо сначала догадаться, о каком слове говорится в начале загадки. Затем уже в расшифрованном слове надо отнять или прибавить буквы, получив слово с новым значением.
- Её обходят корабли, но если букву «Ш» поставить впереди, жалей его и береги. (мель-шмель)
- Она – достойна порицанья,
Но если впереди поставить восклицанье,
То в целом он на севере далёком обитает,
И жителей тех мест он греет и питает ( лень-олень)
- Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтёте лишней, смысл получится другой.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня могут выйти из меня. (клён-лён)
Конкурс №7.
А теперь я буду называть слова в единственном числе, а вы коллективно будете повторять их во множественном числе. Например: КОТ – КОТЫ.
Плот, крот, грот, дуга, рука, мука, беда, еда, слива, грива, диво
Конкурс №8.
А теперь я буду называть существительные мужского рода, а вы – соответствующее ему женского рода.
повар (повариха), портной, купец, храбрец, коза, оса, ведро, бедро, день, пень, лень, цыплёнок, козлёнок, бочонок
Конкурс №9.
Вам предлагается добавить недостающие слова противоположного значения в таких стихотворных строчках:
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: («Низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: («Близко»).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты: («Храбрец»),
Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай, («конец»)!
Конкурс №10. Конкурс капитанов.
Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):
- Рукой подать (близко)
- Через час по чайной ложке (медленно)
- Морочить голову (обманывать)
- Во весь дух (быстро)
- Работать засучив рукава (усердно)
- Прикусить язык (замолчать)
- Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)
- Сломя голову (очень быстро)
Конкурс №11. «Кто последний?»
Кто составит больше слов из букв слова «словарик». На выполнение задания даётся
1 минута, за победу – 2 очка. За самое длинное слово – ещё 1 очко.
- Наша викторина подошла к концу. Вы все очень старались и показали прекрасные знания в области русского языка. А сейчас слово жюри. (Подведение итогов викторины, награждение победителей).
Литература
- Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе
- Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Игры, викторины, конкурсы
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки/ Москва «Омега», 1994г.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ Москва «Наука», 1994г.
- Удзенкова А., Сагирова О. «Русский с увлечением»/ Екатеринбург, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по грамматике для учащихся 3-х классов
Данная проверочная работа составлена по УМК под редакцией М.З.Биболетовой для учащихся 3-х классов. Цель работы - проверить сформированность грамматических навыков по темам: употребление модального гл...
Контрольная работа по грамматике для учащихся 3-го класса по французскому языку
Контрольная работа по грамматикедля учащихся 3-го класса по французскому языку...
Контрольная работа по грамматике для учащихся 3-го класса по французскому языку
Контрольная работа по грамматикедля учащихся 3-го класса по французскому языку...
Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...
Программа предметного кружка по русскому языку «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС)
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Ос...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для учащихся 1-4 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для учащихся 1-4 классов в рамках проведения Недели начальной школы...
Викторина по русскому языку «Занимательная грамматика».
Огромные резервы творческого сотрудничества учителя и учащихся содержат такая форма, как КВН. Игра в форме КВН формирует устойчивый интерес к учению, формирует собственную учебную деятельность, общеуч...