Роль Екатерины в истории Кубани.
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Сергеевна Максименко

Сформировать позитивное мнение о роли личности ЕкатериныII в истории России и Кубани у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekaterina_1-2_kl.doc32 КБ
Microsoft Office document icon urok_ekaterina_3-4_kl.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный план-конспект урока

Тема: «Именем Екатерины нареченный»

Урок в 1-2 классах

Цель: Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края

Форма урока: урок-путешествие

1.  Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.

Примерный перечень вопросов:

- Как называется столица (главный город) нашего края?

- Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

- А почему он так назывался, как вы думаете? Для этого вспомните, как появлялись названия городов.

- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?

2. Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по станицам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправляемся…

Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.

        На доске иллюстрационный ряд с изображением Петербурга, портрет молодой будущей императрицы Екатерины II, портрет царевича Петра III  и т.д.    

        Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей, которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.  

Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.

        Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы.

- Как вы думаете, кто это может быть?

- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?

Учащиеся описывают портрет.

Рассказ учителя.

А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

Второй пункт путешествия -  Царский дворец.

        На доске - слайды или картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792 году. Императрица Екатерина II беседует с запорожскими казаками.

        Беседа о том кто такие казаки, чем они занимались, как жили, об идее Екатерины сделать из них верных защитников Отечества.

Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских и задает вопрос:

- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому. - А знаете ли вы, какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы? Вернемся на машине времени в наше время.

Третий пункт путешествия – современный Краснодар.

        Демонстрируются изображения исторических мест, связанных с именем Екатерины II в Краснодаре. Дети сравнивают виды Екатеринодара и Краснодара и отвечают на вопрос: Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую.

        Творческое задание: нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.

Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Опорный план-конспект урока в начальной школе

«Именем Екатерины нареченный»

Цель: Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края

Задача: Показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.

Урок проводится в режиме образовательной проектной технологии, ориентированной на учащихся 3-4 классов.

Оборудование: раздаточный материал с текстами на каждую группу, «исследовательские  листы» группы

Ученики работают в микро группах по 6-8 человек.

1.  Работа с новыми словами и терминами по проблематике урока.

2. Постановка проблемы: Почему раньше город Краснодар назывался Екатеринодаром?

В каждой группе на столах лежит набор текстов: текст о св.Екатерине, текст с расшифровкой имени «Екатерина», текст о дарении императрицей Екатериной II земли южных рубежей казакам.

Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том, что город мог так называться по разным причинам, но главная – в честь императрицы Екатерины II.

3.  Самостоятельная работа.

Перед началом работы – небольшой рассказ учителя о судьбе и деятельности императрицы во времена ее царствования.

Задание группам: Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать великой императрицей? Вам предстоит найти ответ на этот вопрос, изучив материалы исторических и литературных источников.

Организуется работа с выдержками из исторических источников в микро группах. Задача детей в группах – прочитать, выделить личностные качества императрицы, записать их в свой «исследовательский лист».

Следующий этап данной работы – доказать наличие выделенных личностных черт императрицы выдержками из текстов.

Учитель фиксирует на классной доске (или интерактивной)  ответы детей. Результатом работы является вывод:  несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага государства Российского.

В конце урока учитель проводит беседу о роли выдающейся исторической личности - Екатерины Великой в судьбах России и Кубани и формулирует вывод о необходимости возвращения исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани.

На дом учащиеся получают творческое задание: подготовить сочинение-размышление на тему: «Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем  внести свой вклад в процветание Кубани и России?».

На уроке используются тексты и источники, адаптированные для данной возрастной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История КУБАНИ

Краснодарский край - регион древнейшего обитания человека...

Литературная история Кубани

Познакомить учащихся с произведениями художественной  литературы русских классиков, а также писателей и поэтов нашего края. Показать нашу родину в художественных картинах и образах. Воспитание па...

Презентация "Литературная история Кубани"

Познакомить учащихся с произведениями художественной  литературы русских классиков, а также писателей и поэтов нашего края. Показать нашу родину в художественных картинах и образах. Воспитание па...

История Кубани в символах. Станица Михайловская

Геральдическое описание герба Михайловского сельского поселения....

ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Год культуры - история Кубани в лицах»

-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.- 25 августа 222 года назад на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую...

Единый Всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах».

Тема «Год культуры - история Кубани в лицах» включает разные тематические блоки:1.                 Традиционная культура...