Роль Екатерины в истории Кубани.
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)
Сформировать позитивное мнение о роли личности ЕкатериныII в истории России и Кубани у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekaterina_1-2_kl.doc | 32 КБ |
urok_ekaterina_3-4_kl.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорный план-конспект урока
Тема: «Именем Екатерины нареченный»
Урок в 1-2 классах
Цель: Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края
Форма урока: урок-путешествие
1. Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.
Примерный перечень вопросов:
- Как называется столица (главный город) нашего края?
- Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?
- А почему он так назывался, как вы думаете? Для этого вспомните, как появлялись названия городов.
- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?
2. Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по станицам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправляемся…
Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.
На доске иллюстрационный ряд с изображением Петербурга, портрет молодой будущей императрицы Екатерины II, портрет царевича Петра III и т.д.
Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей, которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.
Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.
Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы.
- Как вы думаете, кто это может быть?
- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.
- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?
Учащиеся описывают портрет.
Рассказ учителя.
А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.
Второй пункт путешествия - Царский дворец.
На доске - слайды или картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792 году. Императрица Екатерина II беседует с запорожскими казаками.
Беседа о том кто такие казаки, чем они занимались, как жили, об идее Екатерины сделать из них верных защитников Отечества.
Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских и задает вопрос:
- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому. - А знаете ли вы, какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы? Вернемся на машине времени в наше время.
Третий пункт путешествия – современный Краснодар.
Демонстрируются изображения исторических мест, связанных с именем Екатерины II в Краснодаре. Дети сравнивают виды Екатеринодара и Краснодара и отвечают на вопрос: Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую.
Творческое задание: нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.
Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
Опорный план-конспект урока в начальной школе
«Именем Екатерины нареченный»
Цель: Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края
Задача: Показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.
Урок проводится в режиме образовательной проектной технологии, ориентированной на учащихся 3-4 классов.
Оборудование: раздаточный материал с текстами на каждую группу, «исследовательские листы» группы
Ученики работают в микро группах по 6-8 человек.
1. Работа с новыми словами и терминами по проблематике урока.
2. Постановка проблемы: Почему раньше город Краснодар назывался Екатеринодаром?
В каждой группе на столах лежит набор текстов: текст о св.Екатерине, текст с расшифровкой имени «Екатерина», текст о дарении императрицей Екатериной II земли южных рубежей казакам.
Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том, что город мог так называться по разным причинам, но главная – в честь императрицы Екатерины II.
3. Самостоятельная работа.
Перед началом работы – небольшой рассказ учителя о судьбе и деятельности императрицы во времена ее царствования.
Задание группам: Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать великой императрицей? Вам предстоит найти ответ на этот вопрос, изучив материалы исторических и литературных источников.
Организуется работа с выдержками из исторических источников в микро группах. Задача детей в группах – прочитать, выделить личностные качества императрицы, записать их в свой «исследовательский лист».
Следующий этап данной работы – доказать наличие выделенных личностных черт императрицы выдержками из текстов.
Учитель фиксирует на классной доске (или интерактивной) ответы детей. Результатом работы является вывод: несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага государства Российского.
В конце урока учитель проводит беседу о роли выдающейся исторической личности - Екатерины Великой в судьбах России и Кубани и формулирует вывод о необходимости возвращения исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани.
На дом учащиеся получают творческое задание: подготовить сочинение-размышление на тему: «Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание Кубани и России?».
На уроке используются тексты и источники, адаптированные для данной возрастной категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История КУБАНИ
Краснодарский край - регион древнейшего обитания человека...
Литературная история Кубани
Познакомить учащихся с произведениями художественной литературы русских классиков, а также писателей и поэтов нашего края. Показать нашу родину в художественных картинах и образах. Воспитание па...
Презентация "Литературная история Кубани"
Познакомить учащихся с произведениями художественной литературы русских классиков, а также писателей и поэтов нашего края. Показать нашу родину в художественных картинах и образах. Воспитание па...
История Кубани в символах. Станица Михайловская
Геральдическое описание герба Михайловского сельского поселения....
ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Год культуры - история Кубани в лицах»
-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.- 25 августа 222 года назад на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую...
Единый Всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах».
Тема «Год культуры - история Кубани в лицах» включает разные тематические блоки:1. Традиционная культура...
Классный час "История Кубани в лицах". Екатерина II
Классный час....