Традиции и обычаи осетин
творческая работа учащихся (4 класс)
Традиции и обычаи осетин. Материал знакомит с обычаями осетинского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Традиции и обычаи осетин. | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС проектов "Мой край – моя святыня" для обучающихся начальных классов.
Направление: Обычаи и традиции Осетии
Название работы: «Традиции и обычаи осетинского народа»
Авторы работы: Караев Заурбек,
Тезиева Дзерасса.
Место выполнения:
Филиал МБОУСОШ
с.Судаг в с.Ногкау
Класс : 3
2023.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
I Теоретическая часть.
Историческая справка………………………………………………………….…3
Обычаи и обряды осетинского народа. ……………………………………….…4
#1054;сетинские пироги ……………………………………………………...................6
Сӕр ӕмӕ бӕрзӕй…………………………………………………………………8
#1054;сетинское пиво……………………………………………………………….…9
II Практическая часть.
Материалы и методика……………………………………………………………10
Результаты исследования……………………………………………………….10
Вывод………..………………………………………………………………………..11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Хочется провести параллель между прошлым, настоящим и будущим. Как раньше воспитывали детей и почему обычаи и традиции соблюдались четко, без особых напоминаний и поучений младших?
Но почему сейчас из семей стали уходить традиции нашего народа? Младшие садятся рядом со старшими, слушая их разговоры. Что же сейчас происходит в обществе?
Поэтому мы поставили пред собой цель : изучить традиции и обычаи осетинского народа, через приготовления осетинских пирогов, как основного национального блюда осетинского народа.
Задачи:
- Изучить историю осетинского народа
- Также, изучить традиции и обычае осетинского народа
- Изучить способы приготовления осетинских пирогов.
Объект исследования: традиции и обычаи осетинского народа
Предмет исследования: осетинские пироги, как традиционное блюдо
Гипотеза: немногие знают, какую важную роль играют традиции и обычаи в жизни народа
Методы исследования: изучение литературы, анализы различных источников, сбор информации, наблюдение, исследование, анализ.
I Теоретическая часть.
Историческая справка.
Центральную часть Кавказа населяют осетины, которых в равной мере можно считать северокавказским и закавказским народом. Они занимают особое место среди кавказского окружения, являясь потомками скифо-сарматов, известных в истории под названием алан. Их язык соответственно относится к восточно-иранской подгруппе большой индоевропейской языковой семьи. Более двух тысяч лет осетины и их предки активно участвуют в этнокультурных процессах Кавказского региона. В конце XIV века после нашествия Тимура аланы-осетины закрепляются в горных ущельях. В этих природно-географических и социокультурных условиях продолжаются этнические процессы, и происходит их дальнейшее развитие.
Аланы-осетины давно попали в поле зрения ученых. Этот интерес имел своим результатом значительное число исследований их истории и культуры. Были опубликованы обобщающие труды, знаменующие завершение определенного этапа изучения и познания культурных ценностей наших предков. Подведя итоги проделанным исследованиям, они с наглядностью обнаруживают пробелы, на которых следует остановить особое внимание.
Такой сферой оказалась традиционная культура. На протяжении всей своей истории каждый народ создает конкретные образцы национальной культуры. Народы и культуры в своем взаимодействии составляют единство человеческого потенциала, его духовный мир.
Знание истории, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. История воспитывает в нас чувство национальной гордости. Но история прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. История крепко связывает поколения, является могучим средством нравственного и гражданского воспитания.
Обычаи и обряды осетинского народа.
Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа - это общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности.
Когда ребенку исполнялось четверо суток, его укладывали в колыбель. Церемония укладывания ребенка в колыбель сопровождалась определенной обрядностью.
Прежде чем уложить в люльку новорожденного, его купали. Делала это одна из соседских женщин, которая его искупала первая (сразу после рождения).
К этому случаю пекли пироги, варили пиво, многие резали баранов или бычков. Пир являлсь чисто женским праздником.
Спустя одну-две недели, родители новорожденного, если это был мальчик, устраивали праздник, в который давалось имя ребенку. Праздник проходил торжественно в доме родителей: последние устраивали обильное пиршество — резали баранов или бычка, к этому дню варили пиво и араку, пекли пироги, готовили другие блюда.
В начале июля семьи, у которых в течение года родились дети мужского пола, отмечали праздник в честь новорожденных мальчиков «куывд».
Воспитанием детей в семье занималась женщина. Если семья была большая, то роль главной воспитательницы играла старшая женщина (свекровь, бабушка). С 10—12 лет воспитание мальчиков переходило в руки мужчин. С этого времени они уже находились с отцами и старшими братьями. Большое воспитательное значение имели различные игры и состязания, имевшие значительное распространение в народе. Имелись многочисленные виды детских игр. Они закаляли ребенка с малых лет, готовили его к жизни, воспитывали из детей сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей.
В системе физического воспитания первостепенное место занимали, кроме стрельбы в цель, вольная борьба, метание камней, поднимание тяжестей, бег, перетягивание каната, лазание по столбу, фехтование на шашках и кинжалах и другие виды физических упражнений, проводившиеся непременно в форме соревнований.
Уже с раннего возраста дети в кругу семьи, слушали песни и сказки, жадно прислушивались к рассказам, песням и сказаниям народных певцов и, таким образом, с малых лет были знакомы с богатством устного народного творчества.
В осетинском нартском эпосе, народных сказках и других произведениях фольклора нашли отражение идеалы народа, которые оказывали исключительное воздействие на подрастающее поколение. По ним в проникновенной форме старшее поколение воспитывало у молодежи черты и качества, которые лежали в основе национального характера народа — храбрость и мужество, самоотверженность и стойкость, честность и скромность, любовь к родной земле и преданность своему народу, верность дружбе и др.
Воспитание девочек проходило в более строгих рамках. Девушки получали своеобразный курс трудового воспитания. Они с малых лет обучались умению шить, вышивать, ткать, готовить. С семи-восьми лет девочка ухаживала за грудным ребенком (братом или сестрой), с десяти лет таскала воду с реки, выполняла разные поручения женщин в семье, приучалась к другим работам по дому и по обслуживанию семьи. К 15—16 годам девушка уже была вполне подготовленной к самостоятельному ведению хозяйства. Она к этому времени умела уже вышивать золотом, серебром, кроить и шить черкеску, бешмет, сафьяновые чувяки, ноговицы, папаху и т. п.
Особое значение придавалось нравственному воспитанию девушек. В них воспитывались такие качества, которые считались необходимыми для осетинской женщины: знание и строгое соблюдение обычаев; скромность, терпение, послушание и покорность старшим в семье, в будущем - мужу.
Осетинские пироги.
Пища древних аланов
Осетинский пирог – на первый взгляд блюдо простое, понятное и несложное, но это не так. Это очень древнее блюдо, берущее свое начало в кухне древних кочевников- предков современных осетин - скифов, сарматов и аланов, с которыми связано много символов и обрядов. Эти круглые пироги упоминаются еще в старинном нартском эпосе.
Рацион кочевников был всегда скуден и ограничен - злаки, травы, мясо. Особенно ценились злаковые культуры, сыр и кисломолочные продукты. Кочевникам были неизвестны дрожжи, поэтому древний пирог - это всегда лепешка из пресного бездрожжевого теста, из пшеничной муки, где в качестве начинки используется сыр с небольшим количеством трав - дикого лука, черемши, свекольной ботвы или мяса.
Пироги были связаны с особыми случаями в жизни племени и пеклись нечасто. Так постепенно сложился особый ритуал пира, ставший с принятием аланами христианства.
Известны две разновидности теста для пирога. Ранняя - бездрожжевая, такое тесто использовали древние кочевники. . Поздний - печется при использовании дрожжей.
Осетинский пирог – это всегда символ. Он имеет две формы: круг и треугольник. Круг- символ земли, бесконечности и высших сил, треугльник - плодородие земли, её сила и стабильность. На праздничном пиру всегда подается три пирога.- по три шутки на блюде, положенными один на другой - так организуется магическое пространство, отражающее три важнейшие категории: Бога ( Хуыцау) - верхний пирог, средний- Солнце ( Хур) и нижний- Землю (Зах).
На траурной церемонии пироги подаются четными числами.- по 2. Тут отсутствует средний пирог, символизирующий Солнце, так как над усопшим его больше не будет.
Пирог всегда разрезается особым образом. Двумя крестами, образуя 8 треугольников. 3 пирога, 4 разреза- в сумме получается число 7- символ центра Вселенной и её вечной гармонии. Чтобы не нарушить её, к пирогам следует относиться очень бережно и во время разрезания не поворачивать блюдо и не совершать лишних движений.
Осетинские пироги имеют свои названия, в зависимости от начинки. Название состоит из основы и суффикса - джын, который указывает на обладанием чем-либо и на содержание чего-либо. Вот некоторые из них:
Кабускаджин - с капустой и сыром.
Картофджин - с картофелем и сыром.
Уалибах- пирог с сыром.
Фыджин - с рубленым мясом ( с говядиной).
Кадурджин - с фасолью.
Цахараджин - со свекольной ботвой и сыром.
Приготовление пирогов - исключительно женское дело. Для мужчин считалось очень унизительно заниматься с тестом. Поэтому пироги пекут женщины. Два основных правила для них: 1 - тишина и 2 - волосы хозяек должны быть убраны под платок. Мука- всегда пшеничная. Лепешка должна быть не слишком толстой. Начинки должно быть много, но не слишком. Есть правило и для начинок - мясной фыдджин подается по праздникам. Самый древний из всех - пирог с сычужным сыром уалибах. Он выпекается исключительно и только для молитв. Именно он участвует во всех осетинских важных застольях. Именно он - самый главный Пирог, и про него можно сказать, что он –царь стола. К нему принято относиться с особым трепетом.
Сӕр ӕмӕ бӕрзӕй
Голова и шея (саер аемае баерзаей) и другие священные части жертвенного животного. Непременный атрибут осетинского молитвенного стола - поднос с варенной головой ( без нижней челюсти и языка) и шейной частью жертвенного животного. В знак почитания и уважения эти части, как и три пирога, всегда(!) ставят перед старшими. Голова жертвенного животного символизирует мудрость старших. На праздничных мероприятиях на ней делают крестообразный надрез. На праздниках шею (баерзаей) кладут слева от головы (саер). Шея олицетворяет среднее поколение - это сила и опора, оно берет на себя груз житейских забот, опекает детей и стариков. Число "7" у осетин сакральным. Семь правых ребер с лопаткой и плечевой частью жертвенного животного (аевдасарм) также являются священными частями. Из трех иди пяти ребер этой части готовят ритуальный шашлык(физонаег) в честь святых покровителей и ставят на стол перед старшими. Еще одна ритуальная часть жертвенного животного - правая лопатка (уаен), которую кладут на голову и шею. Она символизирует изобилие. А на поминальный стол эту часть кладут не в качестве ритуального символа а как предварительный кусок мяса, предварительно разрубив его пополам. Правая плечевая кость с мясом (базыг) на столе символизируют молодое поколение мужчин. Произнося молитву за молодежь старший передает юношам бокалы(нуазаентае) с плечевой частью жертвенного животного (каестаераеггаг). Они должны сломать эту кость руками, не прибегая к помощи посторонних предметов. Тот из них, кто сможет это сделать, удостаивается почетного бокала от старших. Часть задней ноги (сгуы) в знак особого расположения с бокалом преподносят почетному гостю, зятю или племяннику, а также отличившемуся в танцах юноше. Курдюк(фаехсын) символизирует изобилие. В конце застолья старший разрезает его вдоль на три части, затем каждый кусок делится на меньшие доли, которые раздают сидящим за столом.
Осетинское пиво.
Осетинское пиво имеет давнюю историю. Считается, что зародилось пивоварение у древних нартов. Осетинское пиво – это дар богов, за праздничным столом для освящения трёх ритуальных пирогов старшему наливают пиво в специальный резной деревянный сосуд – «бæгæныйы къус» (замена пива аракой или водкой для этого случая считается отступлением от традиций).
Следуя правилам осетинского застольного этикета, по окончании молитвы младший должен взять из рук старшего чашу с пивом и кусок мяса - «базыг» (плечевой сустав жертвенного животного, который символизирует силу и мощь). Сделав глоток пива, младший должен откусить от верхнего пирога краешек, затем другие младшие отделяют мясо от кости и раскладывают гостям, а пиво из чаши по несколько глотков отпивают все по кругу. Старший должен допить оставшееся пиво до конца. Этот ритуал – символ тесной связи старшего и младшего поколений.
Многие путешественники, посещавшие Кавказ, восхваляли бодрящий напиток, называемый «осетинским пивом». Многие из тех, кто побывал на Кавказе, считали своим долгом упомянуть в своих заметках о кавказском напитке. Говорят, что несколько бутылок этого вкуснейшего напитка было отправлено в дар князю Потемкину в Петербург. И напиток так понравился сиятельной особе, что он решил заняться производством пива по осетинскому рецепту. Для этого князь специально выписал осетинских пивоваров, назначил им щедрое жалование и создал условия для работы. Пивовары прибыли, расставили свои медные котлы, наладили производство. Дело пошло. Однако князь был недоволен изготовленным в Петербурге напитком. Рецептуру изготовленного напитка сверили с той, по которой готовили пиво на осетинской земле, однако разницы никакой не обнаружили. Тем не менее, пиво, приготовленное на Российской земле по осетинскому рецепту, не было похоже на знаменитый кавказский напиток.
Основа нартского ритуального напитка - злаковые, хмель, мед - это то , что образно олицетворяет жизненные соки земли.
II Практическая часть.
Материалы и методика.
1. Приготовление раннего пирога - бездрожжевого.
Ингредиенты: масло растительное – 1 ст.л.; мука пшеничная – 500 г; молоко – 50 мл; яйцо куриное – 2 шт.; специи – по вкусу.
Способ приготовления.
Просеять муку, высыпать горкой на стол, сформировать углубление посередине. Яйца смешать с маслом в отдельной емкости. Постепенно добавить теплое молоко. Смесь аккуратно влить в муку и замесить основу. Сформировать шар, завернуть во влажное полотенце и оставить на полчаса. Раскатать скалкой и можно приступать к приготовлению пирога.
2. Приготовление позднего пирога – с использованием дрожжей.
Ингредиенты : мука пшеничная – 365 г; сухие дрожжи – 2 ч.л.; вода – полстакана; сахар – 2 ч.л.; соль – по вкусу.
Способ приготовления.
Способ приготовления: Растворить дрожжи в теплой воде, всыпать сахар, тщательно перемешать. Через 10-15 минут влить в муку, посолить. Примерно через 1,5 часа (после подъема) опару можно использовать для выпечки.
Результаты исследования
Результаты исследования мы внесли в таблицу.
Тип теста для пирогов | Вкусовые качества теста | Внешний вид | Время приготовления |
бездрожжевое | хорошие | отличный | быстро |
дрожжевое | отличные | отличный | долго |
Ввывод
- Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа - это общее духовное достояние
- Осетинский пирог – на первый взгляд блюдо простое, понятное и несложное, но это не так. Это очень древнее блюдо, берущее свое начало в кухне древних кочевников
- Осетинский пирог – это всегда символ. Он имеет две формы: круг и треугольник. Круг- символ земли, бесконечности и высших сил, треугльник - плодородие земли, её сила и стабильность
- Известны две разновидности теста для пирога. Ранняя - бездрожжевая, такое тесто использовали древние кочевники. . Поздний - печется при использовании дрожжей
- Пирог приготовленный на основе дрожжей вкуснее, мягче, но бездрожжевое тесто полезнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
#1040;рчегова. Физическое воспитание осетинских детей // Терские ведомости.#8470; 21.
#1041;айбурин А.К. Ритуал: свое и чужое//Фольклор и этнография.-Л.,1990.
#1041;орисевич К. Черты нравов православных осетин.-М.,1899. № 1-2.
#1042;едениктов М. Взгляд на кавказских горцев.-СПб.,1837.
#1043;аглойты З.Д. Очерки по этнографии осетин.-Тбилиси,1974.
#1043;рикурова Л. Осетинские танцы.-Орджоникидзе,1961.
#1048;сторические корни и развитие обычаев.М.,1983.
#1050;окиев С. Записки о быте осетин.-М.,1985.
#1050;ультура и быт народов Северного Кавказа/Под ред. В.К. Гарданова.-М.,1968.
#1051;авров Д. Заметки об Осетии и осетинах// Терские ведомости.-1875. № 9.
#1052;иллер В.Ф. Осетинские этюды.-М.,1991.
#1054;сетины глазами русских и иностранных путешественников(13-19вв.).(Составитель Б.А.Калоев). -Орджоникидзе,1967.
#1054;сетия и осетины/Составитель К.Челехсаты.Владикавказ-Санкт-Петербург,1994.
#1055;окровский Е. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России.-М., 1884.
#1055;фаф В. Б. Этнологические исследования об осетинах.-Тбилиси,1947.
#1058;уганов М.С. Осетинские народные танцы.-Сталинир,1957.
#1061;етагуров К. Собр. соч. Т.#1054;рджоникидзе.1961.
#1063;очиев А.Р. Очерки истории социальной истории осетин.-Цхинвали, 1982.
#1059;арзиаты В. Праздничный мир осетин.-М.,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"
В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...
Роль традиций и обычаев в воспитании детей коренной национальности
Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений увоспитанников ещё небольшой. На сегодняшний ден...
Традиции и обычаи казахского народа.
Традиции и обычаи казахского народа. Тема:«Утро на Джайляу»...
Национальные традиции и обычаи- основа воспитания
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...
Традиции и обычаи бурят
Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...
Творческая мастерская "Светлая пасхальная седмица: традиции и обычаи"
Форма занятия-деятельность в группахЦели занятия:1. Знакомство учащихся с народными традициями самого великого христианского праздника Пасхи;2. Воспитание уважения к культуре своего народа и стремлени...
Обычаи Осетин
В Северной Осетии до сиз пор соблюдаются обычаи предков. С этим и связана главная мысль нашей проектной работы....