Программа "Курский край и всё, всё, всё…»"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа
"Курский край и всё, всё, всё…»"
(эколого - краеведческая для 1-4-х классов).
Колодезная Алла Петровна
Программа “Изучаем природу родного края” ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста.
В ходе работы по данной программе во внеклассной работе необходимо систематически привлекать доступный пониманию учащихся материал, воспитывать у них бережное отношение к природным богатствам страны на основе прочного знания закона об охране природы. Внеклассные занятия по краеведению дают возможность детям лучше изучить и узнать свой край, помогают усваивать школьную программу по ОКМ . Программа состоит из двух частей. В первой части предусмотрено 1 занятие в неделю продолжительностью 1 час (всего 34 часа в год), вторая часть – выездная практика. Приобретенные знания и умения углубляются и отрабатываются в многодневной летней экспедиции (14дней), которая не входит в учебный план. Уникальной особенностью программы является обращение к чувствам ребенка, позволяющее вывести на уровень осознания глубинную связь человека с природой, имеющейся у каждого живого существа. Такое осознание приводит к формированию у ребенка природоориентированной картины мира, которая со временем ляжет в основу мировоззрения взрослого. Программа развивает в человеке потребность вести здоровый активный образ жизни, нравственного самосовершенствования, любви к Родине и родному краю. Чтобы повысить интерес школьников к решению острых экологических проблем, необходимо усилить их желание активной деятельности по защите окружающей среды. Осознав всю глубину и сложность экологической ситуации в крае, школьники приходят к выводу о необходимости борьбы за ее улучшение. В результате у них укрепляется чувство оптимизма, уверенности в достижении положительного результата. Поэтому акцент в программе делается на мониторинговое исследование позволяет вовлечь в эту работу большое количество школьников, заинтересовать и дать возможность почувствовать сопричастность к большому серьезному делу по решению экологических проблем. На основании полученных данных составляются картосхемы загрязнения природных объектов. Чтобы получить более точные результаты при выявлении изменений во времени и по территориям, исследования повторяются несколько лет подряд.
Цель: развитие у детей потребности к здоровому и активному образу жизни, гуманизму, нравственности, любви к Родине и родному краю с применением методов научно-исследовательской работы.
Задачи:
- Образовательные:
- дать общее представление о многообразии природы края и современных экологических проблемах;
- сформировать представление о Земле как о Доме для всех живущих на ней;
- научить вести наблюдения за живой и неживой природой;
- умение находить выходы из сложившейся экологической обстановки;
- Развивающие:
- развивать интерес к познанию природы;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, способность осознавать свое внутреннее состояние;
- развивать способность иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию;
- развивать логическое мышление;
- развивать способность наблюдать;
- развивать у учащихся интеллектуальные (установление причинно-следственной зависимости: оценка, прогнозирование, проектирование) и практические умения, связанные с изучением своей местности;
- Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к объектам природы, бережное отношение к ним;
- воспитывать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки;
- воспитывать у детей чувство ответственности за своих подопечных – животных и растений;
Основные условия, необходимые для реализации программы.
- Каждый ребёнок на каждом занятии должен иметь возможность высказаться.
- Общение с детьми в кругу.
- Для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие “Уголка природы”.
Методический аспект
Достижения цели программы связано с психологическим развитием всех сфер личности ребёнка, включая сферу неосознанного для пробуждения в нем врожденного, заложенного генетически чувства единства с природой, а также с развитием познавательного интереса к изучению им себя и природы путём решения основных вопросов философии и через элементы исследовательской работы. Для полного сознания всех процессов, происходящих в природе, их закономерностей и для формирования у ребенка осознанной позиции “Я – исследователь” в программу включены элементы поисковой деятельности, подготовка тематических рефератов, проведение научно-исследовательской работы в '' Уголке природы'' или летних экспедициях. Знания полученные в процессе обучения, и сформировавшаяся позиция “Я – исследователь” помогут ребёнку в дальнейшем искать пути взаимодействия с природой без нарушения её законов.
Принципы, лежащие в основе работы по программе
- Принцип добровольности
- Принцип личностного подхода.
- Принцип адекватности по возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка).
- Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребёнка).
- Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
- Принцип научности (научная информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной).
Этапы прохождения программы.
I этап.
Цель – привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по географии, краеведению, экологии, биологии. Учащиеся получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования, проводят исследовательскую работу в области охраны природы.
II этап.
В содержание программы входит практическая часть. Практические занятия используются в форме экскурсий, экспедиций с элементами поисковой деятельности учащихся. Практические работы проводятся в учебном классе , на природе. В процессе изучения природы учащиеся знакомятся с приемами наблюдения, учатся фиксировать результат наблюдения, делать простейшие выводы и обобщения. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, проводить обработку материала.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям. Вопросы для тематических викторин составляют учащиеся на основе своих наблюдений, что помогает закреплять материал. Результаты проведённых наблюдений и выполненных работ можно оформить в виде схем, аппликаций, диаграмм, графиков. Оформление краеведческого уголка: фотографии, рисунки с изображением природы своей местности, гербарии леса, луга, болот, лекарственных растений, водоёмов.
Методы, приемы, средства и формы работы по программе.
Методы и приемы работы:
- сенсорное восприятие (восприятие информации во время чтения книг , просмотр видеофильмов, просмотр слайдов, прослушивание аудиозаписей);
- практические (опыты, лабораторные работы, моделирование, эксперименты, творческие работы);
- коммуникативные (конференции, сюжетно-ролевые, деловые и дидактические игры, дискуссии, беседы);
- комбинированные (экскурсии, наблюдения, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа учащихся).
Формы работы:
- коллективная (на всех общих занятиях);
- групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссий и т.д.);
- индивидуальная (используется при подготовке к конференциям, сюжетно-ролевым играм и т.д.)
Средства работы:
- технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютер);
- методические (видео-, аудиозаписи, методические разработки);
- объекты живой и неживой природы как средства познания.
Изучение родного края связано с охраной местных рек, озёр, болот, растительности, животных, почв, микроклимата в целях их хозяйственного использования. С охраной памятников истории и культуры и природных ландшафтов.
Тематический план занятий
№ | Наименование темы | Количество часов | |||
Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | ||
1 | Туристические возможности своего края | 4 | 1 | 2 | 1 |
2 | Охрана природы края | 6 | 2 | 2 | 2 |
3 | Почвы, растительный и животный мир своего края | 7 | 3 | 2 | 2 |
4 | Полезные ископаемые края | 6 | 4 | 1 | 1 |
5 | Метеорологические наблюдения | 4 | 2 | 1 | 1 |
6 | Гидрологические наблюдения | 5 | 2 | 1 | 2 |
7 | Организация, подготовка и проведение похода, путешествия | 2 | 1 | – | 1 |
Всего: | 34 | 15 | 9 | 10 |
Краткое содержание тематического материала
Введение
Знакомство (короткий рассказ о себе каждого из присутствующих).
1. Туристические возможности своего края
Физико-географическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные, музеи и другие памятные места.
Практические занятия. Работа со справочными материалами. Экскурсия в музей.
2. Охрана природы
Экология – наука о доме. Природа – источник красоты и гармонии. Борьба с вредителями леса, очистка лесов, посадка зеленых насаждений.
Практические занятия. Изучение закона об охране природы, «зеленые патрули», «голубые патрули»
3. Почва, растительный и животный мир, красота объектов «неживой природы» (минералы и горные породы)
Изучение экосистем в окрестностях села Павловка: растительный и животный мир, цепи питания, растения и животные Красной книги Курской области, России, мира.
Практические занятия. Свойства минералов и горных пород. Поиск полезных ископаемых и минералов. Сбор, упаковка образцов. Составление коллекций. Проведение разреза почвы на глубину 1 метр, определение структуры. Сбор гербария местных растений. Учет состава животного мира района. Состав и свойства почвы.
4. Метеорологические наблюдения
Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство (термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер). Облака и другие атмосферные явления. Воздух, которым мы дышим. Фиксация наблюдений.
Практические занятия. Метеорологические наблюдения по приборам. Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности, влажности. Анализ снеговой и дождевой воды. Качественная оценка микрофлоры воздуха. Составление экологического паспорта помещения.
5. Гидрологические наблюдения
Гидрологическое обследование района. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер в хозяйстве. Вода – основа жизни.
Практические занятия. Определение свойств источников. Анализ качества воды. Культура водопотребления.
6. Организация, подготовка похода, путешествия
Определение цели и района похода, путешествия. Распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление его схемы и графика движения. Смета похода, путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Первая (доврачебная) помощь в походе.
Практические занятия. Выбор и разработка маршрута. Составление сметы похода, путешествия, набор продуктов. Ознакомление с составом походной аптечки.
7. Подведение итогов работы
Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов. Составление экологической карты населенного пункта, района.
Рекомендуемая литература:
- Баргин К.В. «Азбука туризма», М., Просвещение 2007.
2. Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Курский край"
Данная презентация может быть использована на различных уроках с целью изучения краеведческого материала...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"
В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....
Внеклассное занятие «Мой любимый Курский край»
Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём. Внеклассное занятие «Мой любимый Курский край»...
Презентация "Знаменитые люди Курского края"
В презентацию включена информация о наиболее известных людях Курского края, внесших неоценимый вклад в развитие области и государства....
Презентация "Ремесла Курского края"
Материал знакомит с разнообразием ремесел Курской области с древних времен....
Конспект внеурочного занятия. «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»
Тема: «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»...