Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Кубань"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Моя Кубань» направлена на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_kuban.docx | 74.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Введение
Программа «Моя Кубань» представляет собой комплекс нормативно - правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области духовно - нравственного, патриотического воспитания младшего школьника.
В ходе реализации программы по внеурочной деятельности «Моя Кубань» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- Воспитательных результатов – тех духовно – нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- Воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Программа «Моя Кубань» направлена на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Программа предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье. А также предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
II. Актуальность и необходимость программы
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы.
Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребёнка.
III. Цель и задачи программы
Основная цель программы:
• развитие у учащихся духовно – нравственных, патриотических качеств патриота Кубани, умеющего защищать своё человеческое право и приобщение к традициям и богатейшей культуре Кубани.
Задачи программы:
• познакомить учащихся с нормативно - правовой базой в доступной для их возраста форме;
• формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу края;
• расширять знаний учащихся о Краснодарском крае, её истории, традициях, культуре;
• развивать у учащихся чувство гордости, расширять знания о мировой культуре, культуре Кубани;
• способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;
• формировать культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину, аккуратность и умение организовывать своё рабочее место;
• воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье;
• способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
• тематические уроки (урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок - беседа, урок - исследование, урок-практикум, урок-проект, урок-знакомство, урок - диспут, урок-викторина, урок - праздник и т. д.);
• просмотр видеофильмов, видеороликов, фотографий и презентаций;
• практическая работа с картой, коллекциями и гербариями;
• конкурсы, викторины;
• экскурсии, акции, заочные путешествия;
• утренники, праздники, линейки к памятным датам;
• встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Кубань (круглый стол, деловая игра, часы общения).
• родительские собрания, конференции, совместные праздники детей и родителей;
• выставки творческих работ учащихся.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный.
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
• формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
• применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.
IV. Место программы кружка «Моя Кубань» в учебном плане
Программа «Моя Кубань» рассчитана на четыре года обучения 135 часов. Участники программы - учащиеся с 1 по 4 класс. Возраст учащихся - 6,5 – 10 лет. Состав групп - постоянный. Режим работы в группах:
1 - й год обучения - 1 занятие в неделю - 33 часа в год; 2 - й год обучения - 1 занятие в неделю - 34 часа в год; 3-й год обучения - 1 занятие в неделю - 34 часа в год; 4-й год обучения - 1 занятие в неделю - 34 часа в год.
Ⅴ. Требования к результатам освоения программы «Моя Кубань»
Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно - исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
В течение четырёх лет ежегодно предусмотрены акции один раз в четверть:
1 четверть - поздравление пожилого человека;
2 четверть - чистый берег или чистый двор;
3 четверть - посылка солдату;
4 четверть - поздравление ветерана.
Первый год обучения знакомит учащихся с историей Кубани, учитывая возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию, ученики знакомятся с историческим наследием своего края, получают практические знания о школе и правилах поведения в ней. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
• воспитание любви к родному краю, школе и бережного отношения к ним;
• знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом народа;
• знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего края и города;
• воспитание у учащихся патриотических чувств: гордость и уважение за свой народ, край, город и школу;
• отработка начальных навыков работы с географической картой.
Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свой край и гордится им, изучает её историке - культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества и бережному отношению к своему дому и школе.
Во втором классе происходит знакомство учащихся с символикой Кубани, формируется у второклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами. На занятиях используется следующий наглядный материал и издания:
• Серов Б. Н, Поурочные разработки по курсу "Государственная символика": Гимн. Герб. Флаг.- М.:. ВАКО. 2004.-192с.,
• Конституция Российской Федерации. 1993 г.,
• Устав школы № 100
• Правила для учащихся школы № 100
• Набор карточек для индивидуальной работы.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
В третьем классе происходит знакомство учащихся с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав ребёнка (проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой «Ваши права»). На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к Отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д. На уроках используется следующий наглядный материал:
• декларация прав ребенка,
• Конвенция о правах ребёнка,
• тесты по проверке знаний.
Предполагаемый результат деятельности: сформированость у подрастающего поколения чувств патриотизма и национальной гордости, умения находить взаимосвязи между человеком и обществом.
В четвёртый год обучения происходит знакомство с основными статьями Всеобщей Декларации прав человека, Семейным Кодексом и национальной доктриной, выдающимися личностями. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.
Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника: дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
Входе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой народ в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение особенностью принять и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково – символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора , обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио -, видео -, фото –и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причино – следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей тоски зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Vl. Основные направления программы
«Я гражданин России», «Я и мой край», «Я и мой город», «Я и наша школа», «Я и семья», «Я и мои права и обязанности».
«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»
«Я И МОЙ КРАЙ»
«Я И МОЙ ГОРОД»
1. Содержание деятельности
Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, традициях, истории своего народа. В содержание этого направления входит осмысление ребенком себя, как части своей Родины, её гражданина и патриота.
2. Задачи:
• способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, родном крае и городе: истории, традициях, культуре;
• формировать чувство гордости за свою Родину;
• воспитывать у учащихся любовь к своему краю, родному городу как к малой Родине.
«Я И МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
1. Содержание деятельности
Целью этого направления является знакомство с основными законами страны. У учащихся формируется свод правил, которые необходимо соблюдать, по которым живут все жители нашей многонациональной родины.
2. Задачи:
• знакомить учащихся с основными Законами нашего государства: Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, Декларацией прав ребёнка,
• с основными статьями Всеобщей Декларации прав человека, Семейным Кодексом и национальной доктриной;
• сформировать правовую грамотность школьника;
• выработать правила поведения в обществе, семье.
«Я И НАША ШКОЛА»
1. Содержание деятельности
В школе не только получают знания, но и учатся жить. Школа - источник формирования необходимых качеств гражданина страны. Основное содержание деятельности - осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.
2. Задачи:
• знакомить учащихся с традициями и обычаями школы;
• формировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в коллективе,
• воспитывать любовь и уважение к школе, учителям, работникам, товарищам;
• способствовать формированию ученического коллектива.
«Я И СЕМЬЯ»
1. Содержание деятельности
Целью этого направления является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формирование личности и воспитание уважения к членам семьи.
2. Задачи:
- организовывать и проводить совместные мероприятия с родителями;
- знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
- формировать умение выполнять обязанности в семье, соблюдать режим дня и воспитывать аккуратность в выполнении домашних поручений;
- проводить психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- обучать родителей приёмам воспитания и взаимодействия с детьми.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Всего | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Я гражданин России | 5 | 7 | 6 | 9 | 27 |
2 | Я и мой край | 7 | 5 | 7 | 6 | 25 |
3 | Я и мой город | 9 | 6 | 7 | 6 | 28 |
4 | Я и мои права и обязанности | 3 | 4 | 4 | 5 | 20 |
5 | Я и наша школа | 5 | 7 | 4 | 4 | 16 |
6 | Я и моя семья | 4 | 5 | 6 | 4 | 19 |
33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
VIl. Содержание обучения
1 класс (33 часа)
Я ГРАЖДАНИН РОССИИ – 5 ч
Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия. (Наша Родина на карте мира). Кто такой гражданин? Мы граждане России. Наша Родина на карте. Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по городам России.
Я И МОЙ КРАЙ – 7 ч
Что мы называем родным краем? Мир вокруг нас, его многообразие. Заочная экскурсия по краю. Краткая история нашего края. Я знаю свой родной край.
Закон Краснодарского края КЗ – № 1539. Если был бы я министром? Создаём свой закон.
Я И МОЙ ГОРОД – 9 ч
Краснодар – город солнца, доброты и мира. Город, где мы живём. Районы города. Доступные сведения из истории города. История названий улиц города Краснодара. Наш район – часть большой страны. История названия района. Исторические сведения. Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. История названий улиц города Краснодара. Экскурсия по городу.
Я И НАША ШКОЛА – 5 ч
Местоположение и история развития школы. Безопасный путь в школу
Экскурсия по школе. Прогулка – знакомство со школьным двором. Места для игр. Традиции школы. Праздник «Посвящение в школьники»
Я, МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ – 3 ч
Мы школьниками стали. Правила поведения в школе в стихах. Культура внешнего вида. Положение о внешнем виде. Правила поведения в школьной столовой.
Я И МОЯ СЕМЬЯ – 4 ч
Моя семья. Распределение обязанностей в семье. Все работы хороши. Профессии родителей. Утренник «Первых каникул»
2 класс (34 часа)
Я ГРАЖДАНИН РОССИИ – 7 ч
Государственные символы. Гимн России. История гимнов на Руси. Флаг России. История Российского государственного флага. Гордо реет флаг державный. Правила поведения при исполнении гимна и поднятии флагов.
Герб России. Эволюция герба России. Негосударственные символы. Гимн берёзе. Проектная работа.
Я И МОЙ КРАЙ – 5 ч
История символов Краснодарского края: флага, герба, гимна. Кубань в годы Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Создание Книги Памяти. Экскурсия к памятнику освободителям Кубани.
Я И МОЙ ГОРОД – 6 ч
Символика родного города: флаг, герб, гимн. Сбор информации о парке «Солнечный остров». Парк моей мечты. Защита проектов. Экскурсия в парк «Солнечный остров». Краснодар– город парк.
Я И НАША ШКОЛА – 7 ч
Школьные профессии. Уважай труд других людей. Сбережём свою школу. Трудовой десант. Летопись одного класса. Мои друзья. Умею ли я дружить?
Каким должен быть настоящий друг? Утренник «Если с другом вышел в путь».
Я, МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ – 4 ч
Что такое право? Какие у меня есть права? Конституция Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Роль Закона Краснодарского края КЗ – № 1539.
Я И МОЯ СЕМЬЯ – 5 ч
Мои родные и близкие. Любовь и сердце мамы. Мудрость и любовь отца. Конкурс сочинений «Наши родители». Праздник «Дружная и счастливая семья».
3 класс (34 часа)
Я ГРАЖДАНИН РОССИИ – 6 ч
Органы государственной власти. Система органов государственной власти.
Президент России. Его права и обязанности. Символы президентской власти.
«Если бы я был министром...» Красная площадь. Башни Кремля. Древние города России.
Я И МОЙ КРАЙ – 7 ч
Система органов краевой власти. Наши соседи (области, которые окружают наш край) Промышленность края. Заводы и фабрики. Культура и образование в Краснодарском крае: музеи, театры, школы, вузы. Кубань — жемчужина России. Кубань — житница России. Растениеводство и животноводство края.
«Чем я могу быть полезен своему краю...»
Я И МОЙ ГОРОД – 7 ч
Система органов городской власти. Промышленные предприятия города.
Культура и образование в городе: музеи, театры, школы, вузы. Экскурсия на конфетную фабрику. Краснодар — город курорт. Пансионаты, санатории, лагеря на карте нашего города. Сочи — город госпиталь. Сохраним памятники и мемориалы.
Я И НАША ШКОЛА – 4 ч
Что такое правила внутреннего распорядка? Знакомство с Уставом школы, правилами поведения в школе, положение о внешнем виде. Мой класс — мой второй дом. Создание проектов предметно — окружающей среды класса.
Я, МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ – 4 ч
Конвенция прав ребенка. Сокращённый перечень прав ребёнка. Декларация прав ребёнка. Утренник «Охранная грамота детства»
Я И МОЯ СЕМЬЯ – 6 ч
Наша дружная семья. Будем милосердны к старости. В судьбе страны — судьба моей семьи. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.
Сёстры милосердия в истории и современности. Праздник «Зажги звезду добра»
4 класс (34 часа)
Я И МОЙ КРАЙ – 6 ч
Знаменитые люди земли кубанской. Поисковая работа: сбор информации о людях, прославивших наш край. Знаменитые спортсмены. Герои труда.
Художники, писатели, композиторы. Конкурс творческих работ учащихся «Мой вклад в историю края».
Я И МОЙ ГОРОД – 6 ч
Кубанская земля от древних времён. Кем и чем гордится наш город. Знаменитые спортсмены и космонавты. Наши знаменитые земляки – люди творческих профессий. Экскурсия в Художественный музей. Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.
Я И НАША ШКОЛА – 4 ч
Кем и чем гордится наша школа. Воины-интернационалисты. Участники боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. Посещение памятника героям. Встреча с героями Чернобыльцами.
Я, МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ – 5 ч
Российские организации по защите прав человека. Всеобщая Декларация прав человека. Семейный Кодекс. Основные статьи. Национальная доктрина. Основные статьи «Я – сын твой, Россия!» Права и обязанности родителей.
Я И МОЯ СЕМЬЯ – 4 ч
Геральдика. Герб моей семьи. Творческая мастерская «Генеалогическое древо моей семьи». «История одной фотографии» (сбор информации о членах семьи, обучавшихся в школе). Утренник «Я люблю тебя Кубань родная!»
VIIl. Механизм реализации программы
Срок реализации программы - 4 года.
Программа построена в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника возраста.
Программа реализуется через:
- систему занятий;
- проведение линеек, классных часов, утренников, конкурсов, спортивных мероприятий, семейных праздников, бесед, викторин (с использованием ИКТ);
- проведение акций, встреч с ветеранами ВОВ и выдающимися людьми Кубани;
- посещение музеев, театра, выставок, памятных мест, достопримечательностей и т.д.
lⅩ. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ | Основные направления воспитательной деятельности |
1 класс | 33 | ||||
Я гражданин России | 5 ч | Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны. | 1 | Рассказывать о системе государственной власти на Кубани. Характеризовать понятие административный центр. Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Рассказывать о системе государственной власти Знать органы государственной власти. Права и обязанности президента России, символы государственной власти. Развивать творчество. Изготавливать тематические презентации | 1, 2, 3, 5 |
Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия. (Наша Родина на карте мира). | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Кто такой гражданин? Мы граждане России. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Наша Родина на карте. Москва – столица России. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Виртуальная экскурсия по городам России. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Я и мой край | 7 ч | Что мы называем родным краем? | 1 | Оценивать нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте границы Краснодарского края. Называть субъекты с которыми граничит край. Анализировать и устанавливать связь между природно — климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда земляках. Изучать периодическую печать и проводить устный журнал. Развивать творчество. Исследовать культурную жизнь Кубани. Развивать творчество. | 1, 2, 3, 5, 8 |
Мир вокруг нас, его многообразие. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Заочная экскурсия по краю. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Краткая история нашего края. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Я знаю свой родной край. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Закон Краснодарского края КЗ – № 1539. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Если был бы я министром? Создаём свой закон. | 1 | 1, 2, 3, 5, 8 | |||
Я и мой город | 9 ч | Краснодар – город солнца, доброты и мира. | 1 | Знать органы городской власти. Рассказывать о системе городской власти. Рассказывать об известных людях труда земляках. Знать правила поведения на экскурсии. Исследовать культурную жизнь Кубани. Знать правила поведения на экскурсии. Характеризовать курорты Краснодарского края. Рассказывать об оздоровительных учреждениях города. Характеризовать курорты Краснодарского края. Составлять сообщение о Сочи. Составлять фото коллаж. | 1, 2, 3, 5 |
Город, где мы живём. Районы города. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Доступные сведения из истории города. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
История названий улиц города Краснодара. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Наш район – часть большой страны. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
История названия района. Исторические сведения. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
История названий улиц города Краснодара. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Экскурсия по городу. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я и наша школа | 5 ч | Местоположение и история развития школы. Безопасный путь в школу | 1 | Знать правила внутреннего распорядка. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Проводить конкурс рисунков. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Развивать творчество. | 1, 2, 3, 5 |
Экскурсия по школе. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Прогулка – знакомство со школьным двором. Места для игр. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Традиции школы. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Праздник «Посвящение в школьники» | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я, мой права и обязанности | 3 ч | Мы школьниками стали. Правила поведения в школе в стихах. | 1 | Знать о правах и обязанностях ребенка. Уметь о них рассказывать. Проводить дискуссии. Знать о правах и обязанностях ребенка. Уметь о них рассказывать. Проводить дискуссии. Знать правила поведения в столовой. | 3, 5, 4 |
Культура внешнего вида. Положение о внешнем виде. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Правила поведения в школьной столовой. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Я и моя семья | 4 ч | Моя семья. | 1 | Составлять рассказ о своей семье. Рисовать генеалогическое древо. Оформлять альбом «История моей семьи». Уметь рассказывать о дедушке, бабушке. Составлять правила доброго отношения к старикам. Характеризовать семейные ценности. Знать, что значит семья для большой страны. Изучать историю. Проводить литературно — музыкальную композицию, посвященную ВОВ. Чествовать ветеранов. | 3, 5, 4 |
Распределение обязанностей в семье. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Все работы хороши. Профессии родителей. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Утренник «Первых каникул» | 1 | 3, 5, 4 | |||
2 класс | 34 ч. | ||||
Я гражданин России | 7 ч. | Государственные символы. | 1 | Рассказывать о системе государственной власти на Кубани. Характеризовать понятие административный центр. Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Знать органы государственной власти, рассказывать о гимне, флаге, гербе. Права и обязанности президента России, символы государственной власти. Развивать творчество. Изготавливать тематические презентации | 1, 2, 3, 5 |
Гимн России. История гимнов на Руси. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Флаг России. История Российского государственного флага. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Гордо реет флаг державный. Правила поведения при исполнении гимна и поднятии флагов. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Герб России. Эволюция герба России. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Негосударственные символы. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Гимн берёзе. Проектная работа. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я и мой край | 5 ч. | История символов Краснодарского края: флага, герба, гимна. | 1 | Оценивать нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте границы Краснодарского края. Называть субъекты с которыми граничит край. Рассказывать об известных людях труда земляках. Изучать периодическую печать и проводить устный журнал. Развивать творчество. Исследовать культурную жизнь Кубани. Развивать творчество. | 1, 2, 3, 5 |
Кубань в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Создание Книги Памяти. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Экскурсия к памятнику освободителям Кубани. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я и мой город | 6 ч. | Символика родного города: флаг, герб, гимн. | Знать органы городской власти. Рассказывать о системе городской власти. Рассказывать об известных людях труда земляках. Знать правила поведения на экскурсии. Исследовать культурную жизнь Кубани. Знать правила поведения на экскурсии. Составлять фотоколлаж. | 1, 2, 3, 5 | |
Сбор информации о парке «Солнечный остров». | 1, 2, 3, 5 | ||||
Парк моей мечты. | 1, 2, 3, 5 | ||||
Защита проектов. | 1, 2, 3, 5 | ||||
Экскурсия в парк «Солнечный остров». | 1, 2, 3, 5, 8 | ||||
Краснодар– город парк. | 1, 2, 3, 5, 8 | ||||
Я и наша школа | 7 ч. | Школьные профессии. | 1 | Знать правила внутреннего распорядка, профессии людей работающих в школе. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Проводить конкурс рисунков. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Развивать творчество. | 5, 3, 7, 4 |
Уважай труд других людей. | 1 | 5, 3, 7, 4 | |||
Сбережём свою школу. Трудовой десант. | 1 | 5, 3, 7, 4 | |||
Летопись одного класса. | 1 | 5, 3, 7, 4 | |||
Мои друзья. Умею ли я дружить? | 1 | 5, 3, 7, 4 | |||
Каким должен быть настоящий друг? | 1 | 5, 3, 7, 4 | |||
Утренник «Если с другом вышел в путь». | 1 | 5, 3, 7, 4 | |||
Я, мои права и обязанности | 4 ч. | Что такое право? Какие у меня есть права? | 1 | Знать о правах и обязанностях ребенка. Уметь о них рассказывать. Проводить дискуссии. Знать правила поведения в столовой. Права и обязанности граждан. Роль Закона Краснодарского края КЗ – № 1539. | 1, 3, 5 |
Конституция Российской Федерации. | 1 | 1, 3, 5 | |||
Права и обязанности граждан. | 1 | 1, 3, 5 | |||
Роль Закона Краснодарского края КЗ – № 1539. | 1 | 1, 3, 5 | |||
Я и моя семья | 5 ч. | Мои родные и близкие. | 1 | Составлять рассказ о своей семье. Рисовать генеалогическое древо. Оформлять альбом «История моей семьи». Уметь рассказывать о дедушке, бабушке. Составлять правила доброго отношения к старикам. Характеризовать семейные ценности. Знать, что значит семья для большой страны. Изучать историю. Проводить литературно — музыкальную композицию, посвященную ВОВ. Чествовать ветеранов. | 3, 5, 4 |
Любовь и сердце мамы. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Мудрость и любовь отца. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Конкурс сочинений «Наши родители». | 1 | 3, 5, 4 | |||
Праздник «Дружная и счастливая семья». | 1 | 3, 5, 4 | |||
3 класс | 34 ч. | ||||
Я гражданин России | 6 ч. | Органы государственной власти. | 1 | Знать органы государственной власти. Рассказывать о системе государственной власти на Кубани. Характеризовать понятие административный центр. Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Рассказывать о системе государственной власти Знать органы государственной власти. Права и обязанности президента России, символы государственной власти. Реализовывать проект Древние города России» Развивать творчество. Изготавливать тематические презентации | 1, 2, 3 |
Система органов государственной власти. | 1 | 1, 2, 3 | |||
Президент России. Его права и обязанности. Символы президентской власти. | 1 | 1, 2, 3 | |||
« Если бы я был министром...» | 1 | 1, 2, 3 | |||
Красная площадь. Башни Кремля. | 1 | 1, 2, 3 | |||
Древние города России. | 1 | 1, 2, 3 | |||
Я и мой край | 7 ч. | Система органов краевой власти. | 1 | Знать органы государственной власти. Рассказывать о системе государственной власти. Оценивать нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте границы Краснодарского края. Называть субъекты с которыми граничит край. Анализировать и устанавливать связь между природно — климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда земляках. Изучать периодическую печать и проводить устный журнал. Развивать творчество. Исследовать культурную жизнь Кубани. Развивать творчество. Знать органы городской власти. Рассказывать о системе городской власти. Рассказывать об известных людях труда земляках Знать правила поведения на экскурсии. Исследовать культурную жизнь Кубани. Знать правила поведения на экскурсии. Характеризовать курорты Краснодарского края. Рассказывать об оздоровительных учреждениях города. Составлять фотоколлаж. Знать правила внутреннего распорядка. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Проводить конкурс рисунков. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Развивать творчество. | 1, 2, 3, 5 |
Наши соседи (области, которые окружают наш край) | 1 | 1, 2, 3 | |||
Промышленность края. Заводы и фабрики. | 1 | 1, 2, 3, 5, 7, 8 | |||
Культура и образование в Краснодарском крае: музеи, театры, школы, вузы. | 1 | 4, 5, 3 | |||
Кубань — жемчужина России. | 1 | 3, 4, 5 | |||
Кубань — житница России. Растениеводство и животноводство края. | 1 | 5, 7, 8 | |||
«Чем я могу быть полезен своему краю...» | 1 | 3, 7, 5 | |||
Я и мой город | 7 ч. | Система органов городской власти. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |
Промышленные предприятия города. | 1 | 5, 7, 8 | |||
Культура и образование в городе: музеи, театры, школы, вузы. | 1 | 4, 5, 7, 3 | |||
Экскурсия на конфетную фабрику. | 1 | 5, 7, 8 | |||
Краснодар — город курорт. Пансионаты, санатории, лагеря на карте нашего города. | 1 | 5, 7, 8 | |||
Сочи — город госпиталь. | 1 | 5 | |||
Сохраним памятники и мемориалы. | 1 | 2, 5 | |||
Я и наша школа | 4 ч. | Что такое правила внутреннего распорядка? | 1 | 3, 5 | |
Знакомство с Уставом школы, правилами поведения в школе, положение о внешнем виде. | 1 | 3, 5 | |||
Мой класс — мой второй дом. | 1 | 3, 5 | |||
Создание проектов предметно — окружающей среды класса. | 1 | 5 | |||
Я, мои права и обязанности | 4 ч. | Конвенция прав ребенка. | 1 | Знать о правах и обязанностях ребенка. Уметь о них рассказывать. Проводить дискуссии. Знать о правах и обязанностях ребенка. Уметь о них рассказывать. Проводить дискуссии. Знать о декларации прав ребенка. Развивать творчество. | 3,5 |
Сокращённый перечень прав ребёнка. | 1 | 3,5 | |||
Декларация прав ребёнка. | 1 | 3, 5 | |||
Утренник «Охранная грамота детства» | 1 | 4, 5 | |||
Я и моя семья | 6 ч. | Наша дружная семья. | 1 | Составлять рассказ о своей семье. Рисовать генеалогическое древо. Оформлять альбом «История моей семьи». Уметь рассказывать о дедушке, бабушке. Составлять правила доброго отношения к старикам. Характеризовать семейные ценности. Знать, что значит семья для большой. Изучать историю. Проводить литературно — музыкальную композицию, посвященную ВОВ. Чествовать ветеранов. Знать о труде сестёр милосердия в годы ВОВ. Проводить поисковую работу. Создавать книгу памяти. | 3, 5, 1, 2 |
Будем милосердны к старости. | 1 | 3, 5, 1, 2 | |||
В судьбе страны — судьба моей семьи. | 1 | 3, 5, 1, 2 | |||
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. | 1 | 3, 5, 1, 2 | |||
Сёстры милосердия в истории и современности. | 1 | 3, 5, 1, 2 | |||
Праздник «Зажги звезду добра» | 1 | 3, 5, 1, 2 | |||
4 класс | 34 ч. | ||||
Я гражданин России | 9 | Кем и чем гордится наша страна. | 1 | Знать кем и чем гордится наша страна. Рассказывать о славных сынах Кубани. Знать и рассказывать об Александре Невском, Минине и Пожарском, Петре I, Екатерине Великой, Александре Суворове. Развивать творчество. Изготавливать тематические презентации | 1, 2, 3, 5 |
России славные сыны. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Александр Невский. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Минин и Пожарский. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Екатерина Великая. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Пётр I. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Великие полководцы. Александр Суворов. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Великие полководцы. Александр Суворов. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Герои Великой Отечественной войны. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я и мой край | 6 ч. | Знаменитые люди земли кубанской. | 1 | Поисковая работа: сбор информации о людях прославивших наш край. Рассказывать об известных людях труда земляках. Изучать периодическую печать и проводить устный журнал. Развивать творчество. Исследовать культурную жизнь Кубани. Развивать творчество. | 3, 4, 5, 7 |
Поисковая работа: сбор информации о людях, прославивших наш край. | 1 | 3, 4, 5, 7 | |||
Знаменитые спортсмены. | 1 | 3, 4, 5, 7 | |||
Герои труда. | 1 | 3, 4, 5, 7 | |||
Художники, писатели, композиторы. | 1 | 3, 4, 5, 7 | |||
Конкурс творческих работ учащихся «Мой вклад в историю края». | 1 | 3, 4, 5, 7 | |||
Я и мой город | 6 ч. | Кубанская земля от древних времён. | 1 | Рассказывать об известных людях труда земляках. Изучать периодическую печать и проводить устный журнал. Развивать творчество. Исследовать культурную жизнь Кубани. Развивать творчество. Исследовать культурную жизнь Кубани. Знать правила поведения на экскурсии. | 3, 5, 4 |
Кем и чем гордится наш город. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Знаменитые спортсмены и космонавты. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Наши знаменитые земляки – люди творческих профессий. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Экскурсия в Художественный музей. | 1 | 3, 5, 4 | |||
Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я и наша школа | 4 ч. | Кем и чем гордится наша школа. | 1 | Знать правила внутреннего распорядка. Рассказывать об известных людях труда земляках учившихся в школе. Проводить конкурс рисунков. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Развивать творчество | 1, 2, 3, 5 |
Воины-интернационалисты. Участники боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Посещение памятника героям. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Встреча с героями Чернобыльцами. | 1 | 1, 2, 3, 5 | |||
Я, мои права и обязанности | 5 ч. | Российские организации по защите прав человека. | 1 | Знать о правах и обязанностях ребенка. Проводить дискуссии. Знать о декларации прав ребенка. Развивать творчество. | 2, 3, 5 |
Всеобщая Декларация прав человека. | 1 | 2, 3, 5 | |||
Семейный Кодекс. Основные статьи. | 1 | 2, 3, 5 | |||
Национальная доктрина. Основные статьи | 1 | 2, 3, 5 | |||
«Я – сын твой, Россия!» Права и обязанности родителей. | 1 | 2, 3, 5 | |||
Я и моя семья | 4 ч. | Геральдика. Герб моей семьи. | 1 | Составлять рассказ о своей семье. Рисовать генеалогическое древо. Оформлять альбом «История моей семьи». Уметь рассказывать о дедушке, бабушке. Составлять правила доброго отношения к старикам. Характеризовать семейные ценности. Знать, что значит семья для большой страны. Изучать историю. Проводить литературно — музыкальную композицию, посвященную ВОВ. Чествовать ветеранов. | 3, 5 |
Творческая мастерская «Генеалогическое древо моей семьи». | 1 | 3, 5 | |||
«История одной фотографии» (сбор информации о членах семьи, обучавшихся в школе). | 1 | 3, 5 | |||
Утренник «Я люблю тебя Кубань родная!» | 1 | 3, 5 |
Ⅹ. Список использованной и рекомендуемой учебно-методической литературы
- Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.
- Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)
- Декларация прав ребёнка. (1959г.)
- Журналы «Воспитание школьников» №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.
- Журналы «Классный руководитель» № 1, №3, №8 2006г.
- Журналы «Начальная школа» 2002г., 2003г., 2004г., 2006г.
- Конституция Российской Федерации - ООО «Издательство «Айрис-пресс». М., 2005г.
- Конвенция о правах ребёнка.( 1989г.)
- Национальная доктрина. 2001-2002гг.
- Семейный кодекс.
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во «Вита-Пресс»,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности " Кубань- моя малая родина".
Программа разработана с учётом регионального компонента- кубановедения. В процессе изучения учащиеся познакомятся с географическим положением, историей, полезными ископаемыми Краснодарского края и Тем...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...