ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
проект
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatoliy_vasilevich_parfyonov.docx | 25.65 КБ |
grishko_ekaterina_ivanovna.docx | 19.78 КБ |
lapshin_valentin_georgievich.docx | 16.68 КБ |
partizanskie_otryady_na_kubani.docx | 1.2 МБ |
prishchepa_stepan_fedotovich.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: поисково-творческий
Продолжительность: 3 недели
Цели проекта:
- сохранение памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны;
- воспитание уважения к подвигу, стойкости, мужеству фронтовиков-ветеранов;
- развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого России и Кубани;
Задачи проекта:
- пропаганда семейных и общечеловеческих ценностей;
- приобщение к отечественной истории, культурному и патриотическому наследию края и района через организацию исследовательской деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Проблемы и вопросы проекта:
1. Насколько важно сохранение памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны для русского человека?
2. Необходимо ли человеку знание исторического прошлого своей страны и своей семьи?
Предполагаемый продукт проекта: поисково-творческий проект, презентация
1.ВСТУПЛЕНИЕ
Великая Отечественная война.
Для русских людей эти три слова совмещают в себе многое: огромную трагедию, нестерпимое горе, невосполнимую утрату, радость победы, счастье обретения свободы и мира для будущих поколений.
Каждый уходящий год всё больше отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех времён. И только память поможет не утратить связи с прошлым, не допустить забвения одного из самых трагичных и героических периодов в истории Родины и её народа.
Мы, правнуки участников боёв за освобождение нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, обязаны чтить и хранить память о тех годах и людях, передавая свои знания следующим поколениям, как передают их сейчас нам бабушки и дедушки, родители и учителя.
Нельзя допустить, чтобы подобное повторилось вновь, потому очень важно, чтобы об этом помнили всегда.
Свой проект я посвятила моему прадедушке – Анатолию Васильевичу Парфёнову, замечательному человеку - фронтовику, ветерану войны и труда, заслуженному сотруднику органов внутренних дел Кубани.
Жизненный путь Анатолия Васильевича нельзя назвать лёгким. Судьба словно испытывала его на крепость характера и силу воли. Прадедушка родился в городе Иркутске в большой крестьянской семье, рано потерял родителей. Познав голод, холод и лишения, постоянно трудился, стремился к получению образования. Свой трудовой путь он начал в 14 лет, с июня 1935 г. Можно сказать, что прадедушка постоянно находился на фронте – военном, служебном, трудовом, общественном. Он жил и работал для людей, для своей семьи и своей страны.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «ВСЯ ЖИЗНЬ – НА ФРОНТЕ»
Свой фронтовой путь прадедушка начал накануне Великой Отечественной войны, в 1939 году, со службы в рядах Советской Армии. В то время на территории Монголии, у реки Халхин-Гол недалеко от границы с Маньчжурией происходил вооружённый конфликт между Советским Союзом и Японией. В историю он вошёл, как «необъявленная война». На этой земле мой прадедушка, тогда ещё 18-летний парнишка, рядовой 601 стрелкового полка, принял боевое крещение .
Историческая справка. «Начало конфликту положили оккупация японскими войсками территории, принадлежащей Монгольской народной республике и требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Японией и Монголией, в то время как старая граница проходила на 20-25 км восточнее. Одной из причин таких требований являлось желание Японии расширить свои границы посредством осуществления дальнейшей агрессии против Монголии, Китая и Советского Союза.
Ожесточённые сражения на Халхин-Голе продолжались с весны по осень 1939 года. Заключительная битва произошла в последних числах августа, и завершилась полным разгромом 6-й отдельной армии Японии. 15 сентября состоялось подписание соглашения между Советским Союзом, Монгольской народной республикой и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол.
Победа на Халхин-Голе сыграла решающую роль в ненападении Японии на Советский Союз. Примечательным фактом является то, что когда в декабре 1941 года войска Германии стояли под Москвой, Гитлер яростно требовал от Японии напасть на русских на Дальнем Востоке. Именно поражение на Халхин-Голе, как считают многие историки, сыграло главную роль в отказе от планов ненападения на нашу страну в пользу нападения на США».(https://ru.wikipedia.org)
Как напоминание о тех трудных годах в истории нашей Родины и её народа, хранятся в семейном альбоме старые выцветшие от времени фотографии: на одних снимках запечатлён прадедушка, автором других является он сам.
Страшно становится, когда думаешь о том, что эти ребята, совсем неопытные мальчишки, никогда ещё не державшие в руках оружия, должны были с самых первых дней своей службы защищать Родину. За два месяца той войны в боях под Халхин-Голом Советско-монгольские войска потеряли 9831 советских и 895 монгольских солдат (а вместе с ранеными — более 17 тысяч). Моему прадедушке повезло - он остался в живых.
Домой, в город Иркутск, где он родился и вырос, прадедушке так и не суждено было вернуться – грянула Великая Отечественная война.
Историческая справка. «В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии в количестве 5 с половиной миллиона человек перешли границы Советского Союза, 5 тысяч немецких самолётов начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. На первом этапе Великой Отечественной войны Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше вглубь страны. Около двух миллионов советских солдат попали в плен или погибли. Но и в эти тяжёлые месяцы советские воины героически сражались с врагом.
В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружён. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.
В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941 - 42 годов от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.
Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращён в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом.
Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3 с половиной тысячи убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.
К лету 1944 года Красная Армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами. Одновременно с Советским Союзом войну против немцев вели союзники по антигитлеровской коалиции — Англия, США и Франция. Летом 1944 года был открыт долгожданный второй фронт, который облегчил положение Красной Армии.
Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Георгий Константинович Жуков.
9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии. За свою победу наша страна заплатила огромную цену: около 27 миллионов человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Поэтому победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны».(https://ru.wikipedia.org)
Всю Великую Отечественную прадедушка прошёл в составе 432 пулемётного полка. В тяжелейших боях он освобождал родную страну от фашистских захватчиков. За участие в Великой Отечественной войне он был награждён Орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» .
Не успели ещё отгреметь салюты Великой Победы, когда 66-й артиллерийский батальон, где служил Анатолий Васильевич, вместе с другими частями направили на Дальний Восток, в составе 5-го фронта громить японских оккупантов. Здесь тоже было трудно, но оптимизм наших солдат, их любовь к жизни и вера в собственные силы помогли дать достойный отпор врагу.
Историческая справка.
8 августа 1945 Советская Армия вступила в войну с Японией. Эта война имела огромное политическое и военное значение, так как без вступления в войну советских войск она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.
В сентябре 1945 г. Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны». (https://ru.wikipedia.org)
Прадедушка был награждён медалью «За победу над Японией»
Над нашей землёй снова было мирное чистое небо, но лишь через два года он окончательно расстался с военной службой.
«СЛУЖА ЗАКОНУ - СЛУЖУ НАРОДУ»
Демобилизовался Анатолий Васильевич в 1947 году. Тогда во многих регионах нашей страны царили послевоенная разруха, голод, нищета и болезни. В то время у прадедушки уже была семья, подрастали две малютки-дочери. От недостатка витаминов дети часто болели. Узнав от сослуживцев о том, что в южных районах СССР мягкий тёплый климат и щедрые плодородные земли, Анатолий Васильевич переехал с семьёй на Кубань, в станицу Тульскую, где был принят на должность участкового уполномоченного районного отдела милиции.
Страна только-только начала подниматься из руин, уровень преступности повышался. Прадедушка не жалел ни сил, ни времени, чтобы на вверенном ему участке всегда было мирно и спокойно. Он всегда старался быть ближе к людям, лично знал каждого жителя на своей территории. Односельчане шли к Анатолию Васильевичу в любое время дня и ночи со своими бедами, проблемами. Для них прадедушка был не только защитником правопорядка, но ещё и юристом, сыщиком, психологом, добрым другом и мудрым советчиком. Никогда не отказывал людям в помощи, старался найти подход к каждому, будь то проведение беседы с сыном соседки (вдовы участника войны), который прогуливал уроки в школе, или усмирение и доставка в участок пьяного дебошира, угрожавшего своей пожилой матери топором .
Пять лет прадедушка прослужил участковым. За отличное несение службы и успехи в работе его перевели на должность старшего оперуполномоченного уголовного розыска Тульского районного отдела милиции. Новая должность принесла новые заботы и трудности. Теперь Анатолию Васильевичу пришлось расследовать тяжкие преступления – грабежи, убийства, хищение государственного имущества. Несмотря на постоянный риск, физическое и моральное напряжение, он продолжал с честью и достоинством выполнять свой долг перед законом и обществом.
За умело поставленную работу, успешное раскрытие тяжких преступлений, Анатолий Василевич получает поощрения, очередные звания, а в апреле 1961 года его назначают начальником отдела милиции в Советском районе. Через год, когда район был присоединён к республике Адыгея, прадедушку переводят на должность начальника милиции Щербиновского района. Так семья Парфёновых, переехала в станицу Старощербиновскую.
«ЗА МНОГОЛЕТНИЙ И ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД…»
Но неукротимая энергия, сила духа и сознание того, что многое ещё можно сделать, не дают прадедушке спокойно сидеть дома. За трудовую деятельность прадедушке присвоено звание Ветеран труда, он награждён почётной грамотой министерства культуры РСФСР, которую ему вручали в Москве, а также многими другими грамотами и благодарностями.
«МОИ ГОДА – МОЁ БОГАТСТВО»
Анатолий Васильевич Парфёнов умер 25 февраля 2004 года. У могилы выстроился почётный караул, грянули прощальные залпы.
Ещё один ветеран Великой Отечественной ушёл от нас в вечность.
Знать и помнить историю своей страны и своей семьи должен каждый.
Своим сверстникам я бы порекомендовала осуществить подобное исследование в своей семье, изучить биографию родных и близких. Уверена, что герои среди этих людей обязательно найдутся.
Предварительный просмотр:
Сочинение
Без права на забвение
Мы много можем рассуждать о смысле жизни, строить планы не будущее, но у каждого в жизни приходит переосмысление своей собственной жизни, жизненного опыта, пусть и небольшого.
Ко мне осознание пришло в феврале 2019 года, когда на пороге нашего дома появились учитель истории и завуч соседней школы с просьбой дать разрешение на присвоение школе имени моей прапрабабушки, учительницы начальных классов - Гришко Екатерины Ивановны .
Я, как и все современные дети, не очень интересовалась историей своей семьи. Я слышала рассказы о родственниках, но они казались мне таким далекими, как рассказы из учебника «Истории». Кем же была эта женщина? Почему ее имя решили присвоить школе?.. И тогда я поняла, что хочу узнать хотя бы одну страничку из истории своей семьи…
Шел 1942 год.
Душным днём 6 августа 1942 года немецкие войска подходили к станице. Как только послышались автоматные и пулеметные очереди, на территории бывших складов колхоза «ОГПУ» начали рваться снаряды, мины, бомбы. Это бойцы народного ополчения, отступая, взорвали склады боеприпасов. А сутками раньше были взорваны элеватор, электростанция, железнодорожные пути. Ничто не должно было достаться врагу. Так начались чёрные дни фашистской оккупации. Большинство жителей станицы с ненавистью смотрели на «новый порядок», и на тех, кто принёс этот «порядок» - фашистских солдат и офицеров. Но были и такие, кто подобострастно улыбался и низко кланялся захватчикам, подносил им хлеб-соль.
Началась эвакуация. Собрав свои пожитки, станичники погнали колхозный скот в Гастагаевские леса, подальше от линии фронта. Екатерина Ивановна – учительница местной школы с сыновьями Аркадием и Геннадием не эвакуировалась. Она была оставлена для подпольной работы в районе.
Им предстояло собирать информацию о размещении и численности гарнизонов противника и карательных отрядов, расположение аэродромов, складов оружия и боеприпасов. Но основной задачей оставалась - необходимость наладить работу с партизанским отрядом.
Вскоре группа партизан перебазировалась в ст. Старощербиновскую. Их командиром был Анатолий Афанасьевич Герман. Явочная квартира расположилась в доме Гришко, а братья Аркадий и Геннадий стали первыми помощниками партизан.
В сарае выкопали подвал, в котором отсиживались днём, а ночью уходили в разведку – собирали данные о расположении воинских частей противника, поджигали и врывали склады горючего и боеприпасов, писали и расклеивали листовки. Новости с фронтов были неутешительными. Ужасали и зверства в станицах. Лишь явившись в Старощербиновскую, Анатолий Афанасьевич узнал, что немцы в лесозащитной полосе за станицей расстреляли около двухсот человек и закопали их, многих живыми. На месте расстрела земля двигалась ещё в течение нескольких дней. Станичников, которые под покровом ночи пытались спасти выживших - расстреливали. Не проходило ни единого дня без новых расправ над стариками, женщинами.
Подпольщикам приходилось каждую ночь рисковать своею жизнью. Однажды Герман решился идти на встречу с Шумским- помощником районного атамана... С одной стороны, должность помощника районного атамана была важна с точки зрения информации, с другой стороны, слишком рьяно исполнял Шумский свои обязанности. Стало известно, что с его помощью был составлен список на ликвидацию самых надёжных людей. А это более двух тысяч человек.
Опытный чекист, он не стал рисковать никем из группы, и на первую встречу пошёл один. Не всё понравилось Герману в поведении Шумского. Слишком уж суетлив он был, интересовался один ли Анатолий Афанасьевич в станице, есть ли у него с кем связь. Герман увиливал от расспросов. Договорился с Шумским о следующей встрече. На четвертую встречу, 12 ноября 1942, Герман попросил приготовить продукты. Шумский передал эту информацию своим «хозяевам» и подготовил засаду из местных полицаев у себя дома.
Но в назначенный день Герман не явился. Пришёл только на 3 день, 15 ноября. Пришёл не сам. У кухонного окна на улице с трофейным автоматом стоял Аркадий. Шумский вынес мешок с едой. В тот момент, когда Герман наклонился за ним, предатель обрезком трубы нанёс два удара Анатолию Афанасьевичу по голове. Тот с криком «Ванька, стреляй» повалил Шумского на пол. Аркадий был наготове и в тот же миг дал очередь по стене дома. Герман, весь в крови, и Аркадий ушли огородами.
В ту ночь Екатерина Ивановна и другие участники подпольной группы не спали, ждали вестей. Анатолий Афанасьевич и Аркадий вернулись посреди ночи. Германа перевязали. С утра начались аресты. Аркадий успел сбежать. Прапрабабушку увезли в станицу Староминскую, где располагалось гестапо. Некоторое время спустя стала известна и судьба Германа . Не так далеко оставалось до линии фронта, когда он в станице Ольгинской попал в засаду. Германа так же отправили в Староминскую. Там и состоялась последняя встреча с Шумским. «Знай, что к стенке тебя поставят» - эти слова стали последними для Анатолия Афанасьевича Германа. Ни единого слова не вырвали больше из его уст.
А Аркадий добился свидания с матерью в гестапо, но и сам был схвачен. Екатерину Ивановну, Аркадия Гришко и Анатолия Афанасьевича Германа замучили в Староминском гестапо за две недели до прихода Красной армии.
Фашистские палачи, а по-другому их назвать нельзя, жестоко пытали пленников. Мать и сына пытали друг напротив друга. Им выжигали звёзды каленым железом, загоняли иголки под ногти, заставляли мыть полы опухшими руками, сверлили дрелью коленные чашечки. Их трупы гитлеровцы запретили хоронить. Они так и пролежали несколько дней во дворе гестапо, пока ночью их тела не выкрали и не похоронили местные жители. Аркадию было на тот момент 17 лет.
Слова Германа стали пророческими. Действительно Шумский не ушёл от справедливости. Его разоблачили. Военный трибунал приговорил его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в 1944 году.
Улица, на которой я живу, носит имя Анатолия Афанасьевича Германа. А дом моей семьи стоит на месте сарая, где прятались подпольщики. На этой же улице находится школа имени Екатерины Ивановны Гришко –моей прапрабабушки.
Моя прабабушка – Патока Ольга Семеновна была приговорена за связь с партизанами к расстрелу. Но ей удалось в братом Геннадием сбежать. В лютые февральские морозы, в летних босоножках пробирались они в родную станицу. Она прожила славную жизнь и умерла в возрасте 90 лет. В живых остался и младший сын Екатерины Ивановны, стал капитаном первого ранга и умер в 1984 году.
Семейные фотографии, копии документов долго хранились в нашей семье. Но время делает свое дело. Стали разрушаться фотографии, превращаться в пыль затертые записки, переданные из Староминского гестапо. Было решено передать все семейные архивы в музей. Вот так приоткрылась для меня одна из многих страниц в истории моей семьи.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Щербиновский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1
им. Ляпидевского муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Проект: «Они сражались за Родину»
Учащийся: Дябин Андрей Ученик 2 «Б» класса Руководитель : Нестеренко Н.В.
2023 г
В 1941 году на нашу страну напали фашистские захватчики во главе с Гитлером. Весь народ поднялся на защиту нашей Родины! Люди сражались самоотверженно, проливая кровь за наше будущее! Когда мы говорим: « Защищали Родину» , мы имеем в виду все военное поколение, всех людей, живших в то время, принимавших участие в боях и тружеников тыла. Вечная им память и вечная слава! Наша задача заключается в том, чтоб хранить с почтением нашу память о войне и о тех, кто защищал страну от захватчиков, передать ее нашим потомкам. Подвиг людей, защитивших нас, никогда не будет забыта! В этом проекте мы хотим рассказать о наших героях, которые приняли участие в освобождении нашей Родины от немецких оккупантах.
Цель проекта.
Узнать о наших защитниках Родины и рассказать о них учащимся начальной школы.
Задачи.
Искать и систематизировать материал по заданной теме.
Оформить материал в виде проекта.
Выступить с результатами своей работы.
Мы назвали эту войну Великой потому, что велико было наше мужество и велик гнев. Мы назвали ее Отечественной потому, что защищали свое Отечество – самое дорогое, что у нас есть. Мы назвали ее Священной потому, что ничего более святого, чем борьба за свободу Родины, человечество не знало. Мы назвали ее Народной потому, что весь наш народ поднялся на борьбу с врагом. Большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне несли все от мала, до велика…
Прадедушку я не знаю,
Героем он был на войне.
Я вырос, сейчас понимаю,
Что жизнь подарил он мне.
Это четверостишие по моей просьбе написала моя бабушка Лапшина Валентина Георгиевна.
К большому сожалению мой прадед Лапшин Сергей Георгиевич умер за долго до моего рождения и только со слов моей бабушки я знаю про его жизнь.
Лапши Сергей Георгиевич родился 18 сентября 1918 году в городе Коканд Узбекской ССР. В 1938 году Кокандским ГВК , Узбекской ССР Ферганской области, города Коканд призван в 963 стрелковый полк 274 стрелковой дивизии в звании красноармеец.
Участник Отечественной войны с 18 сентября 1941 года по 2 сентября 1943 года. В составе 274 спец.отделения 963 СП в должности стрелка.
Участвовал в боях на Калининском фронте при обороне г.Осташково, при освобождении г.Пена, Андриаполь, Торопец.
Участвовал в боях под г.Ржев, на смоленском направлении, где был ранен в левую руку в области левого предплечья с последующей ампутацией.
В болотах под г.Ржев его дивизия провела трое суток. Бойцы по колено в болотной жиже держала оборону.
После выписки из госпиталя прадед вернулся в город Коканд, где вскоре женился на своей соседке Константиновой Валентине Григорьевне. В этом браке у них родилось трое детей.
Сергей Георгиевич с одной рукой сам вел все домашнее хозяйство : сажал виноградник, мастерил бочки, которые продавал, помогал соседским семьям (у многих семьи остались без мужчин).
Прадед не любил рассказывать про войну, говорил, что не надо мирным людям знать про этот ужас. Каждый год он встречался со своими товарищами, вспоминали войну, пели военные песни, прадед очень хорошо пел. После этих встреч по ночам вся семья просыпалась от жутких криков, так страшны были воспоминания. Сергей Георгиевич вел патриотически беседы в школе. Военные раны не давали забыть о боевых буднях. Лапшин Сергей Георгиевич умер 12 июня 1971 года.
Я помню! Я горжусь!
Родина должна знать своих героев, тех, кто ценой своей жизни, отстоял нашу свободу и мир на земле
Люди! Покуда сердце стучится,-
помните! Какой ценой завоевано
счастье,- пожалуйста, помните!
Р.Рождественский
Использованная литература:
Сайт «Память нарда»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Тема проекта: Они сражались за Родину
Моему прадеду посвящается
Автор работы: Белый Степан ученик 2 «б» класса МБОУ СОШ №1 имени Ляпидевского ст. Старощербиновская Научный руководитель: Нестеренко Наталия Васильевна, учитель начальных классов |
ст.Старощербиновская
2023 год
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………2
1.Основная часть. Боевой путь моих прадедов
1.1Они отстояли мир……………………………………………..………...3
1.2 История солдата..……………………………………………………….4
Заключение…………………………………………………………………5
Введение
Гипотеза: Чем больше мы говорим об истории нашей страны, о Великой Отечественной войне, унёсшей миллионы жизни, о подвигах, совершённых ценою собственной жизни, тем более вероятность того, что мы и наши потомки будут знать как дорог мир, который был завоёван для нас.
На примере своих прадедов, мы хотим показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши прадедушки и прабабушки были прямыми участниками истории своей страны.
Цель: Выявить родственников – участников Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Познакомиться с событиями Великой Отечественной войны через литературу, Интернет-ресурсы, посещение выставок, памятников, экскурсий.
2. Провести опрос родственников.
3. Проанализировать семейные архивы о прадедах, изучить их военный путь и вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
4. Оформить фотографии с данными солдат.
Актуальность. В каждой семье есть свои Герои. Это наши прадедушки и прабабушки – все, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне. Кто-то прошел всю войну, кто-то погиб в ее первые дни. Но память о годах, опаленных войной, хранится в каждой семье, в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, на военных фотографиях.
Наш долг – передать потомкам память об этом немеркнущем подвиге и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству наших предков. Свою работу я посвящаю памяти моих прадедов и прабабушек
Цель:
собрать информацию о моем прапрадеде, Прищепа Степане Федотовиче, участнике Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
2. Проследить фронтовой путь прапрадеда по семейному архиву и воспоминаниям;
3. Формировать умения и навыки поисково-исследовательской работы
Объект исследования: фронтовой путь Прищепа Степана Федотовича
Предмет исследования: документы из семейного архива, воспоминания родственников.
Методы: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прапрадедушки с историей России, анализ и обобщение собранной информации
Источниками исследовательской работы стали:
воспоминания родственников, материалы семейного архива.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и приложение. В работе прослежен боевой и жизненный путь моего прадеда.
1.1Они отстояли мир…
…И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом всей землей
Поклонимся за тот великий бой…
(Михаил Львов)
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили войну. Это было страшное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности.
История переписывается, людская память коротка. И только старые фотографии хранят молчаливую правду о прошлом и пробуждают желание понять то время и тех людей, которые вглядываются с пожелтевших фотографий в будущее.
Во многих семьях хранятся фотографии военных лет. С серо-коричневых листков, пахнущих старой бумагой, плесенью и чердаком, немного угрюмо смотрят наши воевавшие прадеды и их фронтовые друзья. У каждого из этих людей своя судьба. Война свела и развела их дороги. Кто-то выжил, а кто-то погиб, может быть, всего несколько десятков километров, не дойдя до Берлина и несколько дней не дожив до Великой Победы. Кто-то получил медаль и стал героем, а кто-то без вести пропал…
1.2 История солдата
Я хочу рассказать о своем прадедушке. Его звали Прищепа Степан Федотович. Родился он в 1916 году в станице Старощербиновской в простой крестьянской семье, где было 13 детей. Мой прадед с 15-ти лет работал механизатором. В период с 1937 года по январь 1941 года проходил срочную службу на Дальнем Востоке (остров Русский, Приморский край), в артиллерии. Во время срочной службы участвовал в боевых действиях против японцев в районе озера Хасан. В начале Великой Отечественной войны оставлен в станице, как механизатор, для уборки урожая.
В действующей армии с сентября 1941 года, артиллерист, старший сержант 985 артиллерийского полка 320 дивизии. С декабря 1941 участвовал в боях во время первой попытки освобождения советскими войсками Крыма, где получил контузию, но продолжал воевать. 1 мая 1942 года был представлен к медали «За боевые заслуги». Но 3 мая поступил необоснованный приказ об отводе войск, приведший к страшным катастрофическим последствиям крымского котла. В Керчи Степан Федотович попал в плен 20 мая 1942 года. Совершил две неудачные попытки бегства. Освобожден осенью 1944 года восстанием узников в концентрационном лагере, поддержанным советскими войсками, вошедшими в г. Берген (северная Норвегия). Далее воевал в 3 стрелковом батальоне 33 Муромской стрелковой дивизии.
Награжден медалью «За победу над Германией», орденом «Отечественной Войны» II степени и юбилейными медалями.
После войны прадедушка вернулся в родную станицу, женился на моей прабабушке Антонине Яковлевне. Бывший воин стал работать на благо своей станицы. Он долгие годы, до самой пенсии, был механиком 3 бригады колхоза «Знамя Ленина». Работал Степан Федотович очень добросовестно, имел множество грамот за трудовые успехи. Много раз его поощряли поездками в разные страны и города.
Не раз он бывал в Москве, Волгограде, Ленинграде, Киеве, а также в Болгарии, Югославии, Чехословакии (в семейном архиве есть фотографии). Моя бабушка вспоминает, что он привозил из поездок много подарков и сувениров. У прадедушки есть трое детей- сын и две дочери, четверо внуков, три внучки и 10 правнуков.
Собирая информацию о прадеде, я понял
- что нужно беречь и охранять свою Родину
- что самое страшное, это – война, против кого она ни была.
-война-это слезы, смерть, разруха, голод.
Я сделал очень важный вывод: если мы хотим, чтобы у нас было будущее, мы должны знать свое прошлое. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».
Заключение
1. В ходе исследования я расширил свои знания о ВОВ, узнал, какой ценой досталась победа.
2.Изучил биографию, фронтовой путь прадеда. Мои исследования показали, что память - это не только воспоминания о людях и событиях, но и личные вещи.
3.Получил навыки поисково-исследовательской работы: работал со справочной литературой, изучал семейный архив, фотодокументы, беседовал с родственниками, совместно с родителями составил слайдовую презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие в 3 классе на тему "Они сражались за Родину"
Данное мероприятие подходит для проведения в 3 классе перед праздником "День победы"...
Они сражались за Родину
В канун празднования 67 годовщины Великой победы над фашистскими захватчиками, в нашем классе был проведён урок мужества. Ребята с гордостью рассказывали про своих предков, воевавших за освобождение н...
Они сражались за Родину.
Классный час о подвиге братьев Степановых....
Классный час "Они сражались за Родину"
Классный час "Они сражались за Родину"...
Классный час «Они сражались за Родину» - Тувинские добровольцы»
Материал для проведения классного часа об участниках героях Великой Отечественной войны - тувинских добровольцах....
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Они сражались за Родину!"
Это мероприятие посвящается ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям, пережившим войну и блокаду Ленинграда, всем тем, кто завоевал Победу! Данный материал поможет в изучении исто...