«Самоцветы Таймыра»
классный час (1, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_samotsvety_taymyra.docx | 299.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
«ДИКСОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
647340, пгт Диксон, ул. Водопьянова, д.17 тел. 8 (39152) 2-43-06
______________ «Самоцветы Таймыра»_____________
Тема методической разработки
Разработчик:
Хомяченко Елена Александровна,
учитель начальных классов
ТМК ОУ «Диксонская средняя школа
2023 г.
Тема | «Самоцветы Таймыра» |
Направление внеклассного мероприятия | Общекультурное направление. Духовное и нравственное воспитание. |
Место проведения | Кабинет класса |
Форма организации внеклассного мероприятия | внеурочное мероприятие по предмету ОРКСЭ |
Виды организации внеклассного мероприятия | игровая, познавательная |
Возраст участников | 3-4 класс (9-10лет) |
Педагогические цели | Познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни народов Севера, с семейными ценностями, традициями. |
Задачи: | Познакомить с особенностями быта народов Таймыра. Воспитывать любовь к родному краю, к традициям народов Севера. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к традициям своего народа. Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей. Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей. Развивать речь учащихся, коммуникативный навык. |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, практический, творческий, проблемный, частично-поисковый. |
Личностные результаты | Личностные УУД - проявлять понимание и уважение к ценностям народов, проживающих на Таймыре; -анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; - формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность. |
Универсальные | Познавательные УУД - самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную - самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка - формировать вербальных и невербальных способов коммуникации - уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми регулятивные УУД - удерживать цель деятельности до получения ее результата - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности - оценивать результаты деятельности |
Образовательные ресурсы | В.С. Момде, Л.А. Ершова. Методическое руководство к учебному пособию «Уроки предков» для 4 класса школ Таймырского автономного округа.-СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2006.-63с.; С.Н. Катыгинский . Долганские национальные игры /СПб, Просвещение, 2001.; Электронный ресурс: https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/polyanin/dolgans.html -Долганы; https://travelask.ru/articles/nentsy-starinnye-zhiteli-severa -Ненцы https://www.ttelegraf.ru/projects/tsifryi-i-faktyi/za-krasotu-odezhdy-dolgan-nazyvali-aristokratami-tundry/- Одежда долган |
План проведения мероприятия
При входе в класс всем ученикам предложено выбрать бумажный квадратик одного из трёх цветов. Таким образом, происходит разделение детей на малые группы: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом квадратика. В ходе мероприятия за победу в конкурсе каждая малая группа получает фрагмент картины. По итогам мероприятия из фрагментов складывается общая картина «Полуостров Таймыр».
Этап мероприятия | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивацион- ный блок 4 мин. | Учитель читает отрывок из стихотворения Огдо Аксёновой из сборника «Признание в любви»: Я с малых лет люблю Таймыр, Укрытый тундровым ковром. Здесь родина моя, мой мир, Мои снега и тёплый дом. Земля моя из года в год Богаче, радостней, сильней. Здесь крепкий северный народ Живёт под солнцем новых дней. Выходят дети в национальных костюмах народов Севера, исполняя танец "Таймырские бубны". | Организует настрой детей на работу | Демонстрируют готовность сотрудничеству: делятся на группы, слушают учителя, просматривают танец. | Личностные : - проявлять понимание и уважение к ценностям народов, проживающих на Таймыре; |
II. Этап актуализации знаний. 1мин. | Учитель: Дорогие ребята, я рада видеть вас на нашем мероприятии. Как вы думаете, о чем мы поведем сегодня речь? Почему вы так решили? -Правильно, речь пойдёт о народах, проживающих на территории Таймыра. Наша Россия - многонациональная страна. Издавна её населяют разные народы. Среди них коренные народы Севера. Кто мне скажет, почему они называются коренными? - Правильно, на территории нашей огромной страны сформировался этот народ, и продолжают жить их потомки. - Чем различаются народы России? - В Конституции России записано, что каждый человек «имеет право на пользования родным языком». Родной язык - не только средство общения для людей одной национальности, но и часть их жизни. Мы живём на Таймыре, в удивительном и суровом краю. Это наша родина. Разнообразна её природа, но ещё более разнообразна и богата культура народов, населяющих её: долган, ненцев, энцев, нганасан, эвенков, так называемых малочисленных народностей Севера. | Приветствует ребят. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы -Коренные, потому что здесь находится их историческая родина. - По языку, по обычаям. | Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель и тему мероприятия Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой; |
III. Сообщение темы и цели мероприятия. | Сегодня мы проводим мероприятие под названием «Самоцветы Таймыра». Вы отправитесь в путешествие, в котором познакомитесь с историей и бытом народов Таймыра, а так же вам предстоит пройти ряд испытаний. | Объявляет тему и цель мероприятия | Слушают учителя | |
IV.Основная часть: Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний. 35мин. | Учитель: Знакомство мы начнём с самого древнего народа Таймыра. Имя этого народа спрятано в записи, которую вы видите на экране. Что это за народ? (Приложение 1) Выходит ученик в костюме нганасана. Его выступление сопровождается презентацией. Нганасан. Любимые цвета - красный, белый, чёрный. Вся одежда шьётся нитками из сухожилий. Она отличается от других северных народов тем, что шьётся из белых шкур оленя. Украшается аппликацией в виде геометрических орнаментов мули, по которым можно определить, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель. Обувь шьём из белого камуса –шкура с голени оленя, украшаем кантами из черного и красного сукна. Спереди она не имеет выемки. Чтобы не проваливаться в снег, подошву делают больше по площади, чем голенище. Основу нашей кухни составляют блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Побывав у нас в гостях, вы отведаете: юколу по-нганасански, рыбные колобки и ягоды с оленьим жиром. Учитель: Спасибо большое за рассказ, а мы продолжаем наше путешествие. Ребята, перед вами ребус. В нем зашифровано название народа, который живёт на огромной территории, начиная от Белого моря на западе до реки Енисей на востоке. - Имя этого народа? Выходит ученик в костюме ненца. Его выступление сопровождается презентацией. Ненец. - Нани торова! Мы называет себя «дети оленя». Вся наша жизнь связана с оленями. Они нужны для питания, для одежды и обуви, покрышек для чума, для ниток и плетения верёвок. Как и другие народы севера, мы занимаемся оленеводством, охотой и рыболовством. Жилищем нам служит чум из 30-50 шестов, покрытый нюками из оленьих шкур. Мы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера. Одежда у мужчин – малица - глухая (без разреза) одежда из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном и совик - это тоже глухая (без разреза) одежда, но мехом наружу с капюшоном; у женщин – ягушка или парка. Обувью нам служат пимы - высокие меховые сапоги из камуса . Одежда и обувь украшены орнаментом. Любимые наши цвета - красный, синий, зелёный. Основным способом передвижения у моего народа в течение всего года является езда на оленях, запряжённых в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах. Основу нашей кухни составляют блюда из оленины, рыбы, дикой птицы. Очень рады будем видеть вас в гостях. Вас ждут такие угощения, как: бульон из дичи, оленина в собственном соку, строганина из сига и ягоды с сахаром. - Как называется этот народ? Выходит ученик в костюме эвенка. Его выступление сопровождается презентацией. Эвенк. - Дорово! Мэнду! Мой народ - народ гостеприимный и добросердечный. Мы живём в районе Хантайского озера, занимаемся охотой, оленеводством и рыболовством. В качестве жилища используем чум, который состоит из 20-30 шестов. Национальной одеждой является кафтан. Летний кафтан делается из сукна, зимний - из оленьих шкур. В холодное время носим парку. В дорогу мужчины и женщины надевают сокуй. Зимой надеваем меховую шапку (авун). Одежда обязательно украшена бисером, кусочками меха, сукна. В орнаментах предпочитаются цвета неба, солнца и земли. Наша обувь называется – унты, которые шьются для зимы из камуса, щеток и лбов. Эвенки - мастера в художественной резьбе по кости и дереву, обработке металла - это мужчины. Женщины занимаются вышивкой бисером, аппликацией мехом и тканью, тиснение по бересте. Основу традиционной пищи занимает мясо диких животных и рыба. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком, брусникой, шиповником. Приходите в гости! Вас угостят такими эвенкийскими блюдами как: духтэми, жарким из медвежатины, кололи, а к чаю подадут корчак. Учитель: Мы благодарим нашего гостя, и продолжаем дальше знакомиться с народностями Таймыра. Внимание на экран. В этом ребусе спрятано название самой молодой народности Таймыра. - Как называется этот народ? Выходит ученик в костюме долгана. Его выступление сопровождается презентацией. Долган. - Дороболорум! Я представитель одного из самых молодых народов России. Мой народ населяет преимущественно территорию Таймыра вдоль рек Хатанга и Хета. Основным занятием является оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. У нас несколько типов жилища: летнее жилище– чум. Для его постройки используем от 30-50 жердей, зимой мы живём в балках. Долгане считаются искусными мастерами по обработке оленьей и мамонтовой кости. Резной костью мы украшаем ножи, упряжки и другие предметы обихода. Как и все народы Севера, мы шьём одежду из оленьего меха. Парка у нас – одна из самых красивых на Таймыре. Головные уборы бэсрегэ внешне напоминают капоры. Обувь у нас называется гуруми. Она высокая – практически до бедра. Основные блюда: строганина из мороженой рыбы и мяса, сагудай из свежей рыбы и, конечно же, мясо и рыба вареные, жареные, вяленые. Также варим супы. Учитель: Спасибо за интересный рассказ, а нас ждёт последний гость. Это представитель самой малочисленной народности Таймыра. Разгадайте ребус и скажите, как называется этот народ? Выходит ученик в костюме энца. Его выступление сопровождается презентацией. Энец. -Ань дороба! Мы -энцы — носители редчайшего на Земле языка, который долгие века был бесписьменным. Живём в посёлках: Воронцово, Караул, Потапово. Мой народ занимаемся охотой, рыбалкой, оленей в основном мы используем как транспорт. У нас тоже несколько типов жилища: чум, он похож на нганасанский, и балок. Одежда имеет сходство с нганасанской. Обувь наша называется бакари - высокие сапоги, они не имеют подъема, это просто высокие цилиндры с ремешками из ровдуги под коленями и на самом верху, чтобы привязывать бакари к поясу. Зимой мы одеваемся в двойную глухую парку: нижнюю, «дёду», носим мехом внутрь, верхнюю, с капюшоном («пазо пагга») – мехом наружу. А в качестве летней одежды используем ношенную зимнюю со снятой шерстью. Одежда у нас отделывается собачьим мехом, иногда раскрашиванием кожу, из которой она сделана, украшаем орнаментом. В пищу, мы употребляем мясо дикого оленя, птицу. Но больше всего мы любим рыбу. Побывав у нас в гостях, вы попробуете такие национальные блюда , как: кари кырба, барика, похи – по-энецки. Учитель: Спасибо за интересный рассказ. - Ребята, вы познакомились с историей и бытом народов, проживающих на Таймыре. А какие качества присущи этим народам? Сейчас вам предстоит пройти ряд испытаний, чтобы проверить, насколько вы были внимательны. В начале мероприятия, вас поделили на три команды. По итогам каждого конкурса, победившая команда получает фрагмент картины. Ваша цель - собрать полную картину, и помните, побеждает не тот, кто быстрее, а кто сплочённей! Учитель: Назовите мне, пожалуйста, основные занятия народов Севера. Охота на диких оленей - самое любимое занятие северян. Она проходит коллективно. Эстафета «Охота на оленя» Дети делятся на 3 команды. Каждому выдано кольцо, которое нужно забросить на «оленя» кеглю. Бросив кольцо, игрок передаёт эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая больше всех забросит колец на кеглю. Учитель: Важно быть для народов Севера удачливым рыбаком. Сейчас вы продемонстрируете умение ловить рыбу. Эстафета «Рыбалка» У первого участника команды палка (удочка), к которой привязана длинная верёвка (5м) с рыбкой на конце. По команде первый игрок должен быстро намотать на «удочку» верёвку, чтобы подтянуть к себе рыбку. Затем, передаёт удочку второму игроку, который должен забросить удочку (размотать верёвку с рыбкой). Третий участник повторяет действия 1 игрока, и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончит рыбачить. Учитель: С давних пор народы Севера слагали загадки о своём быте, о своей жизни. Я решила проверить, как вы умеете разгадывать загадки. Побеждает та команда, которая даст больше всех правильных ответов. 2. Зимнее передвижное жилище на полозьях/балок/ 3. Летом – меховые, зимой – берестяные/рога оленя/ 4. Пять остяков в одном чуме / 5. Десять братьев - один корень/пальца/ 6. Олень от них убегает - а они не отстают/нарты/ 7. По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может/лодка/ 8. В железном домике голый остяк пляшет/огонь/ 9. Старика волшебника одевают и раздевают/чум/ Учитель: Что общего в одежде народов Таймыра? Вам выданы картинки с изображением одежды. Подпишите, пожалуйста, какому народу принадлежит данная одежда. Побеждает та команда, которая выполнит правильно задание. Учитель: Народы Севера имеют свою культуру, историю и память. В каждой семье дети воспитываются по законам предков, которые передаются из поколения в поколение: Всегда помогай старым людям. Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает. Обидеть ребёнка, старуху, мать – можешь на всю жизнь захромать. Говори спокойно, а молчи достойно. Даже когда ты попадёшь в беду, не вешай головы. Никогда не жалей для людей пищи, и ты в своей жизни не будешь нуждаться. Если ты будешь жадным, то будешь одиноким, и тебе никто не поможет. Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать. Землю, где живёшь, надо любить. Учитель: Чему учат эти наставления? | Ставим проблему в виде ребуса. Организует показ презентации.
Ставит проблему в виде ребуса. Организует показ презентации. Ставит проблему в виде ребуса. Организует показ презентации. Ставит проблему в виде ребуса. Организует показ презентации. Ставит проблему в виде ребуса. Организует показ презентации. Задаёт вопросы. Проводит эстафеты Загадывает загадки Организовывает работу в группах | Внимательно слушают учителя, выступление героев, выполняют задания, смотрят презентацию - Нганасаны. Выполняют задание, отвечают на вопросы. Слушают учителя, гостей. - Ненцы. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, гостей. - Эвенки Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, гостей. - Долганы. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, гостей. - Энцы. Отвечают на вопросы учителя. -Любовь к природе. -Выносливость. -Сплочённость и.т.д. Отвечают на вопрос учителя. - Оленеводство, охота, рыболовство. Работают в командах. Отгадывают загадки. Отвечают на вопрос. - Она шьётся из оленьего меха, украшена орнаментом, и т.д. Работают в группе. Знакомятся с наставлениями. Отвечают на вопрос учителя. | Личностные: Проявление положительного отношения к предстоящей деятельности, формирование мотивации к ознакомлению нового материала. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: - -анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь Познавательные: - самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников Регулятивные: - удерживать цель деятельности до получения ее результата; -умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку; Коммуникативные: - формировать вербальных и невербальных способов коммуникации |
V. Итог мероприятия. Рефлексия. 5 мин. | Учитель: Вот и подошёл к концу наше мероприятие, под названием «Самоцветы Таймыра». А кто мне скажет, что такое самоцветы? Самоцве́ты — это драгоценные, полудрагоценные камни. Таковы и народы Севера, со своей самобытностью. Ребята, вы достойно прошли все испытания и собрали фрагменты. Давайте, сложим из них картину. У нас получилась карта полуострова Таймыр, место, по которому прошло наше путешествие, где вы показали, что важно не соперничество, а содружество. | Организует рефлексию. Звучит песня Валерии «Мы вместе» | Получают позитивный настрой от мероприятия | Регулятивные: -уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. |
Приложение 1.
'''' | 1,2,3,5,4 | Эвенки |
LNнQгаrdнаzshсvаWJны | Нганасаны |
м=л | с=г , и=ы | Долганы |
, г=н | Ненцы | |
пер = эн | Энцы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Камни-самоцветы. Пашанина Ангелина
Реферат о камнях -самоцветах был выполнен ученицей второго класса Пашаниной Ангелиной. Может использоваться как дополнительный материал к урокам окружающего мира и классным часам....
Путешествие по стране самоцветов
Самоцветы всегда казались людям настолько прекрасными. Данный проект знакомит учащихся с различными видами камней.Результаты данного проекта представлены в презентации, которую можно использовать на у...
Фольклорный праздник "Русские самоцветы"
Является заключительным этапом изучения темы «Русские народные игры, стихи, песни, забавы». Дети готовятся заранее:-делится класс на две деревни;-собирают русские поговорки, пословицы;-разучиваю...
Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.
Статья о рождении музея "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея - творчество учителя, коллективный исследовательский проект учащи...
Кроссворд "Природа Таймыра"
Этот материал можно использовать на уроках и во внеурочное время. Работа с кроссвордом способствует развитию у детей познавательного интереса к природе северного полуострова; развивает логическое мышл...
Сценарий праздника "День Таймыра"
ДеньТаймыра...
Презентация "О Таймыре"
Немного сведений о Таймыре. Для учащихся с ЗПР начальная школа...