«ШУМБРАТАДА! Добро пожаловать в мир мокшанского языка!»
план-конспект урока (3 класс)

Трушкова Оксана Николаевна

Разработка урока в 3 классе по мокшанскому языку

«ШУМБРАТАДА! Добро пожаловать в мир мокшанского языка!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока832.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Тавла» -

Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск

Разработка урока в 3 классе по мокшанскому языку

«ШУМБРАТАДА! Добро пожаловать в мир мокшанского языка!»

Автор: Трушкова О. Н., учитель мокшанского языка

Информационная справка

к уроку мокшанского языка.

  • Класс:3
  • Тема урока: «ШУМБРАТАДА! Добро пожаловать в мир мокшанского языка!»
  • Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
  • Ожидаемый результат: умение называть и составлять предложения, запомнить новые слова.
  • Используемые педагогические технологии:

- технология использования в обучении игровых методов;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

  • Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  • Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, интерактивная доска(ИД), электронная презентация, нарисованная кукла, элементы национальной одежды, клей, музыкальные инструменты, ветки яблони, шаблон яблок.
  • Актуальность урока: воспитание чувства любви к родному краю, к родной природе, к школе, классу.

Целью урока: знакомство с новой республикой, новыми словами и лексическими конструкциями.

Задачи:

Обучающая: совершенствование навыков говорения (диалогическая, монологическая речь), развитие навыков аудирования и чтения.

Развивающая: развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, их внимания, памяти, воображения, развитие познавательного интереса к жизни;

Воспитывающая: Воспитание познавательных потребностей. Мотивирование учащихся к изучению мокшанского языка и развитие интереса к родной природе, школе, к классу. Воспитывать любовь к своим одноклассникам и помочь им.

Предусмотрено получение следующего предметного результата:

  • уметь воспринимать на слух небольшой текст;
  • знание новых слов программного материала;
  • повторение ранее разученных слов;
  • умение составлять предложения.
  • умение поэтапно проектировать проектную деятельность.

При этом формируются следующие УУД: 

Личностные:

-положительное отношения к познавательной деятельности;

-развитие самостоятельности, целеустремленности доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, соблюдение норм речевого и неречевого этикета;

-установка на здоровый образ жизни в процессе игры на инстументах.

-адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

1) общеучебные:

-умение читать и слушать (извлечение необходимой информации);

-построение высказываний в устной форме;

2) логические:

-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте;

-анализировать рисунки.

Регулятивные:

-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового;

-умение прогнозировать и контролировать свою речевую деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом.

-умение корректировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

- учёт позиции партнёров по общению;

- умение слушать и вступать в диалог;

- строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы.

Предусмотрены индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.

На этапе рефлексии дети выбирают соответствующие яблоко по цвету и оценивают себя.

Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:

  1. Мотивационный этап.
  2. Организационный момент.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка цели и задач урока.
  5. Введение в тему урока. Фонетическая зарядка на отработку речевого образца.
  6. Первичное усвоение новых знаний.
  7. Первичное закрепление.
  8. Итог урока.
  9. Рефлексия.

Краткие обозначения планируемых результатов обучения:

 Л-личностные, К-коммуникационные, Р-регулятивные, П- познавательные УУД.

Тема урока: ШУМБРАТАДА! Добро пожаловать в мир мокшанского языка!

Цель урока: Знакомство учащихся с новой республикой, с новыми словами (обогащение словарного запаса).

Задачи урока:

- обучающие:

1. Познакомить учащихся с новыми словами;

2.Научить выразительному чтению, отработать правильное произношение слов и лексических конструкций;

3. Актуализировать знания о связи различных словообразований.

 - развивающие:

1. Продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся;

2. Создать условия для развития аналитических способностей учащихся (анализ, обобщение);

3. Способствовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

 - воспитательные:

1.Прививать интерес к национальной культуре посредством мокшанского языка;

2.Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи;

3.Содействовать дальнейшему развитию изучению родного языка.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, интерактивная доска(ИД), электронная презентация, музыкальные инструменты, нарисованная кукла, элементы национальной одежды, клей,ветки яблони, шаблон яблок.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дополнительный материал (слайды презентации и т.д.)

1.Мотивационный этап.

(Звучит музыка. Учитель в национальном (мокшанском костюме), стучит посохом (байдяма) в такт мелодии. Читает четверостишье:

Как же прекрасен родной мой язык,

Волшебный, певучий, играющий.

Словно прозрачный хрустальный родник

Сердце и душу ласкающий.

Смотрят и слушают учителя.

Л.самоопределение.

2.Организационный момент.

- Шумбратада, Ставропольский край!

- Шумбрат, гостеприимная школа!

- Здравствуйте, ребята!

Меня зовут – Трушкова Оксана Николаевна, я учитель родного языка, приехала к вам из республики Мордовия.

- Я поприветствовала вас на 3 государственных языках нашей республики: мокшанском, эрзянском и русском.

- На каких языках говорят в вашем крае?

-Спасибо, ребята. Это -  родные языки народов вашего края.

- А мой родной язык - мокшанский. По национальности – мордовка.

Слушают учителя.

Ответы детей.

3.Актуализация знаний.

- Существует легенда о происхождении моего народа:

Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле яблоневый цвет. Стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Коснулась птица счастья своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. Пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ, на востоке - эрзя, на западе - мокша. А еще есть татарские села, семьи с русскими, чувашскими корнями, представители других народностей. И все живут в мире и согласии уже много веков! А яблоня в Мордовской мифологии выступает в качестве Мирового дерева (Ине шуфта)

Дети слушают легенду.

П.структурирование знаний.

Р. планирование

К.умение точно выражать свои мысли.

Л.нравственно-эстетическая оценка своих ответов.

4.Постановка цели и задач урока.

- У мордовского народа самобытная культура. Языки: мокшанский и эрзянский близки между собой.

- Я преподаю в школе мокшанский язык (Мокшень кяль).

- И говорю вам: ШУМБРАТАДА! Добро пожаловать в мир мокшанского языка!

«Шумбратада» в переводе на русский язык означает ЗДРАВСТВУЙТЕ.

- Давайте вместе повторим – «Шумбратада».

- Молодцы, ребята.

Сегодня на уроке мы познакомимся с мокшанскими словами и элементами национальной культуры.

- Как вы думаете, что мы с вами можем узнать, с чем познакомимся, чему научимся, путешествуя по Мордовии? (На слайде опорные слова: узнать, познакомиться, научиться.)

Слушают учителя.

Проговаривают хором вместе.

Учащиеся ставят задачи урока.

Варианты ответов детей.

Р.постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П. поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К.умение слушать и вступать в диалог с учителем, умение точно выражать свои мысли, формулировать и доказывать собственную позицию

Л.формирование учебной мотивации.

5.Введение в тему урока. Фонетическая зарядка на отработку речевого образца.

- Согласна, ребята, мы узнаем особенности языка, научимся произносить мокшанские слова, а некоторые из них постараемся запомнить, познакомимся с некоторыми памятниками национальной культуры Республики Мордовия.

- Для этого предлагаю совершить увлекательное путешествие в Республику Мордовия.

- Ребята, в путешествии по маршруту нас будет сопровождать мордовский гном – КУЙГОРОЖ. Это фантастическое существо, приносящее в дом сокровища. Он будет нашим экскурсоводом.

- Гном очень хочет с вами познакомиться! А вы хотите познакомиться с ним.

- Слушайте внимательно КУЙГОРОЖА. (звучит аудиозапись: на мокшанском языке гном говорит: ШУМБРАТАДА! (Опорное слово «ШУМБРАТАДА, Здравствуйте» появляется на доске.)

Куйгорож: МОНЬ ЛЕМОЗЕ КУЙГОРОЖ. (Опорная фраза «МОНЬ ЛЕМОЗЕ КУЙГОРОЖ, меня зовут Куйгорож» появляется на доске).

- Ребята, кто сможет прочитать, то что написано на доске?

- Правильно! Обратите внимание, все буквы в словах как в русском алфавите.

- Ребята, давайте вместе поздороваемся с Куйгорожем. ШУМБРАТАДА!

Затем гном задает вопрос: А ТОНЬ КОДА ЛЕМЦЕ?

На доске появляется опорная фраза «А ТОНЬ КОДА ЛЕМЦЕ? Как вас зовут?»

МОНЬ ЛЕМОЗЕ ОКСАНА НИКОЛАЕВНА.

- Кто готов представиться нашему гному?

Гном задает вопрос: А ТОНЬ КОДА ЛЕМЦЕ?

- Куйгорож: СЮКПРЯ, ШАБАТ! Спасибо, дети!

- Спасибо, ребята. Куйгорож очень рад знакомству с вами. И приглашает нас в Республику Мордовия.

Дети слушают.

Отвечают – да

Слушают аудиозапись.

Читают слова Куйгорожа.

Хором здороваются с Куйгорожом.

Дети представляются на мокшанском по выбору учителя.

Сюкпря Куйгорож.

К. участие в коллективном обсуждении; построение рабочих отношений; эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы; представление информации в письменном виде; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р.внесение необходимых дополнений и корректив, планирование работы; контроль, слаженные действия отдельных рабочих групп учеников в решении общей задачи

П.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей;

структурирование знаний; выбор эффективных способов решения задач; анализ и работа с картинным материалом; подведение под понятие, выведение следствий.

Р.осознание качества и уровня усвоения.

П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К.владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Л. смыслообразование; самооценка, нравственно-этическая оценка своей роли в уроке-игре.

Р. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6.Первичное усвоение новых знаний.

Вертуальная экскурсия в музей изобразительных искусств С.Д.Эрьзи.

- Посмотрите на карту. Российской Федерации, Республика Мордовия находится в самом центре России. Это не большой регион, 7 городов и 22 района. Я вам покажу города и сёла, которые можно посетить, путешествуя по нашей республике. У вас на партах, у каждого, файл с картой и картинками. Я вам буду называть город, а вы находите его на своих картах и рядом с названием приклеиваете картинку с изображением музея! Все понятно, ребята?

- Внимание на доску! Самый старый город в республике, Темников. Найдите его на своих кардах. В нем находится историко-краеведческий музей имени великого адмирала Фёдора Ушакова – покровителя Земли мордовской. Найдите картинку с изображением музея и приклейте её.

Этот выдающийся российский флотоводец 18 века. Он не проиграл ни одного сражения! Мы гордимся таким покровителем!

- В селе Старая Теризморга расположен Мокшанский центр национальной культуры. Найдите у себя на карте. Это музей под открытым небом! Здесь можно примерить национальный костюм, попробовать национальное блюдо! Приклейте картинку с музеем под открытым небом!

- В селе Урусово. Найдите на карте. Открыт музей мордовских валенок. Таких музеев всего в России 4. Один в нашей республике.

- Город Саранск – столица Республики Мордовия. 

-Куйгорож предлагает нам отправиться по туристическому маршруту «Шумбрат, Саранск».

- Ребята, а как переводится на русский язык слово – ШУМБРАТ

(на слайде памятники, театры, музеи).

В городе много исторических памятников, театров, музеев.

- А Куйгорож приглашает нас совершить экскурсию в музей изобразительных искусств имени великого скульптора Степана Эрьзи. Найдите у себя на карте город Саранск, и приклейте картинку с изображением Музея. Отложите карты на край стола!

- Первый зал, в который мы попадаем, зал ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. Здесь представлены образцы мокшанского и эрзянского национальных костюмов.  Посмотрите на меня, на мне тоже национальный мокшанский костюм. Яркий, красивый, звонкий!

- Мы с вами вместе соберём образ мокшанского костюма. Перед вами кукла, которую нужно одеть в мокшанский костюм, и конверт с элементами костюма. Будем приклеивать соответствующий элемент костюма на куклу.

- В качестве образца – мой костюм.

- Назовите, пожалуйста, элементы моего костюма. А я вам назову их на мокшанском языке.

(На слайде появляется рисунок элемента. Учитель прикрепляет на доске слово, название элемента на мокшанском языке, и произносит его вслух).

Платье на мокшанском – ПАНАР

Фартук – САПОНЯ

Кушак – КЕЛИ КАРКС

Платок – РУЦЯ

Повязка – КОНЯФКС

Сапоги – КЯМОТ

Бусы – КРГАНЯТ, СЮЛГАМ

Серьги – ПИЛЬГСТ

Пояс с колокольчиками – КАРКС ЦЕКАНЯ МАРХТА

- Ребята, вы назвали украшения! Мокшанский костюм невозможно представить без них. Когда шла мокшанка, то украшения на шее и на бедрах издавали звук. Еще звук от украшений отпугивал не чистую силу и оберегал женщин от невзгод.

- Раньше говорили: мордовку сначала услышишь, а потом увидишь.

- Как вы думаете, почему так говорили?

- Молодцы, ребята! Приступаем к выполнению задания! Время – 3 минуты.

- Итак, ребята, образцы костюма готовы. Поднимите и покажите свои работы. Какие красивые, яркие у вас получились костюмы. - Молодцы. Давайте оформим выставку - разместим ваши работы на магнитной доске! - Пожалуйста, ребята: первый ряд, спасибо!

- А теперь второй ряд, спасибо!

- Третий ряд.

- Куйгорож очень доволен вашей работой и приглашает в следующий зал, в котором мы познакомимся с музыкальными народными инструментами.

- Многие музыкальные народные инструменты имеют символичные названия:

Труба – ТОРАМА (символ власти)

Колокольчики – ПАЙГОНЯТ (символ юности и красоты)

Посох – БАЙДЯМА

Волынка – УФАМ

Флейта – ВЯШКОМА

Трубочка – НЮДИ

Деревянная доска – ШАВОМА

Деревянные ложки – КУЦЮФТ

- Некоторые инструменты я привезла с собой.

- Давайте попробуем сыграть на них!

- Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с этим заданием!

Смотрят на карту РМ.

Слушают внимательно.

Находят город Темников.

Клеят картинку.

Слушают учителя.

Находят на карте Теризморгу.

Клеят картинку.

Слушают учителя.

Находят Урусово.

Клеят картинку.

Слушают учителя.

Находят г.Саранск

Дети отвечают.

Слушают учителя.

Находят картинку, клеят.

Откладывают свои карты на край стола.

Слушают учителя.

Смотрят на учителя.

Учащиеся перечисляют: платье, пояс с колокольчиками, фартук, платок, повязка, кушак, украшения, лапти или сапоги.

Проговаривают названия элемента костюма хором, вместе с учителем.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Работа в паре. Приклеивают на куклу соответствующий элемент национального костюма.

Показывают образцы костюмов.

Дети по очереди выходят и размещают на магнитную доску свои работы.

Слушают учителя.

Проговаривают название музыкальных инструментов на мокшанском языке

Встают в круг, берут музыкальные инструменты. Играют мелодию. Дети играют ансамблем.

Оставляют музыкальные инструменты, садятся за парты.

Р.осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений.

К. участие в коллективном обсуждении; построение рабочих отношений; эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы; представление информации в письменном виде; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р.внесение необходимых дополнений и корректив, планирование работы; контроль, слаженные действия отдельных рабочих групп учеников в решении общей задачи

П.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей;

структурирование знаний; выбор эффективных способов решения задач; анализ и работа с картинным материалом; подведение под понятие, выведение следствий.

7. Первичное закрепление.

- Ребята, наша встреча с Куйгорожем подходит к концу, Куйгорож с нами прощается!

Слушайте его внимательно, и повторяйте за ним!

Куйгорош: НЯЕМОЗОНК, до свидания!

Куйгорож: НЯЕМОЗОНК, РЕБЯТА! До свидания, ребята!

Дети смотрят на слайд, слушают внимательно.

Дети повторяют: НЯЕМОЗОНК

Дети отвечают: НЯЕМОЗОНК, КУЙГОРОЖ.

Р.осознание качества и уровня усвоения.

П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К.владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Л. смыслообразование; самооценка, нравственно-этическая оценка своей роли в уроке-игре.

Р. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

8. Итог урока.

- Итак, ребята, путешествие завершается!

- Мы познакомились с новыми словами на мокшанском языке, попробовали их прочитать!   Кому не трудно было читать мордовские слова?

- Почему? (если не трудно). Это же не знакомые для вас слова.

- Правильно ребята. Буквы в мордовском алфавите полностью совпадают с русским! И в этом его особенность.

- С какими мокшанскими словами, фразами вы сегодня познакомились?

- Посмотрите на карту РМ. Какие памятники национальной культуры вы запомнили?

- Что нового вы узнали об этом крае? Вам помогут ваши карты!

- Молодцы, ребята! Эти карты вы оставляете у себя! Будете по ним ориентироваться, когда приедете на экскурсию в РМ!

Ответы детей.

Дети отвечают: потому что все буквы в словах как в русском алфавите.

Дети отвечают: научились здороваться «ШУМБРАТАДА», прощаться – говорить до свидания «НЯЕМОЗОНК», знакомиться друг с другом – спрашивать «как вас зовут, А ТОНЬ КОДА ЛЕМЦЕ?», и отвечать «меня зовут, МОНЬ ЛЕМОЗЕ».

Смотрят на свои карты. Ответы детей: Историко-краеведческий музей Ф. Ф. Ушакова, Мокшанский центр национальной культуры, музей мордовских валенок, музей изобразительных искусств Степана Эрьзи.

Л.самоопределение.

Р.осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений

Р. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

9.Рефлексия

- Ребята, в начале урока мы узнали, что Мордовской мифологии в качестве Мирового дерева (Ине шуфта) выступает дерево .?

(на доске дерево яблони без плодов)

- Правильно – Яблоня!

- Как называют плоды яблони?

- Ребята, у вас на столах, у каждого, красное и зелёное яблоки! Если наш урок понравился, путешествие запомнилось, то прикрепите на дерево красное яблоко. Если у вас остались какие-то вопросы – прикрепите зеленое яблоко. Давайте украсим наше дерево - яблоню плодами.

- Спасибо ребята! Посмотрите какая яркая, красивая получилась яблоня!

- Мне тоже понравился урок, понравилось работать с вами! Вы все большие молодцы! И поэтому угощаю вас красными яблоками с мордовской Земли!

- Няемозонк, ребята!

Дети отвечают: ЯБЛОНЯ

Дети отвечают: ЯБЛОКИ

Дети прикрепляют яблоки, учитель комментирует.

Дети берут из корзины яблоки.

Дети отвечают: НЯЕМОЗОНК, Оксана Николаевна!

Р.осознание качества и уровня усвоения.

П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К.владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Л. смыслообразование; самооценка, нравственно-этическая оценка своей роли в уроке-игре.

Краткие обозначения планируемых результатов обучения:

Л-личностные, К-коммуникационные, Р-регулятивные, П- познавательные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в Астрахань!!! Краеведение.

Путешествие по Астрахани. Астрахань- это древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, жемчужина Нижнего Поволжья. "Рыбацкая столица", "Ворота в Каспий", "Волжская Венеция"........

Добро пожаловать в Астрахань!!! Краеведение.

Путешествие по Астрахани. Астрахань- это древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, жемчужина Нижнего Поволжья....

Дистанционная викторина по английскому языку «Добро пожаловать в мир английского языка!» для обучающихся 3-4-х классов образовательных учреждений территорий Верхнекамья

Юный любитель английского языка!           Мы рады приветствовать тебя на нашей викторине! Ты наверняка уже     познакомился со ст...

Представление своей школы на английском языке (для родителей будущих первоклассников) «Добро пожаловать в школу Уна

Подобранный материал полностью готов к использованию. Если вы проводите День открытых дверей или родительское собрание для ваших будущих учеников, будет здорово показать им школу и рассказать как она ...

Презентация к уроку английского языка "Добро пожаловать в Сафари парк"

презентация к уроку английского языка 3 класс, для изучения диких животных...

Презентация к уроку английского языка "Добро пожаловать в зоопарк" 4 класс

Презентация к уроку английского языка "Добро пожаловать в зоопарк" 4 класс...

Викторина на мокшанском языке "Мокшень кялень содайхне"("Знатоки мокшанского языка")

Материал подготовлен в рамках месячника родног языка для учащихся 3 и 4 классов....