Мы экологи.
проект

Оксана Рогожина

Экологическое воспитание в школе. Гражданская позиция учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект34.46 КБ

Предварительный просмотр:

   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 ИМ. И.С. ИСАКОВА

ХУТОР ОСТРОВСКАЯ ЩЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Экологический проект

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Руководитель:

 учитель начальных классов

 О. В. Рогожина

    1.  Введение

2.Содержание  проекта  « Юный эколог», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта.

3.Проблема, объект, предмет исследования

4.Гипотеза, цель, и задачи проекта

5.Основные принципы реализации проекта

6.Механизм реализации проекта

7.Этапы реализации проекта

8.Оценка эффективности реализации проекта

9. Ожидаемые результаты  

  1. Введение.

    Проблема экологического воспитания является в настоящее время              

 актуальной. Социально-политические и экономические проблемы

современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических

позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и

практической системы воспитания: не отказываясь от прежних

достижений в этой области,  в соответствии с Концепцией развития школы

центральное место в воспитательной системе занимает формирование у

учащихся экологической культуры, которая складывается из

ответственного отношения:

- к природе (экология природы),

- к себе как составной части природы (экология здоровья),

    Проект «Юный эколог» очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности младшего школьника, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие формирование экологической культуры младших

школьников предусмотрев методическое обеспечение его выполнения также преемственность в воспитании учащихся.

    2.Содержание  проекта  « Юный эколог»,

     концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта.

         Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Состояние практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.

 Проект «Юный эколог» разработан и реализован в 2020 (октябрь-декабрь).   Вся работа  по проекту проводилась по  5  направлениям:

- патриотическое

- экологическое и трудовое

- нравственное и семейное

- социальное и интеллектуальное

- художественно-эстетическое

Патриотическое направление: воспитать любовь к родному краю

Эколого-трудовое  направление: сформировать у детей экологическое сознание, культуру поведения.

Нравственное и семейное направление: воспитать любовь к дому, родителям, близким

Социальное и интеллектуальное направление: воспитывать на лучших традициях школы, создать традиции своего класса

Художественно-эстетическое направление: сформировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.

      3.Проблема, объект, предмет исследования.

 Проблема – поиск наилучших средств и способов формирования личности младшего школьника, обладающего экологической культурой и экологическим мышлением.

Объект – учащиеся  4 класса МБОУ ООШ № 32 им. И. С. Исакова х. Островская Щель.

Субъект – администрация школы, учитель начальных классов, учитель химии и биологии, родители учащихся, педагоги ДО  ЭБЦ г. Туапсе

Предмет исследования: деятельность МБОУ ООШ № 32 им. И. С. Исакова по формированию комплексной, целенаправленной работы по экологическому воспитанию и развитию талантливой личности, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

4. Гипотеза, цель, задачи проекта «Юный эколог»

       Гипотеза – систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках проекта «Юный эколог» способствует:

-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;

-повышению уровня знаний младших школьников об окружающей среде.

-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.

      Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности  учащихся . (?????????)

      Задачи

 -формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

   - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях  природных явлений, единстве живой и неживой природы, нормах и  правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

   -развитие таланта и способностей как особой ценности, формирование экологического образования  учащихся;

- развитие потребности в необходимости и возможности решения

 экологических проблем своего поселка, доступных младшему школьному возрасту, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды

 -воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

5.Основные принципы содержания проекта:

- принцип единства сознания и деятельности

- принцип наглядности;

- принцип личностной ориентации;

- принцип экологического гуманизма;

- принцип системности и целостности;

- принцип краеведческий;

- принцип практической направленности.

         6.Механизм реализации проекта «Юный эколог».

Координация деятельности по реализации проекта осуществляет руководитель   проекта. Главными исполнителями проекта являются:

  -учитель  начальных классов;

  -учитель химии и биологии;

  -педагоги  МБОУ ДО  ЭБЦ г. Туапсе

Исполнители организуют и поводят мероприятия по реализации проекта «Юный эколог».

   7.Этапы реализации проекта «Юный эколог»

1 этап - (октябрь).  Разработка проекта и организация работы

2 этап - (октябрь - ноябрь). Практический.  Реализация проекта «Юный эколог».

 3 этап - (ноябрь-декабрь) Анализ и обобщение опыта.

Исходя из цели и задач проекта «Юный эколог» определены направления деятельности учащихся 4 класса МБОУ ООШ № 32 им. И. С. Исакова х. Островская Щель

 

Направления проекта

Основные мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1.1. Патриотическое направление

1.1.1. Экскурсионная работа. Территория школьного двора

1.1.2.  Посещение ЭБЦ г. Туапсе.

1.1.3.Классный час:

 «Любимый поселок»

1.1.4 Операция «Сохраним  поселок чистым»

октябрь

октябрь

Учитель химии и биологии Бондарева Т. В.

 Педагоги ДО ЭБЦ г. Туапсе

2.1.

Эколого-краеведческое направление

2.1.1 «Экологическая тропа»

 2.1.2.Экологическая    

 викторина « Друг природы»

2.1.3Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы)

2.1.4 Выставка детских рисунков на экологическую тему

« Береги лес»

2.1.5.Экологическая акция  на территории п. Горный «Берегите лес»

2.1.6.Экологические устные журналы

«Заповеди леса»

 «Охрана природы – твоя обязанность»

 «Природа родного Краснодарского  края»

Октябрь

ноябрь

Учитель химии и биологии Бондарева Т. В.

Учитель начальных классов О. В. Рогожина

3.1.Нравственное и семейное направление

3.1.1.Диагностика (анкеты, тесты, опросы, рисунки)

3.1.2.Родительский всеобуч «Домашняя экология» дистанционно.

3.1.3 Фоторепортаж: «Мой поселок с высоты птичьего полета»

3.1.4. «Азбука Юного эколога». Практическое занятие « Музей в чемодане»

ноябрь

Учитель начальных классов О. В. Рогожина

4.1.Социальное

и

интеллектуальное направление.

4.1.1.Создание классного архива (фото, видеоматериалы)

4.1.2.Создание классной библиотеки, выставка энциклопедической литературы

4.1.3.Диагностика уровня воспитанности

ноябрь

Учитель начальных классов О. В. Рогожина

5.1.Художественно-эстетическое направление

5.1.1. Выставка творческих работ.

5.1.2.Посвящение в друзья природы.

5.1.3. Участие в школьных. Всероссийских конкурсах, олимпиадах.

ноябрь

Учитель начальных классов О. В. Рогожина

6.1 Трудовое и природоохранное направление

6.1.1. Работа по благоустройству школы и ее территории

6.1.2. Экологическая акция «Школьный двор»

ноябрь-декабрь

Учитель начальных классов О. В. Рогожина

6.Оценка эффективности результатов проектной деятельности

Дети:

-освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

-повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

-у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами  по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни класса;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация.

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

 7.Ожидаемые результаты:

 Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш большой дом;

- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- экологически сообразные правила поведения в природе;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания, в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и    

 действиям;

- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной  

 деятельности в виде рисования, изготовления поделок, проведения акций, устных       журналов.

Заключение.

 Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у учащихся ,их родителей, педагогов. У детей сформированы знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано.У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

Список используемых источников

  1. Васина М. В., Седельникова М. С., Медведков К. С. Альтернативные виды упаковки — путь к улучшению экологической ситуации // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 301-303. — URL https://moluch.ru/archive/106/25203/
  2. Загороднюк  В.П., Хацкевич  В.Я. Вторичное  использование  пластиковых  емкостей.  Школа  и  производство, № 3. 1998.
  3. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Авт.-сост. С.А.  Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО  «Педагогические технологии», 2002.
  5. Классный руководитель  М.: №7, 2006. №3, 2007.
  6. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
  7. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе /Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  8. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Воронкевич О.А. – Изд.: Детство – Пресс, 2016.
  9. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу». - Москва «Просвещение». 2002.

 Картушина М.Ю. «Зелёный уголок здоровья». Москва: «Просвещение», 2005 г.

  1. Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки….Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка - Пресс, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...