Мы экологи.
проект
Экологическое воспитание в школе. Гражданская позиция учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 ИМ. И.С. ИСАКОВА
ХУТОР ОСТРОВСКАЯ ЩЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Экологический проект
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Руководитель:
учитель начальных классов
О. В. Рогожина
1. Введение
2.Содержание проекта « Юный эколог», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта.
3.Проблема, объект, предмет исследования
4.Гипотеза, цель, и задачи проекта
5.Основные принципы реализации проекта
6.Механизм реализации проекта
7.Этапы реализации проекта
8.Оценка эффективности реализации проекта
9. Ожидаемые результаты
- Введение.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время
актуальной. Социально-политические и экономические проблемы
современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических
позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и
практической системы воспитания: не отказываясь от прежних
достижений в этой области, в соответствии с Концепцией развития школы
центральное место в воспитательной системе занимает формирование у
учащихся экологической культуры, которая складывается из
ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
Проект «Юный эколог» очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности младшего школьника, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие формирование экологической культуры младших
школьников предусмотрев методическое обеспечение его выполнения также преемственность в воспитании учащихся.
2.Содержание проекта « Юный эколог»,
концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Состояние практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.
Проект «Юный эколог» разработан и реализован в 2020 (октябрь-декабрь). Вся работа по проекту проводилась по 5 направлениям:
- патриотическое
- экологическое и трудовое
- нравственное и семейное
- социальное и интеллектуальное
- художественно-эстетическое
Патриотическое направление: воспитать любовь к родному краю
Эколого-трудовое направление: сформировать у детей экологическое сознание, культуру поведения.
Нравственное и семейное направление: воспитать любовь к дому, родителям, близким
Социальное и интеллектуальное направление: воспитывать на лучших традициях школы, создать традиции своего класса
Художественно-эстетическое направление: сформировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.
3.Проблема, объект, предмет исследования.
Проблема – поиск наилучших средств и способов формирования личности младшего школьника, обладающего экологической культурой и экологическим мышлением.
Объект – учащиеся 4 класса МБОУ ООШ № 32 им. И. С. Исакова х. Островская Щель.
Субъект – администрация школы, учитель начальных классов, учитель химии и биологии, родители учащихся, педагоги ДО ЭБЦ г. Туапсе
Предмет исследования: деятельность МБОУ ООШ № 32 им. И. С. Исакова по формированию комплексной, целенаправленной работы по экологическому воспитанию и развитию талантливой личности, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
4. Гипотеза, цель, задачи проекта «Юный эколог»
Гипотеза – систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках проекта «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников об окружающей среде.
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности учащихся . (?????????)
Задачи
-формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
-развитие таланта и способностей как особой ценности, формирование экологического образования учащихся;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем своего поселка, доступных младшему школьному возрасту, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды
-воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
5.Основные принципы содержания проекта:
- принцип единства сознания и деятельности
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип системности и целостности;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
6.Механизм реализации проекта «Юный эколог».
Координация деятельности по реализации проекта осуществляет руководитель проекта. Главными исполнителями проекта являются:
-учитель начальных классов;
-учитель химии и биологии;
-педагоги МБОУ ДО ЭБЦ г. Туапсе
Исполнители организуют и поводят мероприятия по реализации проекта «Юный эколог».
7.Этапы реализации проекта «Юный эколог»
1 этап - (октябрь). Разработка проекта и организация работы
2 этап - (октябрь - ноябрь). Практический. Реализация проекта «Юный эколог».
3 этап - (ноябрь-декабрь) Анализ и обобщение опыта.
Исходя из цели и задач проекта «Юный эколог» определены направления деятельности учащихся 4 класса МБОУ ООШ № 32 им. И. С. Исакова х. Островская Щель
Направления проекта | Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1.1. Патриотическое направление | 1.1.1. Экскурсионная работа. Территория школьного двора 1.1.2. Посещение ЭБЦ г. Туапсе. 1.1.3.Классный час: «Любимый поселок» 1.1.4 Операция «Сохраним поселок чистым» | октябрь октябрь | Учитель химии и биологии Бондарева Т. В. Педагоги ДО ЭБЦ г. Туапсе |
2.1. Эколого-краеведческое направление | 2.1.1 «Экологическая тропа» 2.1.2.Экологическая викторина « Друг природы» 2.1.3Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы) 2.1.4 Выставка детских рисунков на экологическую тему « Береги лес» 2.1.5.Экологическая акция на территории п. Горный «Берегите лес» 2.1.6.Экологические устные журналы «Заповеди леса» «Охрана природы – твоя обязанность» «Природа родного Краснодарского края» | Октябрь ноябрь | Учитель химии и биологии Бондарева Т. В. Учитель начальных классов О. В. Рогожина |
3.1.Нравственное и семейное направление | 3.1.1.Диагностика (анкеты, тесты, опросы, рисунки) 3.1.2.Родительский всеобуч «Домашняя экология» дистанционно. 3.1.3 Фоторепортаж: «Мой поселок с высоты птичьего полета» 3.1.4. «Азбука Юного эколога». Практическое занятие « Музей в чемодане» | ноябрь | Учитель начальных классов О. В. Рогожина |
4.1.Социальное и интеллектуальное направление. | 4.1.1.Создание классного архива (фото, видеоматериалы) 4.1.2.Создание классной библиотеки, выставка энциклопедической литературы 4.1.3.Диагностика уровня воспитанности | ноябрь | Учитель начальных классов О. В. Рогожина |
5.1.Художественно-эстетическое направление | 5.1.1. Выставка творческих работ. 5.1.2.Посвящение в друзья природы. 5.1.3. Участие в школьных. Всероссийских конкурсах, олимпиадах. | ноябрь | Учитель начальных классов О. В. Рогожина |
6.1 Трудовое и природоохранное направление | 6.1.1. Работа по благоустройству школы и ее территории 6.1.2. Экологическая акция «Школьный двор» | ноябрь-декабрь | Учитель начальных классов О. В. Рогожина |
6.Оценка эффективности результатов проектной деятельности
Дети:
-освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
-повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
-у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни класса;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
7.Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш большой дом;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- экологически сообразные правила поведения в природе;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания, в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и
действиям;
- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, проведения акций, устных журналов.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у учащихся ,их родителей, педагогов. У детей сформированы знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано.У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Список используемых источников
- Васина М. В., Седельникова М. С., Медведков К. С. Альтернативные виды упаковки — путь к улучшению экологической ситуации // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 301-303. — URL https://moluch.ru/archive/106/25203/
- Загороднюк В.П., Хацкевич В.Я. Вторичное использование пластиковых емкостей. Школа и производство, № 3. 1998.
- Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002.
- Классный руководитель М.: №7, 2006. №3, 2007.
- Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
- Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе /Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Воронкевич О.А. – Изд.: Детство – Пресс, 2016.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу». - Москва «Просвещение». 2002.
Картушина М.Ю. «Зелёный уголок здоровья». Москва: «Просвещение», 2005 г.
- Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010.
- Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки….Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка - Пресс, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...