Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познавательная этноэкология"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
"Познавательная этноэкология" для обучающихся с 1-4 классы, объем учебного времени - 136 часов, сроки освоения - 4 года. Педагог знакомит детей с редкими и исчезающими видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Бурятии. Рассказывает об удобрениях и мусоре, о выхлопных газах, о защите своего здоровья и помощи окружающей природе с минимизацией отходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progrmma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан-Удэ»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности " Познавательная этноэкология"
уровень программы: базовый
Категория обучающихся: учащиеся 1-4 классов
Сроки освоения программы: 4 года
Объём учебного времени: 136 часа
Составитель:
Доржиева Сержуня Владимировна,
учитель начальных классов.
Улан-Удэ
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основу программы положена авторская программа А.А. Плешакова «Экология для младших школьников».
Цель программы «Познавательная этноэкология»:
-формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
-формировать интерес к изучению природы родного края с использованием народного экологического опыта;
-углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
-изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы Бурятии;
-знать этноэкологические традиции народов Республики Бурятия
-сочетать коллективные и индивидуальные формы работы;
-участвовать в практической деятельности по охране природы Бурятии;
-формировать представления о природных сообществах края;
-формировать представления об охраняемых территориях России и родного края.
Нужно ли детям знать об экологии? Конечно! Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.
А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы! Возраст участников значения не имеет - главное, чтобы вы любили природу, интересовались ею и заботились о ней.
Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день.Именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Актуальность курса «Познавательная этноэкология» заключается в изучении взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике этноэкологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с этнокологической направленностью для младших школьников. Надо разрабатывать и составлять учебники на каждый год обучения по этноэкологии, пусть он будет небольшой, но он должен содержать правила поведения человека этого возраста. У ребёнка свои игрушки, свои формы загрязнения окружающей среды, он должен это знать и уметь делать это минимально. Мы живём в Бурятии, поэтому должны заботиться о спасении экологии Бурятии, ведь экология влияет на качество нашей жизни. С младшего школьного возраста знакомить детей с редкими растениями и животными из Красной книги Бурятии, рассказывать о том, что делать с удобрениями, которыми мы затравили весь мир, и как защититься от выхлопов автомобилей. Знакомить детей с предприятиями города, которые обращают внимание на сохранение окружающей среды. У них конечно, тоже есть свои отходы, но они производят экологически чистые продукты с минимизированными отходами. От таких предприятий нет никакого вреда окружающей среде. Вот такие предприятия дети должны знать. Надо показать пример, как хорошо бывает, и практиковать именно такой метод. В ныне действующих программах для начальной школы по «Ознакомлению с окружающим миром», отсутствует одна из важнейших составных частей национальной культуры – исторический национальный опыт взаимоотношения народа с окружающей природой (этноэкологической культурой). Необходимо познакомить детей с этноэкологическими правилами, запретами в отношении к природным объектам у народов Бурятии, Сибири: мотивы поведения человека в природе, позитивные и негативные поступки, отношение к этим поступкам, их оценка. Познакомить детей с Законодательными актами РБ и с существующими мерами по охране природы, сделать исторический экскурс в Законодательные акты по охране природы у бурят, эвенков, русских (семейских). Провести их сравнительный анализ.
Раскрыть зависимость состояния здоровья человека от его образа жизни, роли и значение труда в укреплении здоровья человека, от помощи детей родителям по уходу за собой, за младшими братьями и сестрами, бабушками и дедушками, за домашними животными, в уборке дома, квартиры, об умении экологически грамотно собирать ягоды, грибы, ухаживать за растениями дома и в саду и т.д.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики, что предусмотрено ФГОС.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
-систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических),
-экологическое мышление,
-культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
-культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Познавательная этноэкология» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1,2, 3,4 класс – по 34 учебных часа в год.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса являются:
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; уважительное отношение к иному мнению;
-уважение к истории и культуре народа своего края на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-понимание образования как личностной ценности;
-развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
-мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметными результатами изучения курса являются:
-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного);
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных дисциплин;
-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира;
-выделять характерные особенности природных объектов;
-овладение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, способов решения проблем творческого и поискового характера, навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предмет «этноэкология» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы, воспитывает активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родного края. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Поэтому в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. Свойства объектов изучаются через опыты с использованием эвристического, проблемного, исследовательского методов. Из словесных методов в процессе изучения курса чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
Уметь наблюдать и определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы;
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, модели и др.;
представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем;
Формы контроля: тестирование; индивидуальный контроль в форме общения; наблюдение; индивидуальные консультации; использование проблемных ситуаций.
В большей мере происходит накопление баллов за ответы (- рейтинговая балловая система), в остальном контроль носит скрытый следящий характер.
Формы и методы обучения.
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Календарно- тематическое планирование ( 1 год обучения)
№ п/п | Содержание программы Тема урока | Кол-во часов | Ответственный | Дата |
1. 2. | Эколого-краеведческое занятие: праздник « День Байкала» Экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья» | 2 | Сентябрь | |
3- 6 | «Всемирный день защиты животных» Животные из Красной книги Бурятии (осётр, соболь, нерпа, таймень, эпишура, голомянка, губка, кабарга, выдра, и т.д.) | 4 | Октябрь | |
7-10 | «Зимующие птицы» Птицы, нуждающиеся в защите. Участие в природоохранной экологической акции «Птичья столовая», инициированной РДЮБ (Синичкин день) | 4 | 12 ноября | |
11- 14 | «День медведя» - 13 декабря Экологическая игра-викторина «Знатоки Байкала»» | 4 | декабрь | |
15- 18 | «Как буряты берегли природу» «День водно-болотных угодий» - 2 февраля (птицы Байкала) | 4 | февраль | |
19 - 22 | «День воды» - знать крупные острова, полуострова и заливы о. Байкал ( работа с контурной картой) Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился? | 4 | март | |
23- 26 | Мастер-класс «Флаг. Герб. Гимн»: их значение, мастер класс по объемной аппликации «Собери флаг Бурятии и ее Герб». «День птиц» | 4 | апрель | |
27-30 | «День нерпенка» «День подснежника» | 4 | май | |
31 -34 | «Моя малая Родина» История и современность. Рассказ о Бурятии. История появления города и виртуальное путешествие по г.Улан-Удэ. | 4 | май |
Тематическое планирование ( 2 год обучения)
№ п/п | Название и форма мероприятия | Ответственный | Дата |
1. | «Чудо-озеро Байкал» (к Дню Байкала - второе воскресенье сентября) | Доржиева С.В. Цель мероприятия - привлечение внимания детей к проблеме сохранения от загрязнения Байкала, углубить экологические знания учащихся, продолжать формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды. | сентябрь |
2. | Познавательное занятие: «Как устроен Байкал» |
| |
3. | Познавательное занятие «Почему чиста Байкальская вода» | ||
4. | Познавательное занятие «Живой мир Байкала» | ||
5. | Пять священных животных у бурят «Табан хушуу мал». (К Всемирному дню защиты животных 4 октября) | октябрь | |
6. | Корова – ухэр | ||
7. | Овца-хонин) | ||
8. | Коза - ямаан | ||
9. | Верблюд- тэмээн | ноябрь | |
10. | Лошадь- морин ( их значение в жизни человека, уход за ними) | ||
11-12 | «Знакомство с бытом и культурой бурят» | Декабрь | |
13-14 | Я люблю мой город! История родного города, его достопримечательности. | Декабрь | |
15- 16 | Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. | ||
17-18 | 11 января - Всемирный день заповедников. «Видеопутешествие по Баргузинскому заповеднику) | Январь | |
19. | Выпуск экологической газеты. | ||
20. | 1.Сагаалган – праздничные мероприятия | Февраль | |
21 | 2.Экологический урок «Мир бездонный», посвященный проблемам сохранения морских биоресурсов (День кита) | ||
22 | 3. Масленица – праздничные мероприятия | ||
23 | «Дух предков» или «Мир традиций бурят» Презентация, мастер – класс по изготовлению бурятского оберега-медальона из кожи. или изготовление бурятской шапки + демонстрация мультфильмов, снятых по народным бурятским сказкам «У старости мудрость» и др. | ||
24 | Ознакомление детей с традиционным жилищем семейских | Экскурсия по селу, в этнографическом музее | март |
25 | Бурятские подвижные игры | ||
26 | 3. «Вода – наша жизнь» (К Дню воды 20 марта) | ||
27 | 4. Исследовательский экспресс-проект «12 чудес природы нашей Бурятии» (дети сами готовят доклады – слайд-презентации по теме) | ||
28 | 1. Эко-урок «Кто лучше всех выводит трели» (о перелетных птицах Бурятии к Международному Дню птиц 1 апреля) | Апрель | |
29 | 2. Детский исследовательский проект «Расти, семечко, расти» (в форме мини-огорода на подоконнике – исследование почвы, исследование семян, их посадка, всходы – наблюдение, выводы) | ||
30 | 3. Экологическая викторина «Знатоки природы» (15 апреля День экологических знаний) | ||
31 | 4. Экологическая беседа «Учись правилам поведения в лесу» (К Всемирному Дню земли 22 апреля) | ||
32 | 1. Эко-урок «Солнце и свет в нашей жизни» (3 мая Ежегодный День Солнца) | Май | |
33 | 2.Эко-урок «Аптека под ногами» (про лекарственные растения нашего края) | ||
34 | 3. Урок личной безопасности детей «Твоя безопасность летом» | ||
ИТОГО: | 34 часа |
Тематическое планирование (3 год обучения)
№ | Название раздела | теоретическая | практическая |
1 | Байкал- жемчужина Сибири | 4 | 2 |
2 | Деревья родного края | 2 | 2 |
3 | Травы, травы… | 2 | 2 |
4 | Животные Бурятии | 2 | 2 |
5 | Птицы Бурятии | 2 | 2 |
6 | Заповедники нашего края | 2 | 2 |
7 | Защита исследовательских проектов | 1 | 4 |
3 | Обобщение | 2 | 1 |
|
| 17ч | 17ч |
Раздел 1. «Байкал - жемчужина Сибири» (6 часов)
Тема 1. День-Байкала (1час)
Рассказать, когда отмечают праздник, история праздника, интересные факты и приметы.
Тема 2. Познавательное занятие «Как устроен Байкал» (1час)
Происхождение озера, мифы и легенды о Байкале, географическое положение, глубина озера.
Тема 3. Познавательное занятие «Почему чиста Байкальская вода» (1час)
Рассказать, благодаря чему вода в Байкале чистая, прозрачная?
Тема 4. Познавательное занятие «Живой мир Байкала» (1час)
Узнать, сколько эндемиков в озере Байкал.
Тема 5. Экология Байкала(1час)
Узнать основные источники загрязнения Байкала. (1час)
Тема 6. Литература о Байкале (1час)
Познакомить с новой книгой о Байкале А. Виноградовой « Байкал и три еловые шишки»
Раздел 2. «Деревья родного края» (4 часа)
Тема 1. Береза – символ России. (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Береза», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 2. Кедр (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 3. Сосна – кладезь витамина С. (1 час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Сосна»
Тема 4. Пихта (1час)
Знакомство с пихтой, отгадывание кроссворда.
Раздел 3. «Травы, травы…» (4часа)
Тема 1. Чабрец – тимьян ползучий. (1час)
Слайды с изображением тимьяна, сообщения учеников, разгадывание загадок. Работа над народными приметами и поговорками.
Тема 2. Уральская солодка (1 час)
Знакомство с травой, сообщения учеников.
Тема 3. Чистотел (1 час)
Картинки с изображением чистотела, загадки, народные приметы, сообщения учеников.
Тема 4. Ромашка – цветок для гадания. (1 час)
Картинки с изображением ромашки, ребус, книги о ромашке. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ромашка». «Рисование ромашки».
Раздел 4. Редкие животные Бурятии. (4 часа)
Тема 1. Как животные Бурятии готовятся к зиме (1 час)
Познавательное занятие
Тема 2. Росомаха (сообщения учеников) (1 час)
Тема 3. Снежный барс (сообщения учеников) (1 час)
Тема 4. Красный волк (сообщения учеников) (1 час)
Раздел 5. Редкие птицы Бурятии. (4 часа)
Тема 1. Зоозащитная акция «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для зимующих птиц)
(1 час)
Тема 2. Балобан (сообщения учеников) (1 час)
Тема3. Тетерев и куропатки (сообщения учеников) (1 час)
Тема 4. Дроф (сообщения учеников) (1 час)
Раздел 6. Заповедники нашего края (4 часа)
11 января - Всемирный день заповедников.
Тема1. Видеопутешествие по Баргузинскому заповеднику
Тема 2. Видеопутешествие по Байкальскому заповеднику
Тема 3. Видеопутешествие по Джергинскому заповеднику
Тема 4. Видеопутешествие по Тункинскому национальному парку
Раздел 7. Защита исследовательских проектов (5 часов)
Тема 1. Требования к исследовательской работе (1 час)
Тема 2. Бытовые отходы и проблемы их утилизации (конкретный пример)
Тема 3. «Как определить качество молока в домашних условиях»
Тема 4. «Возвращенный лес»
Тема 5. «Яичная скорлупа: в мусорное ведро или для пользы?»
Обобщение. (3 часа)
Тема 1. Экологическая викторина «Знатоки природы» (15 апреля День экологических знаний)
Тема 2. Экологическая беседа «Учись правилам поведения в лесу» (К Всемирному Дню Земли 22 апреля)
Тема 3. «12 чудес природы нашей Бурятии»
Разделы программы | Темы занятий | Формы проведения занятий | Планируемые результаты | Дата |
« Байкал- жемчужина Сибири» (6 часов) | Тема 1. День-Байкала (1час) Тема 2. Познавательное занятие «Как устроен Байкал» (1час) Тема 3. Познавательное занятие «Почему чиста Байкальская вода» (1час) Тема 4. Познавательное занятие «Живой мир Байкала» (1час) Тема 5. Экология Байкала(1час) Тема 6. Литература о Байкале (1час) | Познавательное занятие Познавательное занятие Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Сентябрь- Октябрь |
Раздел 2. «Деревья родного края» (4 часа) | Тема 1. Береза – символ России. (1 час) Тема 2. Кедр (1 час) Тема 3. Сосна – кладезь витамина С. (1 час) Тема 4. Пихта(1час) | Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Октябрь- Ноябрь |
Раздел 3. «Травы, травы…» ( 4часа) | Тема 1. Чабрец – тимьян ползучий. (1час) Тема 2. Уральская солодка(1 час) Тема 3. Чистотел(1 час) Тема 4. Ромашка – цветок для гадания. (1 час) | Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Ноябрь- Декабрь |
Раздел 4. Редкие животные Бурятии. ( 4 часа) | Тема 1. Как животные Бурятии готовятся к зиме (1 час) Тема 2. Росомаха (1 час) Тема 3 Снежный барс (1 час) Тема 4.Красный волк (1 час) | Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Январь |
Раздел 5. Редкие птицы Бурятии. ( 4 часа) | Тема 1. Зоозащитная акция «Птичья столовая» (1 час) Тема 2.Балобан (1 час) Тема3. Тетерев и куропатки (1 час) Тема 4.Дрофа (1 час) | Практическое занятие Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Февраль |
Раздел 6. Заповедники нашего края (4 часа) | Тема1. Видеопутешествие по Баргузинскому заповеднику Тема 2. Видеопутешествие по Байкальскому заповеднику Тема 3. Видеопутешествие по Джергинскому заповеднику Тема 4. Видеопутешествие по Тункинскому национальному парку | Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Март |
Раздел 7. Защита исследовательских проектов (5 часов) | Тема1. Требования к исследовательской работе (1 час) Тема2. Бытовые отходы и проблемы их утилизации (конкретный пример) Тема3. «Как определить качество молока в домашних условиях» Тема4. «Возвращенный лес» Тема5. «Яичная скорлупа : в мусорное ведро или для пользы?» | Познавательное занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Апрель |
Обобщение. ( 3 часа) Итого 34 часа | Тема 1. Экологическая викторина «Знатоки природы» (15 апреля День экологических знаний) Тема 2. Экологическая беседа « Учись правилам поведения в лесу» (К Всемирному Дню Земли 22 апреля) Тема 3. «12 чудес природы нашей Бурятии» | Познавательное занятие Познавательное занятие Практическое занятие | Привить интерес к природе Бурятии и её защите | Май |
Тематическое планирование ( 4 год обучения)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Ответственный | Дата |
1-4 | «Мой дом, наш двор, наша усадьба» Русская изба: клеть, голбец, полати, куть, поветь, горница, основная изба, сени, чулан, красный угол, грядка(посудник), постолье, подполье и т.д. | 4 | Классный руководитель | Сентябрь |
5-8 | Бурятская юрта: строение юрты, божница, хоймор, мужская и женская половина, вход в юрту. Юрта- модель космоса, экологически продуманное жилище в условиях центральной Азии. | 4 | Октябрь | |
9-11 | Русское подворье: двор, чулан, амбар, рига, овин , сеновал и т.д. | 3 | Ноябрь | |
12-20 | Бурятское хозяйство: табан хошуу мал- пять видов животных, основа бурятского хозяйства. Годовой цикл хозяйственных работ бурятского народа. Конь в жизни бурятского скотовода. Пословицы, поговорки, загадки о коне. Сказки и песни о коне. Хулэг Морин- сказочный скакун в бурятском фольклоре. Хии Морин- символ воздушного коня в буддийской культуре. Корова- источник священной «белой» пищи. Бурятские национальные блюда из молока. Овца – символ «тёплого дыхания» в бурятской культуре. Коза, верблюд – символ национальных животных. | 9 | Декабрь- Январь | |
21-24 | «Я и моя семья» Пословицы, поговорки, песни о семье. Близкие и дальние родственники. Традиции бурятского гостеприимства. Бурятская национальная кухня, экология питания. | 4 | Февраль | |
25- 28 | Традиции русского гостеприимства. Русская национальная кухня. Посты в христианской культуре как средство духовного и физического очищения. Экология питания. | 4 | Март | |
29- 30 | Отношение к здоровью в традиционной бурятской и русской культуре. | 2 | Апрель | |
31-34 | Национальная одежда русского и бурятского народов. Символ цвета и украшений. | 4 | Май |
Список литературы:
- Ананин А.А. Птицы / А.А. Ананин, А.В. Федоров // Фауна Баргузинского заповедника // Флора и фауна заповедников СССР. – М., 1988. – С. 8–33.
- Будаева, Цыцык Батоевна. Этноэкологические традиции: история и современность : (на примере экологических традиций бурят) / Ц. Б. Будаева ; Министерство образования Российской Федерации, Восточно-Сибирский государственный технологический университет. - Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2003. - 186 с. : табл. - Библиография: с. 170-184 и в тексте.
- Бебик, М. (психолог). Защищу-ка я проект... / М. Бебик. - (Психология: если учиться тяжело) // Здоровье школьника. - 2016. - № 12. - С. 68-69 : 1 фот. - ISSN 1818-099X.
- Денисова, А. Н. Экологическое образование с основами этнопедагогики в сельской школе (из опыта работы) / Денисова А.Н., Дашидондокова В.А., Алагуев Ю.О. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. - 123 с.
- Замбалова, Т. Д. Проблемы этноэкологического воспитания школьников / Замбалова Т.Д. - Улан-Удэ : Буряад Унэн, 2000. - 151 с.
- Запартович Б.Б, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей.
- Мамышева, И. Ю. Индивидуальная проектная работа - способ углубленного знакомства с древними этноэкологическими представлениями / И. Ю. Мамышева. - (Экологическое образование) // Начальная школа. - 2017. - № 12. -С. 22-26. - ISSN 0027-7371.
- Новицкая, М. Ю. (доктор педагогических наук; профессор). Народная экология в системе начального экологического образования / М. Ю. Новицкая. - (Воспитание и обучение) // Начальная школа. - 2018. - № 2. -С. 46-52. - Библиогр.: с. 52 (5 назв.). - ISSN 0027-7371.
- Ошорова, Н. Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников : [монография] / Н. Б. Ошорова ; Министерство образования и науки Республики Бурятия, АОУ ДПО «Республиканский институт кадров управления и образования». - Улан-Удэ : Издательство БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. - 96 с. - Библиография: с. 90-95 (84 названия). - ISBN 978-5-8200-0171-0.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. –М.: Просвещение, 2012-2013 г.
- Светловская, Н. Н. (доктор педагогических наук; профессор). Основные условия и закономерности формирования у школьников желания и умения читать нужные им книги / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - (Обучение творческому чтению) // Начальная школа. - 2019. - № 9. -С. 60-67. - Библиогр.: с. 67. - ISSN 0027-7371.
- Цветкова, И. В. Экология для начальной школы : игры и проекты / И. В. Цветкова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 192 с. : ил.
- Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
- Районы Бурятии в фокусе экологических проблем Байкальского региона: мат-лы науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. – С. 12–14.
- Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. – 416 с.
- . Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп.
- – Улан-Удэ: Изд. дом «Информ Полис», 2005. – 328 с.
- Современные проблемы этноэкологии и традиционного природопользования : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Улан-Удэ : Издательство БГУ, 2011. - 116 с. : ил.
- Сундучок этнопедагогических новаций : учебно-методическое пособие : [для школьных учителей, педагогов дополнительного образования / Н. Ж. Дагбаева и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. - 137, [2] с. : цв. ил. - Авторы указаны перед выпускными данными. - Библиография: с. 134-136 и в конце статей. - ISBN 978-5-9793-1276-7 :
- Педагогические технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий у младших школьников. - Улан-Удэ : издательство БГСХА, 2011. - 77 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...