"Шахматы" РП по внеурочной деятельности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,
утвержденной приказом от 30.08.2019 № 782, протоколом педсовета №1 от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Шахматы
Класс 4 Б
Учебный год 2019 -2020
Учитель Соснина О.А.
Нижневартовск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка. ……………………………………………………………………………………………………. .3 стр.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………………………………………………………3 стр.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………… …..5 стр.
- Тематическое планирование ……………………………………………………………………………...………………...7 стр.
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 4 класса составлена на основе документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011;
- Авторская программа «Шахматы в школе» / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2017;
- Учебный план МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 учебный год.
На реализацию программы в 4 классе выделено 34 часа в год (1 раз в неделю по 30 минут). Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучающиеся к концу четвёртого года обучения должны:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности;
-ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
-наличие чувства прекрасного;
-формирование основ шахматной культуры;
-понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
-уважительное отношение к иному мнению;
-приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстника;
-воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
-умение управлять своими эмоциями;
-дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
-оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
-умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
-владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать
внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты
-обучающиеся должны прибрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и роли их в жизни человека;
-владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в разнообразных видах внеурочной деятельности. Первым уровнем воспитательного результата является приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых нормах поведения в обществе). Второй уровень воспитательного результата - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Третий уровень воспитательного результата – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание четвёртого года обучения включает теоретические основы и правила игры в шахматы.
- История шахматной игры.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
- Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король),ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при разносторонних и равносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
III. Практико-соревновательная деятельность включает: конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Основные виды учебной деятельности, способствующие формированию предметные компетенций обучающихся:
Предметные компетенции | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Компетентностный подход выражен: | Формы отслеживания роста предметной компетенции |
Техническая | Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам; В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. | В проведении педагогом инструктажей; В применении индивидуальных форм работы; В корректировке игры; В рекомендациях по выполнению комбинаций. | Педагогическое наблюдение; Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях. |
Интеллектуальная | Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; Изучении специализированной литературы; Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. | В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала; В проведении бесед; В применении индивидуальных и групповых форм работы. | Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучающихся. |
4.Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Шахматы» четвёртый год обучения
№ п/п | План | Факт | Тема занятия | Элементы содержания и основные виды учебной деятельности |
Сведения из истории шахмат (1 ч) | ||||
История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Правила ТБ. | 1) Этап мотивации и актуализации: Беседа- инструкция по ТБ (техники безопасности) на занятиях и во время соревнований по шахматам. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования ФИДЕ и правила их проведения. 2) Постановка учебной задачи и поиск её решения. Как и когда шахматы появились на Руси, какое значение они приобрели со временем (мозговой штурм). Первый русский мастер шахматной культуры Александр Дмитриевич Петров (1799-1867). 3)Самостоятельная работа с самоконтролем: Выполнение заданий в рабочей тетради. Дидактическая игра. 4) Включение в систему знаний и повторений. Вспомнить названия шахматных фигур, их место в начальной позиции, способы передвижения по доске. Термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры. 5) Рефлексия и подведение итогов. Продолжить фразу: «Я узнал/научился, Мне было интересно/сложно, Я могу объяснить/проанализировать/сделать вывод…» | |||
Базовые понятия шахматной игры (22 ч) | ||||
Основные принципы игры в дебюте. | Мозговой штурм- повторение: стадии шахматной партии и дебют. Значение терминов «расширенный центр», «сильный пешечный центр», «борьба за центр»; анализ партии Морфи- Мак Коннел. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Выполнение заданий в рабочей тетради с оценкой хода за белых/чёрных фигур. | |||
Перевес и развитие фигур. | Повторение: «развитие» шахматных фигур, «вывести»-выгодная активная позиция, «перевес в развитии», «развитие инициативы». Выполнение заданий в рабочей тетради (Сыграй как Эмануэль Ласкер). Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
Атака на короля. | Повторение: «атака на короля», «равенство сил». Термины: атака, вскрытие линий. Игровая практика: задание на шахматной доске. Выполнение заданий в рабочей тетради с оценкой хода за белых/чёрных фигур. | |||
Перевес в пространстве.
| Повторение: владеть горизонталями или диагоналями, лучшие позиции, манёвренность и взаимосвязь фигур. Термин: перевес в пространстве. Решение шахматных задач. Отработка практических навыков в игре. Выполнение заданий в рабочей тетради (Сыграй как Хосе Рауль Капабланка). | |||
Оценка позиции.
| Повторение: обеспечение безопасности короля в начале партии. Знакомство с терминами «оценка позиции», «правильная оценка». Обсуждение и решение шахматных задач. Самостоятельное выполнение упражнений в рабочей тетради | |||
План игры. | Знакомство и составление плана игры по схеме. Термины: план, цель, реализация плана. Выполнение заданий в рабочей тетради с анализом ходов и выборов тактических приёмов. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
Выбор хода. | Знакомство с алгоритмом выбора хода и его практическое применение. Значение терминов: профилактика, удачные манёвры. Выполнение заданий в рабочей тетради. Игровая практика: задание на шахматной доске. | |||
Открытые дебюты. | Знакомство с терминами: «открытые дебюты», «итальянская партия». «защита двух коней». Выполнение заданий в рабочей тетради (Сыграй как Макс Эйве). Решение шахматных задач. | |||
Полуоткрытые дебюты. | Знакомство с терминами: «полуоткрытые дебюты», «сицилианская защита: схевенингенский вариант и вариант дракона», «французская защита» «симметричные построения», «манёвренная борьба». Выполнение заданий в рабочей тетради с анализом дебютной ловушки. Отработка изученных тактических приемов их сочетание в игре и применение. Обсуждение и решение шахматных задач. | |||
Закрытые дебюты. | Решение шахматных задач: определение ошибок и сильных ходов. Термины: «закрытый дебют», «славянская защита: варианты- главная система и меранская система». Практическая работа по самостоятельному выполнению упражнений в рабочей тетради (Сыграй как Михаил Ботвинник). | |||
Гамбиты. | Знакомство с терминами: «гамбит-жертвование фигурой, для захвата центра», «королевский гамбит». Рассмотреть возможности борьбы за инициативу и ее значение. Обсуждение и выполнение заданий в рабочей тетради. Закрепление полученных знаний в шахматных играх. | |||
Тактический приём: «мельница».
| Знакомство с типичными ошибками в дебюте и тактическими приемами. Термин: «мельница». Выполнение заданий в рабочей тетради (Сыграй как Василий Смыслов). Игровая практика. | |||
Тактический приём: «перекрытие». | Термин: перекрытие. Обсуждение шахматных задач у демонстрационной доски. Игровая практика. | |||
Тактический приём: «рентген». | Решение шахматных задач. Термин: рентген- «просвечивает». Игровая практика: задание на шахматной доске. Практическая работа по самостоятельному выполнению упражнений в рабочей тетради (Сыграй как Михаил Таль). | |||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли. | Закрепление полученных знаний о тактических приёмах в ходе игры с партнёром. Соотнесение диаграмм с изученными приёмами. | |||
Анализ шахматной партии: выбери ход. | Определение видов защит: закрепление полученных знаний в ходе игры с партнёром и соревновательная игра. | |||
Шахматный турнир. | Игровая практика: задание на шахматной доске. Принципы игры в эндшпиле. Обсуждение и решение шахматных задач. | |||
Шахматный турнир. | Решение шахматных задач, игровая практика. Знакомство с шахматной задачей: владение материальным преимуществом. | |||
Шахматный турнир. | Знакомство с основами анализа шахматной партии: защита в худшей позиции. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Игровая практика. | |||
Шахматный турнир. | Термины: эндшпиль, миттельшпиль. Игровая практика: задание на шахматной доске. Контратака. Выполнение заданий в рабочей тетради. | |||
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Термины: ладейные окончания, позиции Филидора. Выполнение заданий в рабочей тетради. Обсуждение и решение шахматных задач. | |||
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Обсуждение правил успешной защиты: король идёт на короткую сторону, ладья на длинную. Выполнение заданий в рабочей тетради и решение шахматных задач. Игровая практика. | |||
Конкурсы решения позиций (2 ч) | ||||
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Термин: позиция Лусены. Соотнесение диаграмм с изученными приёмами. Выполнение заданий в рабочей тетради с анализом ходов и выборов тактических приёмов. Практическая игра с партнёром. | |||
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Знакомство с правилами успешной защиты. Игровая практика. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради и на шахматной доске. | |||
Соревнования (8 ч) | ||||
Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю. | Анализ матовых и патовых позиций. Знакомство с алгоритмом выбора хода. Термины: теоретические позиции. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради и на шахматной доске. | |||
Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. | Повторение изученных матовых позиций, работа по алгоритму. Решение шахматных задач: определение ошибок и сильных ходов. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Практическая игра с партнёром. | |||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Разобрать партии сильнейших шахматистов. Закрепление полученных знаний о тактических приёмах в ходе игры с партнёром. Соотнесение диаграмм с изученными приёмами. | |||
Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. | Знакомство с высказываниями знаменитых гроссмейстеров. Упражнение в анализе шахматной партии. Поиск планов сторон. Решение шахматных задач в соревновательной игре. | |||
Шахматный турнир. | Обобщение полученных знаний о шахматных фигурах, их взаимодействии на шахматной доске в ходе игры с партнёром. Соревновательная деятельность, практическая игра с партнёром. | |||
Шахматный турнир. | Обобщение полученных знаний о шахматных фигурах, их взаимодействии на шахматной доске. Решение шахматных задач: проверь себя. Применение правил поведения партнёров во время игры. | |||
Шахматный турнир. | Применение полученных знаний. Выполнение творческих заданий. Решение заданий, игровая практика. | |||
Шахматный турнир. | Применение полученных знаний в динамических шахматных играх. Решение заданий, игровая практика. | |||
Шахматные праздники (1ч) | ||||
Шахматный праздник. | Урок –КТД. Выполнение творческих заданий. Игровая практика. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....