Культура и быт бурят
проект (4 класс)
В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре разных народов, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта.
Постепенно расширяются представления учащихся о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», культуре и традициям родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задачи проекта | 23.79 КБ |
приложение 1 | 375.52 КБ |
приложение 3 | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура и быт бурят»
МБОУ «Осинская СОШ №1», 4 «Г» класс.
Руководитель проекта: учитель начальных классов Монзоева Н.Н.
Руководитель Театрального кружка Иванова А.Э.
Участники проекта: группа учащихся 4 «Г» класса.
Вид проекта: Познавательно — творческий, групповой.
Актуальность проблемы
Каждый школьник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт учащегося, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное и это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.
Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своей культурой. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей школьного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии.
Данный проект имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания школьников.
Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры и быта.
Чтобы расширить и актуализировать знания учащихся о народах, населяющих Сибирь, главным и ведущим инструментом я определила проектную деятельность.
В 2018 году мы разработали и реализовали краткосрочный проект «Культура и быт бурят» с группой учащихся 4-го класса, который был приурочен национальному празднику «Сагаалган».
Данные проекты способствуют приобщению учащихся к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, т.к. именно школьный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Гипотеза образовательного проекта
В результате целенаправленной и системной работы у учащихся повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.
На организационном этапе определила цель и задачи, объект исследований: культура и быт бурят.
Цели: формирование у школьников интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю. Воспитание уважения к традициям бурят.
Задачи:
-Формировать у школьников интерес к изучению культуры своих предков как на уроках, так и вне их, активизировать познавательную деятельность;
-Способствовать формированию знаний о Сагаалгане , как о важном и значимом празднике в жизни народа;
-Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной земле и гордость за нее;
-Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность;
-Расширять словарный запас учащихся (буряты, юрта, кочевники, скотоводство, шаман и т. д).
Подбор ресурсного обеспечения
Интернет-ресурсы.
Познавательная и художественная литература.
Ресурсы
-материально-технические : изготовление предметов быта, посуды, шитье национальных костюмов, использование фотоаппарата, видеоматериала, музыкальных произведений;
Участники проекта: учитель, руководитель, учащиеся 9-10 лет.
Тип: познавательный.
Сроки проведения: краткосрочный (1 неделя)
Этапы реализации проекта
1этап: информационно – технологический
1. Подбор материала и литературы по теме проекта.
2. Планирование работы с детьми.
2 этап: Практическая часть
1. Чтение рассказов, легенд, сказок бурят.
2. Просмотр иллюстраций, картин, видеофильмов о народе.
3. Художественное творчество.
4. Решение проблемных ситуаций.
3 этап: Результат проектной деятельности
1. Создание предметно – развивающей среды.
2. Открытое внеклассное мероприятие по проекту «Сагаалган»
3.Проведение классных часов в 4 «а», 4 «б» классах.
4. Участие в школьном этапе НПК «Я-исследователь».
Заключительный:
- Презентация проектной деятельности.
- Изготовление поздравительной открытки
Ожидаемый результат:
- Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев, традиций, особенностей быта, культуры, фольклора бурят.
- Педагогическая помощь в формировании правильного у учащихся в области поликультурного воспитания.
- Воспитание и обучение учащихся в рамках развития этновоспитания: формировать позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокопознавательной активностью, с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру народа.
Самое главное и важное – чтобы учащийся знал, уважал, чтил, берег и развивал традиции, обычаи, культуру и фольклор своего народа.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Классный час «Сагаалган» проведенный в 4-х классах
учитель нач.классов Монзоева Н.Н.
руководитель кружка Иванова А.Э.
Цель: повторить традиции празднования Белого месяца.
На экране:
Сайн байеа, хундэтэ нухэдууд!
Сагаан hараар Амаршалнабди!
Сагаан эдеэгээр угтанамди,
Сагаан сэдхэлээр амаршалнабди!
Оборудование: проектор, звездочки, таблички с номерами.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие друзья! Наши гости!
Поздравляю Вас с праздником Белого месяца! Желаю Вам светлых радостных дней, светлых мыслей, добрых и верных друзей! По монгольскому календарю этот год Земляной собаки будет для Вас годом верности, уверенности в светлом будущем, добрых начинаний и исполнения всех желаний.
Сегодня классный час мы проведем в честь праздника Белого месяца. Молодой месяц растет, омытый молоком плодящих животных, поэтому и назван Цаган-Сар, что означает Белый месяц.
Белый месяц испокон веков наш народный праздник. С давних времен народы Центральной Азии стали пользоваться лунным календарем. Первоначально и долгое время он отмечался осенью перед зимовкой скота.
С проникновением буддизма ламы ввели свой календарь, перенеся Белый месяц на конец зимы. Первый день Нового года по лунному календарю приходится на разные дни февраля.
А празднование его называется Цагалган, поскольку дорогих гостей встречают молоком или молочными продуктами – основной пищей скотоводов. При этом буряты говорят: «Сагаалагты», «Сагаалая».
В дни Белого месяца обычно посещают близких родственников и друзей. Дети навещают родителей, младшие – старших, поздравляют, желают здоровья, счастья, долгих лет жизни, всяких благ, одаривают, угощают.
Чтобы лучше знать традиции, обычаи бурятского народа, истоки своего края, республики, сегодня, мы проведем с вами игру – конкурс «Звездный час»
(Называю участников).
Участники занимают свои игровые места. Итак, начинаем!
По лунному календарю летоисчисление состоит из 12 годов.
Начнем 1 тур
Перед вами 4 года, следующих друг за другом: змея, дракон, лошадь, овца. Так ли это? Не нарушена ли последовательность?
(Ответ: дракон, змея, лошадь, овца.)
По национальной традиции в дни Сагаалгана гости обходили всех соседей, поздравляли с праздником, желали добра и здоровья, при этом соблюдались обязательные направления обхода: 1- по ходу луны, 2- против хода луны, 3- по ходу солнца, 4- против хода солнца.
(Ответ: 3.)
Третий вопрос по национальной кухне: по древнему обычаю угощения начинались, как и у многих других народов с …
1- чая, 2- отварного мяса, 3- с поз, 4- с молочной пищи.
(Ответ: 2.)
Самому почетному гостю принято было подавать: 1- крестец, 2- голову, 3- сердце, 4- грудинку.
(Ответ: 2.)
Пятый вопрос об искусстве и народном творчестве: перед вами 4 народных инструмента– хур, чанза, домбра, лимба. Угадайте, все ли из них бурятские?
(Ответ: домбра не бурятский инструмент (3))
Перед вами 4 географические названия – Святая Елена, Святой Матвей, Святой Георгий, Святой Нос. Какое название носит полуостров на Байкале?
(Ответ: Святой Нос (4))
Подводим итоги 1 тура.
Теперь проведем конкурс болельщиков.
За правильный ответ вам будет даваться звездочка, которую в конце игры вы сможете отдать понравившемуся игроку.
Вопрос 1: По Бурятии проходит БАМ. Перед вами 4 станции, следующие с запада на восток: Северобайкальская, Кичера, Таксимо, Янтукас.
Так ли это?
(Ответ: поменять 3 на 4).
Вопрос 2: Айраг, тараг, арса, хурэнгэ. Два из этих слов обозначают одно и же, т. е. один молочный продукт.
(Ответ: айраг, хурэнгэ).
Вопрос 3: Молочная пища – основная еда скотоводов, обязательная в дни Сагаалгана: урмэн, уураг, саламат, хушур. Какое из этих блюд не молочное?
(Ответ: хушур).
Начинаем 2 тур.
На доске пишу 10 букв. Вот эти буквы: в, а, л, н, и, р, с, е, о, к.
Задание: надо составить самое длинное слово, используя каждую букву только один раз.
Приглашаю к участию в этом конкурсе болельщиков, победителя ждет приз.
Время пошло.
Участники попрошу отложить ручки и послушать какие слова составили болельщики.
Награждаем победителя.
Подводим итоги 2 тура.
Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свой край.
Начинаем 3 тур.
Перед вами фамилии четырех известных бурятских писателей. Назовите, кто из них написал роман «Разрыв трава».
1 - Х. Намсараев, 2 - К. Балков, 3 - И. Калашников, 4 - А. Бальбуров.
(Ответ: 3).
Озеро Байкал богато рыбой, в нем водится: омуль, осетр, сазан, пелядь. Какие из этих рыб переселены в Байкал из других водоемов?
(Ответ: сазан с Амура, пелядь – с Еравнинских озер).
У русского народа есть много былин о богатырях, например, об Илье Муромце. У бурятского народа есть эпос о Гэсэре. Героический эпос состоит не из глав, а из ветвей. Вы должны угадать, сколько ветвей в эпосе. Перед вами 4 варианта ответа:
1 - 7, 2 - 9, 3 – 10, 4 – 12.
(Ответ: 9 ветвей (2)).
Перед вами 4 реки, протекающие на территории Бурятии, Они расположены в порядке уменьшения их длины: Селенга, Уда, Витим, Турка. Если нарушена последовательность, поменяйте местами.
(Ответ: 2 и 3 –Витим и Уда – поменять местами).
Перед вами 4 озера: Щучье, Большое, Арамгатуй, Хубсугул. Все эти озера расположены на территории Бурятии? Какое нет?
(Ответ: 4 – оз. Хубсугул – в Монголии).
Подводим итоги 3 тура.
Объявляется финал.
Сколько звезд у победителей. Болельщики кому вы отдаете свои звездочки.
Задание для финалистов: составить наибольшее количество слов из слова «Праздник».
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам
Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...
Традиции и обычаи бурят
Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...
Проект ученика по окружающему миру: "Бурый медведь".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3726369","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Индивидуальный проект ученика по окружающему миру: "Бур...
Классный час "Национальная одежда бурят"
Данный классный час проведен в 4 классе. Используется системно-деятельностный подход - ставящий главной целью развитие личности учащегося. Также коллективный способ обучения. Коллективный способ обуче...
Проективная диагностическая методика на основе интерактивного упражнения «Дерево в бурю».
В своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста вот уже несколько лет я использую авторскую проективную диагностическую методику «Дерево в бурю» для определения успешности прохо...
Занятие по сказке "Бурый медведь и белый медведь".
На занятии ребята совершили путешествие на север нашей страны, в места проживания белого медведя и в зону лесов в гости к бурому медведю, для знакомства с условиями их проживания. Затем ребята прослуш...
А.Н.Плещеев "В бурю"
А.Н.Плещеев "В бурю"...